Рабочая программа по алгебре. 7класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, в соответствии с авторской программой Ю.Н.Макарычева, Г.Н.Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б.Суворовой. В работе указываются цели и задачи курса, формы организации учебного процесса, требования к уровню подготовки учащихся, формы и средства контроля. Программа содержит календарно-тематическое планирование и содержание программного курса. также указаны учебно-методические средства обучен...
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени В.Г.Шухова» г.Грайворона

Грайворонского района Белгородской области

















Рабочая программа учебного курса

«Алгебра»

для 7А, Б классов (базовый уровень)




Составитель: учитель математики

Ларикова Н.М.






2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с авторской программой Ю.Н.Макарычева, Г.Н.Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б.Суворовой /Алгебра.Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы, (Составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2010), Инструктивно - методического письма ОГАОУ ДПО «БИПКиППС » «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»


Цели и задачи учебного курса

В курсе алгебры 7 класса систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной; учащиеся знакомятся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида, действиями над степенями с натуральными показателями, формулами сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители, со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, вырабатывается умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение алгебры 7 класса нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышле­ния, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Цели изучения:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

В авторскую программу внесены изменения:

на изучения темы «Выражения» добавлено 2 часа за счет темы «Уравнение с одной переменной» с учетом значимости темы.

Количество часов.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры отводится 120 часов, из них I четверть 5 ч в неделю, II, III, IV четверти - 3 ч в неделю. В том числе 10 контрольных работ (включая итоговую контрольную работу).

УМК:

1.«Алгебра» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2010.

2.. Изучение алгебры в 7-9 классах / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова;. - М.: Просвещение, 2008.

3.Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. - М.: Просвещение, 2007-2008.

4.Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностейю 7-9 классы /авт.-сост В.Н,Студенецкая. Волгоград: Учитель, 2009.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

- решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

- изображать числа точками на координатной прямой;

- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

- применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к=0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.










Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)

2

3

4

№п\п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения./ фактически


Глава I. Выражения, тождества, уравнения

24


§1 Выражения.

7

1.

Числовые выражения. Сопутствующее повторение.

1

2.

Числовые выражения. Сопутствующее повторение.

1

3.

Числовые выражения . Самостоятельна работа.

1

4.

Выражения с переменными.

1

5.

Выражения с переменными.

1

6.

Сравнения значений выражений.

1

7.

Сравнения значений выражений.

1


§2 Преобразование выражений

5

8.

Свойства действий над числами.

1

9.

Свойства действий над числами.

1

10.

Тождества. Тождественные преобразования выражений.

1

11.

Тождества. Тождественные преобразования выражений.

1


12

Тождества. Тождественные преобразования выражений.

1


13.

Контрольная работа № 1 по теме «Выражения, тождества, уравнения».

1


§3 Уравнения с одной переменной.

12

14.

Уравнения и его корни

1


Линейное уравнение с одной переменной.

1


Линейное уравнение с одной переменной.

1


Решение задач с помощью уравнений.

1


Решение задач с помощью уравнений.

1


Решение задач с помощью уравнений.

1


Статистические характеристики

1


Статистические характеристики

1


Статистические характеристики

1


Статистические характеристики

1


Контрольная работа № 2 по узловой теме «Линейные уравнения с одной переменной».

1


Глава II. Функции

14


§4 Функции и их графики.

6


Что такое функция

1


Вычисление значений функции по формуле

1


Вычисление значений функции по формуле

1


График функции

1


График функции

1


График функции

1


§5 Линейная функция.

8


Прямая пропорциональность.

1


Прямая пропорциональность.

1


Линейная функция и ее график.

1


Линейная функция и ее график.

1


Линейная функция и ее график.

1


Взаимное расположение графиков линейных функций.

1


Взаимное расположение графиков линейных функций.

1


Контрольная работа № 3 «Линейная функция».

1


Глава III. Степень с натуральным показателем

15


§6 Степень и её свойства.

8


Определение степени с натуральным показателем.

1


Определение степени с натуральным показателем.

1


Определение степени с натуральным показателем.

1


Умножение и деление степеней.

1


Умножение и деление степеней.

1


Умножение и деление степеней.

1


Возведение в степень произведения и степени.

1


Возведение в степень произведения и степени.

1


§7 Одночлены.

7


Одночлен и его стандартный вид.

1


Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

1


Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

1


Функции у = х² , у = х³ и их свойства.

1


Функции у = х² , у = х³ и их свойства.

1


Функции у = х² , у = х³ и их свойства.

1


Контрольная работа № 4 по узловой теме: «Степень с натуральным показателем».

1


Глава IV. Многочлены

20


§9 Сумма и разность многочленов.


Многочлен и его стандартный вид.

1


Многочлен и его стандартный вид.

1


Сложение и вычитание многочленов.

1


Сложение и вычитание многочленов.

1


§10 Произведение одночлена и многочлена.


Умножение одночлена на многочлен.

1


Умножение одночлена на многочлен.

1


Умножение одночлена на многочлен.

1


Вынесение общего множителя за скобки.

1


Вынесение общего множителя за скобки.

1


Вынесение общего множителя за скобки.

1


Контрольная работа № 5 «Многочлен».

1


§11 Произведение многочленов.


Умножение многочлена на многочлен.

1


Умножение многочлена на многочлен.

1


Умножение многочлена на многочлен.

1


Умножение многочлена на многочлен.

1


Умножение многочлена на многочлен.

1


Разложение многочлена на множители способом группировки.

1


Разложение многочлена на множители способом группировки.

1


Разложение многочлена на множители способом группировки.

1


Контрольная работа № 6 «Умножение многочленов. Способ группировки».

1


Глава V. Формулы сокращенного умножения

20ч.


§12 Квадрат суммы и квадрат разности.


Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

1


Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

1


Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

1


Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

1


Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

1


§13 Разность квадратов. Сумма и разность кубов.


Умножение разности двух выражений на их сумму

1


Умножение разности двух выражений на их сумму

1


Разложение разности квадратов на множители.

1


Разложение разности квадратов на множители.

1


Разложение разности квадратов на множители.

1


Контрольная работа № 7 «Все действия с многочленами».

1


Разложение на множители суммы и разности кубов.

1


Разложение на множители суммы и разности кубов.

1


§14 Преобразование целых выражений.


Преобразование целого выражения в многочлен.

1


Преобразование целого выражения в многочлен.

1


Применение различных способов для разложения на множители.

1


Применение различных способов для разложения на множители.

1


Применение преобразований целых выражений.

1


Применение преобразований целых выражений.

1


Применение преобразований целых выражений.

1


Контрольная работа №8 по узловой теме: «ФСУ».

1


Глава VI. Системы линейных уравнений

17ч.


§15 Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.


Линейное уравнение с двумя переменными.

1


Линейное уравнение с двумя переменными.

1


График линейного уравнения с двумя переменными.

1


График линейного уравнения с двумя переменными.

1


Системы линейных уравнений с двумя переменными.

1


Системы линейных уравнений с двумя переменными.

1


§16 Решение систем линейных уравнений.


Способ подстановки.

1


Способ подстановки.

1


Способ подстановки.

1


Способ сложения.

1


Способ сложения.

1


Способ сложения.

1


Решение задач с помощью систем уравнений.

1


Решение задач с помощью систем уравнений.

1


Решение задач с помощью систем уравнений.

1


Решение задач с помощью систем уравнений.

1


Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений с двумя переменными».

1


Повторение

10ч.

111.

Решение задач с помощью уравнений

1

112.

Линейная функция

1

113.

Степень с натуральным показателем и ее свойства

1

114.

Сумма и разность многочленов

1

115.

Формулы сокращенного умножения

1

116.

Преобразование целого выражения в многочлен.

1

117.

Линейное уравнение с двумя переменными.

1

118.

Итоговый зачет

1

119.

Итоговая контрольная работа

1

120.

Решение задач.

1






Содержание программы курса


1. Выражения и их преобразования. Уравнения (20ч.+4ч.)

Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.

Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.

Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».

Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.

Статистические характеристики.

Цель - понимать практический смысл статистических характеристик.

Знать простейшие статистические характеристики.

Уметь в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.

2. Функции (14 ч.)

Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=кх+b и её график. Функция у=кх и её график.

Цель - познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=кх+b, у=кх.

Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы

3. Степень с натуральным показателем (15ч.)

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их графики.

Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3 .

Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.

4. Многочлены (20 ч.)

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.

Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».

Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.

5. Формулы сокращённого умножения (20 ч.)

Формулы (a±b) = a2 ±2ab+b2, а2-b2=(a-b)(a+b), a³± b³=(a±b)(a2+ab+b2). Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.

Цель - выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.

Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.

Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.

6. Системы линейных уравнений (17 ч.)

Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.

Цель - познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.

Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.

7. Повторение. Решение задач (10 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).


Формы и средства контроля.


С целью проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе проводятся:

а) самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера,

б) тесты,

в) практические работы,

г) тематические контрольные работы, итоговая контрольная работа

Материал для контрольных работ взят из « Алгебра.Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы». Составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2010. - с. 27-35)

Перечень учебно-методических средств обучения


Литература основная:

  1. Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 год.

  2. Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..- М.: Просвещение, 2008.

  3. Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. - М.: Просвещение, 2007-2008.

  4. .Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностейю 7-9 классы /авт.-сост В.Н,Студенецкая. Волгоград: Учитель, 2009.

Литература дополнительная

  1. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева и др./ав.-сост. Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева.- Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Поурочные разработки по алгебре:7 класс./Рурукин А.Н.,Лупенко Г.В.,Масленникова И.А.,М.:ВАКО,2009.

  3. Т.Ю. Дюмина, А.А. Махонина. Алгебра: порочные планы по учебнику .Н.Макарычева. Волгоград, Издательство «Учитель». 2010.

  4. Диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. //Уроки алгебры 7 класс. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005


Оборудование

1.Научная, научно-популярная историческая литература

2.Справочные пособия

3.Методические пособия для учителя

Печатные пособия:

24.Таблица квадратов

25.Таблицы по алгебре и началам математического анализа

26.Портреты выдающихся деятелей математики

27.Мультимедийные обучающие программы

Сдаем ЕГЭ Математика 1С: репетитор

Технические средства обучения

28.Мультимедийный компьютер

29.Мультимедийный проектор

30.Сканер

31.Принтер

32.Экран

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

33.Аудиторная доска

34.Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник, циркуль

35.Комплект стереометрических тел (демонстрационный)

36.Набор планиметрических фигур

Специализированная учебная мебель

37.Учебная мебель

38. Компьютерный стол

39.Шкаф секционный для хранения оборудования

40.Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования

41.Стенд экспозиционный

Интернет-ресурсы

№ п/п

Название

Электронный адрес

1.

МО и Н РФ

. mon.gov.ru

2.

Российский образовательный портал

school.edu.ru

3.

Федеральный институт педагогических

измерений

fipi.ru

4.

Московский институт открытого образования

mioo.ru

5.

Интернет-поддержка учителей

математики

math.ru

6.

Сеть творческих учителей

it-n.ru

7.

Сайт журнала «Математика в школе»

[email protected]

8.

Единая коллекция образовательных

ресурсов

http: /

school.collection.informatika.ru






© 2010-2022