• Преподавателю
  • Математика
  • Методические рекомендации по теме: «Компетентностный подход в обучении математики» (из опыта работы)

Методические рекомендации по теме: «Компетентностный подход в обучении математики» (из опыта работы)

Великий китайский мыслитель Конфуций сказал: «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе, идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту». Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь математические  законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…». Развитие ключевых компетентностей школьников считаю одной из важнейших задач современного образования.  Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, у... Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сведения об авторе:

Фамилия, имя, отчество- Полякова Маргарита Адольфовна

Занимаемая должность-учитель математики

Место работы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ницинская средняя общеобразовательная школа», 623944, Свердловская область, Слободо-Туринский район, с. Ницинское

Компетентностный подход в обучении математики

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Компетенция- это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции - это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

-ценностно-смысловая,

-общекультурная,

-учебно-познавательная,

-информационная,

- коммуникативная,

-социально-трудовая,

-личностная

Формирование у учащихся ключевых компетентностей - одна из основных задач современного образования.

Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности психологические особенности, ценности и т.д.

Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации и т.д.

Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность.

Т.е. компетентностный подход - это подход, реализующий деятельностный характер образования.

Как при обучении математики сформировать ключевые компетенции?

Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:

  • ситуация неожиданности;

  • ситуация конфликта;

  • ситуация несоответствия;

  • ситуация неопределенности;

  • ситуация предположения;

  • ситуация выбора.

В своей практике использую исследовательские, творческие, информационные проекты.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении учащихся математике является решение задач.

Причем, основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Но выявляются характерные недочеты математической подготовки школьников.

К ним относятся недостаточное усвоение ряда тем, имеющих широкое практическое применение: отношение чисел, пропорциональные величины, решение задач на проценты, определение периметров и площадей фигур, оценка и прикидка результатов, чтение графиков реальных зависимостей.

Именно умение решать большинство из этих практических задач будет проверяется на ЕГЭ.

Поэтому одним из путей формирования ключевых компетентностей является использование на уроках специальных компетентностно-ориентированных задач.

Если на уроках математики систематически использовать компетентностно-ориентированные задачи, то это будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся, повысится математическая грамотность учащихся.

"Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические знания и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы".

На уроках математики необходимо формировать такие компетенции:

  • учебно-познавательная,

  • информационная;

  • коммуникативная;

  • исследовательская;

  • ценностно-смысловая,

  • общекультурная,

  • социально-трудовая,

  • личностная

Для формирования информационной компетентности можно использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др.

Примеры:

1) 9-й класс (алгебра) Продолжить числовую последовательность: 1; 3; 5; 7; 9;… задать ее следующими способами:

- Формулой n-го члена;
- Таблицей;
- Графиком;
- Словесным описанием.

Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление первичной обработки информации.

2) 8-й класс (алгебра) Составьте текст задачи, которую можно решить с помощью данного уравнения, и решите ее: Методические рекомендации по теме:«Компетентностный подход в обучении математики»(из опыта работы)

Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление вторичной обработки информации

3) 7, 8-й класс (алгебра.) На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали - значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наибольшую температуру воздуха 22 января.

Методические рекомендации по теме:«Компетентностный подход в обучении математики»(из опыта работы)

4) На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Екатеринбурге (Свердловске) за каждый месяц 1973 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру в 1973 году.

Методические рекомендации по теме:«Компетентностный подход в обучении математики»(из опыта работы)

5) 5-й класс (математика). Дана схема дорог между селами A, B, C, D, M и известны расстояния между ними:

AM = 7км, AB = 4км, BC = 9км, CD = 6км, DM = 7км, BM = 5км, BD = 13км, AD = 10км, CM = 11км, AC = 6км. В селе А находится почта. Почтальон должен развозить почту во все села. Необходимо выбрать кратчайший путь для него.

Методические рекомендации по теме:«Компетентностный подход в обучении математики»(из опыта работы)

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Например: Каждой группе предлагается решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.

Примеры:

1) При изучении темы "Применение подобия треугольников" (8-й класс) трем группам предлагается решить задачу одним из способов:

Определить высоту предмета:

а) С помощью вращающейся планки.
б) С помощью тени.
в) С помощью зеркала.

Для формирования исследовательской компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.

1) Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.

Тарифный план

Абонентская плата

Плата за 1 минуту разговора

1. Повременный

135 р. в месяц

0,3 р.

2. Комбинированный

255 р. за 450 минут в месяц

0,28 руб. за 1 минуту сверх 450 мин. в месяц.

3. Безлимитный

380 р.

0 р.

Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составляет 650 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях.

2) Строительной фирме нужно приобрести 75 кубометров пенобетона у одного из трех поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?

Поставщик

Стоимость пенобетона
(руб. за м3)

Стоимость доставки (руб.)

Дополнительные
условия

A

2650

4500

Б

2700

5500

При заказе на сумму больше 150000 руб. доставка бесплатно

В

2680

3500

При заказе более 80 м3доставка бесплатно

Или задачи, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат:

- учебный эксперимент;
- практические работы;
- домашнее задание поисковой направленности;
- интерактивные занятия;
- задачи исследовательского характера.

Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу , формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:

- использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме;
- работать со справочниками;
- использовать Интернет-ресурсы;
- подготавливать презентации.

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Содержание заданий желательно связывать с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения;

Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:

- прикладной характер содержания темы;
- содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;
- местный материал;
- содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными

непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
- содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков;
- содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) деятельности.

Компетентностно-ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции.

На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул.

Пример: урок геометрии в 8-м классе по теме "Площади многоугольников", с использованием проектного метода.

Проблема: необходимо разбить клумбы для цветов около школы в форме параллелограмма, трапеции, треугольника, покрыть полы паркетом.

Сделать необходимые расчеты.

Выход на проблему: необходимо знать площади данных фигур.

Работа в группах по выводу формул площади параллелограмма, треугольника, трапеции. При затруднении - обращение к учебнику.

Выполнение расчетов для разбивки клумб, решение практических задач.

Формировать и развивать компетентности учеников можно на разных этапах урока

Проверка домашнего задания

-активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

-развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память

- формирование познавательной компетентности

- формирование самообразовательной компетентности

Рецензирование ответов

(домашнего задания)

Математический диктант, тест, с/р

(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Изучение нового материала

учить исследовательской работе

- учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

- учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний

формирование исследовательской компетентности

формирование информационной компетентности

формирование исследовательской, самообразовательной, компетентностей

Доказательство теорем,

вывод формул, правил

Проблемная лекция с использованием приобретенной учениками информации

Экспериментальная работа

Практическая работа

Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

изучить свойства, правила…


закрепить знания; разработать правила (алгоритмы) запоминания

закрепить умение решать задачи и примеры, формировать умения проверять, слушать, думать


развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

формирование познавательной компетентности


формирование компетентности саморазвития

формирование познавательной компетентности


формирование интеллектуально- познавательной компетентности

формирование коммуникативной и познавательной компетентностей

С/ р частично-поискового, исследовательского характера;

Компетентностно-ориентированные задания

Исследование различных видов памяти

Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с само- проверкой, игровые формы.

Решение задач несколькими способами

Работа с учебником

(учебная практическая работа)

Творческая работа

показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты

учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

формирование исследовательской компетентности

формирование самообразовательной, информационной, коммуникативной компетентностей

Создание проектов

Компетентностно-ориентированные задания

Контроль

учить детей воображению и умению абстрагироваться


учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

формирование самообразовательной, исследовательской компетентности

формирование самообразовательной, социальной компетентности

Создание рекламы (презентации) изучаемой темы урока, синквейна, работа в группах с взаимной оценкой

Разноуровневая с/р (взаимопроверка, самопроверка, контроль учителя);

Домашнее задание

проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

формирование самообразовательной компетентности

формирование интеллектуально- познавательной компетентности

Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Разноуровневые задачи;

задачи исследовательского характера,творческие задания.



Таким образом, применение деятельностных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей учащихся.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.



© 2010-2022