Отчет по теме самообразования: «Метод проектов – способ познавательной деятельности учащихся»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района

Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Андреевская средняя общеобразовательная школа

т. .499-536-37-34 141551, Московская область, Солнечногорский район, п.Андреевка, д.9а e-mail: andr.school @ mail.ru

Отчет по теме самообразования:

«Метод проектов - способ познавательной деятельности учащихся»

Отчет по теме самообразования: «Метод проектов – способ познавательной деятельности учащихся»





Учитель математики

высшей квалификационной категории

Кунавина Вера Алексеевна






Андреевка 2014г.

.

План


  1. Вступление

  2. Организация проектной деятельности учащихся

  3. Проектная деятельность учащихся

  4. Перспектива проектной деятельности.

«Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безразмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект» (М. Монтессори).

Отчет по теме самообразования: «Метод проектов – способ познавательной деятельности учащихся»

  1. Джон Дьюи (1859-1952 г.г.) - американский философ,

систематизатор прагматизма, создатель его

инструменталистского варианта. По окончании

Вермонтского университета (1879г.) работал

школьным учителем. Затем учился в Балтиморе,

Мичиганском университете, профессор философии,

психологии и педагогики. Организовал при Колумбийском университете экспериментальную школу - лабораторию. (1904-1934 г.г.) Выступал с лекциями в Китае, Японии, Англии, Мексике. В 1928г. посетил СССР. Участвовал в общественном суде, снявшим с Л.Д.Троцкого обвинения Москвы в шпионаже (Мексика 1937г.)

Центральное понятие философии Д.Дьюи - опыт, охватывающий все формы и проявления человеческой жизни, весь мир человека в его органической целостности - природу, сознание, культуру. Он называл свою позицию «эмпирическим натурализмом». Познание для Дьюи - не установление новых истин, а возможность эффективного разрешения проблемных ситуаций, побуждающих к мышлению. В качестве средства философ предлагал свою теорию исследования, ядро которой составляет «экспериментальная логика» решения проблем.

Считая, что основополагающим институтом в деле формирования демократического общества является школьная система, Дьюи разработал педагогическую концепцию прогрессирующего образования. Основная ее идея состоит в том, что школа - не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь в ее особой форме. Школа должна «обучать посредством деланья»: не наполнять головы детей готовыми знаниями, а развивать у них навыки самостоятельного решения различных проблем. По сути Д.Дьюи и явился «отцом» метода проектов в школьной образовательной системе.

2. Тема «Проектная деятельность школьников» столь обширна, что я затрону лишь некоторые аспекты, основываясь на собственном опыте. Почему метод проектов привлекает к себе повышенное внимание? Я полагаю, что это один из эффективных способов формирования функционально-грамотной личности, востребованной современным социумом. Инициативность, самостоятельность, ответственность, умение применить полученные знания и отыскать недостающие, способность взаимодействовать в коллективе и в то же время реализовать свою индивидуальность - вот неполный перечень качеств, которые ребенок может развить в себе в процессе работы над проектом.

Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность как творческое активное начало. Высвобождение созидательных потребностей и способностей, обеспечение полноценного личностного становления школьника возможно при построении образовательного процесса на постулатах классической философии и педагогики о целостности природы ребенка (методика Д.Дьюи). Ребенок есть носитель своей жизненной миссии и наделен энергией духа.

К одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся.

Метод проектов рассматривается как способ организации педагогиче­ского процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:


  • предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родите­лей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических зада­ний по достижению поставленной це­ли и получению продукта совместной деятельности;

  • обеспечивает единство и преем­ственность различных сторон образо­вательного процесса, межпредмет­ную интеграцию знаний, умений и навыков;

  • предусматривает высокую сте­пень самостоятельности, инициатив­ности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности;

  • служит средством развития твор­ческой активности, мышления, спо­собности к анализу ситуаций, поста­новке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправ­ленность, изобретательность, настой­чивость;

  • включает формирование у детей навыков по организации и использо­ванию рабочего пространства и вре­мени, умений оценивать свои воз­можности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

  • ориентирован на развитие соци­альных навыков школьников в про­цессе групповых взаимодействий.

Проект (от латинского рrojectus - брошенный вперед) - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия. Включение школьников в проектную деятель­ность учит их размышлять и прогно­зировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обу­чения проектная деятельность позво­ляет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложно­сти.

Проектная деятельность учащих­ся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и спосо­бы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта. Непременным условием проектной деятельности является на­личие выработанных представлений о ее конечном продукте и, как след­ствие этого, об этапах проектирова­ния и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию резуль­татов деятельности.

Этапы творческого процесса:


  • обоснование, осознание и приня­тие идеи (результат: принятая идея-задача), технологическая обработка идеи (результат: ее доведение до воз­можности практической реализа­ции);

  • практическая работа над идеей (результат: практическая реализа­ция);

  • апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ ре­шения творческой задачи и обработка объекта творчества).

К ведущим принципам организа­ции проектной деятельности уча­щихся можно отнести следующие:


  • последовательность в планиро­вании и осуществлении проекта;

  • регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращают­ся к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт, что влияет на поло­жительную мотивацию в учении);

  • динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);

  • учет возрастных и индивидуаль­ных особенностей, интересов, воз­можностей и способностей учащихся;

  • гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариан­тов решения проблемы; равенство всех членов команды, каждый из ко­торых имеет право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте или, напротив, на согласие участво­вать одновременно в различных про­ектах в различных ролях, на выход из проекта в любой момент, разработ­ку своего, нового проекта;

  • инициативность: значимость для детей предполагаемых результа­тов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятель­ность несет мощный положительный заряд, создает благоприятный мик­роклимат, атмосферу заинтересован­ности и неравнодушия к общему делу;

  • гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания; через творческую работу, через созидание самих себя и пред­метно-пространственной, природной и социальной среды ученики включа­ются в процесс жизнетворения, полу­чают от этого моральное удовлетворе­ние, приобретают умение преодоле­вать негатив волевыми усилиями;

  • творческое партнерство: созда­ние атмосферы сотрудничества, вов­лечение родителей и других взрослых в проектную работу;

  • самодеятельность (самостоя­тельность и индивидуальность): реа­лизация проекта осуществляется по­средством включения детей в различ­ные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;

  • здоровъетворение: создание твор­ческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни; творчество выступает действенным профилактическим средством, аль­тернативой вредным пристрастиям - у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, фор­мируется новая система ценностей; в ходе реализации валеологических проектов ребята занимаются само­оздоровлением, при выполнении эко­логических проектов активно способ­ствуют здоровьетворению предмет­но-пространственной и природной среды;

  • развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определенной «зрело­сти», развитие творческих навыков, самооценки и пр.;

  • новизна и оригинальность: про­ектная деятельность является твор­ческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, от­личающийся новизной и оригиналь­ностью; при этом необходимой со­ставляющей проектирования являет­ся поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;

  • результативность: деятель­ность школьников направлена на ре­зультат, который получается при ре­шении практической или теорети­ческой, но обязательно личностно значимой и социально детерминиро­ванной задачи;

  • завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и пред­ставлен (защищен), с тем, чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.

Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект - это реализация цели, принятой и осо­знанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтап-ном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследователь­ских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни.

3.

Одной из содержательных линий является формирование познавательных интересов школьников и готовность к самообразовательной деятельности; развитие умственных способностей, творческого мышления, воспитание уважения к эрудиции и предметной компетенции.

Построение единого образователь­ного пространства, освоение новых педагогических технологий - это те задачи, которые позволят создать условия для опти­мального развития каждого ребенка.

«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со сторо­ны учеников, потому что оно:

  • личностно ориентированное;

  • использует множество дидакти­ческих подходов - обучение в деле, независимые занятия;

  • представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую иг­ру, эвристическое и проблемное обу­чение, дискуссию, командное обуче­ние;

  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченно­сти в работу по мере ее выполнения;

  • поддерживает педагогические це­ли в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях - знания, понимания, при­менения; анализ и синтез;

  • приносит удовлетворение учени­кам, видящим продукт своего собственного труда».

«Обучить творческому акту нельзя, но это не означает, что нельзя содействовать его образованию и появлению».

(Выготский Л.С.)

Э

Учитель:


предлагает,

ставит проблему, консультирует, наблюдает, советует, помогает, уточняет, проверяет,

уточняет,

проверяет,

обобщает,

контролирует,

следит,

оценивает.

Ученик:


анализирует,

сравнивает,

выбирает,

исследует,

изучает,

рисует,

чертит, разрабатывает,

определяет,

подсчитывает,

обобщает,

оформляет,

защищает проект.тапы выполнения проекта

1. Исследовательский

  • Поиск проблемы

  • Выбор материалов

  • Анализ деятельности



2. Технологический

  • Соблюдение технологических операций


3. Заключительный

  • Контроль

  • Защита проекта

  • Результаты

Оценка

4. Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познава­тельной деятельности, помогает сис­тематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает твор­ческий потенциал. В классах заметно повышается статус учеников, склон­ных к творчеству, фантазированию, - «романтиков» и мечтателей. Проект­ная деятельность ставит каждого ре­бенка в позицию активного участни­ка, дает возможность реализовать ин­дивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инстру­ментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, разви­тию коммуникативных навыков уча­щихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и орга­низатором, и исполнителем, и экс­пертом деятельности, а значит, стано­вится более самостоятельным и ответственным.

Считаю, что впереди еще много кропотливой работы по усовершенствованию проектной деятельности учащихся. Во-первых, она будет целенаправленно продолжаться; во-вторых, на всех этапах работы над проектом должны использоваться информационные технологии.

Доминирующая деятельность в рамках проекта - исследовательская: она предполагает выполнение творческих заданий, позволяет использовать разнообразные

источники информации

Отчет по теме самообразования: «Метод проектов – способ познавательной деятельности учащихся»Отчет по теме самообразования: «Метод проектов – способ познавательной деятельности учащихся»Отчет по теме самообразования: «Метод проектов – способ познавательной деятельности учащихся»


мультимедиа-энциклопедии

печатные материалы

интернет - ресурсы

В работе над проектами дети пользуются инструкциями, разработанными с помощью MS Publisher и MS Word. На этапе изыскания ученики во внеурочное время ищут необходимую информацию в том числе с помощью MS Internet Explorer.

По окончании проекта необходимо провести его защиту. Результаты своих исследований ребята представляют в форме претензий MS Power Point, публикации MS Publisher.


Информационные технологии можно эффективно использовать на всех этапах работы над проектом.

Работа над проектами учащихся будет продолжаться и далее. Уже в новом 2010/2011учебном году я предложу своим ученикам принять участие в новых проектах.




Литература.


Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. - Москва, Вентана-Граф, 2002г.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Москва 2006г.

Чуракова Р.Г. «Пространство натяжения смысла в УМК» Перспективная начальная школа.









© 2010-2022