- Преподавателю
- Математика
- Исследовательская работа по математике «Могут ли быть счастливыми числа?»
Исследовательская работа по математике «Могут ли быть счастливыми числа?»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сорокина О.А. |
Дата | 11.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 пос. Октябрьского
муниципального образования Ленинградский район
Исследовательская работа
по математике
«Могут ли быть счастливыми числа?»
Автор: учащийся 6а класса
Волков Евгений
Руководитель:
учитель математики
Сорокина Ольга Александровна
пос.Октябрьский
2015 год
Содержание
Введение 3
I. Историческая справка о числах 7 и 13 3
II. Какое число счастливее: 7 или 13?
1. Изучение общественного мнения 5
2. Анализ успеваемости учащихся, родившихся 7 и 13 числа 7
3. Результаты успеваемости учащихся 6-х классов МБОУ СОШ №5
7 и 13 числа с сентября по декабрь 2014 года 7
4. Сравнение погодных условий 7 и 13 числа с сентября по декабрь
2014 года 8
5. Статистические данные пожарной охраны 9
Заключение 9
Список литературы 9
Введение
С древних времён многие люди верят в счастливые и несчастливые числа. Например, боятся числа 13 и верят в удачу числа 7. Мы себя не относим к суеверным людям, но задумались, а действительно ли число 7 счастливое, а 13 - нет, и занялись сбором информации об этих числах, опросили своих друзей и одноклассников. На наш взгляд, актуальность этой темы заключается в том, что в повседневной жизни два раза в месяц мы сталкиваемся с числом 7 и 13, и для любого человека важно знать особенности каждого из чисел.
Объект исследования: число 7 и число 13.
Предмет исследования: влияние чисел 7 и 13 на человека.
Цель исследования: выяснить, правда ли, что число 13 является страшным, а с числом 7 связаны только хорошие события.
Задачи исследования:
- изучить литературу с целью получения информации о числах 7 и 13;
- провести анкетирование учащихся 6-х классов МБОУ СОШ №5 с целью выявления мнения учащихся о событиях, связанных с числами 7 и 13;
- сравнить погодные условия и проанализировать статистические данные пожарной охраны 7 и 13 числа с сентября по декабрь 2014 года;
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование учащихся, сравнение и обобщение полученных результатов.
-
Историческая справка о числах 7 и 13
С очень давних времен людям свойственно было приписывать тем или иным числам магические свойства - одни числа считали счастливыми, другие, наоборот, несчастливыми. Причем и то, и другое - без всяких на то оснований. Эти нелепые суеверия благополучно дожили до наших дней и в обозримом будущем умирать не собираются. Вера в счастливые и несчастливые числа восходит к временам, когда только возникал счет. Люди не имели общих чисел для всех предметов, а существовали разные обозначения для каждого числа в зависимости от того, что считали: один счет был для камней, другой - для рыб и т.д. Лишь постепенно люди сделались способными отличать числовые понятия от конкретных вещей. Это привело к тому, что числу приписывали магическое значение, оно представлялось в виде какого-то таинственного духа, который может приносить счастье или несчастье. Древние люди считали священными все числа, которыми у них замыкалась система счисления. Такими волшебными числами являлись три, семь, тринадцать, сорок и т.д.
Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Ведь ещё древние охотники, а потом и древние земледельцы, и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы - изображения семи звезд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях. И может быть, один из первых результатов арифметики «три да четыре дает семь» люди получили, заметив, что ковш Большой Медведицы складывается из трех звезд ручки и четырех остальных звезд [2. С.17].
Существовала еще более глубокая связь между небом и «семеркой». Следя за изменениями формы лунного диска, люди заметили, что через семь дней после новолуния на небе видна половинка этого диска. А ещё через семь дней вся Луна сияет на полуночном небе. Проходит ещё семь дней - и опять остается половинка диска, а ещё через семь дней на ночном небе сияют только звезды, а Луны совсем не видно. Так пришли они к понятию о лунном месяце, состоявшем из четырех семерок дней. В жизни древних людей значительную роль играл и десяток таких месяцев, то есть сорок недель. Но с небом были связаны не только лунные недели. Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только пять светил: сияющая утренняя звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя «планеты» и стали считаться богами. Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий - богом торговли, Марс - богом войны, Юпитер - богом- громовержцем, а Сатурн был богом посева. И конечно, богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь связанных с небом богов [2. С.18].
И сейчас числу 7 придают особое значение. Мы говорим о семи цветах радуги - красном, оранжевом, желтом, зеленом, голубом, синем и фиолетовом. Человек воспринимает окружающий мир: свет, звуки, запахи, вкус - через семь «отверстий» в голове: два глаза, два уха, две ноздри, рот.
Мы употребляем в речи пословицы и поговорки: «Семеро одного не ждут», где «семь» употребляется в значении «все» и так говорят, когда начинают какое-либо дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя. «Лук от семи недуг» - когда семёрка предельное число; «Семь раз отмерь - один раз отрежь» - перед тем как сделать что-нибудь серьезное. Говорится в качестве совета, т.е. обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-либо дела. «Один с сошкой - семеро с ложкой»; «Семь бед - один ответ». Так говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавлении к уже сделанному. «За семью печатями». Это выражение означает что-то непонятное, скрытое, недоступное пониманию, разумению. «До седьмого пота». Работать, трудиться до крайнего утомления, полного изнеможения. «На седьмом небе». Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно выражает в наше время высшую степень радости, счастья. «Семь смертных грехов». Библейское выражение, со временем получившее значение каких-либо плохих, непростительных проступков. «У семи нянек дитя без глазу». Без глазу (устаревшее) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Так говорится, когда несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга, и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно [1].
Люди, у которых имя состоит из 7 букв, нередко становятся лидерами и учителями самого высокого класса. Но для этого они должны много и упорно трудиться.
Итак, число 7 - священное, божественное, магическое, счастливое и таинственное!
Число 13 - «чертова дюжина». Происхождение этого суеверия подобно происхождению многих других суеверий, рожденных когда-то фантазией наших предков. Мы пользуемся десятичной системой счисления, в основе которой лежит десятка. Но в древности у китайцев, римлян и некоторых других народов за основу счисления принимали 12. Позднее счет дюжинами, а не десятками был принят во многих европейских странах, в том числе на Руси. Таким образом, число 12 как бы замыкало группу чисел. В древнем Вавилоне 12 почиталось как самое совершенное число. А 13? Это число резко отличалось по своим свойствам от предыдущего: не делилось ни на одно число, кроме себя самого. Так зарождалась легенда о «несчастливом» числе 13. Число 13 люди ещё с древности считают несчастливым. Оно идёт сразу после числа 12, считавшегося совершенным числом, символом божественной гармонии. Год делится на 12 месяцев и 12 знаков зодиака, день и ночь продолжается 12 часов и т.д. Число 13 начинает новый цикл и как бы нарушает равновесие, достигнутое в предыдущем. Поэтому 13 считается также числом смерти.
Числу 13 приписываются множество вредных и (что значительно реже) полезных магических свойств. Некоторые «совпадения» с этим числом настолько поразительны, что здравый смысл отказывается считать их случайностями. В самом деле, случайно ли это? Орел на гербе США имел в каждом крыле по 13 перьев. Американский Союз первоначально образовали как раз 13 штатов, которые приняли девиз, состоявший из 13 букв, а когда Джордж Вашингтон торжественно поднимал флаг США, прозвучал торжественный салют…ровно из 13 залпов! Почему так происходит в истории и на чём основана эта странная логика чисел, люди не могли понять ни тогда, ни сейчас, - но так ли это важно, если закономерность находит регулярное подтверждение в опыте? [4]
Мы нашли всего одну пословицу о числе 13. «Тринадцатый гость под стол». То есть можно сказать, что числу семь придается большее значение.
II. Какое число счастливее: 7 или 13?
1. Изучение общественного мнения.
Для того чтобы узнать общественное мнение о числах 7 и 13, была проведено анкетирование среди учащихся 6-х классов (31 человек) МБОУ СОШ № 5.
Вопросы
6а кл
6б кл
да
нет
да
нет
Согласны ли Вы с мнением, что число 7 является счастливым?
8
7
12
4
Считаете ли Вы число 13 несчастливым?
10
5
11
5
Как Вы оцениваете события, произошедшие с Вами 13 числа?
9
6
11
5
Боитесь ли Вы пятницу, 13 числа?
12
3
12
4
Стали бы Вы жить в доме номер 13, на 13 этаже, в 13 квартире?
8
7
11
5
Результаты анкетирования:
1. Согласны ли Вы с мнением, что число 7 является счастливым?
Да Нет.
20 (ч.) 11 (ч.)
2. Считаете ли Вы число 13 несчастливым?
Да Нет.
21 (ч.) 10 (ч.)
3. Как Вы оцениваете события, произошедшие с Вами 13 числа? Положительно Отрицательно
35(ч.) 37(ч.)
4. Боитесь ли Вы пятницу, 13 числа?
Да. Нет
24(ч.) 7 (ч.)
-
Стали бы Вы жить в доме номер 13, на 13 этаже в 13 квартире?
Да. Нет.
19 (ч.) 12 (ч.)
Вывод: В шестых классах многие учащиеся считают, что число как 7, так и 13 приносят удачу.
Также были опрошены учащиеся, которые родились 7 числа (3человека) и 13 числа (4 человек). Им был задан вопрос: «Считаете ли вы, что дата рождения (7 или 13 число) влияет на вашу судьбу?»
-
числа
Да
Нет
7
1ч.
2ч.
13
1ч.
3ч.
Вывод: учащиеся не считают, что дата их рождения влияет на судьбу.
2.Анализ успеваемости учащихся, родившихся 7 и 13 числа.
7 числа родились 3 ученика, 13 числа родились 4 ученика
отличники
хорошисты
посредств.
7 числа
-
1ч.
2ч.
13 числа
-
3ч.
1ч.
Из диаграммы видно, что среди учащихся, родившихся 7 числа, только один хорошист. Два ученика закончили полугодие с тройками.
Вывод: учащиеся рожденные тринадцатого числа показывают лучшие результаты в учёбе.
3.Результаты успеваемости учащихся 6-х классов МБОУ СОШ №5
7 и 13 числа с сентября по декабрь 2014 года.
Мы проанализировали успеваемость учащихся 6-х классов с сентября по декабрь 2014 года, подсчитали общее количество отметок, отдельно «5» и «2».
7 числа было поставлено 85 отметок.
13 числа было поставлено 118 отметки.
7
13
«2»
«5»
«2»
«5»
6а
1
27
11
58
6б
9
48
10
39
Всего
10
75
21
97
85
118
Из диаграммы видно, что учащиеся 6а класса 7 числа получили «5» в 27 раз больше, чем «2», а 13 числа лишь в 5 раз больше «5», чем «2». Значит для учащихся 6а класса число 7 успешнее. Для учащихся 6б класса разница в отметках небольшая, поэтому число 7 и 13 «одинаковые на удачу».
Вывод: В общем, для учащихся 6-х классов по количеству оценок разница оказалась в 33 отметки. А если сравнивать по успешности, то 13 числа - день «успешней» потому, что «5» больше на 22 . Но всё - таки, из данного анализа можно сказать, что число 7 и 13 «одинаковые на удачу».
4. Сравнение погодных условий 7 и 13 числа в поселке Октябрьском
с сентября по декабрь 2014 года.
-
Параметры
7 число
13 число
Осадки (дождь, снег)
2(сентябрь, декабрь)
2(ноябрь, декабрь)
Без осадков
2(октябрь, ноябрь)
2(сентябрь, октябрь)
Вывод: Из данного анализа нельзя сказать, какое число счастливее.
5. Статистические данные пожарной охраны
По данным пожарной части на территории поселка Октябрьского с сентября по декабрь 2014 года 7 и 13 числа пожаров не было.
-
7 число
13 число
0
0
Вывод: Из полученных данных можно сделать вывод, что числа семь и тринадцать «одинаковые на удачу».
Заключение
Изучив литературу, проанализировав данные успеваемости учащихся 6-х классов, пожарной службы, погодные условия нельзя сделать однозначный вывод. В другие дни также происходят как хорошие, так и плохие события, но человек всегда пытается это связать с чем-то сверхъ- естественным. Итак, по данным статистики, в повседневной жизни число 13 не отличается от любого другого числа. Поэтому говорить о том, что могут быть числа счастливыми не совсем корректно.
Литература
-
Глейзер Г.И. История математики в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
-
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов.- М.: Просвещение, 1989.
-
Энциклопедический словарь юного математика.-М.: Просвещение, 1993.
-
anubis-sub.ru/fakti/ (Всё про число 13).
9