Программа работы со слабоуспевающими учащимися

Организация работы               со слабоуспевающими                                  учащимися на уроке     В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Количество неуспевающих  слабоуспевающих детей увеличивается с каждым годом. В чем причина?             Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного и...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы

со слабоуспевающими

учащимися на уроке

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Количество неуспевающих слабоуспевающих детей увеличивается с каждым годом. В чем причина?

Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

  • отсутствие познавательного интереса

  • не сформированы элементарные организационные навыки

  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника

  • дети, в основном, из асоциальных семей

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта





Причины неуспеваемости.

Внутренние по отношению к школьнику.

Недостатки биологического развития:

А) дефекты органов чувств;

Б) соматическая ослабленность;

В) особенности нервной высшей деятельности, отрицательно влияющие на учение;

Г) психологические отклонения.

Недостатки психического развития личности:

А) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

Б) слабое развитие воли;

В)отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

Недостатки воспитанности личности:

А) недостатки в развитии моральных качеств личности;

Б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье пр.;

В) недостатки трудной воспитанности.

Внешние по отношению к школьнику

А) пробелы в знаниях и специальных умениях;

Б) пробелы в навыках учебного труда.

Недостатки опыта влияния школы:

А)недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр…;

Б) недостатки воспитательных влияний школы(учителей,коллектива, учащихся и др.)

Недостатки влияния внешкольной среды:

А) недостатки влияний семьи;

Б) недостатки влияний сверстников;

В) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Но вновь и вновь возвращаясь к словам Я.А. Коменского "Всех учить всему!" я задаюсь вопросом: реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

Изучив работы психологов и педагогов за последнее время, я пришла к выводу, что только дифференциация обучения дает возможность научить и обучить всех обучающихся.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема школы - «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

  • Разнообразить виды деятельности.

  • Проветривать кабинет.

  • Проводить физминутки.

  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.

  • Задания с выбором ответа.

  • Деформированные задания.

  • "Разрезные" теоремы.

  • Перфокарты.

  • Карточки - тренажеры.

  • Творческие задания.

  • "карточки-информаторы",

  • " обучающие карточки",

  • "карточки-алгоритмы

Алгоритм решения уравнения.

1.Проверить, правильно ли определен вид уравнения.

2. Проверить, приводит ли данное уравнение к простейшему

выбранные преобразования.

3.Проверить правильность выполнения преобразования.

4.Проверить применение правила (формулы, алгоритма) решения простейшего уравнения.

5.Проверить вычисления при проверки решения.

6.Проверить запись ответа.

Алгоритм решения уравнений, приводимых к квадратным

1.Заменить одинаковые выражения новой переменной.

2.Привести уравнение, относительно новой переменной, к квадратному .

3.Найти корни квадратного уравнения (если они есть).

4.Вернутся к прежней переменной .

5.Решить уравнения, определяемые постановкой.

6.Записать корни исходного уравнения

Алгоритм упрощения дробного выражения

1.Разложить знаменатель каждой дроби на множители.

2.Найти наименьший общий знаменатель.

3.Найти дополнительный множитель для каждой дроби.

4.Сложить получившиеся дроби с одинаковыми знаменателями.

5.Раскрыть скобки в числителе.

6.Привести подобные множители в числителе.

7.Если можно разложить числитель на множители.

8.Если можно сократите дробь

9.Пример решен.

Алгоритм решения числового выражения

1.Внимательно прочитай числовое выражение.

2.Выясни действия 1 порядка, 2 порядка, скобки.

3.Выясни количество действий и их порядок.

4.Если есть десятичные и обыкновенные дроби, запиши их в одном виде.

5.Каждое действие выполняй с проверкой.

6.Ответ записывай в конце выражения.

Алгоритм решения текстовой задачи

1.Прочитай задачу и представь, то о чем в ней говорится.

2.Запиши краткое условие.

3.Поясни, что означает каждое число, повтори вопрос задачи.

4.Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему, что нужно узнать сначала, что потом

5.Составь план решения.

6.Воспроизведи вычисления и получи ответ на вопрос задачи.

7.Проверь полученный ответ.

Алгоритм решения системы линейных уравнений с двумя переменными графическим способом

1)Построить график каждого уравнения, входящего в данную систему в одной плоскости.

2)Найти координаты точки пересечения графиков.

3)Записать ответ в виде пары чисел.

Алгоритм решения системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки.

1)Выразить одну переменную через другую в одном из уравнений.

2)Подставить полученное выражение в другое уравнение системы и получится линейное уравнение с одной переменной.

3)Решить полученное линейное уравнение с одной переменной и найти значение этой переменной.

4)Подставить найденное значение переменной в выражение для другой переменной и найти значение этой переменной.

5)Записать ответ в виде пары чисел.

Алгоритм решения системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения:

1)Умножить левую и правую части одного или обоих уравнений на некоторое число так, чтобы коэффициенты при одной из переменных в уравнениях стали противоположными числами.

2)Сложить почленно полученные уравнения ,найти значение одной из переменной.

3)Подставить найденное значение одной переменной в одно из данных уравнений и найти значение второй переменной.

4)Записать ответ в виде пары чисел.

Обучающие карточки составляю следующего вида:

Тема: Рациональные числа.

Карточка №1

Чтобы сложить два отрицательных числа надо, сложить их модули, а перед полученной суммой поставить знак «-».

а+в, а<0,в<0

-а+ (-в)=|-а|+|-в|=-|а+в|=-(а+в)

Например:

-2+(-29)=|-2|+|-29|=-|2+29|=-31

Реши примеры:

1)-74+(-15)=

2)-93+(-110)=

3)-2,8+(-3,2)=

Карточка№2

Если сравнивать рациональные числа, то любое положительное число больше отрицательного.

а>0,в<0 то а>в

Например:

15>-25, 2>-120

Сравни числа:

6,4 и -5,6; 519 и -42

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ

1.Прочитай внимательно условие задачи.

2.Запиши кратко условие.

3.Выясни условие взаимосвязи количественных соотношений двух величин.

4.Исходя из условия взаимосвязи определи другие количественные соотношения тех же величин.

Пример:

Для изготовления варенья из инжира нужно взять 3 кг сахара на каждые 4 кг свежего инжира .Сколько сахара потребуется чтобы сварить варенье из 10 кг?

Прочитав задачу, составляем для краткой записи таблицу:

Масса сахара (кг)

Масса инжира (кг)

3

х

4

10

Из таблицы составляем пропорцию и решаем её:

3 : 4 = х : 10

3 • 10 = 4 • х

х = 30: 4

х = 7,5

Ответ:7,5 кг сахара

В работе со слабыми учащимися я опираюсь на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

  1. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

  2. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

  3. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

  4. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.







  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно - развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)

  • Рационально распределять учебный материал (трудное - сначала!)

  • Применять частую смену видов деятельности на уроке

  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока

  • Стремиться к алгоритмизации деятельности

Это были алгоритмические выдержки. Пути действия намечены. А теперь чуть подробнее и конкретнее.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

  1. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

  2. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

  3. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

  4. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

  • При закреплении.

  • При проверке домашнего задания.

  • При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

  • карточек - заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.



  1. Трёхвариантные задания по степени трудности - облегчённый, средний и

  2. повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

  3. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

  4. Индивидуальные дифференцированные задания.

  5. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

  6. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

  7. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

  8. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

  9. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Еще я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, я вызываю 3-4 человека к доске, даю им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.

В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) - то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

  • слабому - выполнить посильный объем работы.

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно - ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде - как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3-4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. "Награды" команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. "Индивидуальная" ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться.

Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний-низкий, высокий-средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

Создаются благоприятные условия для:

- понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
- помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
- для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:

  • урок-игра

  • урок-спектакль

  • урок-путешествие

  • урок-детектив

  • урок-сказка

  • урок-силовое многоборье

  • урок-концерт

  • урок-картина

В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.

Я разработала и провожу уроки математики, которые мы с детьми называем "Блиц уроки". Решение задач проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить за отведенный норматив времени (3-5 задач за 1-2 минуты). На блиц - уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Разнообразие и интерес вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи 3-х уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учащимися. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного вида (например по теме"Периметр" или "Площадь").

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»

Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

Например, попросите узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать "Сколько стоит ремонт класса, в котором они учатся?"

Актуальность выбора темы последнего проекта диктует сама жизнь, так как ежегодно перед педагогами школ, учащимися и их родителями встает проблема ремонта школьных кабинетов.

Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями.. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы? Посмотрите, что из этого может получиться.

Я предложу вашему вниманию кусочки презентаций, подготовленных детьми, которые в последующем можно использовать на уроках.

В заключение, хотелось бы коснуться вскользь ещё одной современной технологии - технологии "полного усвоения".

На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского "Всех учить всему!". Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

Суть технологии "полного усвоения" выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной "хромающих" знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Программа работы со слабоуспевающими учащимися

Если считать, что блок уроков - это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.

Этапы освоения изучаемого

материала

Организационно-педагогическая направленность

1. Изучение нового материала.

Индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование.

Проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития.

Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) -> закрепление -> повторная диагностическая работа.

Развитие: повторный уровень -> углубленный уровень.

Дифференциация учебного процесса.

4. Итоговый контроль.

Обязательный уровень -> продвинутый уровень -> углубленный уровень.

Проверка результатов обучения.

Отметим, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю

© 2010-2022