- Преподавателю
- Математика
- Программа Решение текстовых задач
Программа Решение текстовых задач
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Камасова Ж.Р. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА
элективного курса
гимназического компонента
РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
для учащихся 5 - 6 классов
всего - 34 ч., по 1 ч. в неделю
Камасова Ж.Р.
учитель математики КГУ «Гимназии №46»
Рецензент: Сыдыков Б.Д., д.п.н., доцент КазНПУ им. Абая
Пояснительная записка
Актуальность курса: Введение данного курса вызвано тем, что зачастую при сдаче ВОУД, ЕНТ учащиеся затрудняются при решении задач. «Любимый» предмет математики в начальных классах превращается в один из «ненавистных» предметов в старших классах. Нашей задачей является не потерять заинтересованность учащихся этим предметом, а дать прочные и глубокие знания, формировать и развивать функциональную грамотность.
Цель курса: углубление знаний учащихся, вооружение ученика конкретными математическими знаниями, развитие логического и аналитического мышления, расширение кругозора учащихся, формирование способности к преодолению трудностей.
Задачи курса: ознакомить учащихся с различными способами решения задач, добиться усвоения программы, сформировать основные компоненты учебной деятельности, углублять знание теоретического материала и их применения. При решении многошаговых задач, учить умению сочетать различные приемы математического моделирования при решении задач повышенной сложности без аналогичного образца решения, обосновать и рационально оформить самостоятельно найденное решение.
Констатирующая (содержательная) часть
В программу включены разделы: «Задачи на движение», «Задачи на работу и производительность труда» «Задачи на проценты», «Задачи, в которых дано отношение», «Задачи на составление систем уравнений», «Занимательные задачи»
Раздел «Задачи на движение» включает рассмотрение задач на прямолинейное движение, движение по реке, движение по окружности. Основная цель - показать учащимся, как решаются задачи на данную тему, познакомить с методами и приемами их решений.
Целью раздела «Задачи на работу и производительность труда» является рассмотрение и изучение задач на совместную работу, на производительность труда.
Раздел «Задачи на проценты» знакомит учащихся с решением задач с помощью составления пропорции и алгебраическим методом. Также в этом разделе учащиеся ознакомятся с задачами на концентрацию.
Раздел «Задачи, в которых дано отношение» рассматривает задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам или дано их отношение.
Основной целью раздела «Задачи на составление систем уравнений» является научить правильно составлять систему уравнений, показать различные способы их решения.
В разделе «Занимательные задачи» рассматриваются логические задачи, задачи - шутки, задачи - смекалки. Целью данного раздела является развитие логического и аналитического мышления, повышения интереса к предмету.
В целом программа составлена таким образом, чтобы расширить знания учащихся в некоторых наиболее сложных для них вопросах математики и заложить прочный «фундамент», углубить знания, которые помогут в старших классах.
Нормативная часть
№
Название темы
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Всего
Лекции
Практика
1
Задачи на движение
4
1
3
Обзорная лекция. Практикум
Конспекты занятий, анализ и решение задач
2
Задачи на работу и производительность труда
6
1
5
Обзорная лекция. Практикум
Конспекты занятий, анализ и решение задач
3
Задачи на проценты
8
1
7
Обзорная лекция. Практикум
Конспекты занятий, анализ и решение задач
4
Задачи, в которых дано отношение
4
1
3
Обзорная лекция. Практикум
Конспекты занятий, анализ и решение задач
5
Задачи на составление систем уравнений
7
1
6
Обзорная лекция. Практикум
Конспекты занятий, анализ и решение задач
6.
Занимательные задачи
5
1
4
Решение логических задач, выход из проблемных ситуаций.
Работа с текстами задач, разработка проблемных ситуаций.
Информационно - методическая часть
Формы оценки знаний учащихся
Основной целью проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся является выполнение соответствия достигнутых ими результатов. Учащиеся должны овладеть элементами логического и математического мышления. В процессе решения задач учащиеся должны научиться анализировать текст задачи, осуществлять поиск способа решения задачи, составлять и осуществлять план решения задачи, анализировать найденное решение.
Учащиеся оцениваются не только суммативно, но и формативно. Оценивание происходит в виде письменного контроля и устного опроса, ведь оба вида проверки одинаково дополняют друг друга и необходимы в процессе обучения. Между тем, устный опрос не дает возможности оценить одновременно большую часть числа учащихся. Поэтому опрос теории можно осуществить в виде письменного математического диктанта. Здесь же можно проверить умение кратко, грамотно, четко излагать и оформлять математическими символами задание. Контроль знаний и умений учащихся делится на три вида - это текущий, тематический и итоговый.
Целью текущего контроля является обеспечение обратной связи, позволяющей контролировать учебный процесс для обеспечения более глубокого и полного усвоения материала. Текущую проверку можно проводить в виде фронтального опроса, самостоятельных работ.
Целью тематической проверки является раскрытие уровня усвоения темы в целом. Форма тематических проверок - контрольная работа по данной изученной теме.
Целью итоговой проверки является выявление сформированности знаний, умений и навыков при решении задач.
Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность, классификация ошибок. При оценке знаний, умений и навыков учащихся учитываются все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Список использованной литературы
-
Л. М. Фридман, Е.Н. Турецкий «Как научиться решать задачи», «Просвещение» 1984 г.
-
В.П. Труднев «Считай, смекай, отгадывай», «Просвещение», 1980 г.
-
Я. И. Перельман «Занимательная арифметика» , Алматы - 1995г.
-
П.С. Новиков «Элементы математической логики», Москва 2000 г.
-
Г. В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика», Москва - 2011 г.
-
Л.М. Фридман «Учитесь учиться математике», «Просвещение» -1985 г.
-
М.И. Сканави «Сборник задач по математике, «Оникс» , 2009 г.
-
А.П. Ершова, В.В. Голобородько «Математика», Москва - 2009г.
-
И.П.Рустюмова, С.Т.Рустюмова «Тренажер по математике» Алматы-2013г.
-
Математика. 5, 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Приложение
Контрольные работы : «Решение задач на движение», «Задачи на работу», «Задачи на проценты», «Решение задач с помощью систем уравнений» «Решение задач на отношения».
Проекты: «Занимательные задачи», «Сказочные герои в стране математики (задачи на проценты)», «Старинные задачи по математике» и т.д.
Творческие работы: рефераты на тему: «Математика в нашей жизни»