Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики

Содержание смыслоориентированного урока, как и любого современного урока, должно быть направлено на активизацию познавательной деятельности, развитие творческой активности, формирование личностных ориентаций обучающихся, а также формировать особые способы работы с учебным текстом, в частности математическим (дети учатся слушать друг друга, критически относиться к своему ответу и ответу своих товарищей, формируется ответственность за общее дело, толерантность, сформированность предметной рефлекси...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики.

Учитель математики МАОУ СОШ № 17 города Тюмени Поторочина С.С.

Условия жизни и социальные изменения общества формируют у современных подростков новые потребности, ожидания и интересы. Они открыто демонстрируют независимость, инициативность, критичность взглядов. Востребованными качествами на сегодняшний день являются: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, оценивать и анализировать, делать свой выбор; владение новыми технологиями. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания.

Только творческий подход к уроку с учётом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания.

Содержание смыслоориентированного урока, как и любого современного урока, должно быть направлено на активизацию познавательной деятельности, развитие творческой активности, формирование личностных ориентаций обучающихся, а также формировать особые способы работы с учебным текстом, в частности математическим (дети учатся слушать друг друга, критически относиться к своему ответу и ответу своих товарищей, формируется ответственность за общее дело, толерантность, сформированность предметной рефлексии: понять и воспроизвести алгоритм решения и др.). Отсюда смыслоориентированный урок - это не столько что мы изучаем, сколько, как мы это изучаем.

Мне хотелось бы продемонстрировать на конкретном учебном материале, как я понимаю смыслоориетированный урок и его реализацию в учебном процессе.

Урок математики в 5 классе по теме «Перевод величин из одних единиц измерения в другие».

Цель: обеспечить усвоение учащимися умения перевода одних метрических единиц измерения в другие, формировать вычислительную культуру, добросовестное отношение к труду, развивать мышление, речь, внимание, память. СОО: развитие понимания, актуализация интересов, мотивов, потребностей детей на уроке.

Хотелось бы отметить, что в начальной школе обучающиеся уже знакомились с переводом одних метрических единиц измерения в другие, но при работе с натуральными числами. В 5 классе данная тема изучается в течение двух уроков, причем на примере десятичных и обыкновенных дробей, а также смешанных чисел. Больше в курсе математики это тема целенаправленно не изучается, лишь при решении отдельных задач. Однако обучающимся, начиная с 7 класса при изучении физики, а с 8 класса при изучении химии постоянно приходится иметь дело с переводом одних единиц измерения в другие и вычислениями с такими величинами, поэтому значения изучаемого материала и умений, вытекающих при изучении этой темы не только в обучении, но и в жизни человека очевидно.

Несмотря на то, что данный урок - это урок усвоения нового знания учитель находиться в течение всего урока «в тени». Это оказалось возможным, потому что учащиеся готовы к получению нового знания (база знаний сформирована) не только на уровне аудиовизуального восприятия, но и к самореализации через выдвижение гипотез, построение целей деятельности и формулирование правил, а самое главное к применению всего выше перечисленного непосредственно в своей учебной деятельности.

Роль учителя при такой организации работы не становится менее значимой и ценной, т.к. умение задавать «нужные» вопросы, на этапе актуализации знаний, подобрать такие задания, что ребёнок «как по ниточке» идёт к нужному действию, выбирает верные, а самое главное актуальные приемы решения проблемы, приводит к возможности самовыражения личности, в результате повышается значимость соучастников учебной деятельности, т.к. каждый участник понимает, что это знание им не преподнесли как данность, а до данного факта он (они) догадались, додумались самостоятельно. Как результат повышается самооценка, заинтересованность в изучаемом предмете, т.е. мотивация учебной деятельности.

Вернёмся к уроку и рассмотрим, как же решались поставленные цели. В начале урока наряду с организационными мероприятиями используется игра «Внимание» (психогимнастическое упражнение на математическом материале) как средство актуализации предпонимания.

Далее вниманию обучающихся предлагается ряд чисел - этап повторения - на котором решается задача актуализировать не только усвоенные ЗУНы, но и организовать предпонимание нового материала - в форме эвристической беседы. Может быть включено задание на создание ситуации непонимания (незнания). У меня таким заданием было: найти сумму чисел Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики и Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики . Мы ранее не выполняли подобных заданий, не смотря на это, ребята с ним успешно справились и объяснили приёмы решения.

Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики; Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики ; Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики ; Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики ; Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики ; Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики ; Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики ; Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики .

*Задания к ряду чисел:

Прочитайте дроби.

Прочитайте десятичные дроби, обыкновенные дроби, смешанные числа (отдельно).

Какие из обыкновенных дробей и смешанных чисел можно записать как десятичные дроби? Записать на доске и в тетради.

Найти сумму чисел Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики и Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики ; Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики и Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики .

*Задание «Найди ошибку». При выполнении, которого учащиеся вспомнили правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000, 10000 и т.д.

В течение урока ведётся работа в области когнетивного понимания (предметно-специфическое мышление). Для того чтобы во время урока решались задачи СОО одновременно можно выстроить связь с жизненным опытом, с ситуациями вне урока, добавить задания на постановку смысла, на обоснование позиции с использованием знания (межпредметные связи, синхронизация содержания разных предметов (изучаемых в школе), учёт возрастных интересов и особенностей детей), связь с внеурочным контекстом - творческие задания + самостоятельность в выборе темы, проблемы и т.п. Например: может быть предложена задача - жизненная ситуация в которой наглядно демонстрируется применение получаемого знания в жизни и его значимость.

На уроке предлагаются задания разного уровня сложности, и каждое последующее задание дается не только на усложнение, но и отличается по виду, а также способам его выполнения от предыдущего. Что позволяет сохранить высокий темп деятельности учащихся на протяжении всего урока, активное вовлечение каждого ученика в процесс, учитывая возрастную специфику, создается ситуация успеха для каждого ученика на уровне его понимания. Смена видов деятельности: слуховая, зрительная, моторная, способствует достижению основной цели урока.

После организации предпонимания учащимся предлагается определить цель урока исходя из предложенной темы. Этап целеполагания (каждый учащийся осмысливает возможные задачи на урок, а если это не удается отдельным учащимся, то у них есть возможность выслушать своих товарищей и рассмотреть их точку зрения). Затем определяем, где нам могут пригодиться умения работать с десятичными дробями при решении заданий по переводу одних метрических единиц измерения в другие. Этап освоения нового. Причем моя помощь, как учителя при организации деятельности, таким образом, была лишь как участник процесса, так как дети готовы сами выдвигать способы решение к поставленной задаче. Конечно, нельзя утверждать, что все без исключения усвоили эту тему одинаково хорошо. Кто-то выполнял задание быстро, не используя дополнительную инструкцию-таблицу, кому-то для выполнения задания требовалось время и помощь таблицы и учителя, но все без исключения понимали, что они делают и зачем. На следующем уроке я предложила составить задачу, на применение данного знания и умения, приближенную к жизненным ситуациям, с которой учащиеся успешно справились на уровне своего понимания. Таким образом, вышли на новый этап - этап применения знаний (отработка умений и навыков в новых условиях, через моделирование жизненных ситуаций).

Субъектная роль учителя - организатор учебного диалога. В этом случае важно каждое слово с самого начала урока. Диалог с учащимися учитель ведет не только вербально, но также использует жесты, мимику, взгляд, в течение урока интонационные реплики для отдельных учащихся поддерживающие, вдохновляющие на дальнейшую деятельность, на поиск решения поставленной задачи. У ученика появляется возможность расширения и совершенствования своих интеллектуальных знаний.

Способ организации взаимодействия на уроке - групповая смыслодеятельность, направленная на решение одной проблемы, которая объединяет весь класс, общая заинтересованность, общий смысл ситуации, при этом важно видеть за формулами реальный мир.

И в завершении мне хотелось бы остановиться на возможных критериях оценки эффективности урока с точки зрения инновационного урока, которые предлагает Андреев В.И.

Критерии оценки эффективности урока.

  1. Четкая поэтапная реализация целей урока (обучающих, развивающих, воспитывающих, диагностических).

  2. Целесообразность выбранной учителем структуры урока.

  3. Содержательная насыщенность, плотность урока.

  4. Гибкое, результативное использование методов, приёмов, дидактических средств обучения.

Познавательная и творческая активность учащихся на уроке (например, для программы «Школа-2100» характерно: по ходу урока учитель и ученики действуют как равноправные партнеры - определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы. Учитель, ведя беседу, внимательно прислушивается к выступлениям учеников, дает возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует точке зрения учителя. При таком подходе специальные критерии оценки - мыслительная активность детей в процессе понимания, глубина аргументации и умение отстаивать свою точку зрения, познавательный интерес и т.п.).

  1. Культура педагогического общения учителя с учащимися, создание доброжелательного психологического климата.

  2. Объективность и оперативность педагогической оценки результатов учебной деятельности учащихся.

  3. Хотелось бы отметить, что для ЛОО и СОО характерна низкая технологичность, при таком подходе к обучению анализируется педагогический процесс.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Литература:

  1. Филиппов В.М. Модернизация российского образования. - М.: Просвящение, 2003.

  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. - Казань, 1996.

© 2010-2022