ИКТ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Внедрение ИКТ в практику работы школы существенно "оживило" образовательный и воспитательный процесс, взаимодействие всех его участников. К 2017 году, согласно Национальному плану, «…будут обновлены содержание и формы социального взаимодействия школы, семьи и общества, обеспечивающего комплексность и единство требований и подходов к развитию функциональной грамотности школьников».  Как учитель математики и информатики, в своей работе я использую новый инструмент информационно – коммуникационной...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКТ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Л.В. Куртасова

ГУ СШ №29, г. Актобе, Казахстан


Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы ставит перед школой задачу формирования у школьников главных функциональных качеств личности: инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни. Подходы к образованию претерпевают множество изменений, в значительной степени вызванные развитием информационных технологий. Не случайно, в Национальном плане среди ключевых компетенций выпускника средней школы выделяются технологические (т.е. способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя). А среди ожидаемых результатов отмечено повышение уровня информатизации и использования информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников.

Внедрение ИКТ в практику работы школы существенно "оживило" образовательный и воспитательный процесс, взаимодействие всех его участников. К 2017 году, согласно Национальному плану, «…будут обновлены содержание и формы социального взаимодействия школы, семьи и общества, обеспечивающего комплексность и единство требований и подходов к развитию функциональной грамотности школьников».

Как учитель математики и информатики, в своей работе я использую новый инструмент информационно - коммуникационной технологии: организация взаимодействия «ученик - технология - учитель».

В предложенной ситуации учитель становится педагогом, методологом, технологом, а ученик активным участником процесса обучения.

Современных образовательных технологий много, но в своей работе я опираюсь лишь на некоторые из них:

-метод проектов;

-технологию личностно - ориентированного образования;

-технологию использования игровых методов;

-технологию обучения в сотрудничестве;

-технологию развития критического мышления;

-информационно - коммуникационные технологии.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понимание, запоминание и воспроизведение полученных знаний, но и умение ими оперировать, применять их в практической деятельности, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Система работы:

Педагогическая система моей профессиональной деятельности строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством применения на уроках различных технологий.

  1. Метод проектов.

Метод проектов - это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности.

Использование метода проектов на уроках математики является привлекательным для учащихся, успешность обучения с использованием метода проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.
Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам:

«Геометрия дождя и снега»/10 класс/

« Роза ветров» /9 класс/

« Рациональное использование воды» /6 класс/

«Юрта - мир геометрических фигур»/7 класс/

Эффективность внедрения этого метода можно наблюдать , анализируя результативность выступления учащихся на соревнованиях различного уровня:

Конкурс научных работ учащихся «Зерде»: Сизых Анастасия (5 класс) - 2 место, городской тур-2010-2011 год; Бериков Азамат (6 класс) - грамота 2010-2013 год.

Малая Академия Наук - исследовательская работа Зубцовой Ольги (10класс) «Исследование построения розы ветров с целью планирования населенных мест и улучшения экологической обстановки в регионе» -

3 место областной тур, грамота- республиканский тур (2011-2012г.)

2. Технология личностно - ориентированного образования.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

3. Технология развития критического мышления.

Развивая способность к критическому мышлению, можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.

Уроки с применением технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов - осмысление содержания - рефлексия».

Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция - выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы:

- верные и неверные утверждения по теме «Признаки делимости»: «Верно ли что…

..если запись числа оканчивается цифрой 0, то это число делится без остатка на 5?

…число 875 делится без остатка на 3?

Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Прием составления кластера. Составление кластера важно для развития мышления. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока.

Например, при изучении видов треугольников можно составить такой кластер

ИКТ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Информационная функция стадии осмысления содержания - это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний.

Применим такой приём, как чтение с пометами. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе.

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить учащихся с различными видами вопросов. Они формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений.

Здесь дети учатся устанавливать причинно - следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, проводят мини- исследования, строят предположения.

Прием «Таблица вопросительных слов»

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Какой?

Зачем?

Используя таблицу вопросительных слов, сформулируйте вопросы, которые у вас возникли. Что бы вам хотелось узнать на сегодняшнем уроке? Дети заполняют после обсуждения в группе вторую колонку

Что такое треугольник?

Какие виды треугольников вам известны?

Почему они так называются?

Кто его изобрел? И т.д.

В конце урока учитель говорит:

-Давайте вернемся к нашим вопросам. На все ли из них мы получили ответы?

- Где мы можем найти интересующую нас информацию?

Желающие к следующему уроку готовят сообщение.

4. Информационно- коммуникационные технологии.

Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.

Не секрет, что уроки математики требуют применения наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами различные геометрические построения, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.

При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны математики.

Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.

5. Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Групповая работа - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:

- способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;

- повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;

- расширяет межличностные отношения детей.

Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы использую памятки «Правила работы в группе»

Например, класс делится на 4 неоднородные группы. Каждая из групп самостоятельно изучает часть нового материала и готовит сообщение для всего класса. Детям предлагаются инструкции:

1.Прочитайте ….

2.Составьте схему ….

3.Решите, кто расскажет о… классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).

4.Начертите схему ..

5.Решите, кто расскажет классу о . и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).

6.Доложите о готовности группы.

6. Технология использования игровых методов.

Для формирования положительной мотивации на уроках, я считаю, что необходимо применение дидактических игр. Игр имеется достаточное количество, только остается правильно и уместно их применять на уроке.

7. Технология личностно - ориентированного образования.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка. К. Роджерс считает основной задачей учителя помощь ребёнку в его личностном росте. Именно учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития.

Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной активности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.

Вывод:

Благодаря использованию вышеперечисленных технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики позволило мне не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- удалось повысить мотивацию учащихся к обучению;

- активизировать познавательную активность;

- развивать мышление и творческие способности учащихся;

-индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;

-повысить качество наглядности в учебном процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Апатова Н.В.Информационные технологии в школьном образовании. - М., 2010.

  2. Беспалько В.П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2011

  3. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.

  4. Уроки вдохновения /Новицкая Л.И. - М., 1984

  5. Питюков В.Ю., Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников)- М.,1995

  6. Кукушин В.С., Педагогические технологии. 2004 г.: МарТ

  7. Полат Е. С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М., 2000.

  8. Щуркова Н.Е., Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников - М., 1992

Филиал НЦПК «Өрлеу»

ИПКП работников

по Актюбинской области




Заявка


на участие в конференции «Инновационные технологии в обучении - залог обеспечения нового качества образования» по направлению «Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании»


Куртасова Лариса Владимировна

учитель математики и информатики

ГУ СШ № 29, г. Актобе

учитель

00303 Казахстан, г. Актобе, авиагородок д.12 кв.9

т. 8 7132 22 78 48,моб 8 701 493 30 74

e-mail: [email protected]


© 2010-2022