«Интеграция в образовательном процессе - путь к воспитанию высокоинтеллектуальной личности»

Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Объем информации в современном мире увеличивается с...          Таким образом, у меня возникла необходимость обращения к интегрированному обучению в моей педагогической деятельности.        В данной работе «Интеграция в образовательном процессе – путь к воспитанию высокоинтеллектуальной личности» я хочу остановиться на интеграции как одном из способов мотивации учебной деятельности.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ гимназия №4







«Интеграция в образовательном процессе - путь к воспитанию высокоинтеллектуальной личности»









Прокопенко Татьяна Ивановна

учитель математики

МАОУ гимназия №4

Хабаровск

2014



План



  1. Пояснительная записка …… стр. 3-23

    1. Введение ………………….. стр. 3-7

    2. Аналитическая часть…... стр. 7-17

    3. Проектная часть………… стр.17-20

    4. Заключение ………………. стр. 20-23

II. Список литературы……… стр. 22-23







Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления.

А.Н. Колмагоров


Царство математики - возможные миры (Лейбниц)


Перед школьным образованием стоит проблема - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. И это всего лишь одна из проблем сегодняшней школы.
Другого рода проблемы - это проблемы воспитания. Отличительные для начала XXI века изменения в характере образования, в его направленности, целях, содержании - всё более явно ориентируют его на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения нашли отражение в ряде государственных документов: Федеральном законе «Об образовании», проекте «Наша новая школа», докладе «Российское образование - 2020». «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Таким образом, у меня возникла необходимость обращения к интегрированному обучению в моей педагогической деятельности.

В данной работе «Интеграция в образовательном процессе - путь к воспитанию высокоинтеллектуальной личности» я хочу остановиться на интеграции как одном из способов мотивации учебной деятельности.

Что же такое интеграция? В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой написано: "Интегрировать - это значит объединять части в одно целое". [ТСРЯО; с.249].

Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:

Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции - ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, в которой все элементы связаны.

Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения). На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний учащиеся получают все новые и новые представления, о явлениях окружающего мира систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в позиции по спирали).

В-третьих, как результат - развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остается изолированным элементом. Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в равносторонней сфере представлений и понятий, актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, ее системность.

Научные исследования в области психологии и педагогики дают возможность утверждать, что обучение, построенное на идеях интеграции, не только возможно, но и необходимо для школьного возраста.

При этом интеграция математического образования заключается, в частности, во взаимопроникновении и взаимосвязи математического содержания. В результате интеграции процесс обучения превращается в целостную, завершенную, дифференцированную, в полной мере сформировавшуюся систему, которая затем развивается на основе предпосылок, созданных в процессе становления.

Такое взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы отражает современные тенденции развития науки, создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения.

Интеграция как полноправное научное понятие появляется в российской педагогике в первой половине 80-х гг. на фоне бурно развивающихся в стране и в мире интеграционных процессов в экономике, политике, науке, культуре и других сферах социальной жизни. К этому времени оно уже достаточно прочно закрепилось в философской и научной литературе. Тем не менее, было бы неправильным считать, что интеграция в педагогике возникает в результате простого переноса понятия из других областей научной деятельности в силу желания педагогов не отстать от современности.

Проблема интеграции активно обсуждалась педагогами уже тогда, когда ею серьезно не интересовались ни философы, ни методологи, ни политики. В образовании она имеет длительную историю, отсчитываемую от начала нынешнего столетия. Появление понятия интеграции в педагогике 80-х гг. явилось следствием продолжительного развития интегративных процессов в образовании.

Интегрирование: по виду - это межпредметная связь, которая, по исследованиям психологов, на первоначальных этапах включения учащихся в познавательную деятельность играет роль побуждающего стимула;

Интегрирование: по форме - это новая технология, позволяющая

  • решить проблему разобщенности предметов, что дает возможность устанавливать связи между понятиями и определять их практическую направленность;

  • исключить повторы в данных учебных дисциплинах;

  • углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;

  • повысить творческий потенциал учащихся;

  • расширить информационную ёмкость урока и интенсивность.

Интегрирование: по уровню - это инновационная технология, так как представляет собой высокую форму воплощения межпредметной связи на качественно новой ступени обучении

Цели интегрирования:

  • расширение предмета познания;

  • соединение теоретической подготовки с практической;

  • повышение авторитета теории в сознании учащихся;

  • создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

  • формирование у учащихся мировоззренческих понятий об окружающем мире;

  • формирование целостного представления об изучаемом объекте с видением взаимосвязи учебных дисциплин, участвующих в интеграционном процессе;

  • повышение и развитие интереса учащихся к указанным предметам;

  • преодоление некоторых противоречий процесса обучения;

  • создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения физике, математике, информатике на основе интеграции этих предметов.

Поясню мое понимание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения. Конечно, такие условия можно создать не только за счёт интегрированного обучения, но оно является, на мой взгляд, одним из важнейших способов формирования оптимальных условий для развития мышления.

К оптимальным условиям для развития мышления относим следующее.

  1. Изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора учащихся и т. п.).

В действующих для общеобразовательных школ учебниках по физике, математике, информатике, есть много абстрактных, формальных тренировочных упражнений для отработки техники вычисления, техники применения новых знаний, что является, безусловно, необходимым условием выработки вычислительных навыков. Но работа с подобными упражнениями, особенно на первых этапах изучения новой темы, часто кажется учащимся формальной, а порой ненужной. Разумеется, систематическая работа по данной теме приведёт, в конечном счёте, к положительным результатам по устранению формализма в восприятии выполняемой работы. Но если показать на основе интеграции в начале изучения новой темы практическое решение какой-либо проблемы, может быть даже достаточно сложной, и подчеркнуть, что дальнейшая деятельность по отработке вычислительных и каких-либо других практических навыков нужна будет для того, чтобы в будущем самостоятельно решать подобные сложные проблемы,- то этап проведения тренировочных упражнений не будет выглядеть оторванным от практических нужд. Кроме того, включение на этом этапе элементов интеграции всё более и более будет способствовать выделению практической значимости проводимой тренировочной работы.

  1. Развитие в комплексе элементов научного стиля мышления. Научный стиль мышления определяется следующими качествами: гибкостью (нешаблонностью), глубиной (умением выделять существенное), целенаправленностью (рациональностью мышления), широтой (обобщённостью мышления), активностью, критичностью, доказательностью, организованностью памяти.

Как показывает мой опыт работы, традиционные формы обучения, как правило, не дают одновременного глубокого формирования совокупности качеств, свойственных научному стилю мышления; в то время как интегрированное обучение позволяет добиться такого формирования.

Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий - это развивает гибкость мышления. Характерная черта интегрированных уроков - это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления.

При интеграции знаний очень важно выделять существенное, уметь видеть цель работы, подводить итоги решения рассматриваемой проблемы для того, чтобы после обобщения использовать полученные результаты в дальнейшем,- всё это развивает глубину, целенаправленность и широту мышления. Кроме того, в процессе такой работы у учащихся возрастает любознательность.

Рассмотрение достаточно сложных вопросов на интегрированных уроках, специфика интеграции, естественно, требуют постоянства усилий учащихся. Эти усилия направлены на достижение поставленных целей, изучение и применение различных подходов к их реализации, решение и исследование различных вариантов выхода из проблемных ситуаций в зависимости от изменяющихся условий - всё это развивает активность мышления.

Новизна, нестандартность тем, задач, упражнений интегрированных уроков вызывают строгую необходимость оценивать правильность полученных результатов, что развивает критичность мышления.

Достаточно большой объём информации, получаемый и обрабатываемый учащимися на интегрированных уроках, включение их оперативной и долговременной памяти, систематизация знаний, использование общих методов и приёмов решения задач развивают организованность памяти. Интегрированные уроки, как никакие другие, в большей степени ориентированы на организованность памяти, что даёт возможность соблюдать принцип экономии мышления.

Широкое объединение знаний из различных предметов было бы неестественным, если бы выдвигаемые на уроке тезисы были не обоснованы, не доказаны. Обучение учащихся на интегрированных уроках рассуждению, построению доказательства, логике обоснования средствами различных наук развивают доказательность мышления.

  1. Возможность в комплексе использовать элементы естественнонаучного метода познания.

Специфика интегрированного урока состоит в том, что выбираемая для рассмотрения проблема должна быть пограничной относительно физики, математики, информатики, и её исследование должно быть многогранным, всесторонним, не дающим возможности упустить какой-либо её компонент, а также исследование должно показать значение этой проблемы. Такое всестороннее изучение проблемы возможно при условии комплексного применения естественнонаучного метода познания, который включает следующие элементы:

а) понимание проблемы, точное определение её и отграничение от других проблем;

б) изучение всех ситуаций, связанных с данной проблемой;

в) планирование поиска решения проблемы, выбор наиболее вероятной гипотезы;

г) планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы, проведение контрольного эксперимента;

д) выводы и их обоснование, выбор оптимального способа решения;

е) распространение выводов на новые ситуации, в которых действуют те же (выявленные в изучении данной проблемы) факторы.

На мой взгляд, интеграция учебной деятельности - весьма актуальное направление педагогики, т. к. современный мир все больше требует от человека знаний универсальных, глобальных, интегрированных. Многие современные открытия делаются на стыке наук и требуют от ученых именно интегрированных знаний.

Данная проблема определяет четкие цели моей педагогической деятельности:

  • создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;

  • активизировать знания учащихся, полученные по предмету в практической ситуации;

  • познакомить детей с различными применениями полученных знаний, умений и навыков;

  • умножить знания в области своего предмета;

  • развивать элементы общечеловеческой культуры и навыки коллективной работы и творческой дисциплины.

В своей практике преподавания математики я широко использую связь с информатикой, географией, физикой, химией, биологией, историей и т. д. Считаю целесообразным включать в содержание преподавания математики факты из науки, а также из жизни и деятельности ученых, выдающихся людей. Так же совместно с учителями физики, географии, химии, биологии проводим интегрированные уроки. Интеграция в обучении позволяет нам выполнить развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию. Такие уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.

На мой взгляд, в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем, имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с ясным видением целостной картины мира. Происходит универсальная математизация науки. Математические методы проникают не только в физику, технику, где они господствовали с давних времен, но и в экономику, биологию, социологию, психологию, литературоведение, эстетику. На стыке точных и гуманитарных наук возникают такие странные дисциплины, как, например, искусствометрия; ЭВМ «сочиняют» вполне доброкачественную музыку, пишут стихи, создают оригинальные образцы декоративного искусства.

Интегральная технология изначально проектировалась для работы с подростками, в фундаменте большинства технологических процедур лежат феномены и закономерности психологии именно этой возрастной группы. У старшеклассников преобладает теоретическое мышление - обобщённое диалектическое мышление, направленное на объяснение явлений, познания самых общих и отвлеченных закономерностей, открывающее возможность предвидения. Эти объективные условия развития мыслительной деятельности старшеклассников позволяют понимать логику развития живых процессов, связанных с существованием человеческого общества. Интегрирование создает целостную картину мира, учит ребёнка видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости. Чем больший круг разных явлений охватывает та или иная личность, тем ближе она подступает к истине, хотя одновременно увеличивается область соприкосновения с непознанным. Интегрируя на уроке различные предметы, я учитываю противоречия сущности познания и в процессе преодоления стандартов мышления опираюсь в работе на вариативное и константное, повторяющиеся и неповторимое, случайное и закономерное, ясное и интуитивное, нахожу меру их взаимодействия как внутри одного предмета, так и между несколькими. Убеждена, что только обобщённые представления об окружающем мире дают возможность адекватно в нем ориентироваться. Интеграция ускоренно моделирует личность, служит импульсом здорового мироощущения, воспитывает философские начала в сознании.

Идея интеграции стала в настоящее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с идущими процессами дифференциации в обучении. Интеграция дает возможность показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научных знаний.

Возможность интеграции обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия. Например: вектор - в математике и физике; координаты - в математике, физике, географии; уравнения - в математике, физике, биологии, географии. Математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства и их системы) находят применение при изучении многих дисциплин.

Формы интегрирования, применяемые на моих уроках:

  • Интегрированный фрагмент урока - использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе. Эту форму использую в системе.

При изучении курса стереометрии используются имеющиеся у учащихся знания о земном шаре. При рассмотрении окружности большого круга, проведенной через две точки шаровой поверхности, можно подчеркнуть, что на шаровой поверхности линия кратчайшего расстояния между точками идет всегда по дуге большого круга. На земной поверхности такие линии называются ортодромами. Они имеют большое значение в морской и воздушной навигации: ведь всегда выгоднее двигаться по направлению кратчайшего расстояния.

Пример можно привести из географии. Для многих является открытием, что Пифагор первым сделал интереснейшее предположение, что Земля шар. «Все в природе должно быть совершенно и гармонично. Но совершеннейшее из геометрических тел есть шар. Земля тоже должна быть совершенна. Стало быть, Земля - шар!» - говорил Пифагор. ( «Введение понятия производной» в 11 классе).

  • Интегрированные уроки - считаю, что эти уроки наиболее эффективная форма обучения, так как материал, относящийся к предмету «математика» тут же находит практическое применение при изучении физики, химии, географии, информатики и других предметов. ( «Многоликая симметрия» в 9 классе).

Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов. Такой урок направлен на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетает в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. При проведении таких уроков, обдумываю их методику, учитываю особенности.

Убеждена, что преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным монопредметным очевидны:

• на таком уроке я создаю более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся;

• через него обеспечиваю выход на формирование более широкого синергетического мышления, учу применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами, помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук.

Такие уроки взаимообогащают учителя и учеников, помогают моему творческому росту.

Пытаюсь добиться, чтобы интегрированный урок был предельно четким, компактным, продуманным на всех этапах, отличался большой информативностью. Уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадают в разряд нелюбимых. Интегрированные уроки позволяют реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип системности обучения (весь комплекс учебного материала отвечает целостности, структурности, взаимозависимости, множественности); создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.), тем самым развивая логичность, гибкость, критичность; способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся. Уменьшается многопредметность, расширяются и углубляются межпредметные связи, у учащихся появляется возможность получить больший объем знаний.

Конечно, интегрированный подход требует от меня, как от учителя, повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности образования, поэтому постоянно работаю над повышением своего научно-методического уровня.

В отдельных случаях использую бинарное построение урока, что создает предпосылки для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере.

Мне же интеграция предметов позволяет воспитывать у ребят желание к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания. Новые функции педагога главным образом определяются необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления.

В связи с этим выделяю на таких уроках основные задачи:

  • включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (организация учебной деятельности школьников);

  • обеспечение эмоциональной поддержки, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания;

  • проведение экспертизы полученного результата, как педагогом, так и учеником.

В современных программах и учебниках усиливается математизация курсов физики, химии, географии. Например, в курсе физики при изучении механики вводится понятие перемещение, как векторной величины. Рассматриваются действия над векторами и их проекциями (в геометрии аналогичный материал в теме «Векторы», 9 класс). Затем в физике приступают к формированию понятия - скорость. Скорость равномерного прямолинейного движения рассматривается как величина векторная и равная изменению координаты тела в единицу времени, а ускорение - третья кинематическая величина - также рассматривается как векторная величина и равная изменению скорости в единицу времени при равноускоренном движении. В курсе математики 11 класса при изучении производной уточняется понятие скорости как первой производной функции от координаты тела по времени, а ускорение как второй производной функции от координаты тела по времени. В физике успешно используются в разделе «Колебания и волны» математическое понятие производной, графики синуса и косинуса, производные тригонометрических функций.

В отличие от физики, биологии, химии, астрономии математику не относят к естественным наукам, она непосредственно не изучает окружающий мир. Основными методами познания является наблюдение, эксперимент, абстрагирование, идеализация, сравнение, аналогия, математическое исследование, математическое моделирование и другое.

При таком отношении к преподаванию опора на математические понятия раскрывает новые аспекты физических, химических, биологических знаний, одновременно математические знания приобретают обобщенный смысл. Не зря говорят: «Математика - царица наук». Она дает методы изучения другим наукам. Применение математических методов в курсах физики, химии, географии формирует у учащихся обобщенные измерительно-вычислительные, графические умения. Так, в курсе геометрии при изучении темы «Векторы» использую сведения, полученные учащимися в курсе физики при рассмотрении вопросов «Сила - векторная величина», «Сложение двух сил, направленных по одной прямой». Использование физического материала содействует развитию навыков в применении математического аппарата, дает возможность применять различные методы для решения прикладных задач, помогает формировать у учащихся представление о роли математики в изучении окружающего мира, видеть разницу между реальным и идеальным, между физическим явлением и его математической моделью, вызывает дополнительный интерес и мотивацию к учению. Математический язык при изучении физики неизбежен как средство изящнейшего выражения законов и кратчайшего выражения законов из опытных исследований, для теоретического обоснования ряда основных положений.

Изучение темы «Подобие» в 8 классе позволило мне опираться на сведения из курса географии, полученные учащимся в темах «Измерение расстояний на местности», «Изображение направлений и расстояний на чертеже», «Составление схематического плана участка местности способом полярной съемки». Такие связи способствуют выведению новых математических понятий, доказательству теорем, а также осмыслению математических действий в измерительных умениях географического значения (приложение).

В курсе математики 5,6 классов рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя, кстати, для получения среднемесячной, среднегодовой температур воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси - нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы.

При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер.

На уроках темы "Реки России" при знакомстве с типами водного режима рек одновременно закрепляются знания по теме "Функции. Свойства функций" из математики. Поскольку тип водного режима определяется по распределению расхода воды в течение года. Графики распределения расхода воды - графики функций. Дети осознают на таком уроке, что функция, график функции - это не нечто абстрактное, существующее само по себе, а необходимое звено для составления прогнозов наводнений, что без знания математики нельзя провести какое-либо водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение, строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища. Совместно с учителем географии, разработала и использую на уроках математики и географии целый ряд интересных заданий с географическим содержанием: «Масштаб», «Прямоугольная система», «Функции. Свойства функций», «Диаграммы». (Презентация «Как влияет транспорт на продолжительность жизни человека» в 6 классе).

Опора на математические методы в программах по химии позволяет количественно оценивать закономерности химических процессов, логически обосновать отдельные законы и теории. Большое познавательное значение имеет построение графиков, отражающих, например, зависимости: процентной концентрации раствора от массы растворенного вещества в данной массе раствора, теплового эффекта реакции от массы образовавшегося вещества, полноты окисления вещества от температурных условий, степени диссоциации вещества от концентрации его раствора и тому подобное. Такие графики важны для развития и конкретизации знаний учащихся о графиках и их свойствах. Они в наглядной и обобщенной форме выражают количественные зависимости химических процессов. Для многих задач по химии требуется умение решать пропорции, сокращать и грамотно вести подсчеты, а также округлять числа. При этом происходит обобщение математических и химических знаний и умений учащихся.

В курсе общей биологии при изучении статистических закономерностей модификационной изменчивости учебные программы позволяют ознакомить учащихся с приемами биостатистики. Эти приемы вычисления средней арифметической величины варьирующего признака, построения вариационного ряда и вариационной кривой. Они обоснованы теорией вероятности и позволяют раскрыть учащимся закономерности изменчивости, возникающей у организмов с одной и той же наследственной основой под влиянием разных условий жизни. Важно подчеркнуть практическое значение математического описания варьирования количественных признаков у особей одного вида, одной породы или сорта при их выведении в разных природных климатических районах, а также значение использования биостатистики в систематике, генетике, селекции, медицине.

Математические методы применяются при изучении генетики - это в основном методы комбинаторики и теории вероятности.

Чтобы обеспечить синтез, интеграцию, соединение частей в единое целое, включаю в учебный план уроки обобщающего характера и обобщающих тем в содержание отдельных предметов, через метапредметные связи, через объединение учебного материала вокруг ведущих, ключевых идей науки, через формирование категориального строя мышления.

Существуют различные способы постижения мира (искусство, философия, наука и т. д.). Каждый из них способен выразить лишь какую-то часть реальности. Возможность более полного понимания зависит не только от интегративных процессов в науке, но и от интеграции различных способов освоения мира. Одним из путей реализации этой идеи является сотрудничество и интеграция таких дисциплин как математика и информатика. В последние годы стремительное проникновение математики и компьютерных технологий в нематематические, гуманитарные сферы стало свершившимся фактом. Все шире математические методы применяются в таких, казалось бы, далеких от математики областях знаний, как психология, социология, педагогика. Обработка больших массивов данных становится невозможной без использования компьютеров. Почти неограниченный доступ к информационным ресурсам предоставляет всемирная компьютерная сеть Интернет. Организую, процесс обучения, чтобы ученики умели применять математические и компьютерные методы. Знания, полученные учениками на теоретических занятиях по математике и информатике, при таком подходе, проверяются практически на материалах разрабатываемых проектов. Школьники имеют возможность обмена опытом. Возникающие вопросы решаются совместно, стремление найти ответы на вопросы приводят к более детальному изучению компьютерных возможностей. В результате школьники глубоко погружаются в изучаемую программу, в решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания по информатике и математике. Качество успеваемости при таком подходе заметно повышается, повышается интерес и к изученному предмету и к возможностям компьютерных технологий. На уроках математики ученики пользуются знаниями, полученными на уроках информатики. Например: построение алгоритма для решения определённого вида задач. Также на уроках математики и информатики школьники совмещают знания по обеим дисциплинам, решая математические и жизненные ситуации.

Применяю нетрадиционные формы - интегрированные уроки: математика и информатика. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Считаю, что задача моя на этих уроках - сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Эти уроки так же позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлеченно.
Интегрированные уроки построены на деятельной основе с применением проблемно-исследовательской технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся с помощью проблемных заданий. Ученики пытаются решать стандартные математические задачи нестандартным способом - применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель - побуждение интереса к изучению предмета и показывается его нужность в реальной жизни. Ученики учатся владеть компьютером, работать с пакетом офисных программ.
На интегрированных уроках в 5-6 классах учащиеся учатся при помощи компьютера решать логические задачи, развивают память, внимание, применяют тесты, строят отрезки, прямые, проводят необходимые вычисления.
Хотелось бы отметить в своей работе о сотрудничестве с учителем черчения.

Эти два предмета в школьном курсе занимаются изучением пространственных форм и пространственных отношений материального мира.

В объяснительной записке к программе по математике говорится, что целью изучения геометрии является ознакомление со свойствами фигур на плоскости, развитие пространственных представлений и пространственного воображения. Одновременно с этим должны приобретаться практические навыки и умения, куда относится и умение выполнять измерения и решать различные геометрические задачи практического характера. Эти же задачи, наряду с другими, решаются и в курсе черчения; необходимость связи в преподавании данных предметов обусловливается еще и тем, что и в геометрии, и в черчении школьники обучаются выполнению чертежей, что является задачей подготовки учащихся к практической деятельности. Геометрия дает теоретические основы для черчения, а навыки построения, получаемые в процессе обучения по черчению, используются на уроках геометрии. На уроках геометрии изучаются задачи, связанные с построением параллелограммов, ромбов, трапеций, касательных к окружности и т.д. Очень важно, чтобы все перечисленные задачи решались рациональными приемами, т.е. такими, которые применяются на уроках черчения и в практике работы конструкторских бюро. Решая данные задачи с помощью угольника и линейки, экономлю время, необходимое для более углубленного анализа, доказательства и исследования той или иной задачи.

После таких уроков отдельные условности изображений, принятые в черчении находят рациональное применение на уроках геометрии.

Долго обдумывала, как можно объединить в одно целое преподавание двух наук: математики и истории, точной науки "формул и символов" и науки о жизни человеческого общества в прошлом?

Пришла к выводу, что не только можно, но и нужно искать пути интеграции в преподавании этих школьных предметов. И можно это делать как через сходное структурирование подачи учебного материала на уроках математики и истории, так и через проникновение знаний математики в историю, истории в математику.

Размышляя над этим, мы с учителем истории решили, что математика и история - это две универсальные науки, знание которых легко применимо в преподавании любой школьной дисциплины. Например, история науки, история открытий, история жизни ученого, который сделал открытие. Без этих компонентов ни один учебный предмет не состоится как один из способов познания Мира. Считаю, что знаний только фактического материала содержания предмета сейчас уже не достаточно. С другой стороны, изучение любой науки невозможно без знания основ логики, умения представлять факты в виде схем, таблиц, исследования происходящего с помощью моделей - формул. А этому как раз и учит математика.

Доказательством этого вывода послужила система интегрированных мероприятий, которые мы проводили в течение трех лет с учениками класса, в котором работаю. Совместную деятельность с учителем истории начали, когда дети были в пятом классе. Первое большое мероприятие - это урок - вечер математики, посвященный знаменитому Л. Ф. Магницкому, составителю первого учебника математики в России. Провели мы этот урок в конце первой четверти пятого класса. Мероприятию этому мы придавали большое значение, поэтому тщательно к нему готовились. Собирали материал, выпустили стенные газеты, пригласили гостей. На уроке были актуализированы исторические знания о том, чем было вызвано отставание российской науки, почему возникла необходимость создания такого учебника, были представлены задачи из этого учебника и способы их решения: современные и те, которые приводил Л. Ф. Магницкий; объяснялось различие подхода к решению задач тогда и сейчас. Проводили его вместе - учитель математики и учитель истории.

Второе большое мероприятие - открытый урок по теме "Древнерусские меры длины" - было проведено в шестом классе. На этом уроке были актуализированы знания по математике. Ученикам были предложены не только старинные русские пословицы и литературные произведения, в которых упоминаются меры длины, но и предлагалось перевести эти меры длины в современные метрические единицы. Ученики решали математические задачи с использованием современных и древнерусских единиц измерения. Этот прием помог закрепить исторические знания при помощи математических действий.

Эти уроки мы тоже проводили вместе, учитель истории и учитель математики. Это один из способов интеграции.

Так, используя исторические знания, развиваю умения работать с лентой времени. Мы с детьми хорошо разобрали и уяснили знания по этой теме.

Затем был урок истории на тему "Основы стабильности древнегреческого полиса и римской гражданской общины". На этом уроке детям было дано определение стабильности как устойчивости, показана актуальность стабильности общества и государства в современном мире. Таким образом, учащиеся были мотивированы к учебной деятельности. Было показано, что основой стабильности античных обществ была пропорциональность, т. е. равное соотношение во всех сферах жизни человека: пропорциональность физического тела, пропорциональность при обучении школе наукам, искусству, гимнастике, и, главное, пропорциональность прав и обязанностей античных граждан, рассматривавших свои права как обязанности, а обязанности как права.

На самом деле, на этом уроке были интегрированы не только математические и исторические знания, но и знания других наук. В частности МХК, обществознания, права педагогики. На мой взгляд, этот урок истории позволил не только закрепить понятие пропорции, полученное на уроке математики, но и актуализировать для ученика и математические "застывшие" и исторические "устаревшие" знания.

В седьмом классе мы обратились к урокам другого типа интеграции. Мы показали два урока: урок математики и урок истории по одной тематике.

Урок математики по теме "Отношения. Пропорции". На этом уроке закреплялось определение отношения, пропорции; умение составлять пропорции по заданным членам. Учащиеся, зная три перевода слова пропорция - с немецкого, латинского и греческого языков - читали пропорции с учетом "смыслов", которые отражали эти переводы. Кроме того, ученики выяснили, с какого времени понятие пропорции известно, когда и где появился системный анализ теории пропорций, когда он получил свое современное название. Ученикам в ходе урока удалось сделать, кроме всего прочего, вывод о том, что теория пропорций наиболее серьезно изучалась в то время, когда человеческое общество задумывалось о построении идеального государства и пыталось описать с помощью чисел Гармонию.

Интересно, что у этих учеников появилось в результате такого изучения темы "Пропорция" собственное определение красоты и гармоничного человека и, наконец, проведенный позже, контрольный тест по теме "Отношения. Пропорции" показал 70 % качества усвоения материала. А наша система работы, на мой взгляд, подвигает учеников задуматься о сложности мира и универсальности наук, о том, что пропорционален, а, значит, и гармоничен тот человек, который обладает всей удивительной мозаикой знаний. И каждый новый кристалл знаний, получаемый на отдельном уроке, укладывается в эту мозаику, создавая волшебный узор.

Интеграцию можно успешно осуществлять, используя и игровые технологии. Так, в четвертой четверти седьмого класса было проведено открытое мероприятие. На нем мы постарались проиллюстрировать все свои достижения и успехи. Хотелось, чтобы дети раскрылись как можно полнее. И провели между нашими детьми рыцарский турнир ( «Рыцарский турнир»). По всем правилам хорошей соревновательной игры: с четкими целями, с ответственной подготовкой, разнообразными конкурсными заданиями, серьезным жюри. Турнир прошел. Мы целенаправленно использовали на уроках игры, задачи с историческим смыслом.

Поощряли ребят, когда они проявляли инициативу: приносили дополнительный материал по изучаемой теме, рисовали к урокам рисунки, выпускали газеты, создавали собственные игры. Мониторинг знаний нас порадовал. Характерного для среднего звена снижения успеваемости у наших детей мы не обнаружили. Увеличилось число ребят, обучающихся на «4» и «5», а проведенная олимпиада убедила нас, что мы на верном пути. А это значит, что ребятам и в пятом классе, и в шестом, и в седьмом с интересом относятся к урокам и математики, и истории.

Интеграция уроков математики с историей, географией, музыкой, биологией, физикой и другими учебными предметами (метапредметные уроки) позволяют многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности, творческой энергии. У ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Метапредметность - самое лучшее средство интеграции, метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив учебные предметы из различных областей.

Интегрированные формы обучения выступают:

  • специфическими способами организации учебного процесса, ориентированными на усвоения видов опыта, выходящих за рамки предметных знаний, и обеспечивающими более высокий уровень компетентности в изучаемой сфере, чем это имеет место в традиционном предметно-разделенном обучении;

  • как специфическая образовательная технология, включающая: проектирование содержания метапредметных понятий, способов учебной деятельности с межпредметным материалом, опыта проявления субъектной позиции в условиях выполнения учебной деятельности, приближенной к реальному познанию, выбор интегративных форм обучения, наиболее адекватных его содержанию. Использование данной технологии обеспечивает целостное восприятие учащимися окружающего мира, стимулирует самостоятельное целеполагание, избирательность поведения, в основе которого лежат механизмы внутренней саморегуляции, развитой личностной и деятельностной рефлексии, развивают опыт креативности и системного видения мира;

  • в качестве одного из значимых условий развития личности, поскольку учащиеся оказываются перед необходимостью сопоставления различных логик, ракурсов и концепций изучаемого явления, понятия, выработке собственной интерпретации и смысла рассматриваемой проблемы. Развитие личности обеспечивается за счет освоения качественно нового типа содержания образования;

  • как педагогическая система, включающая разработку интегрированного содержания учебных занятий.

Итак, теперь можно подвести общий итог того, почему я считаю, что имеет смысл использовать интегрированные уроки как эффективную форму урочной деятельности:

  • Такой урок выходит за рамки общепринятых норм обучающих, развивающих и воспитывающих средств обучения как желательная форма в дополнение к привычной школьной урочной жизни.

  • Необходимость совместной реализации поставленной проблемы урока требует от учителей тонкого настроя на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг на друга. Ведь любой, даже тщательно подготовленный и методически разработанный урок в момент его проведения всегда требует от учителя гибкости и способности к импровизации.

  • Формирование у учащихся школы представления о целостной картине мира сегодня невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования. Идея интеграции возникает на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира.

  • Интеграция математических методов в обучении имеет большое образовательное и мировоззренческое значение. Она выполняет функцию обобщения, систематизации знаний, способствует их углублению, включению в новые связи, отношения, то есть приводит к качественно новым знаниям, недоступным вне единого подхода.

  • Интеграция уроков математики с историей, астрономией, географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой и другими учебными предметами позволяют многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности, творческой энергии. У ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Учитель же через интеграцию предметов воспитывает у ребят способность к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания.







Литература

  1. Вестник Образования России. - М., II полугодие. - 2009 год.

  2. Взаимосвязь освоения учащимися общих понятий при изучении естественно - математического цикла: Из опыта работы учителя физики и математики МОУ СОШ № 2 п. Солнечный Л. Т. Климовой / Сост. Л. Т. Климова; под ред. Л. П. Мошейко, Г. Н. Паневиной, Р. Ф. Бухаровой, Е. Г. Пак. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010.

  3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Доклад «Российское образование - 2020».

  5. Иванова Т. В. Интегрированные естественнонаучные курсы: «за» и «против» / Т. В. Иванова // Естествознание в школе. - М., 2004. - № 6.

  6. Иванченко В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образование детей: новые подходы / В. Н. Иванченко. - М.: Издательство «Учитель», 2007.

  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под редакцией А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

  8. Лакоценина Т. П. Анализ современного урока / Т. П. Лакоценина. - М. : Издательство «Учитель», 2008.

  9. Манвелов С. Г. Основы творческой разработки урока математики. «Математика» / С. Г. Манвелов // Первое сентября. - М., 1997. № 13.

  10. Монахова Г. А. Образование как рабочее поле интеграции / Г. А. Монахова // Педагогика. - М., 1997.- № 5.

  11. «Об образовании», закон Российской федерации №3266-1

  12. Проект «Наша новая школа»

  13. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока / Е. Ю. Сухаревская. - М.: «Учитель», 2003.

  14. Теремов А. В. Интеграция школьных предметов естественно - научного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность / А. В. Теремов // Естествознание в школе. - М., 2004. - №4.

  15. Шкилева О. А. Роль интеграции в подготовке будущих учителей естественно - научных дисциплин в вузе / Шкилева О. А. // Интеграция образования. - М., 2005. - № 4.

  16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.







23


© 2010-2022