Конспект внеклассного мероприятия по математике на тему История школы Пифагора

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект внеклассного мероприятия по предмету, проведенного в 7 классе.

Тема: «История школы Пифагора»

Цели и задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с биографией, жизнью великого человека Пифагора, рассказать про его школу и законы, которые были справедливы в ней, показать примеры записи чисел и законов математики.

Воспитательные: воспитать умение слушать и высказывать свою точку зрения об услышанном.

Развивающие: развивать внимание, расширить кругозор учащихся в области знаний об ученых-математиках и развитии науки.

Оборудование: доска, мел, листы бумаги, ручки, иллюстрации чисел, ребусы.

Ход мероприятия

I Организационный момент

II Постановка целей.

Ребята, сейчас у вас необычный урок математики. Мы с вами поговорим об интересном, великом человеке Пифагоре, который внес огромный вклад в развитие науки, математики.

III Основная часть.

Эпиграф (на доске)

Да, путь познания не гладок

Но знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок

И поискам предела нет

На радужной узрел я оболочке

Бегущие квадратики, кружочки

Вселенной опрокинутый узор,

И вспыхнуло в мелькании сквозь строчки

Пылающее имя - Пифагор!!!

Пифагор не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность, человек- символ, философ и пророк.

Античные авторы на перебой рассказывали о Пифагоре. За 1000 лет античной истории имя Пифагора обросло таким количеством легенд, что в одно время он стал почитаться полубогом.

Около 570г.до н.э. на острове Самос, родился основоположник современной математики, Пифагор. Отцом его был Мнесарх - резчик по драгоценным камням, имя матери не сохранилось. Некоторые авторы называют её Пифаидой, дочерью основателя Самоса. Другие говорят, будто бы сам отец назвал жену Пифаидой, а сына Пифагором, в честь прорецателницы Пифии, после того как получил весть о том, что жена его родит необычного сына.

Среди учителей юного Пифагора называют имя старца Гермодаманта и Ференида Сиросского. Гермодамант - потомок рода певцов, которые странствовали и исполняли поэмы Гомера. Страсть к музыке и поэзии Пифагор сохранил на всю жизнь. И будучи в последствии признанным мудрецом, начинал день с пения одной из песен Гомера.

Ференид - философ, он направил взор Пифагора к природе и в ней одной велел видеть своего первого и главного учителя.

Пифагору исполнилось 20 лет. И ему было необходимо выбрать свою дорогу в жизни и науках. Он принимает решение и отправляется в Египет. 3дня и 3 ночи, которые заняло плавание, Пифагор молча просидел на корабельной скамье, не меня позы, не принимая ни воды ни пищи, и не заснул не на минуту. Перед ним открывалась новая страна и неведомая культура. Древний Египет был страной великой грамотности. Вместе с египетскими мальчишками он сел за известняковые пластинки. Очень быстро обогнал своих одноклассников, но школа писцов была 1ступенью на пути к таинствам знаний. Далее нужно было войти в Греческий храм, закончить особую храмовую школу, изучить египетскую мифологию, богов и их родословную. Нужно было не раз пройти обряды мистерии, выдержать испытания духа и проверку знаний. Только от туда открывается дорога в высший храмовый институт «Дом жизни». Наконец Пифагор почувствовал себя готовым к осуществлению главной цели своего путешествия - поездка в святая святых жреческой мудрости, г. Мемфис. Жрецы не спешили открывать свои тайны, наоборот они пытались отпугнуть Пифагора бессмертными тяготами, назначали ему трудные и противные испытания, но его настойчивость победила. Двери храмов Мемфиса открылись перед ним.

Долгое пребывание в атмосфере таинства, наложило свой отпечаток на сознание Пифагора, пора ученичества подходила к концу. Нужно было ехать домой и создавать свою школу, в которой ясность логики и твердость доказательства стали бы главным строительным материалом.

Пифагор переселился в г.Кротон. Здесь около 535г. до н.э. он учредил нечто вроде религиозного братства или тайного монашеского ордена, члены которого обязывались вести пифагорейский образ жизни. Это был одновременно и религиозный союз, и политический клуб и научное общество- название которого школа Пифагора. Авторитет в его школе был громаден, его считали пророком новой научной веры и родичем древних богов. Он был очень знающим, изобретательным человеком, умел увлечь за собой людей.

Ученики самого разного возраста обсуждали с ним факты и проблемы всех ветвей тогдашней науки. но не создавали учебников или задачников, чтобы знания не попали в руки невеждам.

Для всех и для многих и немногих, было у него на устах правило: «Беги от всякой хитрости, отсекай огнём, железом и любым оружием от тела болезнь, от города смуту от семьи ссору, от всего, что есть неумеренность».

Есть 2 позы, учил Пифагор, наиболее подходящая для размышления:

  1. когда идешь ко сну

  2. когда пробуждаешься ото сна.

День пифагорейцу надлежало заканчивать стихами: «Не допускай ленивого сна на усталые очи прежде, чем на 3 вопроса не ответишь: Что я сделал? Чего я не сделал? Что осталось мне сделать?»

И начинать со стихов: «Прежде чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью, думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.»

Дисциплина в школе была жесткой, в неё принимали только после длительных испытаний. Существовало 2 вида доказательства: математическое и доказательство со ссылкой на Пифагора.

Пифагорейцы занимались математикой, музыкой, гимнастикой и философией. У них был общий режим дна, общий стол члены союза имели общее имущество, личное обобществлялось.

Они занимались учением о числе. Пифагор говорил (ребус «всё есть число»). Числа мыслились зримо в виде камешков на песке. Они не знали «0» т.к. его не увидишь. «1» не полноправное число, а некий числовой атом. Из которого образуются все остальные числа. Числа- камешки раскладывались в виде геометрических фигур.

Виды чисел на плакате: линейные, плоские, телесные, квадратные, пятиугольные.

Легко увидеть, что они знали переместительное свойство умножения, (плакат) (аb=bа), распределительный закон сложения относительно умножения ((а+b)*c=ac+bc)

Первые числа назывались так:

1-монада 2-диада 3-триада 4-тетрактис 10-декада

Система знаний школы состояла из 4х разделов:

  1. Арифметика- учение о числе

  2. Геометрия- учение о фигурах

  3. Астрономия- учение о строении мира

  4. Музыка- учение о звуках

По мнению Пифагора мир, состоит из взаимодействия огня и воздуха (пустоты),

предел- огонь, беспредел- воздух

Полагал, что душа человека бессмертна, она временно вселяется в смертное тело, а затем, после смерти человека, переселяется в другое тело, перевоплощается. Пифагорейство просуществовало с 6 века до н.э. по 3 век н.э.

Есть 2 версии смерти Пифагора.

  1. в г.Кротон жители восстали и изгнали пифагорейцев т.к. были попытки захватить ими власть, а Пифагора убили (около 500г. до н.э.)- уже старого (при попытке нового захвата власти). После его школа распалась. Его ученики стали преподавать математику и философию всем любознательным и умным.

  2. Когда был подожжен дом Милона, где собирались пифагорейцы. Когда стали рушиться подпорки и перекрытия, Пифагор в задумчивости сидел в центре залы. Он и не хотел делать ни одного движения к своему спасению. Тогда его ученики бросились в огонь и проложили дорогу своему учителю, чтобы он по их телам вышел из огня. Пифагора спасли страшной ценой- ценой жизни его единомышленников. Оставшись один, Пифагор тосковал что удалился из города и там лишил себя жизни. Ведь жить без продолжателей учения, не имело смысла.

Большое количество открытий сделал этот человек. А самую важную его теорему, вы изучите в 8ом классе на уроке геометрии.

IV Итоги.

Теперь решите, пожалуйста, маленький тест, по итогам которого я узнаю что вы запомнили и на сколько внимательно меня слушали.

1) Где родился Пифагор?

а) Египет б) о. Самос в) г. Кротон

2)Как звали отца Пифагора?

а) Мнесарх б) Гермодамант в) Фалес

3)Как называлась его школа?

а) Школа мудрецов б) Дом жизни в) Пифагорейский союз

4) Что для них было самым важным? Из чего состоит всё?

а) песни б) число в) философия

5) Какие правила были в школе?

6) Где он учился сам?

7) Что это за человек?

Вы поняли, что его школа была необыкновенной. И пятиконечная звезда считалась там символом дружбы, чем-то вроде талисмана, которым одаривали друзей.

Вот и я в знак нашей дружбы подарю вам по такому талисману.

Самоанализ мероприятия: Так как в учебниках математики нет материала об ученых математиках, которые внесли неоценимый вклад в развитии науки, я выбрала тему «История школы Пифагора», чтобы рассказать детям о его жизни, семье, его школе, открытиях и трудности в познании. Мероприятие содействует в получении новых знаний и расширению кругозора учащихся в области развития науки и ученых-математиках, а конкретно о Пифагоре, его школе, записи чисел и законов математики; воспитанию умения слушать и высказывать свою точку зрения об услышанном.

Тема и задачи сформулированы четко, раскрываются полно, насколько это возможно в рамках 45 минут. Новизна и значимость этого мероприятия в том, что дети не узнали бы об этом возможно никогда, лишь имя Пифагора во время изучения школьной программы

Ребята были увлечены рассказом, иллюстрацией, пробовали сами изображать старинные числа, правильно отвечали на вопросы в конце мероприятия, с удовольствием отгадывали ребусы.

На мероприятии присутствовала классный руководитель, которая тоже ушла довольной.

Внеклассное мероприятие удалось.


© 2010-2022