- Преподавателю
- Математика
- Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики
Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Поторочина С.С. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Смыслоориентированный подход при организации современного урока математики.
Учитель математики МАОУ СОШ № 17 города Тюмени Поторочина С.С.
Условия жизни и социальные изменения общества формируют у современных подростков новые потребности, ожидания и интересы. Они открыто демонстрируют независимость, инициативность, критичность взглядов. Востребованными качествами на сегодняшний день являются: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, оценивать и анализировать, делать свой выбор; владение новыми технологиями. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания.
Только творческий подход к уроку с учётом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания.
Содержание смыслоориентированного урока, как и любого современного урока, должно быть направлено на активизацию познавательной деятельности, развитие творческой активности, формирование личностных ориентаций обучающихся, а также формировать особые способы работы с учебным текстом, в частности математическим (дети учатся слушать друг друга, критически относиться к своему ответу и ответу своих товарищей, формируется ответственность за общее дело, толерантность, сформированность предметной рефлексии: понять и воспроизвести алгоритм решения и др.). Отсюда смыслоориентированный урок - это не столько что мы изучаем, сколько, как мы это изучаем.
Мне хотелось бы продемонстрировать на конкретном учебном материале, как я понимаю смыслоориетированный урок и его реализацию в учебном процессе.
Урок математики в 5 классе по теме «Перевод величин из одних единиц измерения в другие».
Цель: обеспечить усвоение учащимися умения перевода одних метрических единиц измерения в другие, формировать вычислительную культуру, добросовестное отношение к труду, развивать мышление, речь, внимание, память. СОО: развитие понимания, актуализация интересов, мотивов, потребностей детей на уроке.
Хотелось бы отметить, что в начальной школе обучающиеся уже знакомились с переводом одних метрических единиц измерения в другие, но при работе с натуральными числами. В 5 классе данная тема изучается в течение двух уроков, причем на примере десятичных и обыкновенных дробей, а также смешанных чисел. Больше в курсе математики это тема целенаправленно не изучается, лишь при решении отдельных задач. Однако обучающимся, начиная с 7 класса при изучении физики, а с 8 класса при изучении химии постоянно приходится иметь дело с переводом одних единиц измерения в другие и вычислениями с такими величинами, поэтому значения изучаемого материала и умений, вытекающих при изучении этой темы не только в обучении, но и в жизни человека очевидно.
Несмотря на то, что данный урок - это урок усвоения нового знания учитель находиться в течение всего урока «в тени». Это оказалось возможным, потому что учащиеся готовы к получению нового знания (база знаний сформирована) не только на уровне аудиовизуального восприятия, но и к самореализации через выдвижение гипотез, построение целей деятельности и формулирование правил, а самое главное к применению всего выше перечисленного непосредственно в своей учебной деятельности.
Роль учителя при такой организации работы не становится менее значимой и ценной, т.к. умение задавать «нужные» вопросы, на этапе актуализации знаний, подобрать такие задания, что ребёнок «как по ниточке» идёт к нужному действию, выбирает верные, а самое главное актуальные приемы решения проблемы, приводит к возможности самовыражения личности, в результате повышается значимость соучастников учебной деятельности, т.к. каждый участник понимает, что это знание им не преподнесли как данность, а до данного факта он (они) догадались, додумались самостоятельно. Как результат повышается самооценка, заинтересованность в изучаемом предмете, т.е. мотивация учебной деятельности.
Вернёмся к уроку и рассмотрим, как же решались поставленные цели. В начале урока наряду с организационными мероприятиями используется игра «Внимание» (психогимнастическое упражнение на математическом материале) как средство актуализации предпонимания.
Далее вниманию обучающихся предлагается ряд чисел - этап повторения - на котором решается задача актуализировать не только усвоенные ЗУНы, но и организовать предпонимание нового материала - в форме эвристической беседы. Может быть включено задание на создание ситуации непонимания (незнания). У меня таким заданием было: найти сумму чисел и . Мы ранее не выполняли подобных заданий, не смотря на это, ребята с ним успешно справились и объяснили приёмы решения.
; ; ; ; ; ; ; .
*Задания к ряду чисел:
Прочитайте дроби.
Прочитайте десятичные дроби, обыкновенные дроби, смешанные числа (отдельно).
Какие из обыкновенных дробей и смешанных чисел можно записать как десятичные дроби? Записать на доске и в тетради.
Найти сумму чисел и ; и .
*Задание «Найди ошибку». При выполнении, которого учащиеся вспомнили правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000, 10000 и т.д.
В течение урока ведётся работа в области когнетивного понимания (предметно-специфическое мышление). Для того чтобы во время урока решались задачи СОО одновременно можно выстроить связь с жизненным опытом, с ситуациями вне урока, добавить задания на постановку смысла, на обоснование позиции с использованием знания (межпредметные связи, синхронизация содержания разных предметов (изучаемых в школе), учёт возрастных интересов и особенностей детей), связь с внеурочным контекстом - творческие задания + самостоятельность в выборе темы, проблемы и т.п. Например: может быть предложена задача - жизненная ситуация в которой наглядно демонстрируется применение получаемого знания в жизни и его значимость.
На уроке предлагаются задания разного уровня сложности, и каждое последующее задание дается не только на усложнение, но и отличается по виду, а также способам его выполнения от предыдущего. Что позволяет сохранить высокий темп деятельности учащихся на протяжении всего урока, активное вовлечение каждого ученика в процесс, учитывая возрастную специфику, создается ситуация успеха для каждого ученика на уровне его понимания. Смена видов деятельности: слуховая, зрительная, моторная, способствует достижению основной цели урока.
После организации предпонимания учащимся предлагается определить цель урока исходя из предложенной темы. Этап целеполагания (каждый учащийся осмысливает возможные задачи на урок, а если это не удается отдельным учащимся, то у них есть возможность выслушать своих товарищей и рассмотреть их точку зрения). Затем определяем, где нам могут пригодиться умения работать с десятичными дробями при решении заданий по переводу одних метрических единиц измерения в другие. Этап освоения нового. Причем моя помощь, как учителя при организации деятельности, таким образом, была лишь как участник процесса, так как дети готовы сами выдвигать способы решение к поставленной задаче. Конечно, нельзя утверждать, что все без исключения усвоили эту тему одинаково хорошо. Кто-то выполнял задание быстро, не используя дополнительную инструкцию-таблицу, кому-то для выполнения задания требовалось время и помощь таблицы и учителя, но все без исключения понимали, что они делают и зачем. На следующем уроке я предложила составить задачу, на применение данного знания и умения, приближенную к жизненным ситуациям, с которой учащиеся успешно справились на уровне своего понимания. Таким образом, вышли на новый этап - этап применения знаний (отработка умений и навыков в новых условиях, через моделирование жизненных ситуаций).
Субъектная роль учителя - организатор учебного диалога. В этом случае важно каждое слово с самого начала урока. Диалог с учащимися учитель ведет не только вербально, но также использует жесты, мимику, взгляд, в течение урока интонационные реплики для отдельных учащихся поддерживающие, вдохновляющие на дальнейшую деятельность, на поиск решения поставленной задачи. У ученика появляется возможность расширения и совершенствования своих интеллектуальных знаний.
Способ организации взаимодействия на уроке - групповая смыслодеятельность, направленная на решение одной проблемы, которая объединяет весь класс, общая заинтересованность, общий смысл ситуации, при этом важно видеть за формулами реальный мир.
И в завершении мне хотелось бы остановиться на возможных критериях оценки эффективности урока с точки зрения инновационного урока, которые предлагает Андреев В.И.
Критерии оценки эффективности урока.
-
Четкая поэтапная реализация целей урока (обучающих, развивающих, воспитывающих, диагностических).
-
Целесообразность выбранной учителем структуры урока.
-
Содержательная насыщенность, плотность урока.
-
Гибкое, результативное использование методов, приёмов, дидактических средств обучения.
Познавательная и творческая активность учащихся на уроке (например, для программы «Школа-2100» характерно: по ходу урока учитель и ученики действуют как равноправные партнеры - определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы. Учитель, ведя беседу, внимательно прислушивается к выступлениям учеников, дает возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует точке зрения учителя. При таком подходе специальные критерии оценки - мыслительная активность детей в процессе понимания, глубина аргументации и умение отстаивать свою точку зрения, познавательный интерес и т.п.).
-
Культура педагогического общения учителя с учащимися, создание доброжелательного психологического климата.
-
Объективность и оперативность педагогической оценки результатов учебной деятельности учащихся.
-
Хотелось бы отметить, что для ЛОО и СОО характерна низкая технологичность, при таком подходе к обучению анализируется педагогический процесс.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Литература:
-
Филиппов В.М. Модернизация российского образования. - М.: Просвящение, 2003.
-
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. - Казань, 1996.