- Преподавателю
- Математика
- Творческая работа по теме: «Методы решения показательных и показательно-степенных уравнений»
Творческая работа по теме: «Методы решения показательных и показательно-степенных уравнений»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мельникова О.В. |
Дата | 18.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методы решения показательных и показательно- степенных уравнений
Выполнил: Водопьянов Евгений
учащийся 10 класса
МКОУ СОШ №47
Руководитель: Леонова Надежда Васильевна
учитель математики
г. Барабинск 2013
Оглавление
1. Введение.
-
Основная часть.
-
Определение показательного уравнения.
-
Метод приведения обеих частей уравнения к одному основанию.
-
Метод вынесения общего множителя за скобки.
-
Метод замены переменной.
-
Метод логарифмирования обеих частей уравнения.
-
Нестандартный метод решения показательных уравнений.
-
Графический метод решения показательных уравнений.
-
Показательно-степенные уравнения.
-
-
Заключение.
-
Список литературы.
1.Введение.
Тема моей исследовательской работы «Методы решения показательных и показательно-степенных уравнений».
Я поставил перед собой проблему: В чем заключаются трудности при решении показательных и показательно- степенных уравнений ?
Цель работы: изучение методов решения показательных и показательно степенных уравнений.
Характер работы определил следующие задачи:
- проанализировать литературу по данному вопросу;
- систематизировать сведения о методах решения показательных уравнений;
- изучить методы решения показательно- степенных уравнений;
- совершенствовать технику алгебраических преобразований;
- рассмотреть нестандартные методы решения показательных уравнений.
Объект исследования: показательные и показательно- степенные уравнения
Гипотеза исследования: систематизировать методы решения показательных и показательно-степенных уравнений.
2.1. Определение показательного уравнения.
Уравнение, содержащее переменную в показателе степени, называется показательным.
ax=b, где а>0, а≠1, b>0
2.2. Метод приведения обеих частей уравнения к общему основанию.
Решение показательных уравнений основано на свойстве степени:
Две степени с одним и тем же положительным основанием а≠1 равны тогда и только тогда, когда равны и показатели .Используя это свойство, уравнение
ax=b, где а>0, а≠1, b>0
Решают так:
ax=b
ax=alogab
x=logab(2,стр 76)
Многие показательные уравнения решаются методом приведения обеих частей уравнения к общему основанию.
Пример №1
(0,4)x-1=(6,25)6x-5
Решение:
()x-1=()6x-5
()x-1=()6x-5
()x-1=(()-2)6x-5
()x-1=()-12x+10 , так как функция y=()t убывающая при t€R, то данное уравнение равносильно уравнению
x-1=-12x+10
x+12x=10+1
13x=11
x=
Ответ:
2.3. Метод вынесения общего множителя за скобки.
При решении показательных уравнений используется преобразование, состоящее в вынесении общего множителя за скобки.
Пример №2. Решите уравнение:
52x+1- 3*52x-1=550
52x(5-3*5-1)=550
52x(5-0,6)=550
52x *4,4=550
52x=125
52x=53
2x=3
x=1,5
Ответ: 1,5
Пример№3 Решите уравнение
4x-3x-=3x+-22x-1
Решение:
Сгруппируем члены, содержащие степени с основанием 4 и с основанием 3:
4x+22x-1=3x++3x-
22x+22x*2-1=3x*30,5+3x/30,5
Вынесем общие множители за скобки:
22x (1+0,5)=3x (30,5+1/30,5)
22x *=3x(4/30,5)
22x-1 *3=3x-0,5 *4
22x-1/4=3x-0,5/3
22x-3=3x-1,5
(22)x-1,5=3x-1,5
4x-1,5=3x-1,5
Разделим обе части уравнения на
3x-1,50
()x-1,5=1
x-1,5=0
x=1,5
Ответ: 1,5
2.4 Метод замены переменной
Уравнение вида f(ах)=0 при помощи замены переменной ах=t сводится к решению равносильной ему совокупности показательных уравнений
ax=t1 ,ax=t2, … ,ax=tk
где t1,t2,…,tk- все корни уравнения f(t)=0
Пример №4. Решите уравнение.
52x-2*5x-15=0
Решение:
Пусть 5x=t, тогда
t2-2t-15=0
D=4+60=64
t1==5
t2==-3
Таким образом, данное уравнение равносильно совокупности двух уравнений:
5x=5;
5x=-3
Отсюда x=1.
Уравнение 5x=-3 решений не имеет, т.к. 5x>0 при x€R
Ответ:1
Рассмотрим показательные уравнения, в которых имеются три степени с различными основаниями, являющимися членами геометрической прогрессии, причем эти основания возводятся в одну и ту же зависящую от x степень.
Такие уравнения имеют вид
α af(x)+ß bf(x)+γ cf(x)=0
где α ≠0,ß,γ- действительные числа, f(x)- некоторая функция, а основания a,b,c удовлетворяют условию b2=ac
Уравнения такого вида решаются приведением к квадратному уравнению
αt2+ß t+γ=0 и рассмотрением совокупности показательных уравнений,
()f(x)=t1, ()f(x)=t2,
где t1,t2- корни квадратного уравнения.(1,стр. 97)
Пример№5 Решите уравнение
3*16x+37*36x=26*81x
Решение:
В этом уравнении числа 16,36,81 образуют три последовательных члена геометрической прогрессии со знаменателем q===.Разделим обе части уравнения на 81x
3*()x+37*()x-26=0
3*()2x+37*()x-26=0
Пусть ()x=t
3t2+37t-26=0
D=1681
t1==
t2==-13
Получаем совокупность двух показательных уравнений:
()x=;
()x=-13,
()2x=
x=0,5
Ответ:0,5
Уравнение вида α af(x)+ß bf(x)+γ=0
где α ,ß,γ- действительные числа, а основания a и b удовлетворяют условию ab=1, можно решать заменой переменной af(x)=t, тогда bf(x)=1/t и уравнение примет вид at2+γt+β=0, которое приведет к совокупности двух показательных уравнений af(x)=t1, af(x)=t2, равносильной исходному уравнению.
Пример №6. Решите уравнение.
5*23x-3-3*25-3x+7=0
Преобразуем уравнение так:
5*23x-3-3*22/23x-3+7=0
Пусть 23x-3=t>0
5t-12/t+7=0, умножим обе части на t>0
5t2+7t-12=0
Его корни t1=1,t2=-2,4
23x-3=1
23x-3=-2,4
3x-3=0
x=1
Ответ:1.
2.5. Метод логарифмирования обеих частей уравнения.
Уравнение вида af(x)=b,где a>0,a≠1,b>0 может быть решено при помощи логарифмирования обеих частей уравнения. Логарифмирование обеих частей возможно ,т.к. обе части уравнения положительны. Получаем f(x)=logab-уравнение ,равносильное исходному
Пример №7 Решите уравнение:
52x-1=73-x
1 способ. Обе части уравнения положительны. Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 5
log5 52x-1=log5 73-x
2x-1=(3-x)log5 7
2x-1=3log5 7- xlog5 7
2x+xlog5 7=3log5 7 +1
X(2+log57)=3log57+1
X=3log57+1/log57+2
Ответ: 3log57+1/log57+2.
2 способ. Прологарифмируем обе части по основанию 7.
3 способ. Применим основное логарифмическое тождество 7=5log57
2.6.Нестандартные методы решения показательных уравнений.
Пример №8.Решите уравнение
()x+=2x
Никаким из рассмотренных методов это уравнение не решается. Попробуем найти какое-нибудь решение этого уравнения методом подбора. Это x=1. Пока еще нельзя считать, что уравнение решено, оно может иметь и другие решения. Докажем, что других корней нет. Исследуем функции при x>1,x<1
Пусть x>1. Тогда функция y=()x убывает при x€R, значит при x>1
()x<()1, значит
()x+<+,
()x+<2.
Функция y=2x возрастает при x€R,значит при x>1, 2x>21, 2x>2
Получим, при x>1, левая часть уравнения меньше 2, а правая часть уравнения больше 2, значит, данное уравнение не имеет корней, больших, чем 1.
Пусть x<1
Функция y=()x убывает (0<<1) при x€R, значит при x<1 ()x>()1, ()x+>+,
()x+>2.
Функция y=2x возрастает при x€R,значит при x<1, 2x<21, 2x<2
Получим, при x<1 ,левая часть уравнения больше 2, а правая часть уравнения меньше 2, значит, данное уравнение не имеет корней, меньших, чем 1.
Итак,x=1- единственный корень уравнения.
Ответ:1.
2.7. Графический метод решения показательных уравнений
Пример №9. Решите уравнение:
()x+=2x
y=2x
y=()x+
Ответ:x=1
2.8. Показательно-степенные уравнения
Пример №10. Решите уравнение:
(x+3)x2-3=(x+3)2x
Решение:
Выражение в левой части и правой части уравнения представляет собой функцию, содержащую переменную как в основании, так и в показатели степени. Это показательно-степенное уравнение. Для решения этого показательно-степенного уравнения нужно рассмотреть три случая ;когда основание степени равно1;равно 0 и когда оно отлично от указанных значений.
Если x+3=1,
x=-2, то получим 1=1- равенство верное, значит,x=-2- корень уравнения.
Если x+3=0,
x=-3, то получится
06=0-6,
0-6 смысла не имеет.
Поэтому x=-3 не является корнем уравнения.
Если x+3>0
x+31,то приравниваем показатели
x2-3=2x
x2-2x-3=0
D=16
x=-1 и x=3
При этих значения x получаем соответственно 2-2=2-2 и 66=66 -верные равенства, значит x=-1 и x=3 корни уравнения.
Ответ:-2;-1;3.
Заключение.
Итак, я поставил проблему, провел информационный поиск, систематизировал методы решения показательных уравнений, изучил методы решения показательно- степенных уравнений, нашел пути решения данной проблемы, оформил результат.
Литература.
1.Крамов В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры.
2. Никольский М.К. Алгебра и начало анализа 11 класса - М.: Просвещение, 2007.
3.Потапов М.К. Алгебра и начало математического анализа 11-М.: «Просвещение», 2008.
4. Семёнов В.А. Ященко А.Н. КИМ ГИА.-М. Просвещение, 2013.
5. Цыпкин А.Г. Пинский А.И. справочное пособие по методам решения задач по математике. -М.: Наука, 1983.
13