- Преподавателю
- Математика
- Системно – деятельностный подход как основа ФГОС
Системно – деятельностный подход как основа ФГОС
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаршина О.С. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Системно - деятельностный подход как основа ФГОС.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
Действие связано с принятием цели и принятием решения.
Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Деятельностный подход предполагает изменение общей парадигмы образования, должен произойти переход:
от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Таким образом, концептуальной базой для реализации системно-деятельностного подхода выступают:
Положение системно-деятельносного подхода
Реализация
Формирование умения учиться
УУД, метапредметная деятельность, общеучебные компетенции. Как важнейшие: навыки целеполагания и рефлексии.
Целенаправленная организация учебной деятельности
Соответствующие типы заданий, эвристический подход как концепция рождения знаний в деятельности, оргдеятельностные технологии, проектная деятельность.
Содержание обучения через значимые жизненные задачи
Компетентностный подход, обращение к личности ученика, его личным целям и проблемам.
Важная роль сотрудничества
Развитие коммуникативных компетентностей, групповая работа, проектная деятельность, включая публичную защиту проекта.