Практико-ориентированные технологии обучения

1Несомненно, человек зависит от математики так же, как и от любой другой науки, но математика вторгается в жизнь людей гораздо чаще, чем все остальные дисциплины. Можно сказать – без математики никуда! Человек часто встречается с такими ситуациями, в которых нужно применять математические знания. Основная цель образования состоит в том, что бы научить ученика лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.  Для того, чтобы  закон об образовательных стандартах,   был реализован,  перед современным учителем стоит множество задач, которые ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практико-ориентированные технологии обучения.

Слайд 1Несомненно, человек зависит от математики так же, как и от любой другой науки, но математика вторгается в жизнь людей гораздо чаще, чем все остальные дисциплины. Можно сказать - без математики никуда! Человек часто встречается с такими ситуациями, в которых нужно применять математические знания.

Основная цель образования состоит в том, что бы научить ученика лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Для того, чтобы закон об образовательных стандартах, был реализован, перед современным учителем стоит множество задач, которые необходимо решить:

Слайд2

  1. Развитие у учащихся навыков и компетенций для возможности решения задач от бытовых до производственных и социальных;

  2. Повышения качества образования за счёт более гибкого и прочного усвоения знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

  3. Придание результатам образования социально и личностно значимого характера, а не предметного.

  4. Реализация дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических и практических знаний;

  5. Существенное повышение мотивации и интереса к учению у учащихся.

К современному образованию предъявляются новые требования, вместе с тем появились новые возможности и новая ответственность. Теперь одним из основных требований к усвоению знаний учащимися является умение применять полученные знания в жизни. Выполнить данное требование помогут специальным образом подобранные практико-ориентированные задачи. Поэтому становится актуальной организация практико-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики.

Часть задач, содержащихся в школьных учебниках, может быть отнесена к задачам с практическим содержанием. Интерес учащихся вызывает самостоятельное составление задач.

Слайд3 "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь". Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому необходимо учить в школе.

Слайд 4 По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или существенно дополнено обучением деятельностью и в деятельности, ориентированной как на настоящее, так и на будущее. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.

Слайд 5 Практико-ориентированные технологии, на которые делается акцент в ФГОС, не являются абсолютно новыми, не известными практике образования. Сегодня существует множество известных технологий обучения, которые можно отнести к практико-ориентированным: технология критического мышления, интерактивные технологии обучения, проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии и др.

Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.

При изучении новой темы учителю необходимо показать ученикам, где используется новый материал, для чего он нужен. Это поможет повысить мотивацию к учению и приблизить полученные знания к жизненным ситуациям. В учебниках 5-6 классов содержится много текстовых задач практического содержания, гораздо сложнее обстоит дело с программой старших классов. Конечно, на помощь приходят задачи из материалов ЕГЭ

( типа В1, В2, В3, В4, В6, В12). Но когда необходимо дать новое понятие, определение, то приходится отвечать на вопросы: «А зачем это надо изучать в школе? Где это можно применить?» Ведь если эти вопросы задаст ученик на уроке и учитель не сможет на них ответить, то о какой необходимости учиться может идти речь? Поэтому при подготовке к каждому уроку, учителю необходимо об этом задуматься.

В этом году у меня 11,5 и 6 классы. 11 класс я взяла в прошлом году. Учу их второй год. И очень много слышу- зачем нам нужно изучать ту или иную тему. И я решила для себя, что если при обучении математике учащихся основной школы систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задания, то повысится интерес к предмету, и, как следствие, качество математической подготовки к предмету.

Конечно у меня опыт работы небольшой, т.к. я после двухлетнего перерыва. Работаю на классах второй год.

Приведу несколько примеров из личной практики преподавания.

  1. При введении определения синуса можно использовать понятие крутизны подъёма.

  2. Изучая определение производной, можно показать где её используют экономисты, архитекторы, химики и т.д

  3. Тему «Проценты» можно связать с вложением денежных средств в производство, в 5-6 классах умение ставить проблему, и составлять задачи. Поэтому уже в 5 классе знакомлю учащихся с алгоритмом построения практико-ориентированных задач. Учащиеся обычно составляют такие задачи после изучения темы. Совместно с учениками ставим цели, составляем алгоритм, определяем источники информации, определяем способ представления (устный ответ, мини проект, презентация).

Например применение процентов в жизни современного человека.

Процентные расчёты применяются почти во всех сферах жизнедеятельности человека:

В вариантах вступительных экзаменов встречаются задачи на проценты, и эти задачи часто вызывают затруднения у школьников. Причина в том, что тема "Проценты" изучается в младших 5-6 классах, причем непродолжительно, закрепляется в 7 классе при решении задач на повторение, а в старших классах к этой теме совсем не возвращаются. И поэтому очень многие выпускники, окончившие школу, не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому человеку: значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, экономическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку, это способствует «вхождению» в современную информационно-экономическую среду и, в конечном счете, облегчает социализацию.

Слайд 7 Обобщающий урок по теме «Проценты» в 6 классе.

Вместе с детьми мы выделили три основные проблемы в нашем регионе?

  1. Охрана и восстановление лесов.

  2. Загрязнение среды.

  3. Охрана животных и птиц.

Было дано домашнее задание командам составить задачи по данным проблемам. Рассмотреть различные жизненные ситуации с практическим содержанием с использованием процентов.

Эти задачи составила я для общего развития.

Слайд 8 задачи. Слайд 9

Слайд 10 1 группа

Слайд 11 Выводы: Леса имеют огромное значение в поддержании экологического баланса, выполняют защитные функции, очищают воздушный бассейн от промышленного и транспортного загрязнений, вредоносных газов, пыли и копоти.

Слайд 12 задачи 2 группа Слайд 13 Выводы: Не истреблять птиц и животных, зимой строить скворечники и подкармливать птиц.

Слайд 14 задачи 3 группа

Слайд 15 Выводы: Главное с себя начать. Не мусорить на улице. В лесах не оставлять мусор, не ломать деревья, высаживать больше зелёных насаждений. Слайд 16 Задание

Слайд 17 Общее количество выбросов загрязняющих веществ по Хабаровскому краю составило 278,352 тыс. т/год. Из них от стационарных источников выбросов поступило 127,395 тыс. т/год загрязняющих веществ, в том числе:

Предприятия

проценты

1

по производству и распределению электроэнергии, газа и воды

68%

2

металлургического производства и производства готовых металлических изделий

2%

3

производство пищевых продуктов, включая напитки

0,8%

4

производство кокса и нефтепродуктов

5,5%

5

транспорт и связь

3,5%

6

добыча полезных ископаемых

2,4%

7

добыча топливно-энергетических ископаемых

5,8%

8

прочие отрасли

12,6%

Загрязнение атмосферного воздуха города Комсомольска-на-Амуре оценивается как очень высокое, неблагоприятное для здоровья людей. Загрязнение атмосферы в г. Хабаровске и п. Чегдомын относится также к высокому.

Практико -ориентированные технологии обучения можно применять после каждой главы и вовремя изучения темы. В старшей школе ученики при изучении стереометрии конструируют модели тел, которые используются как наглядные пособия для младших школьников. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.

Практика показывает, что систематическая работа по решению и конструированию практико-ориентированных задач, использование различных приемов обеспечивает стабильные результаты учебной деятельности по предмету:

Сейчас 2 ученицы из 6 класса сами приносят мне задачи, тесты в презентациях .

Слайд 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы практико-ориентированного обучения учащихся обусловлена тем, что реализация данного подхода к обучению позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения учащимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них математического сознания.

Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.


© 2010-2022