Правильные и неправильные дроби

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный конкурс практических и методических материалов

"Сценарий школьного урока математики - 2015"


Наименование ОУ

МОУ Усть-Качкинская СОШ

ФИО педагога

Фомина Ирина Юрьевна

Должность

Учитель математики и физики

Предмет

Математика

Класс

5

Место урока в системе

тема «Обыкновенные дроби» 6 урок, первый по теме «Правильные и неправильные дроби»

Технологии обучения

Проблемное обучение, работа в парах

Краткая характеристика класса

В классе 24 человека. Обучались в начальной школе по программе «Гармония», 4 человека обучаются по программе С(К)к 7вида. Вцелом класс работоспособный, хорошо считают устно, быстро включаются в деятельность. Но учащимся всегда приходится уделять больше времени на доработку тех или иных терминов, правил. Средний балл за контрольные работы - 3,46.



Сценарий урока математики



Учебник А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, 2012г. ;

Образовательная программа и УМК : Математика: программы: 5-9 классы/А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский. М. :- 2012г, Вента-Граф, - 112с.

Программа рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов, что соответствует учебному плану школы и базовому уровню.

Класс 5 а

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема урока: Правильные и неправильные дроби.

Цели урока:

- дидактические

  • формирование понятия правильных и неправильных дробей,

  • формирование умений определять правильные и неправильные дроби, отмечать их на координатном луче,

  • формирование навыков сравнения правильной и неправильной дроби с единицей.

- развивающие

  • формирование интереса к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения,

  • желание работать в коллективе,

  • анализировать, делать выводы, обобщать и находить согласованные решения

- воспитательные

  • формирование умений видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни,

  • воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в паре.

Планируемые результаты:

- предметные :

Учащийся научится распознавать правильные и неправильные дроби.

- метапредметные:


  • регулятивные - обучающийся может осуществлять целеполагание, определять этапы работы, организовывать совместное выполнение задания, осуществлять самоконтроль;

  • коммуникативные - обучающийся способен с достаточной точностью выражать свои мысли; сотрудничать при работе в паре;

  • познавательные - обучающийся может выдвигать и обосновывать гипотезы, осуществлять отбор материала для их доказательства;

- личностные:

Обучающийся осознает необходимость проведенной на уроке работы, потребность делать самостоятельно выбор, воспринимать чужое мнение и соотносить со своим, умеет обосновывать свою точку зрения.


Карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

(указать цель на каждом этапе)

Деятельность учащихся

(с указанием форм деятельности)

Формируемые УУД (конкретные)

Р

К

П

Л

Мотивационно-ориентировочная часть


Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Организационный момент

Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы и положительного настроя учащихся на работу.

Приветствие. Запись числа в тетрадях.

Организация совместной деятельности.


Включение учащихся в деловой ритм работы.

Готовность принять урок и его задачи.

׀ этап - мобилизующий (5мин)

Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их учебно-познавательной деятельности.

- Какая часть фигуры закрашена?

- Укажите координаты заданных точек на числовом луче.

- Отметьте на числовом луче точки А(⅜), В(⅞)

- сравните дроби: 5\76 и 51\76;

15\15 и 125\125; 5\6 и 5\7; 16\9 7\8


Учащиеся отвечают устно

Учащиеся отвечают устно

Чертят в тетради числовой луч и отмечают точки

Ставят знаки неравенства между дробями

Самоорганизован

ность

Планирование и организация своей деятельности.

Умение слушать и понимать; способность с достаточной точностью выражать свои мысли. Формирование собственной точки зрения

Выдвижение и обоснование предположения (гипотезы). Работа с информацией и ее обобщение

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению. Формирование устойчивой мотивации к обучению.

׀ ׀ этап - целеполагание (5мин)

Определение цели урока, учебных задач.

- А как разделить яблоко на 5\7 частей и 7\5?

Что показывает нам числитель и знаменатель в этих дробях?

А что мы можем сказать о себе про обыкновенные дроби, что мы умеем и знаем о обыкновенных дробях?




А что мы будем сегодня изучать на уроке?

А как вы узнали тему урока?

Какие же цели нашего урока? Пожалуйста определите каждый для себя, что он хочет узнать, чему научиться, что понять и составлять.

Высказывают своё мнение. Формулируют цель урока и определяют этапы работы.

Знаменатель показывает, на сколько частей разделили целое, числитель - сколько частей взяли. Мы умеем

-читать обыкновенные дроби,

- записывать

-сравнивать некоторые дроби

-отмечать на числовом луче

-объяснять и аргументировать свои действия

- находить и исправлять ошибки свои и одноклассников

Правильные и неправильные дроби.

Прочитали на доске.

Сегодня на уроке я хочу:

Узнать…

Научиться…

Составлять…

Понять…

Постановка цели

Осуществление целеполагания, определение этапов работы.

Доказательство своей позиции. Способность с достаточной точностью выражать свои мысли.

Выявлять причинно-следственные связи.

Выбор критериев и обоснований для отбора материала.

Развитие целостной картины о дробях




Осознание необходимости проводимой на уроке работы, воспитание трудолюбия.

Операционно-познавательная часть (содержательная)

III этап- совместная деятельность

(13 мин)

Создание условий для вывода учащимися определений правильной неправильной дробей;

Воспитание внимательного отношения друг к другу при работе в парах.

Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений. Создаёт проблемную ситуацию, способствующую самостоятельному формулированию учащимися определений правильной и неправильной дробей.

1. Прочитайте дроби.

Правильные и неправильные дроби

2.Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель.

На какие группы можно разделить эти дроби?

3.С какой группой дробей мы уже умеем работать, а какая для вас новая?

4.Вы уже знаете, что дробь можно получить, если разделить целое на равные части и взять несколько таких частей. Какими из этих дробей можно обозначить часть целого(единицы)?

5.Можно ли про дроби из группы А сказать что каждая из них часть единицы?

6.Поработайте в парах, попробуйте определить какую группу можно назвать правильными дробями, а какую - неправильными?

7.Давайте сравним ваши

выводы с записью на слайде.

8.А теперь, работая в парах попробуйте сформулировать определения правильной

и неправильной дробей.

9.Откройте учебник на странице 180-181, прочитайте приведенные там определения.

Совпадают ли определения, напечатанные в учебнике с тем, что вывели вы?

Расскажите определения друг другу.

Мысленно воспроизведите эти определения.




Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы учителя, соотносят свои ответы с отвечающим учеником с помощью сигнальных карточек.

(синяя- согласие, красная -нет)




Где числитель больше или равен знаменателю (группа А) и

где числитель меньше знаменателя (группа В).

С группой В умеем, группа А - новая.

Дробями из группы В


Нет


Каждая группа предлагает свои варианты и аргументирует выбор.



Формулируют определения правильной и неправильной дробей.

Открывают учебник, читают определение.

Да.

Рассказывают определения.

1Правильные и неправильные дробивариант 2вариант

2Правильные и неправильные дроби вариант 1вариант


Строить гипотезы.

Выдвижение гипотезы, планирование работы.

Организация совместного выполнения заданий.

Общение с собеседником.

Сотрудничество при работе в парах. Планирование учебного сотрудничества.

Обогащение новыми знаниями, усложнение математического лексикона учащихся. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Выдвижение и обоснование гипотезы.




Формирование математической культуры и сознания.

Воспитание уважительного отношения к чужому и собственному мнению, умения обосновывать свою точку зрения.

















Система социальных отношений между людьми

IV-этап коммуникация (8мин)

Создание условий для формирования навыков для определения правильных и неправильных дробей.

Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях.

Какая из дробей «лишняя»?

3\4,9\11,13\5,7\9,1\6

Какая из дробей лишняя?

5\4,9\11,13\5, 17\9,8\7

Пирог разрезали на 8 долей. На тарелку положили 3 доли. Запишите получившуюся дробь и определие, какая она, правильная или неправильная?

Пирог разрезали на 8 долей. На тарелку положили 8 долей. Запишите получившуюся дробь и определите, какая она, правильная или неправильная?

Пирог разрезали на 11 долей. На тарелку положили 8 доли. Запишите получившуюся дробь и определите, какая она, правильная или неправильная?

Сделайте вывод:



Из Рабочей тетради №327, 329, 330

Самостоятельная работа

Сравните дроби:

№723, сравните дроби.

№725 расположите дроби в порядке возрастания.

Учащиеся отвечают на вопросы



13\5, потому что в этой дроби числитель больше, чем знаменатель.

9\11, потому что в этой дроби числитель меньше, чем знаменатель.

3\8 - правильная, меньше 1


8\8 - неправильная, равная 1

11\8 неправильная, больше 1.

Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной и она меньше 1. (3\8)

Дробь, в которой числитель больше знаменателя, называют неправильной и она больше 1.(11\8)

Дробь, в которой числитель равен знаменателю, называют неправильной и она равна 1.(8\8)

Учащиеся решают задание и проверят в парах друг у друга.

Учащиеся в тетради сравнивают дроби

Прогнозирование результатов деятельности.

Работа по выработанному алгоритму.

Изменение своей точки зрения в зависимости от доказательств другого. Готовность прислушиваться к мнению другого и изменить свою точку зрения под действием аргументов и доказательств другого человека.

Классифицировать дроби на правильные и неправильные; больше, меньше и равные 1.

Принятие чужого мнения. Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, умение обосновывать свою точку зрения.

V - коррекция (5мин)

Проверка полноты знаний, сформированности умений, определение «слабых» моментов в усвоении знаний и умений.

Создание условий для развития умения самоконтроля и самооценки учащихся.

Предлагает учащимся выполнить тестовое задание.

Организует работу по проверке выполнения теста с помощью заготовленной таблицы ответов.

По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока, с целью ликвидации пробелов знаний учащихся.




Выполняют тестовое задание. Заполняют таблицу ответов, выданную каждому ученику.

Контроль достижения цели.

Выявлять факты и доказательства в ходе дискуссии

Обобщение материала и коррекция.

Осознание потребности делать самостоятельно выбор.

Рефлексивно-оценочная

VI- этап итог урока (2мин)

Организация групповой рефлексии относительно достижения учебных целей.

Мне удалось:

Узнать…

Научиться..

Составлять…

Понять… достигнуты ли поставленные цели7

Что не получилось сегодня, почему?


Составление «картины» деятельности на уроке: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ её успешности: «Смогли потому что…», «Не получилось потому что…»

Рефлексия своей деятельности на уроке.

Способность оценивать свою учебную деятельность.

Умение выразить своё отношение к результату собственной деятельности на уроке.

Осознание необходимости проведенной на уроке работы.

VII- домашнее задание (3мин)

На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся.

1)Составить карточку для своего напарника, состоящую из двух заданий:

1. На отыскание правильных и неправильных дробей;

2.На сравнение дробей

2)п.26, вопросы 1-3. решить из учебника №724,726, 730



Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.

Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания.


VIII -рефлексия

(2мин)

Анализ успешности овладения ЗУН и способами деятельности («дерево удовлетворенности»)

Плоды-урок прошел полезно;

Цветок- урок прошел довольно неплохо;

Зеленый листок- Не совсем удовлетворен уроком;

Желтый листок- урок не понравился, было скучно

Учащиеся прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

Способность с достаточной точностью выразить свое мнение.



Выбор траектории своего развития


© 2010-2022