Урок математики в 5 классе «Проценты. Решение задач»

Решение задач обычно вызывает у учащихся определённые трудности, поэтому на данном уроке предлагаю использовать нестандартные методы. Используем игровой момент: тему и цель урока дети расшифровывают.Обозначаем проблему, актуальную для общества и здоровья: курить или не курить? И каждая из предложенных задач помогает ответить на данный вопрос. Задаче предшествует предисловие учителя, а после её решения следует вывод учащихся.Таким образом, данный урок способствует развитию навыков решения задач н...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 классе «Проценты. Решение задач»

Учитель: Кулибаба Ирина Петровна, Спецшкола Краснодарского края,

ст. Переясловская


Проблема: Курить или не курить?

Цель: ответить на проблемный вопрос с помощью решения задач.

Задачи:

  1. Выработать навыки решения задач на проценты.

  2. Развивать познавательный интерес учащихся.

  3. Расширить знания учащихся о вреде курения, побуждать к ведению здорового образа жизни.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение ранее изученного

  3. Изучение нового материал

  4. Закрепление

  5. Итоги, домашнее задание

Ход урока:

  1. Приветствие, внимание на готовность рабочих мест к уроку.

На доске - число, классная работа. Магнитами прикреплены необходимые задания.

II. Великий математик К. Гаусс сказал «Математика - гимнастика ума». Мы свами, ребята, проведём небольшую «зарядку для ума».

После того, как вы решите предложенные 8 примеров, мы сможем узнать тему урока.

р) 7 : 2; е) 6,4 : 4; н) 2 : 0,5; п) 1,2 Урок математики в 5 классе «Проценты. Решение задач» 0,3; т) 4,3 : 43; о) 68,1 : 10; ц) 4,7 Урок математики в 5 классе «Проценты. Решение задач» 0,1;

ы) 0,17 Урок математики в 5 классе «Проценты. Решение задач» 1000; (ответы записываем на доске). Заполним таблицу:

0,36

3,5

6,81

0,42

1,6

4

0,1

170



Итак, читаем тему урока. (Проценты). Записываем в тетрадях дату, тему урока.

Ответив ещё на 4 вопроса, вы сможете расшифровать цель урока.

  1. Как известно, наша школа заняла 1 место в Международном конкурсе им. А.С.Макареко. В награду получили мини-завод по производству тротуарной плитки. В бухгалтерии произвели предварительные расчёты и пришли к выводу, что первое время план выполняться не будет. Возможно. В первый день он будет выполнен на 40%, во второй - на 60%, в 3 - на 80%. Вопрос: на сколько процентов в среднем будет выполняться план в эти три дня? (180 : 3 = 60%). Что мы нашли? (Среднее арифметическое).

Открываем первое словосочетание: «Прежде, чем…»

  1. Итак, в среднем план будет выполняться на 60%. А что такое процент?

Чему равен: 1% от метра, 1% от гектара, 1% от центнера?

Молодцы! Открываем ещё одно слово: «решить…».

  1. Обратите десятичную дробь в %: (магнитами)

0,25; 14 / 100; 0,7; 2,54; Почему?

Открываем следующее слово: «задачу,..».

Последнее задание: обратите % в десятичную дробь:

19%, 8%, 137%. Почему?

Читаем предложение: «Прежде, чем решить задачу, прочитай условие».

III - IV.

Итак, сформулируйте цель. Верно, цель урока - решение задач на проценты.

Я знаю, что вы не очень любите это занятие, но сегодня мы воспользуемся советом Жака Адамара, будем внимательно читать условие, и всё у нас получится. Тем более, что, решая задачи, мы попытаемся решить проблему, которая стоит перед человечеством. Которая волнует очень многих людей: курить или не курить?

Задача 1. (Читает учитель, затем ученик. Тексты лежат на столах)

Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Какой может оказаться продолжительность жизни нынешних детей-курильщиков, если средняя продолжительность жизни в России 66 лет?

(Решает задачу учитель, привлекая к решению класс)

Сделаем краткую запись. Всё количество - 100%, сокращают жизнь на 15%, сколько это лет - неизвестно.

66 лет - 100%,

? лет - 15%.

Решение:

  1. 66 : 100 = 0,66 (лет) - на 1% жизни

  2. 0,66 Урок математики в 5 классе «Проценты. Решение задач» 15 = 9,9 9 (лет) - сокращается жизнь

  3. 66 - 9,9 = 56,1 (лет) - возможная средняя продолжительность жизни.

Ответ: 56,7 лет. (Проговариваем алгоритм решения)

Вывод. На сколько лет курильщики живут меньше? Какой, по-вашему, ответ н вопрос: курить или не курить? - подсказывает решение этой задачи?

Задача 2.

Предисловие учителя. Во всём мире идёт борьба с курением. Во многих странах запрещено курение на работе. Серьёзный работодатель может отказать в приёме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить следующая задача.

Если секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё буде 4% ошибок. Сколько ошибок сделает она на странице?

(ученик решет на доске с объяснением, остальные записывают в тетрадях).

800 знаков - 100%,

? знаков - 4%

Решение:

  1. 800 : 100 = 8 (знаков) - на 1%

  2. 8 Урок математики в 5 классе «Проценты. Решение задач» 4 = 32 (знака) - на 1 странице

Ответ: 32 ошибки.

Вывод. Как вы думаете, понравится начальнику такое количество ошибок% Что он сделает? Как отвечает эта задача на вопрос: курить или не курить? Ну, а вам наука - хотите меньше ошибаться - ведите здоровый образ жизни.

Задача 3.

Говорят: «Курить - здоровью вредить». Посмотрим, о чём скажут числа.

Провели медосмотр подростков, которые курят. 14 человек, что оставляет 70% всех обследованных, имеют по два заболевания - органов дыхания и пищеварения. Остальные - по одному. Сколько человек из этой группы имеют по одному заболеванию?

Это задача другого типа. (Решает учитель, привлекая учеников)

14 чел. - 70%,

? чел. - 100%

Решение:

  1. 14 : 70 = 0,2 (чел.) - 1% всех подростков

  2. 0,2 Урок математики в 5 классе «Проценты. Решение задач» 100 = 20 (чел.) - всего подростков

  3. 20 - 14 = 6 (чел.) - с одним заболеванием

  4. Ответ: 6 человек - с одним заболеванием

Вывод. 6 человек из 20 - с одним заболеванием, 14 человек - с двумя. И ни одного здорового. Так стоит ли курить?

Задача 4. Исследования показали, что дети, рождённые в семьях курильщиков, 4 - 5 раз чаще болеют простудными и воспалительными заболеваниями. Такие дети более раздражительны. Сейчас мы посчитаем средний вес новорождённого ребёнка, родители которого курят.

Средний вес новорождённого ребёнка 3300 г. Если у ребёнка курит отец, то он теряет в весе 4%, если же курит мать, то ребёнок теряет 10%. Сколько граммов теряет в весе новорождённый, если:

а) курит папа?

б) курит мама?

Делаем на доске краткую запись, определяем тип задачи. Решаем самостоятельно по вариантам.

I вариант - пункт а) II вариант - пункт б)

3300 г - 100%, 3300 г - 100%,

? г - 4% ? г - 10%

Решение:

  1. 3300 : 100 = 33 (г) 1) 3300 : 100 = 33 (г)

  2. 33 Урок математики в 5 классе «Проценты. Решение задач» 4 = 132 (г) 2) 33 Урок математики в 5 классе «Проценты. Решение задач» 10 = 330 (г)

Ответ: 132 г, если курит папа. Ответ: 330 г, если курит мама.

Вывод. Казалось бы, не так уж и много потерял ребёнок в весе. Но, если учесть, что он малыш, данные граммы много значат. И вряд ли это малыш будет здоровым. За вредные привычки родителей расплачиваются дети. Помните об этом сейчас и в своей взрослой жизни.

V. Я хочу, ребята, чтобы вы сделали для себя вывод из решённых здач, что же полезнее: курить или не курить?

Таким образом, мы ответили на поставленный в начале урока вопрос, решили задачи, содержащие проценты. Все потрудились неплохо. Отметки за урок получили…

Домашнее задание. Курение - вредная привычка. А чтение книг? Так вот, об этой хорошей привычке задача № 1547 (подобна задаче 3).

Урок окончен. Всем спасибо.

© 2010-2022