- Преподавателю
- Математика
- Отчет по теме самообразования: «Метод проектов – способ познавательной деятельности учащихся»
Отчет по теме самообразования: «Метод проектов – способ познавательной деятельности учащихся»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кунавина В.А. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района
Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа
т. .499-536-37-34 141551, Московская область, Солнечногорский район, п.Андреевка, д.9а e-mail: andr.school @ mail.ru
Отчет по теме самообразования:
«Метод проектов - способ познавательной деятельности учащихся»
Учитель математики
высшей квалификационной категории
Кунавина Вера Алексеевна
Андреевка 2014г.
.
План
-
Вступление
-
Организация проектной деятельности учащихся
-
Проектная деятельность учащихся
-
Перспектива проектной деятельности.
«Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безразмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект» (М. Монтессори).
-
Джон Дьюи (1859-1952 г.г.) - американский философ,
систематизатор прагматизма, создатель его
инструменталистского варианта. По окончании
Вермонтского университета (1879г.) работал
школьным учителем. Затем учился в Балтиморе,
Мичиганском университете, профессор философии,
психологии и педагогики. Организовал при Колумбийском университете экспериментальную школу - лабораторию. (1904-1934 г.г.) Выступал с лекциями в Китае, Японии, Англии, Мексике. В 1928г. посетил СССР. Участвовал в общественном суде, снявшим с Л.Д.Троцкого обвинения Москвы в шпионаже (Мексика 1937г.)
Центральное понятие философии Д.Дьюи - опыт, охватывающий все формы и проявления человеческой жизни, весь мир человека в его органической целостности - природу, сознание, культуру. Он называл свою позицию «эмпирическим натурализмом». Познание для Дьюи - не установление новых истин, а возможность эффективного разрешения проблемных ситуаций, побуждающих к мышлению. В качестве средства философ предлагал свою теорию исследования, ядро которой составляет «экспериментальная логика» решения проблем.
Считая, что основополагающим институтом в деле формирования демократического общества является школьная система, Дьюи разработал педагогическую концепцию прогрессирующего образования. Основная ее идея состоит в том, что школа - не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь в ее особой форме. Школа должна «обучать посредством деланья»: не наполнять головы детей готовыми знаниями, а развивать у них навыки самостоятельного решения различных проблем. По сути Д.Дьюи и явился «отцом» метода проектов в школьной образовательной системе.
2. Тема «Проектная деятельность школьников» столь обширна, что я затрону лишь некоторые аспекты, основываясь на собственном опыте. Почему метод проектов привлекает к себе повышенное внимание? Я полагаю, что это один из эффективных способов формирования функционально-грамотной личности, востребованной современным социумом. Инициативность, самостоятельность, ответственность, умение применить полученные знания и отыскать недостающие, способность взаимодействовать в коллективе и в то же время реализовать свою индивидуальность - вот неполный перечень качеств, которые ребенок может развить в себе в процессе работы над проектом.
Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность как творческое активное начало. Высвобождение созидательных потребностей и способностей, обеспечение полноценного личностного становления школьника возможно при построении образовательного процесса на постулатах классической философии и педагогики о целостности природы ребенка (методика Д.Дьюи). Ребенок есть носитель своей жизненной миссии и наделен энергией духа.
К одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся.
Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:
-
предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;
-
обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;
-
предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности;
-
служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;
-
включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
-
ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Проект (от латинского рrojectus - брошенный вперед) - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности.
Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Этапы творческого процесса:
-
обоснование, осознание и принятие идеи (результат: принятая идея-задача), технологическая обработка идеи (результат: ее доведение до возможности практической реализации);
-
практическая работа над идеей (результат: практическая реализация);
-
апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества).
К ведущим принципам организации проектной деятельности учащихся можно отнести следующие:
-
последовательность в планировании и осуществлении проекта;
-
регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);
-
динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);
-
учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;
-
гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте или, напротив, на согласие участвовать одновременно в различных проектах в различных ролях, на выход из проекта в любой момент, разработку своего, нового проекта;
-
инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несет мощный положительный заряд, создает благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;
-
гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания; через творческую работу, через созидание самих себя и предметно-пространственной, природной и социальной среды ученики включаются в процесс жизнетворения, получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умение преодолевать негатив волевыми усилиями;
-
творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;
-
самодеятельность (самостоятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;
-
здоровъетворение: создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни; творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям - у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей; в ходе реализации валеологических проектов ребята занимаются самооздоровлением, при выполнении экологических проектов активно способствуют здоровьетворению предметно-пространственной и природной среды;
-
развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.;
-
новизна и оригинальность: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходимой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;
-
результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной задачи;
-
завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен), с тем, чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.
Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект - это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтап-ном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни.
3.
Одной из содержательных линий является формирование познавательных интересов школьников и готовность к самообразовательной деятельности; развитие умственных способностей, творческого мышления, воспитание уважения к эрудиции и предметной компетенции.
Построение единого образовательного пространства, освоение новых педагогических технологий - это те задачи, которые позволят создать условия для оптимального развития каждого ребенка.
«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:
-
личностно ориентированное;
-
использует множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия;
-
представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;
-
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
-
поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях - знания, понимания, применения; анализ и синтез;
-
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда».
«Обучить творческому акту нельзя, но это не означает, что нельзя содействовать его образованию и появлению».
(Выготский Л.С.)
Э
Учитель:
предлагает,
ставит проблему, консультирует, наблюдает, советует, помогает, уточняет, проверяет,
уточняет,
проверяет,
обобщает,
контролирует,
следит,
оценивает.
Ученик:
анализирует,
сравнивает,
выбирает,
исследует,
изучает,
рисует,
чертит, разрабатывает,
определяет,
подсчитывает,
обобщает,
оформляет,
защищает проект.тапы выполнения проекта
1. Исследовательский
-
Поиск проблемы
-
Выбор материалов
-
Анализ деятельности
2. Технологический
-
Соблюдение технологических операций
3. Заключительный
-
Контроль
-
Защита проекта
-
Результаты
Оценка
4. Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классах заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, - «романтиков» и мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.
Считаю, что впереди еще много кропотливой работы по усовершенствованию проектной деятельности учащихся. Во-первых, она будет целенаправленно продолжаться; во-вторых, на всех этапах работы над проектом должны использоваться информационные технологии.
Доминирующая деятельность в рамках проекта - исследовательская: она предполагает выполнение творческих заданий, позволяет использовать разнообразные
источники информации
мультимедиа-энциклопедии
печатные материалы
интернет - ресурсы
В работе над проектами дети пользуются инструкциями, разработанными с помощью MS Publisher и MS Word. На этапе изыскания ученики во внеурочное время ищут необходимую информацию в том числе с помощью MS Internet Explorer.
По окончании проекта необходимо провести его защиту. Результаты своих исследований ребята представляют в форме претензий MS Power Point, публикации MS Publisher.
Информационные технологии можно эффективно использовать на всех этапах работы над проектом.
Работа над проектами учащихся будет продолжаться и далее. Уже в новом 2010/2011учебном году я предложу своим ученикам принять участие в новых проектах.
Литература.
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. - Москва, Вентана-Граф, 2002г.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Москва 2006г.
Чуракова Р.Г. «Пространство натяжения смысла в УМК» Перспективная начальная школа.