Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИманашеваАсель Маратовна Портфолио учителя Отчет В2

Группа №1 3 (базового) уровня

г.Астана 26.10.2015 год


Отчет по одному уроку

из запланированной серии последовательных уроков


Содержание «Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня представлено в виде семи отдельных модулей, которые интегрируются в процессе преподавания и обучения. « В основу Программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивная теория обучения. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний - с новыми знаниями, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителей, сверстников, из учебников». (Руководство для учителя, стр. 102)

В отчете мне хотелось бы проанализировать свой урок по алгебре и началам анализа в 10 классе, в котором я проводила занятия во время этапа «Практика в школе». Урок я построила на основе конструктивистского преподавания, которое предоставило ученикам возможность размышлять, работать в группе, задавать вопросы, расширять и углублять свои знания по изучаемой теме, развивать навыки оценивания собственной деятельности. Я выбрала 10 класс. Класс дружный, очень активный, особенно девочки, которые ответственно относятся к каждому делу, успевают принимать участие в классных и общественных мероприятиях. Возраст детей 15-16 лет. В классе 26 учеников, 19 девочек и 7 мальчиков. Ученики этого возраста понимают важность обучения, хотят взаимодействовать между собой, получать советы и поддержку от учителя, родителей, одноклассников.

Урок по теме «Монотонность функции и точки экстремума» является третьим из запланированной серии последовательных уроков. На данном уроке я планировала провести индивидуальную работу, парную и групповую работу.

Одной из идей модуля «Обучение тому, как обучаться» является коллаборативное обучение. Поясним это идею. «Коллаборативное обучение - личная философия, а не только учебный прием. В любых ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение способствует созданию атмосферы сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действие группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы» (Руководство по работе в группе, 2015г, стр.111). Поэтому на этапе организации была проведена стратегия для эмоционального настроя «Гусеница», с целью создания и поддержания позитивного настроения во время урока, для создания комфортной психологической атмосферы. Как я писала выше, девочки этого класса очень активны, на это задание вышло 8 девочек, которые с удовольствием изобразили единый организм. Непосредственно задания для гусеницы предлагали остальные учащиеся класса, например, гусеница должна была показать, как она двигается, умывается, кушает.

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Рисунок 1. Стратегия «Гусеница»


Наблюдая за детьми, могу отметить, что создавать коллаборативную среду было несложно. Ученики были открыты, доброжелательны. После этого я предложила учащимся объединиться в группы, так как в дальнейшем предполагалась групповая работа. Я использовала стратегию «Объединимся по форме», которая позволила объединить учеников случайным образом. Группы должны были собрать фигуры - пазлы (группа №1 - прямоугольник, группа №2 - треугольник, группа №3- круг). В итоге были образованы 3 группы по 6 человек. Поскольку это был третий урок, то такая формы работы для учащихся была знакома и особых трудностей не вызывала, но на задание ушло намного больше времени, чем я планировала.

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Рисунок 2. Стратегия «Объединение по форме»


На этапе целеполагания я использовала идеи модуля «Обучение через диалог». Объявив тему урока «Монотонность функции и точки экстремума», я предложила классу график функции на интерактивной доске и задала вопросы на размышление:

Как вы думаете, о чем может пойти речь на уроке?

Предположите, какова цель урока?

Сформулируйте, что Вы будете знать и уметь после того, как изучите данную тему?

Были получены следующие ответы, приведем некоторые из них:

Алия сказала: «На уроке мы будем рассматривать монотонную функцию, точки экстремума, научимся определять интервалы монотонности»

Лола сказала: «Научимся строить график функции по заданным промежуткам монотонности и точкам экстремума»

Алена сказала: «Мы будем знать определения монотонной функции, определения экстремума. Будем уметь строить графики функций, по заданным условиям. Цель урока - изучит свойство функции монотонность»

Этап целеполагания был проведен, опираясь на теоретическую идею о том что, дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументации. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя и затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Во время ответов я проводила формативное оценивание, а именно наблюдала за учениками, комментировала ответы, задавала уточняющие вопросы. Считаю, что этап прошел эффективно, так как в диалог были вовлечены почти все учащиеся, цели урока с учетом дифференцированного подхода к обучению были определены следующим образом:

все учащиеся

- смогут дать определение возрастающей (убывающей) функции

- смогут дать определение точки минимума (максимума) функции

большинство учащихся

- смогут определять промежутки возрастания (убывания) функции и точки минимума(максимума) на графике

- смогут построить графики функций по заданным промежуткам возрастания (убывания) функции и точкам минимума(максимума)

некоторые учащиеся

- смогут выяснить характер монотонности некоторых видов функций

На этапе актуализации я использовала идеи модуля «Обучение через диалог». Классу было предложено групповое задание «Кроссворд». Вопросы были составлены по темам предыдущих уроков. При обсуждении в группах прослеживалась кумулятивная беседа, так как ученики принимали и соглашались с тем, что говорят другие, беседа была использована для обмена знаниями, но участники беседы были терпимы по отношению к идеям других, ответы повторялись. (Руководство для учителя, стр. 135). Я считаю, что данное задание согласуется с идеями программы так как, только «в диалоге ученики, являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата, и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями»» (Руководство для учителя, стр.135), т.е. такое групповое задание может способствовать вовлечению всех посредством диалога для получения единого продукта.

При наблюдении за работой в группе, хочется отметить, что все учащиеся активно принимали участие в обсуждении, и никто не остался в стороне. Ответы учащихся помогли мне выявить уровень уже имеющихся знаний, что позволило начать изучение новой темы. В целом с заданием учащиеся справились, однако не уложились по времени.

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Рисунок 3. Групповая работа над заданием «Кроссворд»


На этапе исследования темы я использовала идеи модуля «Обучение критическому мышлению». На интерактивной доске был предложен график функции и заданы следующие вопросы на размышление:

Как вы думаете, что происходит с графиком функции при увеличении значения -х- при увеличении(уменьшении) значения -у-?

Как бы вы назвали «красные» точки?

Были получены следующие ответы, приведу некоторые из них:

Сергей сказал: «Мы видим возрастающую, где-то убывающую функцию.

Красные точки это точки максимума и минимума».

Альмира сказала: «График возрастает и убывает, значит, функция монотонная. Красные точки это максимум и минимум функции или точки экстремума»

Я считаю, что этап прошел эффективно, так как через диалог с учителем состоялся. Совместно были сформулированы определения. При этом ученики учились высказывать свои мысли, выслушивали мнение других. Так как ученики на основе имеющегося опыта и наблюдений смогли провести анализ и сделать правильные выводы о графике функции, я полагаю, это способствовало развитию навыков критического мышлении и саморегуляции у учащихся.

На этапе закрепления я использовала идеи модуля «Обучение через диалог». Вопрос для групп был проблемного характера.

Как вы считаете, каков характер монотонности функции?

Учащиеся групп изучали вопрос, обсуждали внутри группы, предоставляли идеи по решению, аргументировали свои ответы, а затем составляли кластер на котором отображали решение и презентовали свой проект перед классом. Группа «Треугольники» справилась с заданием быстрее всех, учащиеся с интересом работали в группе, смогли выяснить характер монотонности функции, а также правильно построили его. Группа «Прямоугольники» не сразу смогла ответить на вопрос, никто не хотел выполнять роль спикера. Мадина - ученица с высокой мотивацией - растерялась в группе, так как привыкла работать индивидуально. Получив навыки работы в группе, смогла презентовать проект, но была неуверенна и скована. Группа «Круги» справилась с заданием наполовину и не успела с презентацией.

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроковОтчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Рисунок 4. Презентация кластера группой «Прямоугольники»

Считаю, что этап прошел эффективно, так как дети научились развивать навыки сотрудничества в группе, развивать умение высказывать свое мнение, слушать. Это подтверждает и идея Мерсера и Литлтона(2007) о том, что «диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» (Руководство для учителя, стр.134). Хотелось бы отметить, что не все ученики еще могут активно принимать участие в обсуждении, многие не умеют рассуждать, не все хотят выполнять роль спикера. Поэтому теперь при планировании следующих уроков я буду продолжать учить учащихся излагать собственные идеи, высказываться, развивать навыки составления вопросов и отвечать на них через использование речевых карточек для спикеров, подмостков в виде уточняющих вопросов. По результатам оценочного листа учащегося при групповой работе, могу сказать, что ученикам понравилась такая форма работы, понравилось «сплоченность группы, работа сообща, обсуждение и принятие решения вместе, активность команды».

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Рисунок 5. Оценивание деятельности учащегося при групповой работе


Для закрепления теоретического материала я предложила дифференцированные задания. Идеи модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» я хотела реализовать через такую работу. Лично для себя я сделала вывод, что решение даже дифференцированных задач не всегда дадут возможность определить одаренных учеников. Нужно прослеживать их деятельность на каждом этапе урока, наблюдать детей по критериям Монтгомери(1996) и Фримена(1991). (Руководство для учителя, стр.166-167).Выполненное задание на данном этапе позволило мне вывести суммативную оценку всей деятельности учащихся на уроке. Статистика за урок такова, оценка «отлично» - 5 работ, оценка «хорошо» - 10 работ, оценка «удовлетворительно» - 3 работы.

Результаты работ позволяют сделать вывод, что поставленных целей преподавания мы достигли, а именно:

все учащиеся

- формулируют определение возрастающей (убывающей) функции

- формулируют определение точки минимума (максимума) функции

большинство учащихся

- определяют промежутки возрастания (убывания) функции и точки минимума(максимума) на графике

- строят графики функций по заданным промежуткам возрастания (убывания) функции и точкам минимума(максимума)

некоторые учащиеся

- выясняют характер монотонности некоторых видов функций.

На этапе рефлексии была предложена стратегия «Лестница успеха», с помощью которой ученики смогли оценить степень усвоения нового материала на уроке. Я хотела научить учеников оценивать свою работу на уроке. «Лишь, тот, кто учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать». (Руководство для учителя, стр.153)

Уверена, что таким образом развиваются навыки самоооценивания. Мне было важно увидеть эмоции учащихся, оценку их деятельности.

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Рисунок 6. Стратегия «Лестница успеха»

Проанализировав ответы, я увидела, что 6 учеников усвоили новое знание и научились применять его на практике, 12 учеников усвоили новое знание, но нуждаются в помощи.

В течение всего урока мною проводилось формативное оценивание, в виде наблюдений, комментариев, уточняющих вопросов. Я проводила его для осуществления обратной связи, которая обеспечивает прогресс в обучении.

Подводя итоги урока, хотелось бы сказать, что урок прошел эффективно. Все задания и вопросы были подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Этот урок продумывался с учетом заданий, которые направлены на групповое взаимодействие, а также на развитие коммуникативных навыков в процессе работы у учащихся. Сравнивая их на первом уроке, могу сказать, что к третьему уроке они стали более самостоятельными. Речь учеников стала более уверенной и грамотной. Конечно, возникали и трудности в процессе проведения урока. Поэтому мне необходимо тщательней продумывать задания, чтобы активизировать всех, учитывая и одарённых детей. Тем не менее, всё запланированное мною удалось осуществить на данном уроке

Использование 7 модулей Программы позволило мне повысить мотивацию учащихся, их интерес к предмету и начать развивать их критическое мышление. Также я убедилась в том, что создание коллаборативной среды определяет, как продуктивно будут работать учащиеся на протяжении всего урока. Идеи модуля «Новые подходы в преподавании и учении» реализовались в групповой работе. Модуль «Критическое мышление» помогло развить такие навыки как, наблюдение, анализ, вывод, интерпретация. Идеи модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» реализовывались через дифференцированные задания, также идеи модуля помогли мне осознать, как можно действительно выявить одаренных учеников. Идеи модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» был реализован через задания, которые были выполнимы; через вопросы, составленные с учетом возраста. Внедрение идей модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» помогло мне и моим ученикам наладить обратную связь. Идеи модуля «Использование ИКТ в преподавании и учении», оказали помощь мне как учителю по использованию новых цифровых технологий в целях совершенствования обучения, использования научных достижений в процессе преподавания и учения. (Руководство для учителя, стр.155)

Внедрение семи модулей Программы мою практику, я считаю особенно важным. Новые методики принесли много интересного и полезного в процесс образования, предоставили мне свободу творческого поиска. Теперь я уверенна в том, что мои ученики понимают, что к ним прислушиваются, их мнение ценно. Для себя определю следующие задачи:

создавать атмосферу уважения в классе; научить учеников излагать собственные идеи, высказываться, составлять вопросы, аргументировать ответы; научить критическому восприятию информации; научить детей развивать навыки самооценивания; научить рефлексировать.

Таким образом, я попыталась применить идеи всех семь модулей на уроке. Думаю, что при правильном и системном использовании новых подходов в обучении познавательный интерес моих учеников к изучению предмета математики будет только повышаться.

Литература


  1. Руководство для учителя. Третий (базовый уровень).Четвертое издание. 2015г.


8


© 2010-2022