Формирование информационной компетенции на уроках математики

В  современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знаний, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции. Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.Выделены...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Азовская Е.В., учитель математики

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знаний, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции. Ключевые компетенции - это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

Выделены следующие группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

В число ключевых компетенций входит информационная компетенция, которая включает две группы базовых компетенций:

1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;

2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.

Информационная грамотность - набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. Критерии информационной грамотности ученика

  1. Ученик должен ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.

  2. Ученик должен разбираться в том, что в найденной информации является фактом, мнением, а также обнаруживать ненужную информацию.

  3. Для обмена найденной информацией ученик должен организовывать эту информацию и интегрировать ее со своими знаниями. Для этого он должен привлекать навыки критического мышления и навыки решения проблем.

  4. После того как ученик приобрел информационную грамотность, ему нужно начинать применять то, чему он научился, для своих личных интересов, продолжая самостоятельно учиться в течение всей жизни.

  5. Ученик не только должен стать уверенным и заинтересованным читателем, но и уметь ценить представленную информацию, а также быть готовым представить ее с помощью различных средств.

  6. Ученик должен оценивать процесс использования информации, достигнутые результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы.

  7. Ученик должен быть ответственным потребителем информации, уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, указывая верные ссылки на идеи других. Он должен понимать, что демократическое общество основывается на уважении идей и мнений других людей.

  8. Ученик должен уметь сотрудничать с другими в ходе поиска и использования информации, а затем делиться результатами своей деятельности.

Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок, оформление результатов исследований)

Наиболее адекватным при организации учебного процесса и формирования информационной грамотности является личностно-деятельностный подход, при котором в центре познавательного процесса находится ученик и его учебная деятельность, а главной целью организации процесса обучения является создание условий для развития его познавательной активности.

При работе с информацией учащиеся осваивают конкретные виды деятельности:

  • освоение логических способов извлечения смыслов (работа с содержанием понятий, деление и классификация понятий и т. д.);

  • работа с текстом учебника (построение модели текста, выделение его составляющих);

  • чтение дополнительной литературы по предмету (научно-популярной и научной) с ее анализом, сопоставлением мнений, формулировок понятий и т. д.;

  • построение текста на текст;

  • создание учебных проектов;

  • преобразование информации (построение таблицы по таблицам, построение таблицы по тексту, построение диаграммы по таблице и т. д.);

  • выполнение задания по инструкции как формирование навыков использования справочников;

При формировании информационной компетенции

используются следующие приемы:

- Формулировать вопросы, задачи таким образом , чтобы у учащегося возникала потребность в поиске необходимой информации.

- При изучении новых терминов учащиеся дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль - это…, в строительстве модуль - это…, в космонавтике модуль - это… и т.д, пользуясь толковым словарем, ресурсами Интернет другими источниками , тем самым определяя для себя самый удобный источник информации по данному вопросу.

-В формировании данной компетентности особую роль имеет умение работать с учебником (обычным и электронным), выделяя главную мысль и сортируя информацию по смысловым группам.

-Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Необходимо использовать задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

тестовые конструкции с информационно - познавательной направленностью, тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции , содержащие задания с лишними данными; учащиеся самим составляют всевозможные тестовые конструкции;

Используются задачи прикладного характера. Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности.

-Использовать в практической деятельности усвоенные задания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации; оценки информации, создания информации. В целях закрепления материала учащиеся создают компьютерные презентации в программе: «Power Point». При создании презентаций учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, создавая собственный «мини-учебник» по данному материалу, естественно повышают свой интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления. Важным является и структура презентации, в которой необходимо выделить основные моменты, тем самым, школьники обучаются связной структуре передачи и закрепления информации. Пользуясь математическими программами, успешно справляются с задачами построения графиков, таблиц, диаграмм.

Информационная компетентность позволяет учащимся обучаться на высшем уровне, и ученик сам добывает знания, а учитель как дирижер только направляет его в нужное русло и помогает развивать интеллектуально.

© 2010-2022