Конспект урока по математике Вводный урок в курс геометрии (7 класс)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Первый урок геометрии в 7 классе «Знакомьтесь. Геометрия».

Цели и задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения

геометрии, с основоположниками геометрии, с основными геометрическими

понятиями - точкой и прямой, с их обозначениями, некоторыми

геометрическими фигурами на плоскости, повторить ранее

изученный геометрический материал.

  1. Воспитательные: привитие интереса к предмету с помощью изучения

истории и развития науки, решения занимательных задач, формирование умения аккуратно и грамотно выполнять математические записи.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация

«Знакомьтесь. Геометрия» в двух частях (можно объединить в одну презентацию), выполненная с помощью программы Microsoft Power Point 2010.

План урока.

  1. Вводное слово учителя (часть 1, слайды № 1, 2, 3).

  2. Рассказ учителя об истории возникновения и развитии геометрии

(часть 1, слайд № 4), об основоположниках геометрии (часть 1, слайд № 5).

  1. Повторение известных геометрических фигур (часть 1, слайд № 6).

  2. Введение основных геометрических фигур на плоскости и решение задач (часть 1, слайды № 7, 8).

  3. Рассказ о чертежных инструментах, необходимых на уроках геометрии (часть 1, слайд № 9).

  4. Физкультминутка (часть 2, слайд № 1).

  5. Рассмотрение геометрических иллюзий (часть 2, слайды № 2, 3, 4).

  6. Решение занимательных задач (слайды № 5, 6).

Ход урока.


  1. Вводное слово. Великий французский архитектор Ле Корбюзье в начале

XX века сказал: «Никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия».
Действительно, мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира вам поможет новый предмет - геометрия.

А ученый Галилео Галилей сказал:

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».

2. История возникновения геометрии.

Как возникла геометрия? Как сказал Эвдем Родосский: «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении земли. Это измерение было им

необходимо вследствие разлития Нила, постоянно смывавшего границы. Нет ничего необычного в том, что эта наука, как и другие, возникла из потребностей человека». Значит, геометрия возникла из практической деятельности людей.

Нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры.

В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие»

(«гео» - земля, «метрио» - мерить). Удовлетворяя свои эстетические потребности, люди украшали орнаментами свое жилище, одежду. Овладевая окружающим миром, люди знакомились с геометрическими формами, они стали учиться измерять площади, длины, объемы.

Занятия людей в древности:

  • Строительство храмов и домов;

  • Украшение орнаментом посуды и жилищ;

  • Разметка земли, измерение расстояний и площадей,

объемов сосудов.

За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались опытным путем, а затем систематизировались. Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений, был древнегреческий математик Фалес (6 век до нашей эры). Постепенно геометрия становится наукой. С V века до нашей эры начинается попытка греческих ученых привести геометрические факты в систему. Сочинение греческого ученого Евклида «Начала» почти 2000 лет было основной книгой, по которой изучали геометрию. Геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией.

«В геометрии нет царских дорог»

Евклид - известный древнегреческий математик, родился в Афинах около 325 г. до н.э, был учеником Платона. В г.Александрия организовал математическую школу. Основная его работа «Начала», в которой он обработал все предыдущие достижения греческих математиков и создал фундамент для ее дальнейшего развития. Евклид сам сформулировал V постулат (аксиому) о параллельных прямых. Другие его работы:

  1. «Данные».

  2. «Явления».

  3. «Оптика».

  4. «Сечения канона».

Основоположники геометрии:

Платон основал школу, девиз которой «Не знающие геометрии не допускаются!»

(2400 лет назад).

Фалес Милетский (640-548 г.до н.э.).Евклид (III в. до н.э.).Пифагор (VI в до н.э.)

Рене Декарт (17 век).


  1. Повторить известные геометрические фигуры и сформулировать определение планиметрии.

  2. Введение основных фигур на плоскости.

Самое большое здание складывается из маленьких кирпичиков, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур. Одна из них - точка. «Точка есть то, что не имеет частей» Евклид.

Точка - результат мгновенного касания, укол.

Точка обозначается: А, В, С… - большие буквы латинского алфавита

Прямая. Она безгранична, на рисунке изображается только часть прямой.

Прямая МР или а - одна маленькая буква латинского алфавита или две большие.

Задания по готовому чертежу:

  1. Назовите (двумя способами) прямые, изображенные на чертеже.

  2. Назовите точки на чертеже.

  3. Назовите точки, лежащие на прямой а (n).

  4. Назовите точки, не лежащие на прямой а (n).

  5. Назовите точки, не лежащие ни на прямой а, ни на прямой n.


  1. Рассказать о чертежных инструментах, необходимых на уроках геометрии.


  1. Физкультминутка.

  • А теперь, друзья, все дружно встали,

  • Быстро руки вверх подняли,

  • В стороны, вперёд, назад.

  • Повернулись вправо, влево,

  • Ещё руки вверх подняли,

  • В стороны, вперёд, назад.

  • Повернулись вправо, влево,

  • Тихо сели, вновь за дело!


  1. Рассмотрение геометрических иллюзий.

В результате рассмотрения иллюзий сделать вывод о том, что нельзя доверять своим чувствам в геометрии. А непонятные факты нужно доказывать.

«Геометрия есть искусство правильно рассуждать на неправильном чертеже»

(Д. Пойя).


  1. Решение занимательных задач.

№ 1. Сколько квадратов вы видите на рисунках?

№ 2. Сколько треугольников на рисунках?

Задачи дети решают сами, предлагают варианты ответов, потом они обсуждаются и решение просматривается на слайде. При решении последней задачи названия треугольников можно записать в тетрадь.

9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

© 2010-2022