• Преподавателю
  • Математика
  • Выступление на ШМО по теме Организация индивидуального подхода — залог успешного обучения математики

Выступление на ШМО по теме Организация индивидуального подхода — залог успешного обучения математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация индивидуального подхода - залог успешного обучения математики

Современное образование должно способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка и создавать условия для его творческой самореализации. Основная задача педагога - воспитывать учеников, способных эффективно применять полученные знания в своей работе и продолжать обучаться на протяжении всей своей жизни.

Недостатки традиционной системы обучения

В традиционной школьной системе системы обучения всегда были сложности с мотивацией детей к учебе, а также постоянный поиск новых эффективных средств и методов обучения.

К отрицательным моментам «традиционного» обучения можно отнести:

1. Отсутствие самостоятельного развития ученика: учитель - информирует, контролирует, оценивает. Ученик - выполняет предписания учителя.

2. Обучение всех детей и проведение уроков по одному и тому же шаблону, без учета способностей к восприятию и личных особенностей ребенка.

3. Режим принуждения. Ученик - «должен, обязан», учитель - прав в любом случае. Но ведь чем сильнее давление на ребенка, тем больше вероятность отторжения и нежелания учиться.

4. Отсутствие внутренней мотивации к обучению. Ученик действует из страха наказания, а не ради получения удовольствия от процесса учебы и новых знаний.

5. В процессе получения знаний не происходит нравственного развития личности ребенка.

6. Учитель ощущает усталость и недовольство своей работой, так как интеллектуальные, физические и временные затраты на его деятельность не дают желаемого результата.

Принцип индивидуального подхода к обучению

Политика нашего государства в области образования ставит перед школой задачи повысить качество обучения, воспитания и обеспечить более высокий уровень научного преподавания каждого предмета. Качество обучения во многом зависит от учителя и от его умения найти подход к учащимся, заинтересовать их своим предметом и развить их творческие способности детей. Во время урока необходимо суметь привлечь всех учащихся к активной работе, развить их интересы и творческие способности.

Каждый ребенок обладает индивидуальными свойствами памяти, способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к тому, что не все учащиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ученика, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход.

Итак, основные мотивы разработки и практического применения методов индивидуального подхода это:

  1. Понимание, что для успешного обучения необходимо найти подход к каждому ученику.

  2. Осознание, что пришло время заменить неэффективный способ вербальной передачи знаний на системный подход, дающий возможность ребенку принимать деятельное участие в процессе.

  3. Возможность разработать учебный процесс, как форму совместной работы учителя и ученика и получить хорошие результаты обучения.

Как показывает практика, учителя проявляют высокую заинтересованность в этом методе, о чем свидетельствует интерес к литературе по данной теме и многочисленные разработки собственных методик обучения.

В чем же сущность данного принципа?

Индивидуальный подход к каждому учащемуся состоит в изучении и учете во время учебного процесса личностных особенностей каждого ученика, независимо от его успеваемости, с целью максимального развития его творческих и мыслительных способностей, обеспечении всестороннего развития учащихся, расцвете их талантов и возможного исправления отрицательных качеств, противоречащих требованиям общества.

Индивидуальный подход предполагает, что учитель очень хорошо знает своих учеников. Педагог Константин Ушинский писал: «Чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях». При изучении ребенка необходимо понять, что он представляет из себя сегодня, каким был раньше и чего можно ожидать от него завтра. То есть нужно проследить историю развития ученика и увидеть в ней перспективы. Именно в этом кроется секрет успеха индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся.

Психологами было разработано немало программ для индивидуального изучения детей. Но, несмотря на различные нюансы, все эти программы имеют общую мысль - для успешного взаимодействия с учеником необходимо узнать, как проходит его жизнь в семье, поинтересоваться состоянием здоровья ребенка, определить готовность учиться в данном классе, отношение к школе, умение работать самостоятельно и т.д.

Только зная особенности развития ученика, можно уверенно работать над формированием его личности.

Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики

«Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело - как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело - какими они кажутся; эта наука даёт надёжнейшие правила; кто им следует - тому не опасен обман чувств» (Леонард Эйлер). Индивидуальный подход к каждому учащемуся - это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей ученика принимать меры по их улучшению.

Школьная математика необходима для понимания стройной системы математических знаний и умений, которые будут применяться и для изучения смежных дисциплин, при получении высшего образования и в практической деятельности; математика также нужна для развития интеллекта ребенка. Изучение математических законов придает мыслям логичность, ясность и точность, развивает критичность мышления, интуицию, тренирует силу воли и учит преодолевать трудности. Учитель математики может и должен сформировать у своих учеников трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При этом изложение учебной программы должно быть построено так, чтобы стимулировать учащихся к самостоятельной работе и давать возможность выбора при выполнении работ.

Метод индивидуального подхода предполагает:

  • создание доверия и взаимопонимания между учителем и учеником;

  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога;

  • учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • обогащение собственного опыта детей;

  • поощрение и стимулирование учеников к выбору домашних заданий и способов их выполнения;

  • высказывание учащимися собственного мнения с использованием таких словосочетаний как «я думаю, что…», «я считаю это…» «я пришел к выводу…»

Различия между понятиями дифференциация и индивидуализация обучения

Когда говорится об индивидуальном подходе к обучению, часто звучит мысль, что оно должно быть представлено в системе образования как средство дифференциации и индивидуализации обучения. В последнее время, многие авторы педагогических книг употребляют эти понятия как синонимы. Однако отождествлять их неверно. Каждое из них имеет свои особенности, понимание которых необходимо в повседневной работе с детьми.

Термин «дифференциация» (от латинского слова «различие») означает необходимость «деления, структурирования, выделения частей».

Дифференциация - организация обучения, при которой класс делится на отдельные группы, что позволяет сформировать у учеников чувство ответственности перед товарищами за результат совместной работы и при этом дает возможность научиться самостоятельно принимать решения и отстаивать их правильность, а также приучает прислушиваться к мнению товарищей и вовремя исправлять допущенные ошибки. Поэтому дифференциация способствует формированию у детей самоконтроля и правильной самооценки.

Самым эффективным способом создания групп является объединение детей в соответствии с их самооценкой. При этом в каждой группе предлагаются задания на выбор, что дает возможность оценить, как нынешний уровень ученика, так и перспективу его дальнейшего развития.

Основными принципами дифференциации являются:

  • открытое предъявление учащимся своих достижений;

  • последовательность в продвижении по уровням обучения;

  • добровольности в выборе уровня учебного материала.

Ученик получает важнейшее право - право выбора, в зависимости от своих желаний и способностей получить повышенную подготовку или ограничиться начальным, достаточным, средним уровнем знаний.

То есть, задача учителя - организовать обучение на всех четырех уровнях обучения (начальный, достаточный, средний, высокий), а задача ученика - выбрать нужный для него уровень знаний. Это снижает нагрузку на детей, по каким-либо причинам не могущим достичь высокого уровня. Уменьшается страх перед оцениванием знаний. Каждый ученик имеет возможность получить знания по математике, которые необходимы именно ему.

А вот под индивидуализацией обучения следует понимать работу с каждым учеником отдельно, опираясь на знание его личных качеств, мотивации, интересов и способностей.

Итак, дифференциация обучения основана на различных программах обучения, а в основе индивидуального подхода лежит внимание именно к отдельной личности и ее особенностям, содержание и объем программы при этом не меняется.

Как показывает практика, в одном и том же классе разница в усвоении материала учениками может быть очень велика. В этом случае именно дифференциация дает наилучшие условия для полноценного развития способностей ребенка. И не являясь самоцелью, служит прекрасным средством для раскрытия способностей ученика.

Технология образования

Педагогическая работа должна проводиться в рамках единой системы, так, чтобы все действия педагога были оправданны и имели прогнозируемый результат. Основным ее критерием должна быть стабильность результатов и независимость от множества условий: от таланта учителя, от подбора талантливых детей, от финансирования школы и т.д.

Технология образования - это комплекс, в который входят:

  1. Планируемые результаты обучения.

  2. Средства для определения текущего уровня учащихся.

  3. Модели и техники обучения.

  4. Критерии, по которым можно выбрать самую подходящую модель для конкретных условий.

Для успешного обучения математике с индивидуальной направленностью необходимо:

  1. иметь план как блока занятий, так и конкретного урока, откорректированный в зависимости от подготовки учеников;

  2. создать у всех ребят позитивный настрой на работу во время урока;

  3. определить и сообщить учащимся тему и порядок организации работы;

  4. ученики должны иметь возможность сами выбирать форму выполнения заданий (словесную, устно-символическую, графическую);

  5. учитель должен уметь создать творческие и проблемные ситуации, которые потребуют обсуждения и диалога учащихся как между собой, так и с педагогом;

  6. стимулирование учеников к самостоятельному использованию различных методов выполнения заданий;

  7. обсуждение в конце урока не только того, «что нового мы сегодня узнали», но и что понравилось, что вызвало затруднения, что можно было сделать каким-то другим способом;

  8. оценки, полученные учениками, подробно аргументируются;

  9. дифференцированный подход применяется не только к работе в классе, но и к заданиям на дом.

Современный учитель должен не столько учить, сколько пробуждать желание ребенка участвовать в процессе обучения и наблюдать, насколько успешно идет получение новых знаний и навыков. В этом и состоит главная цель индивидуального подхода к обучению.

Структура типового блока уроков в индивидуальном подходе к обучению

Таких этапов десять:

1. Вводное повторение - то есть напоминание основных знаний, полученных на прошлом занятии, необходимых для усвоения нового материала. Учитель: помогает учащимся включиться в работу. Ведет диалог с классом, создает позитивное настроение, при необходимости напоминает пройденное. Задачи учителя: похвалить, направить, объяснить заново непонятую часть материала.

2. Обзор нового материала - учащимся предоставляется необходимый минимум основных знаний. Нужно, чтобы дети как можно быстрее могли перейти к самостоятельной работе, поэтому время на эту часть ограничено.

Учитель: вычленяет основную информацию по теме и преподносит ее в максимально понятной и удобной для запоминания форме. Должен быть готов объяснить повторно и оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Ведет информационный монолог, отвечает на возникающие вопросы, дает инструктаж.

3. Практика под руководством учителя или тренинг-минимум - необходим для первичного закрепления материала. На этом этапе нарабатывается навык решения типовых задач и устраняются возникающие ошибки. Учитель ведет эвристический монолог с учащимися, моделирует проблемные ситуации, при необходимости отвечает на вопросы.

4. Изучение нового материала (дополнительный объем) и самостоятельная практика учеников. Этот этап отличается тем, что разным ученикам нужен разный объем дополнительного материала. Учитель должен разбить класс на пары или на группы по изучению вопроса и организовать их работу. В обмене мнениями выступить посредником, проверить насколько дети усвоили новый материал, при необходимости оказать помощь.

Организация класса сильно меняется по мере прохождения учебного материала. Первые уроки обычно усваиваются достаточно легко и класс делится на две группы. В дальнейшем сложность восприятия материала возрастает и почти все ученики оказываются в группах разных типов. Учитель ведет диалог с классом, моделирует различные ситуации, проводит опрос и выставляет оценки. При необходимости повторяет объяснения и дает инструктаж.

5. Ученики проверяют себя и дают самооценку своим успехам. Учитель ориентирует школьников на применение индивидуальных эталонов. Учащие должны сравнивать себя не с другими учениками, а самого себя с самим собой и учитывать насколько они сами продвинулись в понимании предмета и усвоили новое.

6. Итог занятия - определение соответствия замысла учителя с полученными результатами (знание и понимание изученного материала, применение его для решения задач, анализ пройденного, оценка).

7. Домашнее задание. Должно включать в себя задания на выбор ученика, в том числе и творческие. Домашнюю работу можно задать сразу на весь блок уроков и в трех уровнях - минимальный, общий, продвинутый.

8. Обобщающее повторение пройденного материала - этот этап помогает учащимся увидеть тему полностью и систематизировать полученные знания.

9. Контроль усвоения полученных учащимися знаний - проведение тестов, самостоятельных и контрольных работ для всего класса и для отдельных учеников. На этом этапе задания делятся по уровню: базовый (минимальный), общий, продвинутый уровень.

10. Коррекция - поиск допущенных ошибок и их исправление. Ученики, отлично усвоившие тему, могут решать сложные и нестандартные задачи, или помогают другим найти ошибки и понять их причины.

Так как система проведения занятий выстраивается учителем для достижения определенных учебных целей, то при конкретной работе с классом некоторые из приведенных этапов можно объединить в один. Также может меняться время, отведенное на прохождение каждого этапа. Но следует помнить, что исключение любого из этапов занятия может привести к снижению результата обучения.

Очень важно правильно провести процедуру оценивания, которую необходимо четко пояснить ученикам перед началом работы. При этом нужно оговорить возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, а также определить, какие именно требования будут предъявлены к ученикам при изучении данной темы, выполнении тестов и проверочных работ. Если проходится новая и достаточно сложная тема, оценивать выполнение тренировочных работ следует только в случае их хорошего выполнения.

В том случае, если дети не справились с заданием, необходимо выяснить, что вызвало затруднения и проработать непонятые части темы.

Организация контроля процесса обучения

При контроле за процессом обучения основное внимание необходимо направить на развитие необходимых умений, а также на приобретение навыков и динамику приобретения знаний. Чтобы определить эту динамику, нужно сравнить стартовый уровень учеников с итоговым, который они достигли за время обучения. На основании этого определяется, насколько успешно сформированы и закреплены знания изучаемой темы.

Можно применить различные варианты оценивания работ учеников. В первом варианте ученик сам выбирает уровень сложности заданий и выполняет задания этого уровня строго в течение отведённого времени. Во втором варианте - учащийся выполняет задания, с которыми он может справиться. При этом последовательность их выполнения зависит от его желания. И третий вариант - ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней сложности. Он сам определяет уровень, на котором будет выполнять задание, и применяет необходимые для данной работы знания.

Проведя анализ выполненных работ, учитель делает выводы об успешности усвоения пройденного материала.

Индивидуальный подход в обучении обозначает пристальное внимание к каждому ребенку, изучение его интересов, уровня подготовки, умственных и физических возможностей для максимального развития творческих способностей. В условиях школьной системы обучение проводится по обязательным учебным программам и предполагает сочетание групповых и индивидуальных заданий для создания оптимальных условий обучения каждого ученика.

Качественные уровни проблемного обучения.

Так как уровень подготовки учащихся по математике различен и они имеют неодинаковые способности к усвоению материала, учитель должен проводить уроки с учетом индивидуальных особенностей учеников.

1 уровень. Учитель формулирует суть проблемы и указывает конечный результат. Учащиеся, зная результат, сами ищут пути решения.

II уровень. Учитель только указывает на существование проблемы, а учащиеся самостоятельно формулируют ее и ищут решение, причем результат им неизвестен.

III уровень. Ученики самостоятельно находят проблему, сами формулируют ее и ищут ее решение.

Для наиболее подготовленных по математике и интересующихся ею ребят, умеющих мыслить самостоятельно, в проблемных заданиях с помощью индивидуальных карточек указывается конечная цель работы и прилагается информация об основных моментах, на которые необходимо обратить внимание при решении. Пути решения проблемы ученики ищут сами, но под контролем учителя.

Для более слабых учеников в карточках-заданиях указывается, какие именно операции нужно сделать для поиска решения задачи и прописывается план действий, которые приведут к требуемому результату.

Учителю необходимо произвести тщательный анализ материалов урока:

  1. Сравнить уровня сложности нового материала и навыки учеников, определить их готовность к решению проблемного задания.

  2. Поставить конкретные задачи, которые должны быть решены на уроке.

  3. Методически проработать все этапы проблемного урока с учетом поставленных задач.

  4. Тщательно продумать, какие сложности могут встретиться в ходе проведения урока, и быть готовым оказать помощь учащимся.

Эффективность подобного обучения математики можно оценить по следующим параметрам:

1.Успешность обучения (успеваемость);

2. Желание учащихся активно идти к намеченной цели и познавать новое;

3. Приобретение учениками умения думать самостоятельно;

4. повышение интереса учащихся к математике.

Домашние задания также необходимо давать индивидуально, учитывая уровень знаний и способностей каждого ученика. Сильным учащимся нужно предлагать задачи, для решения которых придется творчески осмыслить и применить полученные на уроке знания. Слабые ученики в первую очередь нуждаются в приобретении умений и навыков, необходимых для решения простых задач, и только после этого им можно увеличивать количество творческих заданий.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель индивидуального подхода к обучению в школе?

Во-первых, необходимо рассматривать процесс образования, как творческое развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его талантов, интересов и способностей, при котором обучение и воспитание гармонично объединяются в единое целое.

Во-вторых, добиться взаимопонимания между администрацией школы и учителями с одной стороны и учениками и их родителями с другой.

В-третьих, определить критерии эффективности обучения.

Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов.

Поэтому, ученик:

  • получает навыки действовать осознанно и может правильно оценивать свое поведение, оценить свои поступки и поведение, сравнить себя с другими ребятами;

  • учится воспринимать себя и окружающих людей как цельную личность, а не набор из различных черт характера; принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

  • вырабатывает терпение, усидчивость, трудолюбие, силу воли, учится управлять собой;

  • учится сдерживать свои негативные эмоции;

  • получает необходимые жизненные навыки общения и работе в команде.

Все эти задачи решаются за счет того, что система индивидуального подхода к обучению полностью соответствует личным особенностям каждого учащегося. Поэтому ребенок, попав в эти условия, начинает культивировать в себе лучшие черты характера и старается исправить недостатки, которые мешают на пути к успеху. В процессе обучения по такой системе у него постепенно появляется привычка к серьезной и целенаправленной работе, развивается интерес к учению, вырабатывается способность быстро входить в суть проблемы, умение сосредоточиться, спокойствие, самоуважение, уверенность в себе и уважение к другим.

Система индивидуального подхода к обучению создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.

Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель, потому, что: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель - предметник», а Учитель с большой буквы - воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина».




© 2010-2022