- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре. 7класс
Рабочая программа по алгебре. 7класс
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ларикова Н.М. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени В.Г.Шухова» г.Грайворона
Грайворонского района Белгородской области
Рабочая программа учебного курса
«Алгебра»
для 7А, Б классов (базовый уровень)
Составитель: учитель математики
Ларикова Н.М.
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с авторской программой Ю.Н.Макарычева, Г.Н.Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б.Суворовой /Алгебра.Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы, (Составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2010), Инструктивно - методического письма ОГАОУ ДПО «БИПКиППС » «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Цели и задачи учебного курса
В курсе алгебры 7 класса систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной; учащиеся знакомятся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида, действиями над степенями с натуральными показателями, формулами сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители, со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, вырабатывается умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение алгебры 7 класса нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Цели изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
В авторскую программу внесены изменения:
на изучения темы «Выражения» добавлено 2 часа за счет темы «Уравнение с одной переменной» с учетом значимости темы.
Количество часов.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры отводится 120 часов, из них I четверть 5 ч в неделю, II, III, IV четверти - 3 ч в неделю. В том числе 10 контрольных работ (включая итоговую контрольную работу).
УМК:
1.«Алгебра» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2010.
2.. Изучение алгебры в 7-9 классах / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова;. - М.: Просвещение, 2008.
3.Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. - М.: Просвещение, 2007-2008.
4.Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностейю 7-9 классы /авт.-сост В.Н,Студенецкая. Волгоград: Учитель, 2009.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к=0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)
2
3
4
№п\п
Наименование разделов и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения./ фактически
Глава I. Выражения, тождества, уравнения
24
§1 Выражения.
7
1.
Числовые выражения. Сопутствующее повторение.
1
2.
Числовые выражения. Сопутствующее повторение.
1
3.
Числовые выражения . Самостоятельна работа.
1
4.
Выражения с переменными.
1
5.
Выражения с переменными.
1
6.
Сравнения значений выражений.
1
7.
Сравнения значений выражений.
1
§2 Преобразование выражений
5
8.
Свойства действий над числами.
1
9.
Свойства действий над числами.
1
10.
Тождества. Тождественные преобразования выражений.
1
11.
Тождества. Тождественные преобразования выражений.
1
12
Тождества. Тождественные преобразования выражений.
1
13.
Контрольная работа № 1 по теме «Выражения, тождества, уравнения».
1
§3 Уравнения с одной переменной.
12
14.
Уравнения и его корни
1
Линейное уравнение с одной переменной.
1
Линейное уравнение с одной переменной.
1
Решение задач с помощью уравнений.
1
Решение задач с помощью уравнений.
1
Решение задач с помощью уравнений.
1
Статистические характеристики
1
Статистические характеристики
1
Статистические характеристики
1
Статистические характеристики
1
Контрольная работа № 2 по узловой теме «Линейные уравнения с одной переменной».
1
Глава II. Функции
14
§4 Функции и их графики.
6
Что такое функция
1
Вычисление значений функции по формуле
1
Вычисление значений функции по формуле
1
График функции
1
График функции
1
График функции
1
§5 Линейная функция.
8
Прямая пропорциональность.
1
Прямая пропорциональность.
1
Линейная функция и ее график.
1
Линейная функция и ее график.
1
Линейная функция и ее график.
1
Взаимное расположение графиков линейных функций.
1
Взаимное расположение графиков линейных функций.
1
Контрольная работа № 3 «Линейная функция».
1
Глава III. Степень с натуральным показателем
15
§6 Степень и её свойства.
8
Определение степени с натуральным показателем.
1
Определение степени с натуральным показателем.
1
Определение степени с натуральным показателем.
1
Умножение и деление степеней.
1
Умножение и деление степеней.
1
Умножение и деление степеней.
1
Возведение в степень произведения и степени.
1
Возведение в степень произведения и степени.
1
§7 Одночлены.
7
Одночлен и его стандартный вид.
1
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.
1
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.
1
Функции у = х² , у = х³ и их свойства.
1
Функции у = х² , у = х³ и их свойства.
1
Функции у = х² , у = х³ и их свойства.
1
Контрольная работа № 4 по узловой теме: «Степень с натуральным показателем».
1
Глава IV. Многочлены
20
§9 Сумма и разность многочленов.
Многочлен и его стандартный вид.
1
Многочлен и его стандартный вид.
1
Сложение и вычитание многочленов.
1
Сложение и вычитание многочленов.
1
§10 Произведение одночлена и многочлена.
Умножение одночлена на многочлен.
1
Умножение одночлена на многочлен.
1
Умножение одночлена на многочлен.
1
Вынесение общего множителя за скобки.
1
Вынесение общего множителя за скобки.
1
Вынесение общего множителя за скобки.
1
Контрольная работа № 5 «Многочлен».
1
§11 Произведение многочленов.
Умножение многочлена на многочлен.
1
Умножение многочлена на многочлен.
1
Умножение многочлена на многочлен.
1
Умножение многочлена на многочлен.
1
Умножение многочлена на многочлен.
1
Разложение многочлена на множители способом группировки.
1
Разложение многочлена на множители способом группировки.
1
Разложение многочлена на множители способом группировки.
1
Контрольная работа № 6 «Умножение многочленов. Способ группировки».
1
Глава V. Формулы сокращенного умножения
20ч.
§12 Квадрат суммы и квадрат разности.
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
1
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
1
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
1
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
1
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
1
§13 Разность квадратов. Сумма и разность кубов.
Умножение разности двух выражений на их сумму
1
Умножение разности двух выражений на их сумму
1
Разложение разности квадратов на множители.
1
Разложение разности квадратов на множители.
1
Разложение разности квадратов на множители.
1
Контрольная работа № 7 «Все действия с многочленами».
1
Разложение на множители суммы и разности кубов.
1
Разложение на множители суммы и разности кубов.
1
§14 Преобразование целых выражений.
Преобразование целого выражения в многочлен.
1
Преобразование целого выражения в многочлен.
1
Применение различных способов для разложения на множители.
1
Применение различных способов для разложения на множители.
1
Применение преобразований целых выражений.
1
Применение преобразований целых выражений.
1
Применение преобразований целых выражений.
1
Контрольная работа №8 по узловой теме: «ФСУ».
1
Глава VI. Системы линейных уравнений
17ч.
§15 Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.
Линейное уравнение с двумя переменными.
1
Линейное уравнение с двумя переменными.
1
График линейного уравнения с двумя переменными.
1
График линейного уравнения с двумя переменными.
1
Системы линейных уравнений с двумя переменными.
1
Системы линейных уравнений с двумя переменными.
1
§16 Решение систем линейных уравнений.
Способ подстановки.
1
Способ подстановки.
1
Способ подстановки.
1
Способ сложения.
1
Способ сложения.
1
Способ сложения.
1
Решение задач с помощью систем уравнений.
1
Решение задач с помощью систем уравнений.
1
Решение задач с помощью систем уравнений.
1
Решение задач с помощью систем уравнений.
1
Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений с двумя переменными».
1
Повторение
10ч.
111.
Решение задач с помощью уравнений
1
112.
Линейная функция
1
113.
Степень с натуральным показателем и ее свойства
1
114.
Сумма и разность многочленов
1
115.
Формулы сокращенного умножения
1
116.
Преобразование целого выражения в многочлен.
1
117.
Линейное уравнение с двумя переменными.
1
118.
Итоговый зачет
1
119.
Итоговая контрольная работа
1
120.
Решение задач.
1
Содержание программы курса
1. Выражения и их преобразования. Уравнения (20ч.+4ч.)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Статистические характеристики.
Цель - понимать практический смысл статистических характеристик.
Знать простейшие статистические характеристики.
Уметь в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.
2. Функции (14 ч.)
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=кх+b и её график. Функция у=кх и её график.
Цель - познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=кх+b, у=кх.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
3. Степень с натуральным показателем (15ч.)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их графики.
Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3 .
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
4. Многочлены (20 ч.)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
5. Формулы сокращённого умножения (20 ч.)
Формулы (a±b) = a2 ±2ab+b2, а2-b2=(a-b)(a+b), a³± b³=(a±b)(a2+ab+b2). Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель - выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
6. Системы линейных уравнений (17 ч.)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель - познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
7. Повторение. Решение задач (10 ч.)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Формы и средства контроля.
С целью проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе проводятся:
а) самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера,
б) тесты,
в) практические работы,
г) тематические контрольные работы, итоговая контрольная работа
Материал для контрольных работ взят из « Алгебра.Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы». Составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2010. - с. 27-35)
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
-
Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 год.
-
Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..- М.: Просвещение, 2008.
-
Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. - М.: Просвещение, 2007-2008.
-
.Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностейю 7-9 классы /авт.-сост В.Н,Студенецкая. Волгоград: Учитель, 2009.
Литература дополнительная
-
Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева и др./ав.-сост. Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева.- Волгоград: Учитель, 2007.
-
Поурочные разработки по алгебре:7 класс./Рурукин А.Н.,Лупенко Г.В.,Масленникова И.А.,М.:ВАКО,2009.
-
Т.Ю. Дюмина, А.А. Махонина. Алгебра: порочные планы по учебнику .Н.Макарычева. Волгоград, Издательство «Учитель». 2010.
-
Диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. //Уроки алгебры 7 класс. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005
Оборудование
1.Научная, научно-популярная историческая литература
2.Справочные пособия
3.Методические пособия для учителя
Печатные пособия:
24.Таблица квадратов
25.Таблицы по алгебре и началам математического анализа
26.Портреты выдающихся деятелей математики
27.Мультимедийные обучающие программы
Сдаем ЕГЭ Математика 1С: репетитор
Технические средства обучения
28.Мультимедийный компьютер
29.Мультимедийный проектор
30.Сканер
31.Принтер
32.Экран
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
33.Аудиторная доска
34.Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник, циркуль
35.Комплект стереометрических тел (демонстрационный)
36.Набор планиметрических фигур
Специализированная учебная мебель
37.Учебная мебель
38. Компьютерный стол
39.Шкаф секционный для хранения оборудования
40.Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования
41.Стенд экспозиционный
Интернет-ресурсы
№ п/п
Название
Электронный адрес
1.
МО и Н РФ
. mon.gov.ru
2.
Российский образовательный портал
school.edu.ru
3.
Федеральный институт педагогических
измерений
fipi.ru
4.
Московский институт открытого образования
mioo.ru
5.
Интернет-поддержка учителей
математики
math.ru
6.
Сеть творческих учителей
it-n.ru
7.
Сайт журнала «Математика в школе»
8.
Единая коллекция образовательных
ресурсов
http: /
school.collection.informatika.ru