- Преподавателю
- Математика
- Внеклассное мероприятие по математике на тему Мы исследуем (5 класс)
Внеклассное мероприятие по математике на тему Мы исследуем (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трандах А.Н. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Колодезянская школа»
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Математика
Внеклассное мероприятие
5 класс
деловая игра
«Мы исследуем»
Подготовила и провела
учитель математики,
Трандах А. Н.
с. Колодезное
Деловая игра «Мы исследуем»
Сегодня мы хотим вас познакомить с историей создания картины «Устный счет» и учителем, изображенном на ней - Сергеем Александровичем Рачинским.
С.А. Рачинский родился в 1836 году, в селе Татево, расположенном в красивом уголке России. Многого достиг он в жизни: стал крупным ученым, профессором Московского университета, был знаком с композиторами Чайковским и Листом.
В 1872 году Сергей Александрович уехал из Москвы в родное село Татево и вскоре стал преподавать в школе, полностью посвятив себя обучению крестьянских детей. Учил рациональным приемам вычислений.
Однажды в школу к своему учителю приехал его ученик Богданов-Бельский, который стал художником, закончив Московскую школу живописи. Здесь и рождается картина «Устный счет» где изображен С.А.Рачинский со своими учениками при поиске рационального пути решения примера на доске.
Во время преподавания в школе С.А.Рачинский написал книги: «1001 задача для умственного счета», «Арифметические забавы» и другие.
В учебнике 5 класса есть задача С.А.Рачинского о комарах:
Над болотом тихо-тихо
В теплом воздухе парят
Сам Комар и Комариха
С ними - туча комарят!
Комариха с комаром говорят:
- Сосчитайка ты, Комар, комарят.
- Как же счесть, Комариха, комарят?
- ведь не поставишь комарят наших в ряд!
Насчитала Комариха 47 пар.
А продолжил этот счет сам Комар.
Он до вечера считал,
Насчитал 126 и устал….
А теперь сосчитайте вы сами друзья:
Велика ли комариная семья?
Задача. Летом у меня целые сутки было открыто окно. В первый час влетел 1 комар, во второй - 2, в третий - 3 и т.д. сколько комаров налетело за сутки?
1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12+13+14+15+16+17+18+19+20+21+22+23+24= 20·9+10+20+90=300 (к)
Сергей Александрович Рачинский учил детей рациональным приемам умножения на 11.
Например: 43·11=
392·11=
121·11=
Научившись умножать на 11, дети нашли путь умножения на 12; 13; 9 и т.д.
Например: 43·12 = 43·(11+1) =
392·11 = 25·(11+2) =
121·11 = 106·(11-2) =
Ученики Татевской школы сами пробовали составлять условие задач. Однажды они придумали задачу на тему умножение числа на 11:
На каникулы однажды
Ехать собрались в Москву
До неё наш поезд шёл
Мимо станций, мимо сёл
Мимо речек и лесов
Шёл 11 часов.
В час он делал между тем
Километров 76.
Кто поможет нам найти
До Москвы длину пути?
76·11 = 836 (км) - длина пути до Москвы.
А ещё дети заметили, что если к этому числу прибавить число 1000, то получим год рождения (С.А.Рачинского) своего учителя.
В 5 классе мы выучили степень натурального числа и можем вам рассказать, как устно легко решить пример на картине «Устный счёт».
(102 + 112 + 122 + 132 + 142) ׃ 365 = 1+1 = 2
102 = 100
+ 112 = 121
122 = 144
365
132 = 169
+ 142 = 14·14 = 140+56 = 196
365
Автор этой картины Николай Павлович Богданов-Бельский, будучи учеником Рачинского, часто рисовал различных животных, птиц и лица людей с помощью цифр и геометрических фигур, например: