- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Касимова Е.Ф. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Мирный
муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
(МОБУ СОШс.Мирный)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №____
от «____»_______________ 20___ г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы №____
от «____»_______________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии для 9 класса
(базовый уровень)
Учителя Касимовой Е.Ф.
с. Мирный 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторской программы по геометрии (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы./сост.Т.А.Бурмистрова.-М.: «Просвещение», 2009).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю или 68 часов в год. Учитывая расписание уроков и годовой календарный учебный график на 2015-2016 учебный год, на геометрию отводится 67 часов, из которых 7 контрольных работ.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
-
Геометрия, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2012.
-
Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2012.
-
Контрольные работы по геометрии для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений: кн. для учителя / Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз. - М.: Просвещение, 2012.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
-
Повторение (2 ч).
-
Векторы. Метод координат (14 ч).
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
-
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (18 ч).
Синус, косинус, тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
-
Длина окружности и площадь круга (12 ч).
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
-
Движения (9 ч).
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
-
Об аксиомах планиметрии (2 ч).
-
Повторение. Решение задач. (10ч).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Темы (разделы)
Количество часов
Примечание.
В том числе
(контрольные работы)
1
Повторение
2
2
Векторы. Метод координат
14
Контрольная работа № 1
Контрольная работа № 2
3
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
18
Контрольная работа №3 Контрольная работа № 4
4
Длина окружности и площадь круга
12
Контрольная работа № 5
5
Движения
9
Контрольная работа № 6
6
Об аксиомах планиметрии
2
7
Повторение. Решение задач.
10
Итоговая контрольная работа
Итого
67
-
к. р.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Формируемые понятия
Дата проведения
план
факт
1
Повторение. Решение задач.
2
Свойства треугольников и четырехугольников
01.09
2
Повторение. Решение задач.
04.09
Векторы. Метод координат (14 часов)
3
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
1
Лемма и теорема о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам.
08.09
4
Координаты вектора
1
Понятие координат вектора,
правила действий над векторами с заданными координатами. Понятие радиус-вектора точки.
11.09
5
Простейшие задачи в координатах
3
Формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины
вектора и расстояния между двумя точками.
15.09
18.09
22.09
6
Простейшие задачи в координатах
7
Простейшие задачи в координатах
8
Решение задач «Метод координат»
1
Решение задач с помощью формул координат вектора через координаты его начала и конца, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками
25.09
9
Контрольная работа №1 «Векторы»
1
Умение применять полученные теоретические знания на практике
29.09
10
Уравнение окружности.
2
Уравнения окружности
02.10
06.10
11
Уравнение окружности
12
Уравнение прямой
2
Уравнения прямой
09.10
13.10
13
Уравнение прямой
14
15
Решение задач «Уравнения окружности и прямой»
2
Построение окружностей и прямых по заданным уравнениям
16.10
20.10
16
Контрольная работа №2 «Метод координат»
1
Умение применять полученные теоретические знания на практике
23.10
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (18 часов)
17
Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество
1
Понятия синуса, косинуса и
тангенса для углов от 0 до
180, основное тригонометрическое тождество, фор-
мулы приведения, формулы
для вычисления координат
точки. Соотношения между
сторонами и углами треугольника.
27.10
18
Формулы для вычисления координат точки
1
30.10
19
Теорема о площади треугольника
1
Теорема о площади треугольника
6.11
20
Теорема синусов
1
Теоремы синусов и косинусов, измерительные работы, основанные на использовании этих
теорем, методы решения
треугольников.
10.11
21
Теорема косинусов
1
13.11
22
23
24
Решение треугольников
3
17.11
20.11
24.11
25
Измерительные работы
1
27.11
26
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
01.12
27
Контрольная работа №3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Умение применять полученные теоретические знания на практике
04.12
28
Угол между векторами
1
Определение скалярного
произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства.
08.12
29
Скалярное произведение векторов
1
11.12
30
Скалярное произведение векторов в координатах
1
15.12
31
32
33
Применение скалярного произведения векторов к решению задач
3
Умение применять полученные теоретические знания на практике
18.12
22.12
25.12
34
Контрольная работа №4 « Скалярное произведение
векторов »
1
Умение применять полученные теоретические знания на практике
29.12
Длина окружности и площадь круга (12 часов)
35
Правильный многоугольник
1
Определение правильного
многоугольника
15.01
36
Окружность, описанная около правильного многоугольника
1
Окружности вписанные и описанные около правильного многоугольника.
19.01
37
38
Окружность, вписанная в правильный многоугольник
2
22.01
26.01
39
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности
1
Формулы вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности.
29.01
40
Решение задач «Правильный многоугольник»
1
Определение правильного многоугольника и его построение. Окружности вписанной и описанной в правильный многоугольник. Формулы вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности
02.02
41
Длина окружности
2
Формула длина окружности и дуги окружности,
05.02
09.02
42
Длина окружности
43
Площадь круга и кругового сектора
1
Формулы площади круга и кругового сектора
12.02
44
45
Решение задач «Длина окружности. Площадь круга»
2
Умение применять формулы длины окружности и дуги окружности и формулы площади круга и кругового сектора при решении задач
16.02
19.02
46
Контрольная работа №5 «Длина окружности и площадь круга»
1
Умение применять полученные теоретические знания на практике
26.02
Движения (9 часов)
47
Понятие движения
1
Определение движения и
его свойства.
Примеры движения: осевая
и центральная симметрии
01.03
48
Свойства движений
1
04.03
49
Решение задач «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии»
1
11.03
50
Параллельный перенос
1
Параллельный перенос и
поворот.
Эквивалентность понятий
наложения и движения
15.03
51
Поворот
1
18.03
52
53
54
Решение задач по теме «Движения»
3
22.03
05.04
08.04
55
Контрольная работа №6 «Движения»
1
Умение применять полученные теоретические знания на практике
12.04
56
57
Об аксиомах планиметрии
2
Умение применять полученные теоретические знания на практике
15.04
19.04
Итоговое повторение (11 часов)
58
Углы
1
Повторение основных понятий курса геометрии 9 класса, применение их при решении задач
22.04
59
Параллельные прямые
1
26.04
60
Треугольники
1
29.04
61
Четырехугольники
1
03.05
62
Многоугольники
1
06.05
63
Окружность. Круг
1
10.05
64
Декартовы координаты на плоскости
1
13.05
65
Векторы. Метод координат
1
17.05
66
Итоговая контрольная работа
1
20.05
67
Геометрические построения
1
24.05
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
-
Сборник нормативных документов. Математика. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-
3-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2009.-129с.
2. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений.
Геометрия. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
3. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян,
В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
1. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. / Б. Г. Зив. -
М.: Просвещение, 2012.
2. Контрольные работы по геометрии для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений:
кн. для учителя / Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз. - М.: Просвещение, 2012.
Приложение
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ПО МАТЕМАТИКЕ
1. Оценка письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.