Программа курса «Дебаты» 10-11 классы

Особенности  программы курса «Дебаты» состоят, прежде всего, в ее комплексности, которая дает возможность учащимся не только теоретически освоить основы грамотной дискуссии, но и применять их как в учебной деятельности, так и в общественной жизни на старшей ступени обучения.                  Центральным моментом предлагаемого курса является освоение технологии политического дебатирования, для чего предлагается поэтапное изучение составляющих  компонентов дебатов. Также включены практические занятия, где учащиеся смогут непосредственно применить и развить теоретические знания.          Данный курс  рассчитан  на два года обучения, но предусматривает работу на длительный срок. Предусмотрена работа с детьми с 15-17 лет, т.е. с учащимися 10-11 классов.   В результате освоения курса возможно введение системы дублерства, т.е. каждого участника команды может заменить дублер из второго состава. Каждый ребенок осознает свою значимость в коллективе и имеет возможность творческого самовыражения. Учащимся  11-го класса предлагается  усвоить  продвинутый курс дебатов. Его основное отличие в том, что здесь уже нет необходимости давать столь большой блок теоретических знаний. По данному курсу предлагается работать с учениками, уже участвовавшими в городских, областных и республиканских турнирах, имеющими достаточно богатый опыт дебатирования. Курс предназначен для дальнейшего совершенствования их знаний и умений. Здесь уже увеличен блок практических занятий, включены элементы обучения трене... Дебаты на данном этапе приносят их участникам удовлетворение от публичного выступления, происходит более глубокое понимание ценностных принципов дебатирования. Ведь дебатирующий основной задачей для себя ставит признание того, что обе конфликтующие точки зрения заслуживают тщательного рассмотрения и вдумчивой презентации, и главное в дебатах – это не победа, а поиск компромиссного решения. Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Программа курса включает в себя следующие формы и методы работы: тренировочные игры; проведение мастерских; изучение какого либо аспекта «Дебатов»; «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками информации: книгами, журналами, газетами, Интернет; практику в области риторики, импровизационной речи, логики. Обучение включает в себя теоретические и практические занятия по риторике, логике, знакомит ребят с технологией игры «Дебаты», пробуют силы в игровой деятельности... Ожидаемый результат:   В ходе реализации данной программы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: - использовать различные средства массовой информации и анализировать ее; - использовать критическое мышление для построения аргументации; - видеть абстрактные явления между абстрактными идеями и событиями реального мира; - организовывать наработанный материал; - правильно строить речь; - вести записи; - опровергать аргумент оппонента; приводить поддержку и доказательства к выдвинутому аргументу; - умение определить и вычленить проблему; - умение делать выводы и заключения; - умение эффективно решать проблемы; - умение оценивать доказательства; - умение работать в команде. Итогами реализации данной программы является участие в районных соревнованиях игр «Дебаты», участие в творческих отчетах перед родителями.
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Школа-гимназия №1 г. Сатпаев»




Программа курса

«Дебаты»

10-11 класс



Составитель: Наймушина О.П.

учитель истории II категории




г. Сатпаев, 2014 год


Содержание


I. Пояснительная записка

II. Тематическое планирование курса 10 класс

III. Содержание курса 10 класс

IV. Тематическое планирование курса 11 класс

V. Содержание курса 10 класс

VI. Учебно-методический комплекс

VII. Список литературы











Пояснительная записка


Курс «Дебаты» может быть рассмотрен как часть системы работы с одаренными детьми и включает в себя несколько направлений:

- интеллектуальное развитие детей;

- развитие элементов парламентской культуры;

- адаптация подростков в современном обществе, требующем умения принимать, защищать свои решения;

- сотрудничество взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности.

Актуальность курса заключается в том, что в период изменения ценностей в обществе, появляются новые социальные отношения, формируются новые условия жизни. Данные изменения в жизни предъявляют определенные требования для современной молодежи. Необходимо формирование нового поколения молодых людей, социально зрелых понимающих демократические ценности, способных критически мыслить и активно жить.

Данный курс способствует формированию социально-активной личности; тренирует учащихся в умении осознано и активно участвовать в общественной жизни, вырабатывать свою точку зрения и отстаивать ее, развивает терпимость и уважение к различным взглядам, способствует формированию важнейшего качества для современной личности - толерантности, играет не последнюю роль в развитии коммуникативных способностей. Программа развивает в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.

Поэтому основная цель курса заключается в развитии и воспитании нравственной, толерантной, социально зрелой личности, раскрывающей свои возможности на основе умений и навыков вести дебаты, доказывать и отстаивать различные убеждения и идеи; в стремлении сформировать представления о стиле жизни социально активного человека.

Задачи курса:

- развить парламентскую культуру с помощью навыков искусств спора, ведения дискуссий, дебатов;

- адаптировать подростков в современном обществе, требующем умение принимать, защищать свои решения;

- ознакомить с основными формами и законами правильного мышления;

- Развить способности концентрироваться на сути проблемы; отстаивать различные идеи и убеждения, терпимо и уважительно относиться к различным взглядам, публично выступать;

- развивать и воспитывать культуру общения и речи подростков;

- обучить технологии игр « Дебаты»;

- совершенствовать навыки цивилизованной дискуссии, поддерживать их на высоком уровне, на протяжении всех лет обучения в школе.


Тематическое планирование курса «Дебаты» 10 класс


Раздел


Название темы

кол-во часов

Формы и методы обучения

Образователь-

ный продукт

1-2


Раздел 1.

Введение


1.Что такое «Дебаты»?


2


Рассказ учителя с элементами беседы


конспект лекции

3-4


Раздел 2.

Суть и основные элементы игры «Дебаты».


1.Правила игры в «Дебаты».


2


Рассказ учителя с элементами беседы


конспект лекции, схема

5-6


2.Приемы работы с библиотекой.


2


практикум

Работа с периодической печатью, с книгой, Интернет

7-8


Раздел 3.

Логические основы игры.


  1. Формирование и анализ темы.


2


лекция

практикум

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с словарями

9-10


  1. Понятие.


2

Лекция

практикум

Рассказ учителя с элементами беседы, решение понятийных задач.

11-12


  1. Рассуждение.


2


лекция

практикум


Рассказ учителя с элементами беседы, анализ проблемных задач

13-14


  1. Аргументации. Формулировка аргументов.


2



лекция

практикум

Рассказ учителя с элементами беседы,

Анализ тем и текстов с использованием метода исследования.

15-16


  1. Умозаключение.



2



практикум

Рассказ учителя с элементами беседы


17-18


Раздел 4.

Риторические основы игры.


  1. Публичное выступление.


2


Практикум

Входной контроль по теме « введение в риторику». Анализ публичного выступления с точки зрения его структуры

19-20


  1. Импровизация в речи.


2


Практикум

Работа с текстами, Анализ текстов по теме «Речевая ситуация»

21-22


  1. Техника речи.


2


Практикум

Упражнения для отработки правильного речевого дыхания, чистоты и четкости произнесенных звуков, правильной интонации.

23-24


  1. Композиция речи. Выразительные средства речи.



2


Практикум

Анализ текстов по теме законы риторики.

25-26


  1. «Каверзные вопросы» или перекресные




2

Рассказ учителя с элементами беседы, выделение причинно-следственных связей для построения раунда перекрестных вопросов.



публичное выступление

27-28


Раздел 5.

Тренируемся играя

  1. Подготовка к игре по теме «Многообразие птиц. Охрана птиц».


2


семинар

Работа с книгой, словарями, периодической печатью, анализирование темы, рассказ учителя с элементами беседы, написание речи для выступления.


29-30

  1. Игра «Содержание птиц в неволе недопустимо».


2


игра


Принципы и приемы игры «Дебаты».

31-32

  1. Подготовка игры по теме «Членистоногие. Паукообразные».



2



беседа

семинар

Работа с книгой, словарями, периодической печатью, анализирование темы, рассказ учителя с элементами беседы, написание речи для выступления.

33-34

  1. Игра «Скорпионы - паукообразные животные


1


игра


Принципы и приемы игры «Дебаты».



Содержание курса «Дебаты» 10 класс


Тема.


Содержание темы.


1 Что такое «Дебаты»?


Теория:

История возникновения дебаторского движения в мире, в России, школе. Принципы Дебатов: обучение, честность, уважение. Навыки Дебатов: развитие критического мышления, исследовательские навыки, организационные навыки, навык слушания и ведения записей.


2.Регламент, правила, обязанности спикеров.


Теория:

Суть дебатов. Тема. Утверждающая сторона. Отрицающая сторона. Аргументы. Поддержка и доказательства. Перекрестные вопросы. Решение судей.


3. Приемы работы с библиотекой.


Практика:

Методы работы с книгами, журналами, Интернетом. Выделение главного и анализ. Заполнение рабочих листов.


4. Формирование и анализ темы.


Практика:

Выдвижение интересных идей и тем для обсуждения. Виды тем: политические, фактические, ценностные. Анализ темы, разделение темы на составные части. Определение терминов и понятий входящих в тему с помощью словаря. Соглашение по темам.


5. Понятие.


Теория:

Общая характеристика понятия; классификация понятий, содержание и объем понятий; общие и ограниченные понятия.

Практика:

Решение понятийных задач. Работа со словарем.


6. Рассуждение.


Теория:

Общая характеристика суждений. Виды суждений: простое и сложное, основанное на обобщении фактов, на аналогии, на причинно-следственной связи, авторитетном заявлении. Возможные ошибки при рассуждении.

Практика:

Решение проблемных задач.


7.Аргументация. Формулировка аргументов.


Теория:

Понятие доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Правила доказательства и опровержения. Ошибки в доказательстве

Практика:

Практикум по доказательству. Написание реприз.


8.Умозаключение.


Теория:

Общее понятие, классификация, индукция, дедукция, аналогия.

Практика:

Выделить критерий темы используя метод индукции и дедукции.


9. Публичное выступление


Теория:

Структура публичного выступления. Импринтинг (формирование первого впечатления). Приемы выступления на публике: вовлечение, захват и удержание внимания. Владение психологическим состоянием. Свобода речи и самовыражение.

Практика:

Разработка и исполнение выступления. Составление плана выступления.


10. Импровизация речи.


Теория:

Определение импровизации. Методы приемы импровизации. Образность речи, богатство языка.

Практика:

Импровизация готового текста. Расширение словарного запаса: подбор синонимов, антонимов.


11. Техника речи.


Теория:

Четкость дикции и произношения, речевое дыхание, темпы речи, чистота речи, строение фраз.

Практика:

Работа с памяткой «Психологический настрой на смелое речевое поведение»; артикуляционная разминка, упражнение для отработки правильного речевого дыхания.


12. Композиция речи


Теория:

Законы речевой динамики, строение, структура, целостность и последовательность выступлений. Владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Жестикуляции. Зрительный контакт.

Практика:

Составление импровизационной речи.


13. «Каверзные вопросы» или перекрестные.


Теория:

Поведение на раунде перекрестных вопросов. Составление перекрестных вопросов. Приемы реагирования на провокационные вопросы.

Практика:

Построение раунда перекрестных вопросов по заданной теме.


14. Подготовка к игре по теме «Многообразие птиц. Охрана птиц».


Практика:

Выбор темы, обсуждение актуальности, определение возможных критериев, выделение понятий, нуждающихся в определении. Определение возможных источников информации. Выбор команд и групп экспертов. Сборы по группам.


15. Подготовка к игре по теме «Членистоногие. Паукообразные»


Практика:

Выбор темы, обсуждение актуальности, определение возможных критериев, выделение понятий, нуждающихся в определении. Определение возможных источников информации. Выбор команд и групп экспертов. Сборы по группам.












Тематическое планирование курса «Дебаты» 11 класс

Название темы

Кол-во часов

Теорет.

Прак.

Формы и методы обучения

Образ.

продукт

1

Введение

1

1

Лекция

Дебаты как игра

3


2

Знакомство с форматами

1

1

Лекция

3

Навыки, стили дебатирования

1

1

Лекция

4

Тренинг: «Игра в фанты»

1

1

практикум

Резолюция

3


5

Типы резолюций

1

1

лекция

6

Определение резолюций

1

1

лекция

7

Анализ резолюций

1

1

практикум

доклад

Аргументы

3


8

Создание аргумента

1

1

лекция

9

Тактики работы в команде

1

1

лекция

10

Заполнение флоушита

1

1

тренинг

консп.

Сбор информации

3


11

Поиск источников

1

1

лекция

12

Правила цитирования

1

1

спичи

13

Тренинг: «Кандидаты в депутаты»

1

1

игра

Выступ.

Формат К.Поппера

2


14

Обязанности спикеров

1

1

лекция

15

Игра «Смертная казнь оправдана/не оправдана»

1

1

игра

Выступ.

Формат К.Поппера с элементами Policy

3


16

Обязанности спикеров

1

1

лекция

17

Особенности дебатирования

1

1

лекция

18

Игра «Эта палата предлагает ввести обязательную школьную форму»

1

1

игра

Политический утверждающий кейс

4


19

Построение линии утверждения

1

1

лекция

Выступ.

20

Контраргументы

1

1

лекция

21

Презентация речи

1

1

практикум

22

Тренинг «Спикерские дебаты»

1

1

тренинг

Программа утверждения

3


23

Структура программы

1

1

лекция

24

Типы программ

2

1

1

лекция,

Выступ.

Политический опровергающий кейс

4

практикум

25

Построение кейса

2

1

1

лекция

26

Стратегии опровержения

1

1

лекция

27

Тренинг «Черное-белое»

1

1

тренинг

Доклад

Перекрестный допрос

2


29-30

Стратегии для респондентов и интервьюеров

1

1

лекция

31

Тренинг «Завал спикера»

1

1

игра

32

33

34

Стиль и презентация

Элементы стиля

Тренинг «Телеведущий»

Заключение

2

1

1

1

1

1

1

лекция

практикум

лекция












Содержание курса «Дебаты» 11 класс

Введение (1 ч.). Что такое дебаты. История возникновения. Основные принципы

дебатирования. Этические нормы игры. Тренинг: «Яблоко или банан».

Дебаты как игра (3 ч.). Знакомство с форматами: формат Карла Поппера, политический

формат, Американский Парламентский формат. Навыки дебатирования. Стили

дебатирования.

Тренинг: «Игра в фанты».

Резолюция (3 ч.). Типы резолюций. Анализ резолюций. Определение резолюции. Образцы

резолюций. Тренинг: «Обозначь проблему».

Аргументы (3 ч.). Разработка аргументов. Создание аргумента. Тактики работы в

команде. Мозговой штурм. Запорлнение флоушитов. Образцы аргументов.

Тренинг:«Перекрестный допрос».

Сбор информации (3 ч.). Поиск источников. Предварительное чтение. Сортировка

данных. Состояние документов. Правила цитирования. Тренинг: «Кандидаты в депутаты».

Формат Карла Поппера (2 ч.). Обязанности спикеров. Игра-тренинг: «Смертная казнь

оправдана/не оправдана».

Формат Карла Поппера с элементами Policy (3 ч.). Обязанности спикеров. Особенности

дебатирования. Основные трудности. Игра-тренинг: «Эта палата предлагает ввести

обязательную школьную форму».

Политический утверждающий кейс (4 ч.). Построение линии утверждения.

Интерпретация резолюции и введение дефиниций. Презентация речи. Выдвижение

контраргументов. Образцы утверждающего кейса. Игра-тренинг: «Спикерские дебаты».

Программа утверждения (3 ч.). структура программы. Необходимые элементы.

Ненужные детали. Типы программ. Регламент. Тренинг: «Необитаемый остров:

программа выживания».

Политический опровергающий кейс (4 ч.). Построение политического опровергающего

кейса. Конфликт. Стратегии опровержения. Тренинг «Черное - белое».

Перекрестный допрос (3 ч.). Цели перекрестного допроса. Методы формулирования

эффективных вопросов. Стратегии для респондентов. Поведение интервьюера и

респондента. Тренинг: «Завал спикера».

Стиль и презентация (2 ч.) Элементы стиля. Стратегии поведения при выступлении.

Ошибочные действия. Тренинг «Телеведущий».

Заключение (1 ч.). Анализ итогов года. Составление карты саморазвития.





Учебно-методический комплекс


Раздел


Тема


Формы занятий


Приемы и методы учебно-воспитательного процесса.


Формы подведения итогов.


1. Ввведение


1 Что такое «Дебаты»?


Лекция


Рассказ учителя с элементами беседы


^ 2. Суть и основные элементы игры «Дебаты»


1 Регламент, правила обязанности спикеров.


Лекция


Рассказ учителя с элементами беседы


3. Приемы работы с библиотекой.


практикум


Работа с периодической печатью, с книгой, Интернет


^ 3. Логические основы игры


4. Формирование и анализ темы.


практикум


Рассказ учителя с элементами беседы, работа с словарями


5. Понятие


^ Лекция

практикум


Рассказ учителя с элементами беседы, решение понятийных задач.


6. Рассуждение


^ Лекция

практикум


Рассказ учителя с элементами беседы, анализ проблемных задач


7.Аргументация. Формулировка аргументов


^ Лекция, практикум


Рассказ учителя с элементами беседы,

Анализ тем и текстов с использованием метода исследования.


8.Умозаключение.


Лекция, практикум


Рассказ учителя с элементами беседы,


4. Риторические основы игры.


9. Публичное выступление


^ Лекция

практикум


Рассказ учителя с элементами беседы,

Анализ публичного выступления с точки зрения его структуры


Входной контроль по теме « введение в риторику».


10. Импровизация речи.


Практикум


Работа с текстами, Анализ текстов по теме «Речевая ситуация»


11. Техника речи.


Практикум


Упражнения для отработки правильного речевого дыхания, чистоты и четкости произнесенных звуков, правильной интонации.


12. Композиция речи


Практикум


Анализ текстов по теме законы риторики.


13. «Каверзные вопросы» или перекрестные




Практикум




Рассказ учителя с элементами беседы, выделение причинно-следственных связей для построения раунда перекрестных вопросов.




^ Публичное выступление


5.Тренеруемся играя.


14. Подготовка к игре по теме «Многообразие птиц. Охрана птиц».


,

Семинар


Работа с книгой, словарями, периодической печатью, анализирование темы, рассказ учителя с элементами беседы, написание речи для выступления.


15. Игра «Содержание птиц в неволе недопустимо».


Игра


Принципы и приемы игры «Дебаты».


Игра


16. Подготовка к игре по теме «Членистоногие. Паукообразные»




^ Беседа,

семинар




Работа с книгой, словарями, периодической печатью, анализирование темы, рассказ учителя с элементами беседы, написание речи для выступления.


17. Игра «Скорпионы - паукообразные животные


Игра


Принципы и приемы игры «Дебаты».


Игра





Приложение

ИГРА ДЕБАТЫ: СУТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Суть дебатов: убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными. Вы узнаете об этих стратегиях , и даже сможете придумать собственные. Но сейчас давайте остановимся на нескольких основных элементах дебатов.

1. Тема. В "Дебатах" тема формулируется в виде утверждения.

(например, "Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным")

2. Утверждающая сторона . В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций (утверждение формулировки темы, например, "Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным").

3. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция угверждающей стороны неверна (например, "Обучение мальчиков и девочек НЕ должно быть раздельным", значит, "Обучение мальчиков и девочек должно быть совместным") , или что интерпретация темы и аргументация своей позиции (кейс, аспекты, поддержка и доказательства) спикерами утверждающей стороны имеет недостатки.

4. Аргументы. С помощью аргументации вы сможете убедить судью, что ваша позиция по поводу темы - наилучшая. То есть, вы даете судье повод поверить, что ваша позиция правильная. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными. Вы захотите представить наиболее сильные, наиболее убедительные аргументы, и убедить судью, что они - лучшие. Судьи, многие из которых - бывшие участники дебатов, настроены весьма скептично. Они захотят увидеть, что вы продумывали аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что ваши аргументы могут выдержать атаку оппонентов.

5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), поддерживающие их позицию. Например, вы говорите своей маме, что опоздали в школу, потому что остановились помочь мотоциклисту поменять проколотую шину. Это хороший аргумент, оправдывающий опоздание. Для того, чтобы доказать маме (судье в данном случае), что этим аргументам можно верить, вы показываете ей разорванные джинсы и грязные руки как следствие проделанной работы. Физическое свидетельство сопровождает аргумент. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. В основном это - мнения экспертов.

6. Перекрестные вопросы. Большинство видов (но не все) дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется "перекрестными вопросами". Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

7. Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными).

СТИЛИ ДЕБАТОВ

После того, как вы получили общее представление о цели любых дебатов - а эта цель: убедить публику, что ваша позиция по данному вопросу правильная - рассмотрим разные типы дебатов, требующие различных подходов. Ниже представлены три принципиальных типа дебатов, которые практикуются в Соединенных Штатах - все эти типы легко адаптируются для международных соревнований.

Дебаты Линкольна-Дугласа

Этот тип был смоделирован по принципу знаменитых дебатов между Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом. Это - дебаты "о ценности". Участники концентрируют внимание на ценностях, противопоставление которых присутствует в теме. ("Наказание важнее в криминальной судебной системе, чем реабилитация" или "Культурное многообразие важнее, чем одна общая культура"). Участники дебатов спорят по поводу основолагающих принципов "за" или "против", то есть они не обсуждают практическую сторону своей позиции. Например, участник, выступающий за то, что "правительство должно заботиться о нуждах бедных", не должен доказывать эффективность тех или иных правительственных программ. Его цель - доказать, что правительство должно создавать те или иные программы. В общем, Дебаты Линкольна-Дугласа основываются на "идеях, ценностях и духе", от которых зависят политические, экономические, социальные, моральные и эстетические позиции, которых мы придерживаемся.

Политические дебаты

На политических дебатах рассматривается практическое применение конкретной позиции. ("Правительство должно запретить всю рекламу табака", "Иммиграция должна быть решительно сокращена"). Утверждающая данную тему сторона (команда) предлагает особый план для достижения цели, указанной в теме. И доказывают, что этот план намного эффективнее, чем другие. Например, команда "за" может предложить какую-то конкретную программу изменения определенной социальной политики. У команды "против" есть несколько возможностей ответа:

1. Они могут заявить, что изменения нежелательны, то есть, что сохранение статуса-кво вполне приемлимо в отношении данной проблемы.

2. Они могут заявить, что предложенный план - плохой план и продемонстрировать, что его недостатки перевешивают доствоинства.

3. Команда "против" может предложить лучший план для решения проблемы.

Если доказательства в Дебатах Линкольна-Дугласа носят философский и литературный характер, в политических дебатах они основаны на практических и статистических данных.

В основном тексте данного учебника впредь, говоря о дебатах, мы будем иметь ввиду только "Дебаты Карла Поппера" (неполитичекие дебаты). Все, что касается политических дебатов, вынесено нами в Приложение 1.

Парламентские дебаты

Парламентские дебаты построены по принципу дебатов в Британском Парламенте. Одна команда представляет правительство, а другая - Лояльную Оппозицию. Спикер палаты управляет ходом действия и является судьей. Все участники дебатов должны обращаться к нему или к ней: "Господин Спикер" или "Госпожа Спикер". Каждая команда состоит из двух участников. Правительственная команда состоит из Премьер-министра и члена правительства (иногда называемого министром короны). Команда оппозиции состоит из лидера оппозиции и одного ее члена. Первая обязанность правительственной команды - определить те термины, которые употребляются в теме (предложении). Между темой обсуждения и определением должна быть понятная логическая связь. Обычно, участники парламентских дебатов достаточно широко используют как практические , так и философские аргументы в поддержку своей позиции (комбинация Дебатов Линкольна-Дугласа и Политических Дебатов). Участники этих дебатов могут прерывать друг друга небольшими замечаниями, содержащими опровержение какого-либа аспекта выступления оппонента.

Программа Дебатов Карла Поппера

Программа дебатов Карла Поппера представляет собой комбинацию дебатов Линкольна-Дугласа и Политических. Этот тип дебатов предназначен для развития работы в командах по три человека (в каждой), чтобы студенты работали вместе как над подготовкой к дебатам, так и на самих дебатах.

Программа дебатов Карла Поппера возникла как программа, развивающая умения рассуждать и критически мыслить.

Программа разработала свой стиль, близкий к стилю политических дебатов, где студенты учатся обсуждать проблемы, анализировать данные проблемы с разных точек зрения, предполагать возможные пути (стратегии) решения проблем.

В этом цель Программы Дебатов Карла Поппера - вовлекать студентов в обсуждение проблем и планирование решений, а не просто в дискуссии.

РЕГЛАМЕНТ И ПРАВИЛА

Регламент и правила дебатов программы Карла Поппера следующие:

выступающий время

У1 6 мин.

О3 к У1 3 мин.

О1 6 мин.

У3 к О1 3 мин.

У2 5 мин.

О1 к У2 3 мин.

О2 5 мин.

У1 к О2 3 мин.

У3 5 мин.

О3 5 мин.

У1, У2, У3 - соответственно первый, второй и третий спикеры утверждающей команды,

О1, О2, О3 - отрицающей.

Каждая команда имеет право взять на протяжении игры не более 8 минут на подготовку к выступлениям (не более 2-х минут за игру)

Тайм-кипер предупреждает спикеров (команды) за 2, 1 и 0,5 минуты до окончания времени выступления (подготовки) спикеров и подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки).

Тренировочные и локальные (городские, региональные) игры могут проходить по сокращенному регламенту.

ОБЯЗАННОСТИ СПИКЕРОВ

Дебаты - это командная игра. И у каждого члена команды есть свои обязанности.

У1

- представляет утверждающую команду;

- представляет тему (утверждение), обосновывает ее актуальность;

- дает определение терминам (понятиям) входящим в тему;

- представляет точку зрения утверждающей команды;

- обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

- представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии заявленными командой аспектами);

- переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

- задает перекрестные вопросы О2 (второму спикеру отрицающей команды).

О1

- представляет отрицающую команду;

- отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

- принимает определения, представленные утверждающей стороной;

- представляет позицию отрицающей стороны;

- принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;

- представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания т.е. аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

- опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

- представляет - задает перекрестные вопросы У2 (второму спикеру утверждающей команды).

У2

- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров, и доказательств;

- восстанавливает утверждающий кейс, позицию за позицией,

следуя первоначальной структуре;

- приводит новые доказательства (новые доказательства приветствуются);

- повторяет важные аспекты (критерии) предыдущих доказательств;

- подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;

- опровергает отрицающий кейс;

- новые аргументы не приводятся;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

- отвечает на перекрестные вопросы О1.

О2

- восстанавливает отрицающую позицию, используя гипотезы, примеры, и доказательства;

- подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

- продолжает опровергать утверждающую позицию;

- приводит новые доказательства;

- не приводит новых аргументов;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

- отвечает на перекрестные вопросы У1.

У3

- еще раз акцентирует узловые моменты дебатов (для судьи обозначает самые важные вопросы);

- следует структуре утверждающего кейса;

- возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым У1 и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

- выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

- сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;

- не приводит новых аргументов;

- завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);

- задает вопросы О1.

О3

- еще раз акцентирует узловые моменты (для судьи обозначает самые важные вопросах);

- следует структуре отрицающего кейса;

- возвращается к критериям (аспектам) выдвинутым О1 и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;

- выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

- сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

- завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);

- не приводит новых аргументов;

- задает вопросы У1.

В дебатах Карла Поппера мы различаем три типа выступлений (речи спикера) :

Конструктивная речь : У1, О1

В этих речах представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.

Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2.

В этих речах вы опровергаете аргументы и восстанавливаете свою систему аргументов после "атаки" оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.

Заключительная речь (подведение итогов): У3, О3.

В этих речах должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций. Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого У3 и О3 должны представить себе, что они как бы рассказываеют своим друзьям о том, как проходили дебаты и в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов.

ТЕМА ДЕБАТОВ

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ

Первый шаг в любых дебатах - это формулировка темы. Это не простая задача. Во-первых, должны быть выявлены идеи или темы, которые представляют интерес для участников дебатов и их тренеров. Во-вторых, очень важно, чтобы тема была хорошо сформулирована. Формулировка должна следовать определенным принципам: тема должна затрагивать значимые проблемы, современные проблемы, и быть представлена таким образом, чтобы и сторона "за" и сторона "против" могли одинаково эффективно развивать свои аргументы. Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы не давать преимуществ ни одной из сторон. Еще раз...

Тема должна:

- затрагивать значимые проблемы.

- представлять интерес ( быть актуальной)

- быть пригодной для вынесения на дебаты.

Последнее требование очень важно. Если тему нельзя обсуждать в абсолютных терминах , из нее вряд ли получится хорошая тема для дебатов.

Виды тем (см. американский вариант):

политические

фактические

ценностные

АНАЛИЗ ТЕМЫ

Получив представление о типах тем, давайте перейдем к вопросу анализа темы. Согласно исследованиям Томаса, Фрайера и Гуднайта, "анализ - это процесс разделения целого на составные части по смыслу. Это - противоположность синтезу, когда нужно объединить отдельные элементы в общее целое. Анализ - активный мыслительный процесс. Вообще говоря, вы всегда анализируете множество разных предметов или концепций, используя различные методики выделения отдельных элементов. В химии вы выделяете составляющие части вещества. На занятиях по литературе вы анализируете произведение, выделяя сюжет, характер и стиль."

Короче говоря, анализ означает изучение чего-либо путем разбивания на меньшие составляющие. Этот процесс необходим для дебатов. Первая задача участника дебатов - внимательно изучить существующие и доступные материалы по данному вопросу для того, чтобы лучше понять всю проблему.

В процессе анализа задействованы различные умения:

- умение критически мыслить

- умение отделить важную информацию от неважной

- умение определить и вычленить проблему

- умение оценить причины и возможные последствия

- умение делать выводы и заключения

- умение определить факты и мнения

- умение эффективно решать проблемы

- умение оценивать доказательства

- брейнсторминг

- умение оценить собственный мыслительный процесс

- умение работать в команде

Анализ применяется на многих уровнях в дебатах. Он включает в себя критическое мышление для определения теринов (понятий), входящих в формулировку темы, проведения различий, установления важности и неважности приводимых аргументов и доказательств и т.д. Также сюда входит определение проблемы. Выводы и заключения тесно связаны с анализом проблем. Анализ также включает в себя оценку проблемы после того, как она была определена (идентифицирована). Определение того, что на самом деле имеет ценность - очень важное умение. Процесс оценивания включает в себя критику аргументов, свидетельств и ваш собственный процесс мышления.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ (определение терминов и понятий, содержащихся в формулировке темы)

Определение необходимо как отправная точка во всех делах. Определения утверждающей команды могут повлиять на исход раунда. Почему? Потому-что определения устанавливают ограничения и определяют правильность темы.

Важно, чтобы ваши определения объемлюще представляли тему. Другими словами, участники дебатов должны быть честными, когда дело доходит до определений. Они должны предоставлять пространство для спора. Вы можете настолько узко определить термины, использующиеся в теме, что дебаты превратятся в спор по поводу этих терминов.

Например, в теме "Судебная система придает слишком большое внимание свободе прессы" одна (утверждающая) команда интерпретировала фразу "придает слишком большое внимание" как "вынесение положительных решений в большинстве судебных процессов". Другими словами, если суды выносили решения в пользу прессы в хотя бы 51 случае из ста, то суды придавали слишком большое внимание свободе прессы. При таком рассмотрении, команда "за" превратила дебаты в соревнование по подсчетам судебных решений. Такой подход загонял в угол отрицающую команду.

Команде "против" нужно уметь противостоять неоправданно узким определениям своих оппонентов. Таким образом, команде "против" в исключительных случаях позволено оспаривать определения команды "за". Определения команды "за" могут быть настолько узкими, что они не отражают суть темы. С другой стороны, они могут также быть и слишком широкими или слишком неясными. В любом случае, если команда "против" может показать несостоятельность определений своих противников, она имеет право заменить их своими. Это опасно для команды "за", так как определения оппонентов обычно не соответствуют определениям утверждающей команды. К примеру, представьте себе, что была выдвинута следующая тема: "Должны быть внедрены в жизнь программы по проверке качества воды в Восточной и Центральной Европе." Команда "за" могла определить воду, как грунтовые воды, которые, как представлено в их кейсе, заражены токсичными отходами и кислотными дождями. Так как большая часть нашей питьевой воды приходит из подземных источников, команда "за" заключает, что ее загрязнение может быть серьезной угрозой для здоровья, что оправдывает проведение в жизнь программ по проверке качества воды. Команда "против" может выступить против такого определения слова "вода", как несостоятельного в данном случае, так как даже самая чистая вода из подземных источников может быть загрязнена, если водопроводные станции и коммуникации плохо работают. Таким образом, команда "против" предлагает другое определение воды - питьевая вода, прошедшая обработку. Отрицающая команда предполагает, что все серьезные программы по обеспечению чистоты грунтовой водой были бы оправданы, если бы после обработки вода снова загрязнялась из-за плохой водопроводной системы. А команда "за" в своем выступлении ни разу не доказала, что очистные сооружения находятся в плохом состоянии. Таким образом, команда "за" (доказывая, что нам нужна чистая вода из подземных источников) не доказала правоту темы, так как там речь идет о чистоте воды после обработки.

Команда "за" может и должна делать все, что может, чтобы избежать подобного спора, представляя ясные и разумные определения с самого начала. Иначе дебаты могут выродится в спор по поводу семантики вместо обсуждения важных проблем, представленных в теме.

Почему важно давать определения терминов.

Тема задает дебатам определенные рамки. Но поскольку тема может содержать огромное количество возможностей выбора проблем для обсуждения, необходимо ее ограничить. Участники дебатов проводят эти дополнительные ограничения путем определения терминов темы.

Определения очень важны в дебатах, поскольку нужно знать, что можно обсуждать, а что нельзя. Также, четкие определения помогают судье лучше понять ваше дело и контекст ваших аргументов.

Определения, как необходимые ограничения.

Очень практично и хорошо со стратегической точки зрения ограничивать то, что можно обсуждать. Если у вас всего один час на дебаты, важно так сузить тему спора, чтобы поработать с ней эффективно. Например, вопрос контроля за личным оружием вызвал оживленные споры во всех Соединенных Штатах. Суть дела в общем понимается как вопрос введения определенных запретов на использование и/или возможность приобретения оружия основной массой гражданского населения. Подобное описание и является правомерным определением словосочетания "контроль за личным оружием". При наличии такого определения можно устроить очень интересные дебаты.

Но, так или иначе, наличие хорошего определения - всего лишь часть общей картины. Если вы понимаете ваши определения - это хорошо, однако , в дебатах важно донести их также до своих оппонентов и судей. Точное значение слова часто становится само поводом для обсуждения. Если вы недолжным образом используете ваше право определять термины, этим воспользуются ваши оппоненты, конечно же в свою пользу. Рассмотрите приведенный ниже пример. Подумайте, как определения влияют на практические и стратегические аспекты дебатов.

Допустим, я определяю слово "оружие", как некоторый предмет , способный выпускать из пункта А снаряд для поражения пункта Б. Следуя этому определению, рогатка тоже является оружием. И тогда в дебаты должна быть включена дискуссия по поводу достоинств и недостатков каждого типа "оружия", что ни к чему хорошему, конечно же не приведет.

Кроме практического значения определений, существуют также стратегические соображения. Продолжая тему контроля над оружием, представим себе, что слово "контроль" определено как некоторые необходимые действия для обеспечения эффективного использования какого-либо предмета. Например, чем чаще вы контролируете состояние вашего автомобиля, тем дольше он вам прослужит и не произойдет никаких неприятных поломок. Подобное определение "контроля над оружием" приведет к тому, что начнется обсуждение того, как сделать оружие более эффективным средством поражения целей. И это вместо того, чтобы решить, какие ограничения и запреты следует налагать на его свободную продажу. Шансы подготовиться к дебатам по поводу достоинств возрастающей угрозы - невелики. Шансы выиграть подобные дебаты - еще более смутные.

Ограничения, накладываемые на тему обсуждения, важны для обеих сторон, а также и для судьи. Независимо от того, кто является судьей, определения необходимы для того, чтобы показать ему те особые рамки, в которых будут проходить дебаты и направление, в котором будет развиваться обсуждение вашего кейса.

С помощью точных определений вы показываете другой команде их пространство для аргументации, а судье - четкую линию вашей аргументации. Можно провести параллель с игрой в теннис, где корт очерчен белой линией. Эти линии - широкие границы темы. В середине корта проведена другая линия, которая разделяет противников. Эта линия, вместе с сеткой, определяет то "пространство", в котором находится каждый игрок. Точные определения показывают противнику, на какой стороне сетки ему встать.

Если вы участвуете в дебатах по поводу контроля за оружием и определите "контроль" как какие-то запреты на открытую продажу, ваши оппоненты будут знать, на каком корте вы собираетесь играть. В результате, неопределенность позиции оппонента будет минимизирована.

Определения, как путь к исследованию

Перед тем, как представить свои аргументы перед судьей или оппонентами, вам необходимо определить термины темы, чтобы было проще проводить исследование темы. Изучение того, в чем суть данной проблемы, или в чем она может быть - первый шаг в подготовке к успешным дебатам.

Представьте себе, насколько сложной будет работа по полному изучению темы контроля за оружием, если вы будете исходить из данного выше определения слова "контроль". Тема будет слишком объемна для команды участников дебатов. Они могут запутаться в своих исследованиях.

Перед тем, как вы дадите определение терминам, так или иначе, вам нужно понять, какие термины нуждаются в определении. Не каждое слово в теме требует словарного определения для того, чтобы его поняли. Некоторые термины и слова будут приняты обеими командами без необходимости их определения. Вы должны будете сконцентрировать внимание на определении тех терминов, которые могут вызвать некоторые разногласия. Рассмотрите следующий пример : "Тема: федеральное правительство должно значительно ограничить власть профсоюзов в Соединенных Штатах". В этой теме участник дебатов, видимо, захочет определить следующие термины - "значительно ограничить власть" и "профсоюз". Другие термины - "федеральное правительство" и "Соединенные Штаты" редко вызывают вопросы в процессе дебатов. Существует всеобщее понимание или консенсус относительно того, что эти термины означают в теме. Термины, нуждающиеся в определении были выбраны прежде всего потому, что нет общего понимания их значения. Важная информация для одного участника может быть маловажной для другого. Далее, рассмотрим термин "ограничить" в тексте вышеприведенной темы. Значит ли это: наложить определенные ограничения на профсоюзы или же вообще полностью лишить их всяческих полномочий? Как вы можете догадаться, многие дебаты по этому вопросу зацикливались на определении слова "ограничить".

Хорошую тему сформулировать непросто. Нужно привлекать к этому как можно больше людей. Для формулирования тем для национальных соревнований в США создаются целые комитеты.

Принимаясь за создание темы помните, что

"хорошая тема" должна:

- провоцировать интерес

- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов

- иметь четкую формулировку

- стимулировать исследовательскую работу

- содержать возможность обсуждения на различных уровнях

- иметь положительную формулировку для утверждающей команды

При соблюдении этих требований тема может использоваться в дебатах в течение нескольких месяцев.

ПРИМЕРЫ ТЕМ

Ниже представлены примеры тем, по которым в Соединенных Штатах проходили дебаты. Заметьте, что для хороших дебатов важны как формулировка, так и содержание.

ТЕМА:...

- ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕСКОЙ ФОРМОЙ ПРОТЕСТА.

- ЦЕНЗУРА ПОДРЫВАЕТ ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ.

- ЭВТАНАЗИЮ МОЖНО ОПРАВДАТЬ.

- ТЕЛЕВИДЕНИЮ И ПЕЧАТНОЙ ПРЕССЕ НУЖНА СЕНСАЦИОННОСТЬ ПРИ ПОДАЧЕ НОВОСТЕЙ.

- ОГРАНИЧЕНИЯ ИММИГРАЦИИ ОПРАВДАНЫ.

- ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОЛНОЕ ЯДЕРНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ.

- НЛО СУЩЕСТВУЕТ.

- МОРАЛЬ ЗАВИСИТ ОТ КУЛЬТУРЫ.

- МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ РАВНЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЮБОЙ РАБОТЫ.

- ФЕМИНИЗМ - ВРЕДНАЯ ИДЕОЛОГИЯ.

- ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ПОЧВЕ НЕНАВИСТИ ОПРАВДАНЫ.

- СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННЫ.

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРКОТИКОВ В СПОРТЕ ПОДРЫВАЕТ СУТЬ ЧЕСТНОГО СОРЕВНОВАНИЯ.

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ НЕОПРАВДАНО.

- ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ ОПРАВДАНО.

- СМЕРТНАЯ КАЗНЬ АМОРАЛЬНА.

- СМЕРТНАЯ КАЗНЬ НЕОПРАВДАНА.

- РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ ОПАСНЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВА.

- ЦЕНЗУРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ АМОРАЛЬНА.

- ЛЕГАЛИЗАЦИЯ МАРИХУАНЫ ОПРАВДАНА.

- ЛЕГАЛИЗАЦИЯ НАРКОТИКОВ ОПРАВДАНА.

- ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ МОГУТ ПОНИЗИТЬ УРОВЕНЬ МИРОВОГО ТЕРРОРИЗМА.

- ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РАСШИРИТ МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ.

- СКРЫВАТЬ ПРАВДУ ОТ СМЕРТЕЛЬНО БОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА НЕЭТИЧНО.

- НУЖНО МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.

- МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭФФЕКТИВНЕЕ БУДЕТ БОРОТЬСЯ ЗА МИР.

- СЕКСУАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ НЕЭТИЧНА И НАРУШИТЕЛИ ДОЛЖНЫ НЕСТИ НАКАЗАНИЕ.

- ТЕЛЕВИДЕНИЕ ИМЕЕТ ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ НА НАШЕ ОБЩЕСТВО.

- ЭВТАНАЗИЯ - ИМЕЮЩАЯ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ УМИРАЮЩЕГО БОЛЬНОГО.

- БОЛЕЕ СТРОГИЕ ПРИГОВОРЫ СНИЗЯТ УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ.

- ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.

- ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО.

- МАЛОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ, ВИНОВНЫЕ В СЕРЬЕЗНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАКАЗАНЫ.

- ПРЕСТУПНИК ДОЛЖЕН ВЫПЛАТИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЖЕРТВЕ ЕГО УГОЛОВНОГО ИЛИ ГРАЖДАНСКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

- РЕКЛАМА - НЕЭТИЧНА.

- РАСШИРЕНИЕ СЕТИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИИ УЛУЧШИТ ПОЛОЖЕНИЕ В МИРЕ.

- ГОМОСЕКСУАЛИЗМ ДОЛЖЕН ПРИНИМАТЬСЯ ОБЩЕСТВОМ.

- ПОРНОГРАФИЯ АМОРАЛЬНА.

- АБОРТ АМОРАЛЕН.

- СМЕРТНАЯ КАЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОТМЕНЕНА.

- БОГАТЫЕ ГОСУДАРСТВА ОБЯЗАНЫ ПОМОГАТЬ БЕДНЫМ ГОСУДАРСТВАМ.

- ТЕРРОРИЗМ ОПРАВДАН.

- ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ НЕЭТИЧНА.

- АНГЛИЙСКИЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ВАЖНЫМ ЯЗЫКОМ В МИРЕ.

- ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ОБУЧАТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА.

- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА В АРМИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ОТМЕНЕНА.

- ЖИТЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЖИТЬ В МАЛЕНЬКОЙ ДЕРЕВНЕ.

- СТУДЕНТЫ И УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ОДИНАКОВЫЙ ВКЛАД В ДЕЛА КОЛЛЕДЖА.

- ОПАСНЫЕ ВИДЫ СПОРТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА.

- АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ - НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ.

Тексты к теме

«Структура публичного выступления»


Задание 1. В первых абзацах речей различных ораторов отметьте известные вам элементы композиции: этикетные формулы, «зацепляющий крючок», вступление.


  1. Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырех детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства был лишен жизни. ОН лишился жизни не окруженный попечением и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. Этот близкий человек находится сейчас перед вами и от вас зависит решить его судьбу (А.Ф. Кони).



  1. Мы представили краткий очерк событий истории до половины семнадцатого столетия. Мы видели, какие результаты имела 30-летняя война для Германии. Она выдвинула на театр истории государство, дотоле не имевшее влияния, - Швецию. Но положение, занятое ею, было искусственно, оно не было условлено природными средствами этого края. Швеция не к благу своему, а истощению стала так велика. (Т.Н. Грановский)



  1. Если бы я не был так стар, я бы нашел себе новую профессию теперь. Я стал бы гидом по переделкинским местам… Я повел бы туристов к березе, которая увековечена Пастернаком, к ручью, который был им воспет. Я показал бы им поле, по которому он проходил ежедневно, я показал бы те дома, те пейзажи, те леса, которые в его стихах живут до сих пор и будут жить вечно……….. (К.И. Чуковский)



Задание 2. Прочитайте фрагмент из речи И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот», произнесенной 10 января 1860 г. Найдите логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Гамлет- сын короля, убитого родным братом, похитителем престола; отец его выходит из могилы, из «челюстей ада», чтобы поручить ему отомстить за себя, а он колеблется, хитрит с самим с собою, тешится тем, что ругает себя, и, наконец, убивает своего отчима случайно. (1). глубокая психологическая черта, за которую многие даже умные, но близорукие люди дерзали осуждать Шекспира! (2). А Дон-Кихот, бедный, почти нищий человек, без всяких средств и связей, старый, одинокий, берет на себя исправлять зло и защищать притесненных на всем земном шаре. Что нужды, что первая же его попытка освобождения невинности от притеснителя рушится двойной бедою на голову самой невинности ……. ( Мы разумеем ту сцену, когда Дон-Кихот избавляет мальчика от побоев его хозяина, который тотчас же после его удаления избавителя вдесятеро сильнее наказывает бедняка); что нужды, что, думая иметь дело с вредными великанами, Дон-Кихот нападает на полезные ветряные мельницы…..


Задание 3. Прочтите несколько раз стихотворение Ю.Тувима, правильно распределяя вдох и выдох. Вдох делайте через нос, незаметно для окружающих.


В славном городе Радуйске (вдох)

В переулке Веселинском (вдох)

Жил да был певец чудесный

Пан Тралислав Тралялинский (вдох)

У него жена Траляля

Дочь -дочурка - Тралялюлька

И сыночек траллялечек,

И собачка Тралялячка. (вдох)


Ну а кошка? (вдох)

Есть и кошка. (вдох)

Кошку звали Тралялешка(вдох)

Так же был и попугайчик,

Развеселый Траляляйчик. (вдох)

И кухарка Тралялярка

И пан дворник Тралялерник

И стекольщик Тралялерщик.

И портниха Тралялиха. (вдох)

Игра по теме:

"Содержание птиц в неволе недопустимо"


Тема: "Многообразие птиц. Охрана птиц".

Задачи:

Обучающие:


  • актуализация ранее полученных знаний, развитие умений учебного труда.


Воспитательные:


  • формирование терпимости, культуры спора, внимательного отношения к другим людям; формирование умения работать в команде;


  • формирование дисциплинированности, ответственности за выполнение задания, самостоятельности;


Образовательные:


  • развитие логики, творческих способностей, критического мышления, способности делать выводы на основании проведенного эксперимента (что является ценным именно для предметов естественнонаучного цикла); формирование мотивации обучения, интереса к регулярному чтению, исследовательских навыков.


Подготовка:

Выбор темы, обсуждение актуальности, определение возможных критериев, выделение понятий, нуждающихся в определениях (совместное обсуждение).


  • Обсуждение возможных источников информации.


  • Экскурсия в зоопарк, в павильон "Дом птиц" (обсуждение сразу после экскурсии).


  • Выбор команд и "групп-экспертов", определение сторон команд жребием.


  • Сборы по группам.


Сборы проходят вне уроков (учитель в роли консультанта). Команды составляют кейсы утверждения и отрицания. "Группа экспертов" продумывает возможные вопросы к обеим сторонам.

Проведение дебатов.

^ Структура утверждающего кейса.

Тезис утверждения: "Содержание птиц в неволе недопустимо".

Актуальность темы.

Знакомясь с птицами на уроках биологии, изучая особенности их строения и жизнедеятельности, нам показалось интересным рассмотреть еще одну сторону данного вопроса. Это проблемы взаимоотношений человека с окружающими его живыми существами вообще и птицами, в частности. Может и способен ли человек брать на себя ответственность за другие живые существа? Нужно ли это птицам, да и самому человеку? С этой точки зрения данная тема представляется нам весьма интересной для обсуждения.

Данная тема является доступной для понимания учениками вопроса обсуждения и для подбора справочного, энциклопедического и наглядного материала.

Тема спорная и поэтому сторона "за" и сторона "против" могут одинаково эффективно развивать свои аргументы.

Определения понятий.

Птицы - высокоорганизованные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и сложное поведение дали им возможность широко расселиться на Земле. Всего насчитывается около 9 тысяч птиц. В данном случае не принимаются во внимание птицы, которых человек разводит с целью получения продуктов питания и для которых понятия воли и неволи стали практически однозначными.

Неволя - непростор, несвобода; подвластность силе, зависимость, внешнее ограничение хотенья, желанья и самого действия. (В. И. Даль "Толковый словарь русского языка" ) Подразумевается содержание птиц в клетках, независимо от места нахождения этих клеток: частный дом ли, зоопарк или что-то другое.

^ Критерий утверждающей стороны.

Необоснованная жестокость и необдуманность действий человека по отношению к природе вообще и птицам, как к составляющей природы, в частности.

^ Аспект №1.

"Птица в неволе перестает быть птицей".

Аргумент 1.

Находясь в неволе, птицы не имеют возможности вести образ жизни, генетически заложенный природой: они не летают, не могут выбирать себе пару, не размножаются ( а это главный смысл жизни с биологической точки зрения - оставить после себя жизнеспособное потомство). Следовательно, птица действительно перестает быть птицей, а становится ее подобием, и значит, содержание птиц в неволе недопустимо.

Поддержки:


  • 70% времени своей жизни (в среднем) птица проводит в полете


  • жесткий отбор во время образования пары у таких птиц, как лебеди, аисты, глухари и др.


  • из 288 птенцов, родившихся в Московском зоопарке в 2000 году, умерло 101


  • в 2000 году Московский зоопарк приобрел 355 птиц, а пало в этом же году 388 птиц


  • в неволе пропадает необходимость добывать пропитание. Сокол сапсан или скопа (дневные хищники), несомненно, "перестают быть сами собой", теряя возможность охотиться (видеофрагменты об охоте этих птиц).


Аргумент 2.

Находясь в неволе, птица приобретает особенности, не являющиеся характерными для нее в естественных условиях: слишком броская окраска, тучность, чрезмерно длинные перья хвоста, своеобразный характер полета "с кувырком". Все это, с точки зрения естественной природы, является не просто противоестественным, но и вредным. Следовательно, птицы, находясь в неволе, теряет свои индивидуальные особенности, а значит, перестает быть сама собой, поэтому содержание птиц в неволе недопустимо.

Поддержки:


  • порода голубей "турманы" имеют нарушения мозжечка, передающиеся по наследству


  • петух "феникс" имеет хвост, длиной 2,5 метра!


  • по данным ветеринаров, 30% птиц в неволе погибают от ожирения


Аспект №2.

Содержание птиц в неволе недопустимо, т. к. это приносит вред и неудобства самому человеку.

Аргумент 1.

Человек, находясь от птиц в непосредственной близости, может заразиться инфекционными заболеваниями, так называемыми орнитозами. Особую опасность эти болезни представляют для детей. Поражаются легкие, появляются бессонница, головные боли высокая температура. Чтобы избежать столь неприятных последствий, нужно отказаться от содержания птиц в неволе.

Поддержки:

Орнитозы - острые инфекционные заболевания, поражающие различные виды птиц и передающиеся человеку. Среди орнитозов наиболее изученной формой является болезнь попугаев - пситтакоз.

Возбудитель пситтакоза - вирус. Орнитозом болеют многие комнатные птицы (канарейки, щеглы, чижи) и дикие (цапли, фазаны).

Заражение людей происходит при заносе вируса в рот или на слизистые оболочки глаз руками, а так же воздушным путем.

Заболевание людей орнитозом характеризуется острым началом (после 7-12 дней инкубационного периода): общая разбитость, головные боли, бессонница и высокая температура. Лихорадка длится до 18-20 дней. Характерно специфическое поражение легких (пситтакозное воспаление легких).

Аргумент 2.

Чтобы обеспечить более или менее достойное существование своим питомцам, необходимо вкладывать в это большие средства. В наше время, когда не хватает средств накормить и одеть детей и стариков, нужно ли вкладывать огромные средства на содержание зоопарка, если по затратам один день содержания экзотической птицы превышает в 3 раза стоимость пребывания ребенка в детском саду. Содержание птиц - дорогое "удовольствие", которое не имеет первостепенного значения для нормальной жизни людей, следовательно, этого нужно и следует избегать.

Поддержки:


  • стоимость ежедневного кормления одного страуса (Московский зоопарк, цены на 1 июля 2001 года) равна 270 рублям. Для сравнения, стоимость питания одного ребенка в нашей частной школе равна 100 рублям.


Андский кондор - 90 руб. в день

Беркут - 60 руб.

Филин - 110 руб.

Полный список прилагается.

В ответ на этот аргумент команда отрицания привела пример того, как материальные затраты на содержание птиц берут на себя частные организации и лица.

^ Структура отрицающего кейса.

Тезис отрицания: "Содержание птиц в неволе допустимо".

Аргумент 1 (ответ на аргументы 1, 2).

Содержание птиц в неволе дает возможность человеку изучить жизнедеятельность птиц, особенности их строения, повадки, т. е. делает возможным создание таких условий, при которых "птица сможет остаться птицей" - птица будет питаться так, как в естественных условиях, размножаться и т. д., значит это вполне допустимо.

Поддержки:


  • В павильоне "Мир птиц" зоопарка обеспечено не толь ко полноценное питание ( использовали цифры , приведенные командой У о стоимости ежедневного кормления птиц), но и воссозданы природные ландшафты обитания птиц.


  • В 2000 году в зоопарке родилось 288 птенцов 46 видов птиц


Аргумент 2.

Благодаря содержанию птиц в неволе, людям удается не только сохранить птицам их индивидуальность, но и сохранить и преумножить популяции птиц, которые были близки к исчезновению (самая крупная хищная птица - гарпия, японский журавль и другие ). Следовательно, содержание птиц в неволе не только допустимо, но и полезно.

Поддержки:

видеофрагменты о питомнике гарпий и о японском журавле. Эти прекрасные птицы сохранены благодаря тому, что определенное время они живут в неволе под опекой человека.

Аргумент 3 ( ответ на 1 аргумент 2-го аспекта).

К сожалению, человек, как любой живой организм, подвержен всевозможным заболеваниям. Возможность заболевания человека орнитозом столь же вероятна, как и гриппом, ветрянкой, краснухой - в общем, любой другой инфекционной болезнью. Исключить все вероятные источники заболевания, согласитесь, невозможно. Но, соблюдая, меры профилактики и нормы гигиены, можно свести эту вероятность к нулю. Значит, содержание птиц в неволе допустимо.

Поддержки:

В России зафиксировано всего несколько десятков случаев заболеваний людей в результате контакта с больными птицами (Популярная медицинская энциклопедия) Это очень мало по сравнению с другими инфекционными болезнями.

Аргумент 4 (ответ на 1 аргумент 2-го аспекта).

Говоря о здоровье человека, мы бы хотели особое внимание уделить проблеме его "морального здоровья". Содержание птиц в неволе ставит человека в позицию ответственного за жизнь и здоровье другого живого существа. "Мы в ответе за тех, кого приручаем", - вспомните фразу из " Маленького принца". Человек (ребенок, что особенно ценно) должен вовремя накормить птицу, убрать ее клетку, следить за ее здоровьем. Для " морального здоровья" человека и принимая во внимание критерий, выдвинутый утверждающей стороной (необоснованная жестокость и необдуманность действий человека по отношению к птицам) содержание птиц в неволе предстает не только допустимым, но и полезным.

Поддержки:


  • психологи утверждают, что содержание животных вообще и птиц, в частности, очень благотворно влияет на эмоциональные и нравственные стороны жизни человека, птицы снимают стресс своим пением, красотой. Как следствие, человек меньше подвергается другим заболеваниям.


Аргумент 5.

Во время посещения мест содержания птиц в неволе, зоопарка, в частности, человеку предоставляется уникальная возможность увидеть множество различных птиц, живущих в различных уголках нашей планеты. Таким образом, ребенок расширяет свой кругозор, восторгаясь сказочным оперением птиц, учится любить животных, а взрослый экономит средства, которые было бы необходимо затратить для того, что бы показать все это в естественных условиях.

Поддержки:


  • в Московском зоопарке представлено 1781 экземпляров 273 видов птиц.


Итоги игры.

Итоги игры подводят судьи, определяя столкновение позиций и убедительность аргументов в ходе игры. Учитывается мнение "группы экспертов", состоящей из учеников класса.

«ОБРАЗЕЦ КЕЙСА КОМАНДЫ УТВЕРЖДЕНИЯ»

Здравствуйте, уважаемый судья, таймкипер, и не менее уважаемые оппоненты! Я первый спикер команды «АСАР» Коспан Аиза, наш второй спикер- Сухомлина Снежана, 3 спикер- Беланова Татьяна

Резолюция игры звучит «Государство должно уделять особое внимание патриотическому воспитанию молодежи»

ДИФФЕНИЦИИ

Патриотизм - (от греч. слово - отечество, родина) - любовь к родине, чувство ответственности за ее судьбу, готовность и способность служить ее интересам и способствовать ее успехам в сфере внутренней жизни и на международной арене

СТАТУС КВО

Казахстан - очень молодая страна. Молодо ее население: (52%) жителей страны еще не перешагнули тридцатилетний возрастной рубеж. Обретение Казахстаном государственного суверенитета поставило перед обществом задачу воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Ведь патриотизм не заложен в генах, это не наследственное, а социальное качество, которое формируется всей окружающей действительностью. К сожалению, за все время независимости нашего государства у населения не было воспитано чувство казахстанского патриотизма В Государственной программе развития образования до 2020 года четко написано, что в Казахстане наблюдается неблагополучие в сфере нравственного воспитания молодежи: утеря ценностей, смещение ориентиров. Молодежь подвержена влиянию извне: Интернету, телевидению.За последние годы произошли существенные сдвиги в переориентации детей и учащейся молодёжи на ценности западной культуры за счёт вытеснения отечественных фильмов, мультфильмов, передач зарубежными, причём далеко не самыми лучшими В среде молодежи, особенно в южных регионах, проявляется влияние различных религиозных течений.

Да, проблему пытаются решить! Создана определенная Законодательная база 1. 1.Принята «Программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы»

2.Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 декабря 2006 года № 1187 Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006 - 2008 годы

3.ПРОГРАММА развития НИИ проблем патриотического воспитания

в составе технопарка «Политех» на 2011-2014 годы

4.Программа развития образования Республики Казахстан до 2020 года

5.Концепция воспитания в системе непрерывного образования в Республике Казахстан

ДЕЙСТВУЮТ ОРГАНИЗАЦИИ: советы по молодежной политике при Президенте , Правительстве, акимах областей, городов и районов. В 2010 году создан Научно-исследовательский институт «Проблем патриотического воспитания». Есть и Конгресс молодежи Казахстана, « Жас Отан» "Жас қыран" и "Жас Ұлан. которые по плану проводят семинары,совещания , круглые столы.

Но ознакомившись с результатами соц опросов об уровне сформированности патриотических чувств у молодежи, мы испытали эмоциональный шок!!! политической жизнью страны интересуются - 16% школьников, обсуждают эти вопросы с учителями лишь -2%,хотят жить на родине -30% учащихся, за границей -47%. Пошли бы защищать Родину в случае нападения врага? -54%
. Гордятся своей страной-63% .

ПРИМЕРНО 70 % учащихся и 28 % педагогов не могут детально описать флаг, герб и не знают полностью гимн.!!!!!

Из диаграммы, составленной по результатам опроса населения в январе 2012 года, (ПОКАЗАТЬ!) видно, что пропаганду государственной символики ведут: всего лишь 27,5% государственных структур, в том числе учреждения образования - 24%, акиматы-19%, , учреждения культуры вообще 6% респондентов

«13 апреля, мы увидели по телеканалу КТК сюжет о надругательстве над государственным флагом и были возмущены тем , что в Талдыкоргане из флага сделали мешок, а в Атырау полотнище использовали для переноски мусора. на Азиатских играх болельщики попирали наш флаг. На соревнованиях в Костанае вместо государственного гимна звучала песня Рики Мартина, а на церемонии награждения на Чемпионате в Кувейте зазвучала музыка из фильма Борат. Как видите, эти факты не единичны!

Из СТАТУСА КВО вытекает проблема

Вследствие неэффективности государственной идеологической политики в области патриотического воспитания в среде молодежи растет апатия и нигилизм, безответственность и агрессивность, цинизм и духовная опустошенность.

Актуальность и ВРЕДНОСТЬ проблемы Если государство не сформирует у молодежи ясно сформулированные патриотические идеалы, ему будет сложно по-прежднему сохранять территориальную целостность , могущество и авторитет как великой мировой державы.

ПРИЧИНАМИ даннной проблемы явяется

1. Отчуждение семьи от организаций образования, педагогов - от семьи, семьи -от воспитания патриотизма у ребёнка.

Соц опрос показал Только 9% опрошенных родителей среди своих обязанностей назвали привитие чувства патриотизма своим детям. Сегодня в стране не существует ни одного семейного клуба патриотического воспитания. Как бы не старались педагоги, дети возвращаются домой, где мама или папа жалуется, как им плохо живется . Согласно соцопросу, 38% взрослых людей уехали бы жить и работать за границу!

2. Недостаточное владение педагогами современными воспитательными технологиями. В педагогических вузах нет предмета по изучению методики преподавания граждановедения, а в институтах повышения квалификации не введен отдельный модуль патриотического направления. В учебных заведениях патриотические темы являются лишь небольшими вкраплениями в программы учебных курсов. Классные часы на патриотические темы занимают не более 15%. Воспитательных планов.Не все педагоги могут выработать мотивацию к изучению государственных символов. Предмет «Граждановенение», преподается как предмет по выбору на усмотрение завучей-методистов, и только в некоторых классах.

3. Отсутствует единая информационная система в сети Интернет по проблемам развития патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, специалисты не могут напрямую делится положительным опытом работы, а только могут утвердить свои программы в Министерстве образования.

4. . Формальная деятельность молодежных движений, патриотических организаций

В Казахстане молодежные организации растут как грибы после дождя. Но молодежь не идет в политику сама, скорее, ее туда тащат. Партийные молодежные организации не понимают, к кому примкнуть- Самостоятельно рожденного, "снизу", молодежного движения в Казахстане нет. А существующие зачастую проводят работу для «галочки». Факт В Карагандинской области действует 45 молодежных организаций, проверки выявили, что эффективно работают лишь 15. В Костанайской области 59 молодежных организаций, 7 молодежных газет. Но охвачены их работой лишь 27% молодежи.

5. Отсутствие механизмов по формированию идеологии патриотизма в обществе через эффективную пропаганду ценностей государства

Пропаганда символики, Государственный языка, Престижа воинской службы, культурного и исторического наследия на национальном телевидении занимает лиш 3 % эфира . Отсутствует полный охват Казахстана информацией о всех молодежных организациях

Всем известно, что самыми патриотичными являются американцы, но не сами по себе. Их такими воспитали. Телевидение, кино, музыкальные клипы ежедневно демонстрируют образы американского флага, на государтсвенные праздники даже детские каляски украшают флагами. Каждый американец хотя бы раз в жизни побывал в музее Первого президента Джорджа Вашингтона. В Казахстане лишь за выдающиеся заслуги школьников отправляют на экскурсию в Астану.Проводится очень мало экскурсий к историческим памятникам. В школах есть уголки Славы, но лишь 15% школ имеют военно-патриотические клубы. СМИ предоставляет еще незрелым умам свободу выбора патриотических ценностей между Спайдерменом и Алпамыс батыром. Пока счет не в пользу последнего.

6. Отсутствие реальных мер наказания за неуважительное отношение к государственным символам.

Согласно статье 317 Уголовного Кодекса, надругательство над государственными символами наказывается штрафом в размере от 200 до одной тысячи МРП, либо ограничением свободы на срок до одного года. Но ни один человек не получил реальный срок. Если государству все равно, то население будет брать пример

Для искоренения данных причин мы предлагаем пути решения:

  1. Создать во всех областях сеть семейных клубов актуального патриотического воспитания, где сами дети будут привлекать родителей к мероприятиям, как известно совместная деятельность сплачивает семью.

2.Организовать подготовку и переобучение всех педагогов, введя модульный курс «Патриотическое воспитание». В школьный курс ввести предмет «Граждановедение», но не как предмет по выбору, а как обязательный предмет с 1 по 11 класс, разработку курса мы будем проводить в соответствии с возрастной психологией. соответственно будут созданы отечественные учебные пособия, диски.

3.Создать единую информационно-консолидирующую систему в сети Интернет «Я -патриот» , где государственные органы, молодежные организации, учреждения образования будут обмениваться опытом через форумы, эксперты будут давать рекомендации всем посетителем системы

4.Отслеживать эффективность деятельности государственных молодежных организаций, созданных «сверху», а также поощрять создание самой молодежью организаций и движений через Фонд поддержки молодежных инициатив, обучить молодежь искусству франдрайзинга, которое придаст молодежи финансовую независимость

5. Подготовить цикл программ патриотического направления, в том числе и на детских каналах, образ государственных символов, достижений Казахстана должен присутсвовать во всех видах телевизионной продукции. прививать патриотизм к «малой родине» через местные телеканалы,показывать героев нашего времени, Для большего охвата детей экскурсиями в другие города, предоставлять государственные льготы на проезд экскурсионных групп

6. В статью 317 Уголовного Кодекса РК внести дополнения об ужесточении наказания за акты вандализма, неуважительное отношение к атрибутам государственности, а деньги. Получаемые в виде штрафов, направлять на поддержку военно-патриотических клубов, кружков, впервую очередь в сельской местности и малых городах

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Срок реализации программы - 2011 -2014 годы

ФИНАНСИРОВАНИЕ

бюджетное финансирование- 1млд тенге, а также гранты, спонсорская помощь внебюджетных организаций.

АГЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ: Парламент, Правительство РК, Министерство образования и науки, Конгресс молодежи Казахстана


Список литературы для учителя


1.Аханова Д. Дебаты как одна из форм современного урока// История Каз.:

преподавание в школе и ВУЗах. - 2003 г., №5, с.3-8

2. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. - М., 2001 г.

3. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения: Методическое пособие

для преподавателя. - М., 1999 г.

3. Ивин А.А. Логика: учебное пособие для учащихся. - М., 1996 г.

4. Игры - обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского. - В 4-х кн. -

М., 1994 г.

5. Кавтарадзе д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения: учебное

пособие для учителя. - М., 1998 г.

6.Клустер Д. Что такое критическое мышление: новые технологии// Русский язык и

литература в казахских школах, 2003 г., № 3.

7. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Ростов-на-Дону, 1997 г.

8. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. - Спб., 2002 г.

9. Руководство по формату Карла Поппера с элементами Policy.


Список литературы для учащихся


1. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. - М., 2001 г.

2. Ивин А.А. Логика: учебное пособие для учащихся. - М., 1996 г.

3. Руководство по формату Карла Поппера с элементами Policy.





© 2010-2022