- Преподавателю
- Математика
- Конспет урока по теме Случайные события и их вероятности
Конспет урока по теме Случайные события и их вероятности
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крылова Л.В. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока математики
Тема: «Случайные события и их вероятность»
( с использованием технологий критического мышления)
80 минут
I.Мотивация
1. Тема является вводной в разделе «Элементы теории вероятностей и математической статистики».
2. В данной теме рассматриваются новые понятия, необходимые для дальнейшего изучения теории вероятностей.
II. Задачи
-
Дать определение случайного события.
-
Рассмотреть классификацию случайных событий.
-
Вывести классическое определения вероятности.
III. Предпосылки
-
Обучающийся должен обладать необходимыми знаниями об окружающем мире, согласно возрасту 15-17 лет.
IV. Оценка
-
Умение классифицировать события.
-
Уметь вычислять вероятность простейших случайных событий.
V. Источник управления временем
1. Преподаватель
ЭТАПЫ УРОКА
Побуждение
-
Придумать ассоциации к термину «ВЕРОЯТНОСТЬ». (кластер)
(очевидно, что большинство ассоциаций будет связано с понятием «случайность»)
-
Учащимся предлагается прочесть небольшой вводный текст.
Случайность того или иного события определяется множеством причин, которые существуют объективно, но учесть их все, а также степень их влияния на изучаемое событие, невозможно. К таким случайным событиям относятся: выпадение того или иного числа очков при бросании игральной кости, выигрыш в лотерею, количество больных, записавшихся на прием к врачу и т. п. И хотя в каждом конкретном случае трудно предсказать исход испытания, при достаточно большом числе наблюдений можно установить наличие некоторой закономерности. Например, подбрасывая монету много раз, можно заметить, что число выпадения орла и решки примерно одинаково. При многократном бросании игральной кости различные грани также появляются примерно одинаковое число раз. Из 1000 появившихся на свет младенцев примерно 500 мальчиков и 500 девочек. Это говорит о том, что случайным явлениям присущи свои закономерности, но они появляются лишь при очень большом числе испытаний. Правильность этого подтверждает закон больших чисел, который лежит в основе теории вероятностей.
Осмысление
-
Обсудить прочитанное в парах и заполнить таблицу (одну от пары)
ТАБЛИЦА 1
-
Что об этом нам известно?
Что хотелось бы узнать?
Знакомство с новыми знаниями
-
Слово преподавателя. Для изучения основ теории вероятностей необходимо рассмотреть основные термины и понятия
Испытанием называется совокупность условий, при которых может произойти данное случайное событие.
Событие - это факт, который при осуществлении определенных условий может произойти или нет.
Например, событие А - рождение мальчика, событие В - выигрыш в лотерею, событие С - выпадение числа 4 при бросании игральной кости, причем, выпадение числа 4 - событие, а бросание кости - испытание.
Рефлексия
ЗАДАНИЕ 1
Выяснить, что из нижеперечисленного является событием, а что испытанием.
Результаты внести в таблицу 2.
-
Подбрасывание монеты;
-
Телефонный звонок;
-
Появление дамы пик;
-
Абонент занят;
-
Выпадение решки;
-
Выстрел по мишени;
-
Извлечение карты из колоды;
-
Попадание в «яблочко».
ТАБЛИЦА 2
-
ИСПЫТАНИЯ
СОБЫТИЯ
Взаимопроверка, исправление ошибок.
Побуждение
-
События бывают: достоверные, невозможные и случайные.
Достоверным называется событие, которое в результате испытания обязательно произойдет.
Невозможным называется событие, которое в результате испытания никогда не произойдет.
Случайным называется событие, которое в результате испытания может произойти или не произойти.
Осмысление, рефлексия
Учащиеся делятся в группы по 4 человека. От каждой группы по одному примеру на каждый тип события.
Обсуждение, исправление ошибок.
Побуждение
-
Рассматривается классификация случайных событий.
Два события, которые в данных условиях могут происходить одновременно, называются совместными, а те, которые одновременно происходить не могут, соответственно - несовместными.
Например, события «пошел дождь» и «наступило утро» являются совместными, а события «наступило утро» и «наступила ночь» - несовместными.
Осмысление, рефлексия
ЗАДАНИЕ 2
Среди событий, связанных с одним бросанием игральной кости, найти пары совместных и пары несовместных событий. Результаты занести в таблицу 3
-
Выпало 2 очка;
-
Выпало 5 очков;
-
Выпало боле 2 очков;
-
Выпало число очков, кратное двум
ТАБЛИЦА 3
Совместные события
Несовместные события
И
И
И
И
И
И
И
И
Проверка, исправление ошибок.
Осмысление
-
Учащимся предлагается рассмотреть следующие группы событий:
-
«появление орла» и «появление решки» при одном бросании монеты;
-
«появление 1 очка», «появление 2 очков»,…. «появление 6 очков» при одном бросании игральной кости;
-
«падение бутерброда маслом верх» и «падение бутерброда маслом вниз»;
-
«изъятие из набора домино дубля» и «изъятие из набора домино костяшки с разными очками».
В каких примерах нет основания полагать, что в наступлении одного из событий есть какое-то преимущество?
Сбор идей, обсуждение, вывод.
Равновозможными называются события, наступление которых имеют одинаковые возможности. В противном же случае, события называют не равновозможными.
ЗАДАНИЕ 3
Из колоды карт (36 листов) наугад вынимается одна карта. Определить какими являются пары событий:
-
«вынута крата красной масти» и «вынута карта черной масти»;
-
«вынут король» и «вынута дама красной масти»;
-
«вынута карта бубновой масти» и «вынута карта пиковой масти»;
-
«вынута карта пиковой масти» и «вынута карта красной масти»;
-
«вынута шестерка треф» и «вынута дама пик».
Номера соответствующих пар разместите в таблице 4
ТАБЛИЦА 4
Равновозможные события
Не равновозможные события
Побуждение
-
Учащимся предлагается текст для прочтения
А МОЖНО ЛИ ВЫЧИСЛИТЬ ДОЛЮ УСПЕХА?
Встречаясь в жизни с различными событиями, мы часто даем оценку степени их достоверности. При этом произносим, например, такие слова:
«Это невероятно!» -говорим о невозможном событии, например о том, что вода в холодильнике закипела.
«Маловероятно, что сегодня будет дождь», - говорим, глядя на безоблачное небо летним утром.
«Наверняка это случится!», «Я уверен, что это произойдет!» - говорим, например, о предполагаемой двойке за контрольную работу, если изучаемая тема не была усвоена.
«Шансы равны», «Один к одному» или «Шансы пятьдесят на пятьдесят» - говорим, например, о возможности победы в соревнованиях двух одинаково подготовленных спортсменов или когда делаем ставку на орла или решку при подбрасывании монеты.
Вопрос о возможности измерения степени достоверности наступления какого-либо события задавали себе еще в XVII в. Французские ученые Блез Паскаль (1623-1662) и Пьер Ферма (1601-1665). Наблюдая за игрой в кости, Паскаль высказал идею измерения степени уверенности в выигрыше (шансы выигрыша) некоторым числом. Действительно, рассуждал Паскаль, когда игрок бросает игральную кость, он не знает, какое число очков выпадет. Но он знает, что каждое из чисел 1,2,3,4,5 и 6 имеет одинаковую долю успеха (равные шансы) в своем появлении. Игрок также знает, что появление одного из этих чисел в каждом испытании (броске) - событие достоверное. Если принять возможность наступления достоверного события за 1, то возможность появления, например, шестерки (как и любого другого числа очков) в 6 раз меньше, т. е. равна .
Долю успеха того или иного события математики стали называть вероятностью этого события и обозначать буквой Р (по первой букве латинского слова probabilitas - вероятность).
Если буквой А обозначить событие «выпало 6 очков» при одном бросании игральной кости, то вероятность события А обозначают Р(А) и записывают
Р(А) = .
Читается: «Пэ от А равно одной шестой» или «Вероятность события А равна одной шестой».
Осмысление. Рефлексия
-
Задача 1. На остановке останавливаются пять автобусов: 12-ый, 27-ой, 65-ый, и 123-ий. До дома я смогу доехать только на 65-ом. Найти вероятность того, что первый, подошедший к остановке автобус окажется 65-ым.
Обсуждение решения. Р(А) = .
Задача 2. Найти вероятность выпадения четного числа очков при однократном бросании игральной кости.
Событие А - выпало четное число очков. Оно наступит в 3-х случаях (исходах) - когда выпадает 2, 4 или 6. Говорят, что это исходы, благоприятствующие событию А. Возможных же исходов всего 6. Тогда
Р(А) =
Вывод: Если в некотором испытании существует n равновозможных попарно
попарно несовместных исхода и m из них благоприятствуют событию А,
то вероятностью события А называют отношение и записывают:
Р(А) = .
Вероятность события обладает очевидными свойствами:
-
Вероятность случайного события А удовлетворяет условию:
0
-
Вероятность достоверного события равна 1
Р(А) =
-
Вероятность невозможного события равна 0
Р(А) =
ЗАДАНИЕ 4 Заполнить таблицу (работа в парах)
№
Испытание
Число всех равно-возмож-
ных
событий-
исходов испытания
(n)
Изучаемое
событие
Число исходов, благо-
приятст-
вующих
событию
А
(m)
Вероят-ность
события
А
Р(А) =
1
Подбрасывание игрального кубика
Выпавшее число очков нечетно
2
Подбрасывание игрального кубика
Выпавшее число очков кратно трем
3
Изъятие из полного набора домино одной костяшки
Изъята костяшка с очками 2 и 6
4
Изъятие из полного набора домино одной костяшки
Изъят дубль
5
Раскручивание стрелки рулетки, разделенной на 8 равных секторов, занумерованных числами от 1 до 8
Остановка стрелки на секторе с номером, кратным 4
6
Раскручивание стрелки рулетки, разделенной на 8 равных секторов, занумерованных числами от 1 до 8
Остановка стрелки на секторе, номер которого не больше 6
Проверка правильности, исправление ошибок.
10.Итог урока: КЛАСТЕР. Добавляются новые термины, повторяются определения, изученные на уроке.
11. Домашнее задание.