- Преподавателю
- Математика
- Правильные и неправильные дроби
Правильные и неправильные дроби
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фомина И.Ю. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Районный конкурс практических и методических материалов
"Сценарий школьного урока математики - 2015"
Наименование ОУ
МОУ Усть-Качкинская СОШ
ФИО педагога
Фомина Ирина Юрьевна
Должность
Учитель математики и физики
Предмет
Математика
Класс
5
Место урока в системе
тема «Обыкновенные дроби» 6 урок, первый по теме «Правильные и неправильные дроби»
Технологии обучения
Проблемное обучение, работа в парах
Краткая характеристика класса
В классе 24 человека. Обучались в начальной школе по программе «Гармония», 4 человека обучаются по программе С(К)к 7вида. Вцелом класс работоспособный, хорошо считают устно, быстро включаются в деятельность. Но учащимся всегда приходится уделять больше времени на доработку тех или иных терминов, правил. Средний балл за контрольные работы - 3,46.
Сценарий урока математики
Учебник А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, 2012г. ;
Образовательная программа и УМК : Математика: программы: 5-9 классы/А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский. М. :- 2012г, Вента-Граф, - 112с.
Программа рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов, что соответствует учебному плану школы и базовому уровню.
Класс 5 а
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока: Правильные и неправильные дроби.
Цели урока:
- дидактические
-
формирование понятия правильных и неправильных дробей,
-
формирование умений определять правильные и неправильные дроби, отмечать их на координатном луче,
-
формирование навыков сравнения правильной и неправильной дроби с единицей.
- развивающие
-
формирование интереса к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения,
-
желание работать в коллективе,
-
анализировать, делать выводы, обобщать и находить согласованные решения
- воспитательные
-
формирование умений видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни,
-
воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в паре.
Планируемые результаты:
- предметные :
Учащийся научится распознавать правильные и неправильные дроби.
- метапредметные:
-
регулятивные - обучающийся может осуществлять целеполагание, определять этапы работы, организовывать совместное выполнение задания, осуществлять самоконтроль;
-
коммуникативные - обучающийся способен с достаточной точностью выражать свои мысли; сотрудничать при работе в паре;
-
познавательные - обучающийся может выдвигать и обосновывать гипотезы, осуществлять отбор материала для их доказательства;
- личностные:
Обучающийся осознает необходимость проведенной на уроке работы, потребность делать самостоятельно выбор, воспринимать чужое мнение и соотносить со своим, умеет обосновывать свою точку зрения.
Карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
(указать цель на каждом этапе)
Деятельность учащихся
(с указанием форм деятельности)
Формируемые УУД (конкретные)
Р
К
П
Л
Мотивационно-ориентировочная часть
Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Организационный момент
Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы и положительного настроя учащихся на работу.
Приветствие. Запись числа в тетрадях.
Организация совместной деятельности.
Включение учащихся в деловой ритм работы.
Готовность принять урок и его задачи.
׀ этап - мобилизующий (5мин)
Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их учебно-познавательной деятельности.
- Какая часть фигуры закрашена?
- Укажите координаты заданных точек на числовом луче.
- Отметьте на числовом луче точки А(⅜), В(⅞)
- сравните дроби: 5\76 и 51\76;
15\15 и 125\125; 5\6 и 5\7; 16\9 7\8
Учащиеся отвечают устно
Учащиеся отвечают устно
Чертят в тетради числовой луч и отмечают точки
Ставят знаки неравенства между дробями
Самоорганизован
ность
Планирование и организация своей деятельности.
Умение слушать и понимать; способность с достаточной точностью выражать свои мысли. Формирование собственной точки зрения
Выдвижение и обоснование предположения (гипотезы). Работа с информацией и ее обобщение
Воспитание уважительного отношения к чужому мнению. Формирование устойчивой мотивации к обучению.
׀ ׀ этап - целеполагание (5мин)
Определение цели урока, учебных задач.
- А как разделить яблоко на 5\7 частей и 7\5?
Что показывает нам числитель и знаменатель в этих дробях?
А что мы можем сказать о себе про обыкновенные дроби, что мы умеем и знаем о обыкновенных дробях?
А что мы будем сегодня изучать на уроке?
А как вы узнали тему урока?
Какие же цели нашего урока? Пожалуйста определите каждый для себя, что он хочет узнать, чему научиться, что понять и составлять.
Высказывают своё мнение. Формулируют цель урока и определяют этапы работы.
Знаменатель показывает, на сколько частей разделили целое, числитель - сколько частей взяли. Мы умеем
-читать обыкновенные дроби,
- записывать
-сравнивать некоторые дроби
-отмечать на числовом луче
-объяснять и аргументировать свои действия
- находить и исправлять ошибки свои и одноклассников
Правильные и неправильные дроби.
Прочитали на доске.
Сегодня на уроке я хочу:
Узнать…
Научиться…
Составлять…
Понять…
Постановка цели
Осуществление целеполагания, определение этапов работы.
Доказательство своей позиции. Способность с достаточной точностью выражать свои мысли.
Выявлять причинно-следственные связи.
Выбор критериев и обоснований для отбора материала.
Развитие целостной картины о дробях
Осознание необходимости проводимой на уроке работы, воспитание трудолюбия.
Операционно-познавательная часть (содержательная)
III этап- совместная деятельность
(13 мин)
Создание условий для вывода учащимися определений правильной неправильной дробей;
Воспитание внимательного отношения друг к другу при работе в парах.
Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений. Создаёт проблемную ситуацию, способствующую самостоятельному формулированию учащимися определений правильной и неправильной дробей.
1. Прочитайте дроби.
2.Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель.
На какие группы можно разделить эти дроби?
3.С какой группой дробей мы уже умеем работать, а какая для вас новая?
4.Вы уже знаете, что дробь можно получить, если разделить целое на равные части и взять несколько таких частей. Какими из этих дробей можно обозначить часть целого(единицы)?
5.Можно ли про дроби из группы А сказать что каждая из них часть единицы?
6.Поработайте в парах, попробуйте определить какую группу можно назвать правильными дробями, а какую - неправильными?
7.Давайте сравним ваши
выводы с записью на слайде.
8.А теперь, работая в парах попробуйте сформулировать определения правильной
и неправильной дробей.
9.Откройте учебник на странице 180-181, прочитайте приведенные там определения.
Совпадают ли определения, напечатанные в учебнике с тем, что вывели вы?
Расскажите определения друг другу.
Мысленно воспроизведите эти определения.
Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы учителя, соотносят свои ответы с отвечающим учеником с помощью сигнальных карточек.
(синяя- согласие, красная -нет)
Где числитель больше или равен знаменателю (группа А) и
где числитель меньше знаменателя (группа В).
С группой В умеем, группа А - новая.
Дробями из группы В
Нет
Каждая группа предлагает свои варианты и аргументирует выбор.
Формулируют определения правильной и неправильной дробей.
Открывают учебник, читают определение.
Да.
Рассказывают определения.
1вариант 2вариант
2 вариант 1вариант
Строить гипотезы.
Выдвижение гипотезы, планирование работы.
Организация совместного выполнения заданий.
Общение с собеседником.
Сотрудничество при работе в парах. Планирование учебного сотрудничества.
Обогащение новыми знаниями, усложнение математического лексикона учащихся. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Выдвижение и обоснование гипотезы.
Формирование математической культуры и сознания.
Воспитание уважительного отношения к чужому и собственному мнению, умения обосновывать свою точку зрения.
Система социальных отношений между людьми
IV-этап коммуникация (8мин)
Создание условий для формирования навыков для определения правильных и неправильных дробей.
Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях.
Какая из дробей «лишняя»?
3\4,9\11,13\5,7\9,1\6
Какая из дробей лишняя?
5\4,9\11,13\5, 17\9,8\7
Пирог разрезали на 8 долей. На тарелку положили 3 доли. Запишите получившуюся дробь и определие, какая она, правильная или неправильная?
Пирог разрезали на 8 долей. На тарелку положили 8 долей. Запишите получившуюся дробь и определите, какая она, правильная или неправильная?
Пирог разрезали на 11 долей. На тарелку положили 8 доли. Запишите получившуюся дробь и определите, какая она, правильная или неправильная?
Сделайте вывод:
Из Рабочей тетради №327, 329, 330
Самостоятельная работа
Сравните дроби:
№723, сравните дроби.
№725 расположите дроби в порядке возрастания.
Учащиеся отвечают на вопросы
13\5, потому что в этой дроби числитель больше, чем знаменатель.
9\11, потому что в этой дроби числитель меньше, чем знаменатель.
3\8 - правильная, меньше 1
8\8 - неправильная, равная 1
11\8 неправильная, больше 1.
Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной и она меньше 1. (3\8)
Дробь, в которой числитель больше знаменателя, называют неправильной и она больше 1.(11\8)
Дробь, в которой числитель равен знаменателю, называют неправильной и она равна 1.(8\8)
Учащиеся решают задание и проверят в парах друг у друга.
Учащиеся в тетради сравнивают дроби
Прогнозирование результатов деятельности.
Работа по выработанному алгоритму.
Изменение своей точки зрения в зависимости от доказательств другого. Готовность прислушиваться к мнению другого и изменить свою точку зрения под действием аргументов и доказательств другого человека.
Классифицировать дроби на правильные и неправильные; больше, меньше и равные 1.
Принятие чужого мнения. Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, умение обосновывать свою точку зрения.
V - коррекция (5мин)
Проверка полноты знаний, сформированности умений, определение «слабых» моментов в усвоении знаний и умений.
Создание условий для развития умения самоконтроля и самооценки учащихся.
Предлагает учащимся выполнить тестовое задание.
Организует работу по проверке выполнения теста с помощью заготовленной таблицы ответов.
По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока, с целью ликвидации пробелов знаний учащихся.
Выполняют тестовое задание. Заполняют таблицу ответов, выданную каждому ученику.
Контроль достижения цели.
Выявлять факты и доказательства в ходе дискуссии
Обобщение материала и коррекция.
Осознание потребности делать самостоятельно выбор.
Рефлексивно-оценочная
VI- этап итог урока (2мин)
Организация групповой рефлексии относительно достижения учебных целей.
Мне удалось:
Узнать…
Научиться..
Составлять…
Понять… достигнуты ли поставленные цели7
Что не получилось сегодня, почему?
Составление «картины» деятельности на уроке: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ её успешности: «Смогли потому что…», «Не получилось потому что…»
Рефлексия своей деятельности на уроке.
Способность оценивать свою учебную деятельность.
Умение выразить своё отношение к результату собственной деятельности на уроке.
Осознание необходимости проведенной на уроке работы.
VII- домашнее задание (3мин)
На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся.
1)Составить карточку для своего напарника, состоящую из двух заданий:
1. На отыскание правильных и неправильных дробей;
2.На сравнение дробей
2)п.26, вопросы 1-3. решить из учебника №724,726, 730
Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.
Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания.
VIII -рефлексия
(2мин)
Анализ успешности овладения ЗУН и способами деятельности («дерево удовлетворенности»)
Плоды-урок прошел полезно;
Цветок- урок прошел довольно неплохо;
Зеленый листок- Не совсем удовлетворен уроком;
Желтый листок- урок не понравился, было скучно
Учащиеся прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
Способность с достаточной точностью выразить свое мнение.
Выбор траектории своего развития