Урок по алгебре и началам анализа Признаки возрастания и убывания (10 класс)

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Признаки возрастания и убывания функции.

Цели урока:

  • Рассмотреть монотонность функции и промежутки монотонности, показать применение монотонности при решении заданий;

  • развить познавательную активность, интерес к предмету;

  • воспитать точность, логичность в мышлении.

Оборудование:

  • портреты И. Ньютона, Г. Лейбница;

  • карточки с заданиями.

Домашнее задание к уроку: повторить п. 5. Возрастание и убывание функций.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний


  1. Устная работа.

Математическая разминка.

устно. Ответы проверяются с помощью таблицы «ответ - буква». Записывают только буквы, из которых получаются фамилии ученых.

Задания: найдите y'(x) или y'(x0).

I вариант II вариант

  1. y = 5x² + 4, x0 = 6 Н 1. y = 0,5x² - 6x + 1/5 Л

  2. y = 15cosx + 3 Ь 2. y = 11 + 8sinx Е

  3. y = -0,5x² + 6x + 17 Ю 3. y = 2√x + 4x, x0 = 9 Й

  4. y = 1/x + 2√x Т 4. y = 4/x - √x Б

  5. y = 2x + cosx О 5. y = 7,9 + 2x², x0 = 0 Н

  6. y = 60x + 4,8 Н 6. y = sinx - cosx, x0 = 0 И

  7. y = 3,5x² - 12, x0 = 1/7 И 7. y = cosx + 2sinx, x0 = 0 Ц

Ответы:

Б: -4/х² - 1/(2√х)

Е: 8соsх

И: 1

Й: 4,3

Л: х - 6

Н: 60

О: 2 - sinх

Т: -1/х² + 1/√х

Ц: 2

Ь: -15sinx

Ю: -x + 6

2.Сообщения учащихся.

Историческая справка.

Весь мир его узнал по изданным трудам,

Был даже край родной с ним вынужден считаться,

Уроки мудрости давал он мудрецам,

Он был мудрее их: умел он сомневаться.

Вольтер «Надпись к портрету Лейбница»

Готфрид Лейбниц Исаак Ньютон

(1646 - 1716) (1643 - 1727)

Краткий рассказ двух учащихся о жизни этих ученых и их вкладе в изучение математического анализа (учащиеся сами находят информацию, работая с дополнительной литературой и другими информационными ресурсами). Вывод: они одновременно разработали основы математического анализа; если Ньютон исходил из задач механики, то Лейбниц - из геометрических задач.

2. Индивидуальная работа

4. Индивидуальные задания.

Во время математической разминки 2 человека работают с индивидуальными заданиями у доски.

1 задание. Решить неравенство методом интервалов: х4 - 4х2 > 0.

2 задание. Указать промежутки возрастания, убывания функций:

у = 2/х; у = х2 - 4; у = -х2 + 3х +6; у = 0,2х5 - 4/3 х3

Выполнив первые три задания, получаем проблему: как найти промежутки монотонности для четвертой функции?

Итак, сформулируйте тему и цель нашего урока.(Учащиеся сами проговаривают тему и ставят цели).

5. Введение нового материала (в ходе фронтальной беседы с элементами исследования).

- Какая функция называется возрастающей, убывающей?

- Для функций, графики которых изображены на рисунках, укажите промежутки возрастания, убывания (на рисунках графики различных функций).

Разбор второго индивидуального задания.

- Как определить промежутки возрастания, убывания функции у = 0,2х5 - 4/3 х3

Для этого исследуем график некоторой функции (предложен на рисунке).

На каждом из промежутков (-∞;х1), (х12), (х23), (х3;+∞) построим касательные.

Задание. Проанализировать расположение касательных по отношению к оси абсцисс (угол наклона) и определить знаки значений производной.

Учащиеся самостоятельно делают вывод.

Вывод:

  1. Достаточный признак возрастания функции. Если f '(x) > 0 в каждой точке интервала I , то функция f возрастает на I.

  2. Достаточный признак убывания функции. Если f '(x) < 0 в каждой точке интервала I, то функция f убывает на I.

Учащиеся вместе с учителем составляют план исследования функции на возрастание (убывание).

План:

  1. Найти область определения.

  2. Найти производную функции.

  3. Найти точки, в которых производная равна нулю или не существует.

  4. Определить знаки производной.

  5. Вывод о «поведении» функции.

Пример.

у = 0,2х5 - 4/3 х3

  1. определена при любом х

  2. у ' = х4 - 4х2

  3. у ' существует во всех точках.

у ' = 0; х4 - 4х2 = 0;

х2(х - 2)(х + 2) = 0

4.

Х

-2

0

2

У!(х)

+

-

-

+

У(х)



  1. Функция возрастает на луче (-∞; -2] и на луче [2; +∞).

Функция убывает на отрезке [-2; +0]и [-0; +2].

  1. Практика под руководством учителя.

Учащиеся выполняют задания по порядку (каждый в своем темпе), учитель проверяет, дает рекомендации каждому индивидуально.

На «3» - №280 (б, г)

На «4» + №283 (а, б)

На «5» + исследовать функцию на монотонность

у = 0,25х4 - 2х3 + 5,5х2 - 6х + 2π

7. Итог урока и

д/з на выбор : №281(а,б) или № 284 (а,в)


© 2010-2022