- Преподавателю
- Математика
- Системно-деятельностный подход как реализация
Системно-деятельностный подход как реализация
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Альзонова Л.Д. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования.
2014г.
Альзонова Людмила Даниловна.
МОУ Булусинская СОШ им.Т.А.Бертагаева.
слайд 1.
"Я слышу - я забываю,
Я вижу-я запоминаю,
Я делаю- я усваиваю."
Слайд 2.
Китайская мудрость
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к "самоопределению и самореализации", к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения , к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей . В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности: самоопределение, нормотворчество и нормореализация, рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.
Системно деятельностный подход нацелен на развитие личности. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников : словарей, справочников,энциклопедий, с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
Слайд3.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний , сколько обеспечить его общекультурное , личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением , как умение учиться.Конструктивно выполнять задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход. По сути это и есть главная задача новых образовательных стандартов , которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Деятельностный подход-это метод обучения , при котором ребенок не получает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя , а учащихся.
Слайд 4 .Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов.
Слайд 5 .Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.
1.Урок "открытия" нового знания.
Деятельностная цель" формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель:расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2.Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин , построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).
Образовательная цель:коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.
3.Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных и алгоритмов.
Образовательная цель:выявление теоритических основ построения содержательно-методических линий.
4.Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контродь и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Концепция системно-деятельностного подхода позволяет сформулировать краткое определение развивающего обучения:развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося -субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоритическое мышление и творческие способности.
Развивающее обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно преобразует традиционное обучение в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении.
Слайд 6.