- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» для профессии 270839. 01 «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» для профессии 270839. 01 «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ивашкина Е.С. |
Дата | 14.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Хабаровский технический колледж»
Утверждаю
Зам. директора по УР
_________ В.Н. Клюева
«_____»_________ 2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
МАТЕМАТИКА
для профессий:
- 270839.01 «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования»;
- 270802.08 «Мастер сухого строительства»
Хабаровск, 2014
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика».
Автор программы Ивашкина Е.С., преподаватель КГБОУ СПО Технический колледж.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин.
Протокол № _________ от ___________ 2013 года.
Председатель цикловой комиссии __________ Бутина В.Н.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования при подготовке рабочих по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования по профессиям: 270839.01 «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования»; 270802.08 «Мастер сухого строительства».
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика», утвержденной Министерством образования и науки РФ и Федеральным институтом развития образования в 2008 году.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1-5
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6-26
-
условия реализации учебной дисциплины
27-32
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
32-37
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессиям: 270802.08 «Мастер сухого строительства», 270839.01 «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования». Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 03-1180) и предназначена для изучения математики в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, с учетом профиля - технический.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профильным общеобразовательным дисциплинам и входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно-научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
АЛГЕБРА
уметь:
-
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
-
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
-
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
-
Функции и графики
-
уметь:
-
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
-
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
-
строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
-
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
-
Начала математического анализа
-
уметь:
-
находить производные элементарных функций;
-
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
-
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
-
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
-
для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
-
Уравнения и неравенства
-
уметь:
-
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
-
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
-
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
-
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для построения и исследования простейших математических моделей.
-
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
-
уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера.
-
ГЕОМЕТРИЯ
-
уметь:
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
-
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 442 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 295 часов;
самостоятельной работы обучающегося 147часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
442
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
295
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
236
контрольные работы
15
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
147
в том числе:
индивидуальное проектное задание
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме письменного экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики
1
1
Тема 1Повторение базисного материала курса основной школы
11
Содержание учебного материала:
2
Линейные уравнения и их системы
2
Линейные неравенства и их системы
2
Квадратные уравнения
2
Квадратные неравенства
2
Треугольники
2
Соотношения между элементами треугольника
2
Теорема Пифагора
2
Периметр
2
Формулы для вычисления площадей треугольников
2
Четырехугольники
2
Формулы для вычисления площадей четырехугольников
2
Круг, его элементы
2
Окружность, ее элементы
2
Длина окружности
2
Площадь круга
2
Практические занятия:
9
Арифметические действия над действительными числами
2
Решение линейных уравнений и неравенств, их системы
2
Решение квадратных уравнений и неравенств
2
Решение задач по теме «Треугольники»
2
Решение задач по теме «Четырехугольники»
2
Решение задач по теме « Круг, окружность»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
6
Выполнение домашних заданий по теме «Повторение базисного материала курса основной школы»
2
Решение задач повышенной сложности
3
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Разработка презентации по теме «Треугольники»
2
Разработка презентации по теме «Четырехугольники»
2
Разработка презентации по теме «Круг и окружность»
2
Тема 2 Параллельность прямых и плоскостей
14
Содержание учебного материала:
3
Предмет стереометрии.
1
Основные понятия стереометрии
2
Аксиомы стереометрии
2
Взаимное расположение двух прямых в пространстве.
2
Угол между прямыми
2
Параллельность прямой и плоскости.
2
Параллельность плоскостей
2
Тетраэдр
2
Параллелепипед
2
Практические занятия:
11
Решение задач по теме «Взаимное расположение двух прямых в пространстве»
2
Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости»
2
Решение задач по теме «Параллельность плоскостей»
2
Решение задач по теме «Тетраэдр»
2
Решение задач по теме «Параллелепипед»
2
Решение задач на построение сечений
2
Решение задач по теме «Параллельность прямых и плоскостей»
2
Контрольная работа по теме «Параллельность прямых и плоскостей»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
9
Выполнение домашних заданий по теме «Параллельность прямых и плоскостей»
2
Решение задач повышенной сложности
2
Изображение пространственных фигур
2
Разработка презентации «Взаимное расположение двух прямых в пространстве»
2
Разработка презентации «Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве»
2
Разработка презентации «Взаимное расположение двух плоскостей в пространстве»
2
Выполнение индивидуальных и фронтальных заданий по теме «Параллельность прямых и плоскостей»
2
Тема 3 Перпендикулярность прямых и плоскостей
18
Содержание учебного материала:
3
Угол между прямыми в пространстве
2
Перпендикулярные прямые в пространстве
2
Перпендикулярность прямой и плоскости
2
Признак и свойства перпендикулярности прямой и плоскости
2
Перпендикулярность двух параллельных прямых плоскости
2
Перпендикуляр, проведенный из точки к плоскости
2
Наклонная, проведенная из точки к плоскости
2
Проекция наклонной
2
Расстояние от точки до плоскости.
2
Расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью
2
Расстояние между параллельными плоскостями
2
Расстояние между скрещивающимися прямыми
2
Угол между прямой и плоскостью
2
Угол между плоскостями
1
Теорема о трех перпендикулярах
2
Двугранный угол
2
Линейный угол двугранного угла
2
Перпендикулярность двух плоскостей.
2
Прямоугольный параллелепипед
2
Практические занятия:
15
Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые в пространстве»
2
Решение задач по теме «Расстояние от точки до плоскости»
2
Решение задач по теме «Теорема о трех перпендикулярах»
Решение задач по теме « Перпендикулярность двух плоскостей. Прямоугольный параллелепипед»
2
Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
2
Контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
10
Выполнение домашних заданий по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
2
Решение задач повышенной сложности
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Практическое применение теоремы о трех перпендикулярах
2
Кроссворд по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
2
Разработка презентации « Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах»
2
Выполнение индивидуальных заданий
3
Тема 4 Многогранники
26
Содержание учебного материала:
5
Понятие многогранника
1
Вершины, ребра, грани многогранника
1
Виды многогранников
2
Призма и ее элементы
2
Прямая призма
2
Наклонная призма
1
Правильная призма
2
Параллелепипед
2
Куб
2
Площадь поверхности призмы
2
Объем и его измерение.
2
Объем призмы, параллелепипеда, куба
2
Пирамида и ее элементы
2
Тетраэдр
2
Правильная пирамида.
2
Усеченная пирамида
1
Площадь поверхности пирамиды.
2
Площадь боковой поверхности правильной пирамиды
2
Сечение многогранников
1
Объем пирамиды
2
Симметрия в пространстве.
1
Правильные многогранники
1
Практические занятия:
21
Решение задач по теме «Призма»
2
Решение задач по теме «Площадь поверхности призмы»
2
Решение задач по теме «Объем и его измерение. Объем призмы, параллелепипеда, куба»
2
Решение задач по теме «Пирамида»
2
Решение задач по теме « Площадь поверхности пирамиды. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды»
2
Решение задач по теме «Объем пирамиды»
2
Решение задач по теме «Многогранники»
2
Контрольная работа по теме «Многогранники»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
12
Выполнение домашних заданий по теме «Многогранники»
2
Сообщение « Математические загадки пирамиды Хеопса»
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Сообщение «Единицы измерения площадей и объемов»
2
Изготовление моделей многогранников
2
Сочинение «Многогранники в моей профессии»
3
Проверка справедливости теоремы Эйлера
2
Информация-презентация по теме «Многогранники в архитектуре»
2
Составление и решение задач с производственным содержанием
3
Кроссворд по теме «Многогранники»
2
Разработка презентации по теме « Многогранники»
2
Заполнение справочной таблицы « Площади и объемы многогранников»
1
Решение задач повышенной сложности
3
Тема 5 Тела вращения
23
Содержание учебного материала:
5
Понятие тел вращения
1
Цилиндр и его элементы
2
Сечение цилиндра плоскостями
2
Площадь поверхности цилиндра
2
Объем цилиндра
2
Конус и его элементы
2
Сечение конуса плоскостями
2
Площадь поверхности конуса
2
Объем конуса
2
Усеченный конус
2
Площадь поверхности усеченного конуса
2
Объем усеченного конуса
2
Сфера и шар
2
Сечение сферы и шара
2
Касательная плоскость к сфере и шару
2
Площадь сферы.
2
Объем шара
2
Практические занятия:
18
Решение задач по теме «Цилиндр»
2
Решение задач по теме «Площадь поверхности и объем цилиндра»
2
Решение задач по теме «Конус»
2
Решение задач по теме «Площадь поверхности и объем конуса»
2
Решение задач по теме «Площадь поверхности и объем усеченного конуса»
2
Решение задач по теме «Сфера и шар»
2
Решение задач по теме «Тела вращения»
2
Контрольная работа по теме «Тела вращения»
Самостоятельная работа обучающихся:
10
Выполнение домашних заданий по теме « Тела вращения»
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Разработка презентации по теме «Цилиндр»
2
Разработка презентации по теме « Конус»
2
Разработка презентации по теме « Усеченный конус»
2
Сообщение « Цилиндрические поверхности в моей профессии»
2
Сообщение « Конические поверхности в моей профессии»
2
Сочинение по теме « Тела вращения вокруг нас»
2
Кроссворд по теме «Тела вращения»
2
Изготовление моделей тел вращения
2
Составление и решение задач с производственным содержанием
3
Заполнение справочной таблицы «Площадь поверхности и объем тел вращения»
1
Решение задач повышенной сложности
3
Тема 6 Координаты и векторы
22
Содержание учебного материала:
4
Понятие вектора в пространстве.
2
Равенство векторов
2
Сложение и вычитание векторов
2
Умножение вектора на число
2
Компланарные вектора.
2
Правило параллелепипеда.
2
Правило треугольника
2
Разложение вектора
2
Прямоугольная система координат в пространстве
2
Координаты вектора
2
Вычисление координат вектора по координатам его начала и конца
2
Простейшие задачи в координатах
2
Угол между векторами.
2
Скалярное произведение векторов
2
Скалярное произведение векторов в координатах
2
Практические занятия:
18
2
Решение задач по теме «Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов»
2
Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов»
2
Решение задач по теме «Умножение вектора на число»
2
Решение задач по теме «Компланарные вектора. Правило параллелепипеда. Разложение вектора»
2
Решение задач по теме «Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора»
2
Решение задач по теме «Вычисление координат вектора по координатам его начала и конца»
2
Решение задач по теме «Вычисление координат вектора по координатам его начала и конца»
2
Решение задач по теме «Простейшие задачи в координатах»
2
Применение скалярного произведения векторов к решению задач
2
Решение задач по теме « Координаты и векторы»
2
Контрольная работа по теме «Координаты и векторы»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
8
Выполнение домашних заданий по теме « Координаты и векторы»
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
Решение задач повышенной сложности
2
Кроссворд по теме «Координаты и векторы»
2
Разработка презентации по теме «Действия над векторами»
2
Тема 7 Действительные числа
13
Содержание учебного материала:
4
Целые, рациональные и действительные числа
2
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
2
Арифметический корень натуральной степени
2
Степень с рациональным показателем
2
Степень с действительным показателем
2
Практические занятия:
8
Решение задач по теме «Целые, рациональные и действительные числа»
2
Решение задач по теме «Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия»
2
Решение задач по теме «Степень с рациональным и действительным показателями»
2
Преобразование алгебраических, рациональных и иррациональных выражений
2
2
Контрольная работа по теме «Действительные числа»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
5
Выполнение домашних заданий по теме «Действительные числа»
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Решение задач повышенной сложности
2
Сообщение «Развитие понятия о числе»
2
Разработка презентации «Степень с действительным показателем»
2
Тема 8 Степенная функция
15
Содержание учебного материала:
2
Степенная функция, свойства и график
2
Взаимно обратные функции
2
Равносильные уравнения и неравенства
2
Равносильные неравенства
Иррациональные уравнения
2
Практические занятия:
13
Решение задач по теме «Степенная функция, свойства и график»
2
Решение задач по теме «Взаимно обратные функции»
2
Решение задач по теме «Равносильные уравнения и неравенства»
2
Решение иррациональных уравнений
2
Решение задач по теме «Степенная функция»
2
Контрольная работа по теме « Степенная функция»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
10
Выполнение домашних заданий по теме «« Степенная функция»
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Решение задач повышенной сложности
2
Тема 9 Показательная функция
20
Содержание учебного материала:
3
Показательная функция, ее свойства и график
2
Показательные уравнения
2
Показательные неравенства
2
Системы показательных уравнений и неравенств
2
Практические занятия:
17
Решение задач по теме «Показательная функция, ее свойства и график»
2
Решение показательных уравнений
2
Решение показательных неравенств
2
Решение систем показательных уравнений и неравенств
2
Решение показательных уравнений и неравенств и их систем
2
Контрольная работа по теме « Показательная функция»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
15
Выполнение домашних заданий по теме «Показательная функция»
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Решение задач повышенной сложности
3
Разработка презентации по теме «Способы решения показательных уравнений»
2
Сообщение «Показательная функция и ее применение»
2
Тема 10 Логарифмическая функция
24
Содержание учебного материала:
4
Логарифмы
2
Основное логарифмическое тождество
2
Свойства логарифмов
2
Десятичные логарифмы
2
Натуральные логарифмы
2
Формула перехода от одного основания логарифма к другому
1
Логарифмическая функция, ее свойства и график
2
Логарифмические уравнения
2
Логарифмические неравенства
2
Практические занятия:
20
Решение задач по теме «Логарифмы»
2
Преобразование логарифмических выражений
2
Решение задач по теме «Логарифмическая функция, ее свойства и график»
2
Решение логарифмических уравнений
2
Решение логарифмических неравенств
2
Решение логарифмических уравнений и неравенств
2
Контрольная работа по теме « Логарифмическая функция»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
15
Выполнение домашних заданий по теме «Логарифмическая функция»
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Решение задач повышенной сложности
2
Кроссворд по теме « Логарифмическая функция»
2
Сообщение «Логарифмическая функция и ее применение»
2
Сообщение «История открытия логарифмов»
2
Разработка презентации по теме «Способы решения логарифмических уравнений»
2
Тема 11 Тригонометрические функции
45
Содержание учебного материала:
10
Радианная мера угла.
2
Поворот точки вокруг начала координат
2
Единичная окружность
1
Синус, косинус, тангенс и котангенс числа
2
Знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса
2
Таблица значений тригонометрических функций
2
Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла
2
Синус, косинус и тангенс углов . Формулы сложения
2
Синус и косинус двойного угла
2
Формулы приведения
2
Сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов
1
Уравнение
2
Арккосинус числа
1
Уравнение
2
Арксинус числа
1
Уравнение
2
Арктангенс числа
1
Тригонометрические уравнения
2
Тригонометрические неравенства
1
Область определения и множество значений тригонометрических функций
2
Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций
2
Функция ее свойства и график
2
Функция ее свойства и график
2
Функция ее свойства и график
2
Практические занятия:
35
Решение задач по теме «Синус, косинус, тангенс и котангенс числа»
2
Решение задач на зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла
2
Доказательство тригонометрических тождеств
2
Решение задач с использованием формул двойного угла
2
Преобразование тригонометрические выражений
2
Контрольная работа по теме « Тригонометрические формулы»
2
Решение уравнений
Решение уравнений
2
Решение уравнений
2
Решение тригонометрических уравнений
2
Решение задач по теме «Функция ее свойства и график»
2
Решение задач по теме «Функция ее свойства и график»
2
Решение задач по теме «»Функция ее свойства и график
2
Решение задач по теме «Тригонометрические функции»
2
Контрольная работа по теме « Тригонометрические функции»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
18
Выполнение домашних заданий по теме «Тригонометрические функции»
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Решение задач повышенной сложности
3
Сообщение «Тригонометрия на ладони»
2
Сообщение «Практическое применение формул сложения»
2
Подбор информации о происхождении единиц измерения углов
2
Сообщение «История тригонометрии»
2
Разработка презентации по теме «Способы решения тригонометрических уравнений»
2
Заполнение справочной таблицы по решению тригонометрических уравнений
2
Сообщение «Практическое применение графиков тригонометрических функций»
2
Тема 12 Начала математического анализа
32
Содержание учебного материала
7
Последовательности
1
Способы задания и свойства числовых последовательностей
1
Существование предела монотонной ограниченной последовательности
1
Производная
2
Производная степенной функции
2
Правила дифференцирования
2
Производные некоторых элементарных функций
2
Геометрический смысл производной
2
Возрастание и убывание функции
2
Экстремумы функции
2
Применение производной к построению графиков функций
2
Наибольшее и наименьшее значения функции
2
Первообразная
2
Криволинейная трапеция
2
Правила нахождения первообразных
2
Площадь криволинейной трапеции и интеграл. Формула Ньютона-Лейбница
2
Применение интеграла в физике и геометрии
1
Вторая производная ее физический смысл
1
Практические занятия:
25
Решение задач по теме «Производная степенной функции»
2
Решение задач по теме «Правила дифференцирования»
2
Решение задач по теме «Возрастание и убывание функции»
2
Решение задач по теме «Экстремумы функции»
2
Построение графиков функций с применением производной
2
Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции
2
Решение задач по теме «Правила нахождения первообразных»
2
Решение задач по теме «Площадь криволинейной трапеции и
интеграл. Формула Ньютона-Лейбница»
2
Вычисление интегралов
2
Вычисление площадей с помощью интегралов
2
Решение задач по теме «Начала математического анализа»
2
Контрольная работа по теме « Начала математического анализа»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
14
Выполнение домашних заданий по теме «Начала математического анализа»
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Производная в физике и технике
2
Сведения из истории о происхождении терминов и обозначений по теме «Начала математического анализа»
2
Разработка презентации «История дифференциального исчисления»
2
Сообщение «Применение интеграла»
2
Беседа- презентация «Из истории интегрального исчисления»
2
Кроссворд по теме «Начала математического анализа»
2
Тема 15 Комбинаторика, статистика и теория вероятностей
10
Содержание учебного материала
5
Основные понятия и законы комбинаторики
2
Размещения, перестановки и сочетания
2
Формула бинома Ньютона
2
Случайные события и их вероятности. Использование комбинаторики для подсчёта вероятностей
2
Статистическая обработка данных.
2
Практические занятия:
5
Применение формул размещения, перестановки и сочетания к решению задач
2
Решение задач на применение формулы бинома Ньютона
2
Решение задач по теме «Случайные события и их вероятности. Использование комбинаторики для подсчёта вероятностей»
2
Решение задач по теме «Комбинаторика, статистика и теория вероятностей »
2
Контрольная работа по теме «Комбинаторика, статистика и теория вероятностей »
2
Самостоятельная работа обучающихся:
2
Выполнение домашних заданий по теме «Комбинаторика, статистика и теория вероятностей»
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Информация из истории о происхождении терминов и обозначений по теме « Комбинаторика, статистика и теория вероятностей »
2
Тема 16 Повторение перед экзаменом
21
Содержание учебного материала
1
Классификация уравнений и неравенств
2
Практические занятия:
20
Решение иррациональных уравнений
2
Решение показательных уравнений и неравенств, их систем
2
Решение логарифмических уравнений , их систем
2
Решение логарифмических неравенств
2
Решение тригонометрических уравнений
2
Преобразование тригонометрических выражений
2
Преобразование рациональных, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений
2
Решение задач по теме «Начала математического анализа»
2
Решение задач по теме «Многогранники»»
2
Решение задач по теме «Тела вращения»
2
Решение задач по всему курсу математики
2
Предэкзаменационная работа
2
Самостоятельная работа обучающихся:
13
Выполнение домашних заданий
2
Работа со справочной и дополнительной литературой
2
Работа с интернетом по поиску необходимой информации
2
Всего:
442
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3. Тематический план учебной дисциплины
№ п/п
Наименование разделов и тем
Макс. учебная нагруз-ка учащегося, час
Количество аудиторных часов
Самостоятельная
работа
учащего-ся, час
Всего
Теория
Практ. занятия
1
2
3
4
5
6
7
Введение
1
1
1
1
Повторение базисного материала курса основной школы
17
11
2
9
6
2
Параллельность прямых и плоскостей
23
14
3
11
9
3
Перпендикулярность прямых и плоскостей
28
18
3
15
10
4
Многогранники
38
26
5
21
12
5
Тела вращения
33
23
5
18
10
6
Координаты и векторы в пространстве
29
22
4
18
8
7
Действительные числа
18
13
4
9
5
8
Степенная функция
25
15
2
13
10
9
Показательная функция
35
20
3
17
15
10
Логарифмическая функция
39
24
4
20
15
11
Тригонометрические функции
63
45
10
35
18
12
Начала математического анализа
46
32
7
25
14
13
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
12
10
5
5
2
14
Повторение перед экзаменом
35
21
1
20
13
Всего за курс обучения
442
295
59
236
147
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий по математике; Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор, компьютерно - мультимедийный комплекс, программное обеспечение, видеофильмы, кинофильмы.
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
1
2
3
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Стандарт основного общего образования по математике
Д
1.2
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)
Д
1.3
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень)
Д
1.4
Примерная программа основного общего образования по математике
Д
1.5
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике
Д
1.6
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике
Д
1.7
Авторские программы по курсам математики
Д
1.8
Учебник по алгебре для 7-9 классов
Ф
1.9
Учебник по геометрии для 7-9 классов
Ф
1.10
Учебник по алгебре и началам анализа для 10-11 классов
К
1.11
Учебник по геометрии для 10-11 классов
К
1.12
Учебник по математике для 10-11 классов
К
1.13
Дидактические материалы по алгебре для 7-9 классов
Ф
1.14
Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов
Ф
1.15
Практикум по решению задач по алгебре и началам анализа для 10-11 классов
Ф
1.16
Практикум по решению задач по геометрии для 10-11 классов
Ф
1.17
Практикум по решению задач по математике для 10-11 классов
Ф
1.18
Сборник контрольных работ по алгебре и началам анализа для 10-11 классов
Ф
1.19
Сборник контрольных работ по геометрии для 10-11 классов
Ф
1.20
Сборник контрольных работ по математике для 10-11 классов
Ф
1.21
Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике
К
1.22
Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену
К
1.23
Научная, научно-популярная, историческая литература
П
1.24
Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)
П
1.25
Методические пособия для учителя
Д
2 . Печатные пособия
2.1
Таблицы по геометрии
Д
2.2
Таблицы по алгебре для 7-9 классов
Д
2.3
Таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов
Д
2.4
Портреты выдающихся деятелей математики
Д
3.Информационно- коммуникативные средства
3.1
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики
Д/П
3.2
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы
Д/П
3.3.
Инструментальная среда по математике
Д/П
4.Экранно-звуковые пособия
4.1
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов
Д
5.Технические средства обучения
5.1
Мультимедийный компьютер
П
5.2
Сканер
Д
5.3
Принтер лазерный
Д
5.4
Копировальный аппарат
Д
5.5
Мультимедиапроектор
Д
5.6
Средства телекоммуникации
Д
5.7
Диапроектор или графопроектор (оверхэд)
Д
5.8
Экран (на штативе или навесной)
Д
6.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
6.1
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
Д
6.2
Доска магнитная с координатной сеткой
Д
6.3
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
Д
Д
6.4
Комплект стереометрических тел (демонстрационный)
Д
6.5
Комплект стереометрических тел (раздаточный)
Ф
6.6
Набор планиметрических фигур
Ф
6.7
Геоплан
Ф
7.Специализированная учебная мебель
7.1
Компьютерный стол
Д
7.2
Шкаф секционный для хранения оборудования
Д
7.3
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью)
Д
7.4
Стенд экспозиционный
Д
7.5
Ящики для хранения таблиц
Д
7.6
Штатив для таблиц
Д
-
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
-
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
-
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
-
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов
Обязательная литература
-
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. - М., 2012.
-
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. - М., 2012.
Дополнительная литература
-
Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11 кл. 2012.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11. - М., 2011.
-
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. - М., 2012.
-
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. - М., 2012.
-
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. - М., 2013.
Интернет-ресурсы
-
Пакет прикладных программ по курсу математики OC Windows, XP - сервисная программа. MS Office, XP - сервисная программа
- zavuch.info/component/mtree/tochnie/algebra/algurok.html
-
images.yandex.ru
-
ru.wikipedia.
-
ehhuu.ru/open-class-festival-2013-2014.html
-
festival.1september.ru/
-
spohelp.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
-
уметь:
-
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
-
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
-
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные
устройства.
Самостоятельная работа по теме
Математический диктант
Тестирование
Карточки-задания
Карточки-инструкции
Контрольная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа по конспектированию
Индивидуальные задания
Опрос по индивидуальным заданиям
Оформление понятийного словаря
Презентация
Составление схем, таблиц
Устный опрос
-
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
-
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
-
строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
-
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Самостоятельная работа
Математический диктант
Практические занятия
Тестирование
Карточки-задания
Карточки-инструкции
Контрольная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению
Презентация
Составление схем, таблиц
Устный опрос
Подготовка сообщений
Фонтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий
-
находить производные элементарных функций;
-
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
-
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
-
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
-
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Самостоятельная работа
Математический диктант
Практические занятия
Тестирование
Карточки-задания
Карточки-инструкции
Контрольная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа
Презентация
Составление схем, таблиц
Подготовка сообщений
Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий
Проверка лекций, конспектов
-
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
-
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
-
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
-
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для построения и исследования простейших математических моделей.
Самостоятельная работа
Математический диктант
Практические задания
Тестирование
Карточки-задания
Карточки-инструкции
Контрольная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа
Презентация
Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий
Проверка лекций, конспектов
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера.
Самостоятельная работа
Математический диктант
Практические занятия
Тестирование
Карточки-задания
Карточки-инструкции
Контрольная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составление схем, таблиц
Оформление понятийного словаря
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Самостоятельная работа
Математический диктант
Практические занятия
Тестирование
Карточки-задания
Карточки-инструкции
Контрольная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа
Презентация
Составление схем, таблиц
Оформление понятийного словаря
-
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира
Практические задания
Внеаудиторная самостоятельная работа
Презентация
Составление схем, таблиц
Оформление понятийного словаря
7