Статья. Применение кейс-технологии на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кадменская Наталия Владиленовна

МБОУ СОШ № 88 с УИОП

Технологии активного обучения. Кейс-метод.

Технологии активного обучения еще называют имитационными : предполагает создание- в процессе обучения деятельности, имитирующей реальные жизненные процессы. Среди методов данной технологии на современном этапе приобретает все большую популярность кейс-метод. Кейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации, требующей решения. Для решения необходимо применение определенных знаний, умений и навыков. В процессе решения возможно привлечение знаний из межпредметных областей. Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

Родиной данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно - Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике, менеджменту и бизнес - наукам за рубежом.

Образовательный ресурс метода.

Кейс метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения.

Кейс-метод способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой - творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Метод развивает следующие навыки:

1. «Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично.

2. Практические навыки: пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует более легкому формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудности теории.

3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и ИКТ средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Технология конструирования учебного занятия с применением кейс-метода.

Основные этапы:

• определение целей;

• подбор ситуации (проблемы) соответственно критериям;

• подбор необходимых источников информации по теме, создание преподавателем краткой версии учебных материалов для самостоятельного изучения студентами или учащимися теории вопроса; определение главных понятий, которые должны усвоить слушатели;

• подготовка первичного материала в кейсе;

• экспертиза материала;

• подготовка методических рекомендаций по его использованию, вопросов для последующего обсуждения проблемы, самого задания, алгоритмов в возможных вариантах, указаний по видам предоставления решения задания и т.д.

• обсуждение и решение кейса, проведение итогового занятия, контроль темы.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий категории слушателей уровень трудности;

• иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;

• не устаревать слишком быстро;

• иметь национальную окраску;

• быть актуальным на сегодняшний день;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать дискуссию;

Есть 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:

1. учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2. в определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

3. учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой, чтобы «не мешать идее родиться».

За годы работы в соответствии с ФГОС мною разработаны уроки с применением кейс-метода для пятого, шестого и седьмого классов по математике, алгебре и геометрии. В текущем учебном году я планирую создавать кейсы для изучения и повторения материала 8 класса, а также проанализировать какие еще темы с пятого по седьмой класс могут быть изучены с применением кейс-метода.

Литература:

1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.

2. Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? /Обучение за рубежом, №7, 2000.3. Маргвелашвили Е. О месте «кейса» в российской бизнес-школе / Обучение за рубежом, №10, 2000.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

5. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.

6. Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ.

7. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М. : Академия, 2001. - 192 с.

8. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода. Под ред. Ю. П. Сурмина. - Киев, 2002. - 286 с.







© 2010-2022