- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса Реальная математика 11класс
Программа элективного курса Реальная математика 11класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белова А.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Панковская средняя общеобразовательная школа»
Новгородского района, Новгородской области.
«Утверждено»
На педагогическом совете
Протокол №6 от «31» августа 2015 года
Программа элективного курса по математике
«Реальная математика »
для учащихся 11 класса
(34 часа)
2015-2016 учебный год
Составила: Белова А.В.
учитель высшей категории
1год обучения
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Реальная математика» адресована учащимся 11-х классов. Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач. В программе приводится примерное распределение учебного времени. Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изученном материале, на решение новых и интересных задач.
Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Применение на практике различных задач, связанных с окружающей нас жизнью, позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ЕГЭ.
Значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении текстовых задач. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне. Задачи же на концентрацию практически не рассматриваются в школьном курсе математики, хотя включены в содержание ЕГЭ.
Ученик с первых дней занятий в школе встречается с задачей, связанной с окружающей жизнью. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления.
Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Предлагаемый элективный курс «Реальная математика» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Данный элективный курс ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному, социально-экономическому и техническому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Задачи занимают важное место в школьном курсе математики. Их решение способствует экономическому образованию обучающихся, развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности.
Значимость умения самостоятельно решать текстовые задачи не снижается с течением времени, несмотря на все достижения научно-технического прогресса, так как мы с ними сталкиваемся на уроках математики, химии, физики. Мы решаем задачи на смеси, бизнесмены часто решают задачи на проценты, о делении доходов и т.д. А знание наиболее простых формул упрощает их решение в этом и состоит актуальность нашей работы. В заданиях по ЕГЭ предлагаются задачи, решения которых требует составления уравнения, неравенства, а также их систем. На рассмотрение и отработку таких задач уходит много времени, поэтому разработанная программа-тренажер, позволит учащимся научиться быстро и правильно решать задачи.
Цели программы:
1. Расширение и углубление знаний о способах решения и средствах моделирования явлений и процессов, описанных в задачах.
2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.
3. Развитие устойчивого интереса к предмету, приобщая к окружающей нас жизни.
4. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе и решения практических проблем.
Задачи программы:
1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач, окружающей нас жизни.
2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.
3. Развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
4.Предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
Таким образом, содержание курса охватывает все основные типы текстовых задач. Кроме того, содержание программы предполагает возможность работы со школьниками с разными учебными возможностями за счёт подбора разноуровневых задач. Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на знания учащихся по изученному ранее материалу:
Математика. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Проценты.
Физика. Равномерное движение. Работа.
Химия. Концентрация вещества. Количество вещества.
Экономика. Цена. Стоимость.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:
1.Основные способы решения задач на составление уравнений.
2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:
1.Работать с текстами задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
Основные формы и методы работы:
1.Лекции (сообщение теоретического материала)
2.Семинары (уроки интересных задач)
3.Разработка проектов
4.Защита проектов
5.Решение исследовательских задач
6.Решение расчетно-экспериментальных задач
7.Работа в группах
8.Работа в парах
9.Индивидуальная работа
Психологическое обеспечение программы:
-
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,
-
применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения
-
сравнение сегодняшних достижений учащегося с его собственными вчерашними,
-
создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Педполагаемый результат:
Формирование устойчивого интереса к предмету, участие в школьном конкурсе защиты проектов, школьной олимпиаде, умение решать нестандартные задачи нестандартными методами, подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:
1.Основные способы решения задач на составление уравнений;
2. Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов;
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:
1.Работать с текстом задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
5.Применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими числами;
6.Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграция, и т.д.);
7. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы.
Часть I (13 часов). Разные задачи на составление уравнений.
1. Задачи на движение. Понятия равномерного прямолинейного и равноускоренногодвижения. Основные формулы, необходимые для решения задач на равномерноепрямолинейное движение и равноускоренное движение. Задачи на движение по реке.
2. Задачи на работу и производительность.
3. Задачи на проценты. Банковские задачи. Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины.
Часть II (5 часов). Задачи на смеси и сплавы.
1. Основные понятия, необходимые для решения задач: массовая(объемная) концентрация вещества, процентное содержание вещества. Решение задач, связанные с определением массовой (объемной)концентрацией вещества.
2. Решение задач, связанных с определением процентного содержания вещества.
3. Решение сложных задач на смеси и сплавы.
Часть III (10 часов). Задачи по статистике и теории вероятности.
-
Статистика. Группировка информации. Табличное представление информации. Графическое представление информации. Числовые характеристики данных измерений.
-
Теория вероятностей. Классическое определение вероятности. Вероятность противоположного события. Вероятность суммы несовместных событий.
Часть IV(3 часа). Работа с диаграммами, графиками.
-
Работа с диаграммами.
-
Работа с графиками.
Творческая работа подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов.(3часа)
Учебно - тематический план.
№ п/п
Тема
Часы
Дата
Часть I
Разные задачи на составление уравнений.
13 часов
1.
Задачи на проценты.
4
2.
Задачи на работу.
4
3.
Задачи на движение.
5
Часть II
Задачи на смеси и сплавы.
5 часов
4.
Задачи на смеси и сплавы.
5
Часть III
Задачи по статистике и теории вероятности.
10 часов
5.
Статистика.
5
6.
Теория вероятности.
5
Часть IV
Работа с диаграммами, графиками.
3 часов
7.
Работа с диаграммами.
1
8.
Работа с графиками.
2
Творческая работа подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов.
3
Календарно -тематический план элективного курса:
«Реальная математика»
№
занятия
Содержание учебного материала
Кол-во
часов
Вид
занятий
Дата проведения
Часть
I
I. Разные задачи на составление уравнений
13
1
Задачи на проценты
1
Лекция с необходимым минимумом задач.
2
3
Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов.
2
Практикум по решению задач.
4
Практикум по решению задач.
1
Практикум по решению задач.
5
Задачи на работу.
1
Лекция с необходимым минимумом задач.
6
7
Практикум по решению задач.
2
Практикумы.
8
Зачёт по теме «Задачи на работу»
1
Урок - зачет
9
Задачи на движение
1
Лекция с необходимым минимумом задач.
10
Движение по течению и против течения.
1
Практикумы с элементами дидактической игры.
11
Равномерное и равноускоренное движение по прямой.
1
Беседа.
Групповая работа.
Практикум.
12
Графический способ решения задач на движение.
1
Практическая работа.
13
Творческий отчет по теме «Задачи на движение».
1
Контроль знаний.
Часть
II
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
5
14
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
1
Комбинированное занятие.
15
16
17
Практикум по решению задач.
3
Практикум по решению задач.
18
Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы»
1
Урок - зачет
Часть
III
Задачи по статистике и теории вероятности.
10
19
20
Статистика
2
Лекция с необходимым минимумом задач.
21
22
23
Практикум по решению задач.
3
Практикумы.
24
25
Теория вероятности.
2
Лекция с необходимым минимумом задач.
26
27
28
Практикум по решению задач.
3
Практикумы.
Часть
IV
Работа с диаграммами, графики.
3
29
Работа с диаграммами.
1
Комбинированное занятие.
30
Работа с графиками
1
Практикум по решению задач.
31
Практикум по решению задач.
1
Практикум по решению задач.
Часть
V
32
33
Творческая работа подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов.
2
Частично - поисковая деятельность.
34
Итоговое занятие.
1
Математический калейдоскоп.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п
Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество на 25 учащихся
% обеспеченности
Иллюстрации (плакаты)
Базовый уровень
1.
Комплект таблиц « Функции и графики»
1х10
100%
Средства ИКТ
Средства икт (цифровые образовательные ресурсы (цор)
2.
Операционная система Windows XP
1
100%
Цор
( инструменты общепедагогические)
3
Microsoft Offis 2007
1
100%
4
Adobe Reader
1
100%
5
KMPlayer
1
100%
Цор (инструменты специализированные)
Диск «Математика. Справочник для школьника»
1
100%
Диск «Алгебра 10-11»
1
100%
Электронный учебник (диск) «Уроки алгебры 10-11 класс Кирилла и Мефодия»
1
100%
Информационные источники
( специализированные)
urokimatematiki.ru
intergu.ru/
karmanform.ucoz.ru
polyakova.ucoz.ru/
le-savchen.ucoz.ru/
it-n.ru/
openclass.ru/
Учебно-лабораторное оборудование
Мультимедийный компьютер
1
100%
Мультимедиапроектор
1
100%
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
1
100%
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
1
100%
Литература.
-
Н.Я. Виленкин, Л.Н. Виленкин, Г.С. Сурвилло. и др. Алгебра 8 класс: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2012.
-
И.С. Петраков. Математика для любознательных: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 2000.
-
Г.И.Глейзер. История математики в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
-
А.Г. Мордкович. Алгебра 9кл. Задачник для общеобразовательных учреждений.М.:Мнемозина, 2010.
-
Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. ГИА алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2014.
-
А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров. ЕГЭ 2012 математика. М.: Интеллект - Центр, 2012.
-
И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. Математика ЕГЭ 11 класс 2012: типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2012.
-
Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. Математика ЕГЭ 11 класс: практикум. М.: Экзамен, 2014.
-
М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие.-М.: издательский центр «Вентана- Граф»,2012г.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1.Читать и понимать графики реальной зависимости;
2.Отвечать на вопросы практической направленности;
3.Составлять математические модели к задачам и работать с ними;
4.Применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими числами;
5.Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграции и т.д.);
6.Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Педполагаемый результат:
Формирование устойчивого интереса к предмету, участие в школьном конкурсе защиты проектов, школьной олимпиаде, умение решать нестандартные задачи нестандартными методами, подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов.