- Преподавателю
- Математика
- Иррациональные уравнения
Иррациональные уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковалевская О.Н. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30
"Иррациональные уравнения"
(11 КЛАСС)
Составила: Васильева И.П.,
учитель математики
СОШ № 30
Караганда 2014 год
Тема: "Иррациональные уравнения"
Цель урока:
-
Проверить знания корня n-ой степени, ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решения. Проверить степень усвоения учащимися материала.
-
Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
-
Побуждать учащихся само - взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
План урока
-
Организационный момент
-
Задача на внимание
-
Устная работа
-
Самостоятельная работа-тест
-
Решение у доски
-
Закрепление
-
Домашнее задание. Подведение итогов урока
Ход урока
1. Организационный момент
2. Для того чтобы хорошо работать на уроке, нужен настрой. Начнем, как всегда, с задачи на внимание. Смотрим и запоминаем.
Учитель несколько секунд показывает карточку с заданием классу, а затем убирает её и задаёт вопросы:
-
Перечислите все корни, которые вы видели.
-
В какой геометрической фигуре расположен ?
-
Какого цвета эта окружность?
-
Квадратный корень, из какого числа находится в квадрате?
-
Какого цвета этот квадрат?
-
Каким цветом записан ?
-
В какой геометрической фигуре он расположен?
3. Устная работа
-
Найдите значения выражения.
, , , , , , , .
-
Вынесите множитель из-под знака корня
, ; ; , ; , , .
Логическая задача
4. Самостоятельная работа- тест
Математика, как и другие науки, дала миру огромное количество ученых от древности до наших дней, смысл жизни которых состоял в продвижении науки вперёд, в открытии новых закономерностей, формул, доказательств теорем.
Выполнив задание теста, вы назовете имя видного немецкого учёного, который внёс огромный вклад в развитие геометрических пространств. (ЭЛЕМЕНТ ШТОРКИ, ВНИЗУ ЗА ШТОРКОЙ СПРЯТАНЫ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ, ПОСЛЕ ТОГО КАК УЧАЩИЕСЯ РЕШАТ, ШТОРКА ОТКРЫВАЕТСЯ И УЧАЩИЕСЯ МОГУТ СДЕЛАТЬ САМОПРОВЕРКУ)
5. Решение у доски:
Определение. Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.
Из предложенных уравнений назовите номера тех, которые являются иррациональными.
1) =10;
2)
3);
4) ;
5) ;
6) ;
7) ;
8) ;
Верные ответы дают год рождения Георга Римана-1826.
(ПРИМЕНЕНО ДЕЙСТВИЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ, ЗА ПОРТРЕТОМ УЧЁНОГО СПРЯТАНА ВЕРНАЯ ДАТА, ПОСЛЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ МОЖНО СТРЕЛКОЙ НАЖАТЬ НА ПОРТРЕТ, ОН ИСЧЕЗНЕТ И МОЖНО УВИДЕТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)
Решим данные иррациональные уравнения. Ход решения объясняют у доски ученики.
(ЗА КАРТИНКАМИ СПРЯТАН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ПОСЛЕ ОТВЕТА УЧАЩЕГОСЯ МОЖНО ОТОДВИНУТЬ КАРТИНКУ И УВИДЕТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)
1-ый ученик:
Возведём обе части уравнения в квадрат, получим:
;
;
,
Проверка.
Если , то , Если, то ,
10=10-верно. 10=10-верно.
Значит, корень уравнения. Значит,корень уравнения.
Ответ. -3;3.
2-ой ученик:
1-ый способ решения.
,
,
Возведём обе части уравнения в квадрат, получим:
,
,
,
Проверка.
Если , то , Если , то ,
5 = 1 - неверно. 8 = 8 - верно.
Значит, посторонний корень. Значит, корень уравнения.
Ответ. .
2-ой способ решения (объясняет учитель).
,
Может ли выражение в правой части быть отрицательным? Перейдём к смешанной системе:
Ответ.
Уравнение 8) решаем самостоятельно (ученик за доской) с последующей проверкой.
Ответ.
Вывод. 1) Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путём возведения в степень обеих частей уравнения.
2) При возведении обеих частей уравнения в чётную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение.
6. Закрепление. Работа по таблицам (у каждого ученика имеется таблица, по которой они решают названное учителем уравнение).
1-ый вариант: В-3, А-5, В-6, В-15, А-13; 2-ой вариант: В-5, А-3, А-10, В-13, В-16
Подведение итога урока и выставление оценок.
7. Домашнее задание: N125(2,4), 126(2,4), 130(2), 131(1).