- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по геометрии с использованием динамических моделей GeoGebra на тему Перпендикулярность прямой и плоскости
Конспект урока по геометрии с использованием динамических моделей GeoGebra на тему Перпендикулярность прямой и плоскости
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Усенков А.Н. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок геометрии в 10 классе по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»
Цель урока - создание условий для формирования понятия перпендикулярности прямой и плоскости в пространстве.
Задачи урока:
-
образовательные - ввести понятие перпендикулярности прямой и плоскости;
-
развивающие - развивать способности рассуждать, анализировать, умения распознавать и обосновывать перпендикулярность прямой и плоскости;
-
воспитательные - воспитывать внимание, сознательное отношение к учению.
Тип урока - комбинированный.
Оборудование: проектор, электронные модели по теме урока.
План урока
-
Организационный момент (2 мин)
-
Актуализация знаний (5 мин)
-
Объяснение нового материала (15 мин)
-
Решение задач (18 мин)
-
Домашнее задание (2 мин)
-
Итоги урока (3 мин)
Ход урока
-
Организационный момент
Приветственное слово учителя, сообщение темы и цели урока.
-
Актуализация знаний
Самостоятельная работа по чертежу (модель 1).
Дан куб .
-
Назовите пару скрещивающихся ребер.
-
Назовите пару параллельных ребер.
-
Назовите пару перпендикулярных ребер.
-
Назовите пару скрещивающихся перпендикулярных ребер.
-
Объяснение нового материала
Определение. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости () (модель 2).
Теорема (признак перпендикулярности прямой и плоскости). Если прямая, пересекающая плоскость, перпендикулярна к двум прямым этой плоскости, проходящим через точку пересечения, то она перпендикулярна к плоскости.
Доказательство
Пусть
Рассмотрим и . и - медианы и высоты и - равнобедренные (по III признаку равенства треугольников) (по I признаку равенства треугольников) - равнобедренный - медиана и высота ч.т.д.
-
Решение задач
Задачи на странице 43 учебника решаются учениками у доски с помощью учителя.
№1. и . Точки А и В лежат на одной прямой, а С и D - точки плоскости . Докажите, что если ОС=OD, то BC=BD (модель 4).
Решение. Треугольники BOC и BOD равны по признаку равенства прямоугольных треугольников, отсюда следует равенство сторон BC и BD.
№2. ABCD - квадрат в плоскости , его диагонали пересекаются в точке О. Прямая проходит через точку О и перпендикулярна к плоскости . Точка Е лежит на прямой а. Длина диагонали квадрата равна 6 см, а ОЕ - 4 см. Найдите расстояние от точки Е до вершины квадрата (модель 5).
Решение. Рассмотрим треугольник АОЕ. АОЕ - прямоугольный. Диагонали квадрата равны и точкой пересечения делятся пополам, значит АО=3 см. По теореме Пифагора найдем АЕ: см. BE=CE=DE, т.к. треугольники BOE, COE, DOE равны (один катет общий, второй - половина диагонали), Значит АЕ=BE=CE=DE=5 см.
Дополнительное задание
№4. Существует ли замкнутая неплоская ломаная из пяти звеньев, каждое звено которой перпендикулярно к смежному? (Да, существует) (модель 6).
-
Домашнее задание
§11 с.42-43, определение и теорему выучить, №3 с. 43.
-
Итоги урока
Поведение итогов урока, выставление оценок учащимся.