Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»


Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в бытуУрок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту






Конспект урока

на конкурс

УЧИТЕЛЬ ГОДА-2010





Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту



«Арифметическая прогрессия

в жизни и в быту»

9 класс




Разработала и провела:

учитель математики и информатики

Слугина Татьяна Викторовна










2010 год


Урок-проект по теме «Арифметическая прогрессия»

Цели:

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту(дидактическая) формирование умений анализировать проблему и планировать способы ее решения, применять знания в новой ситуации, осуществлять исследовательскую деятельность, анализировать, делать выводы;

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту(развивающая) развивать познавательный интерес учащихся и наблюдательность, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью, развивать грамотную математическую речь;

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту(воспитательная) воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов

Задачи учителя на уроке:

  • проконтролировать знания основных формул арифметической прогрессии;

  • проверить навыки учащихся по применению своих знаний в ходе решения нестандартных задач;

  • развить представления учащихся об использовании арифметической прогрессии в окружающей их жизни;

  • продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания, проводить исследовательскую работу, результатом которой должен быть мини- проект.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Метод урока: поисково-исследовательский

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал, карточки с заданиями, презентация урока.

Структура урока

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы, типа и целей урока.

  3. Актуализация опорных знаний и умений: фронтальная работа // индивидуальная.

  4. Историческая справка.

  5. Определение проблемы урока, выдвижение гипотезы.

  6. Доказательство гипотезы (решение прикладных задач)

  7. Получение результата.

  8. Получение мини-проекта ( домашнее задание).

  9. Рефлексия.

На доске: «Прогрессио-движение вперед!»

Здравствуйте, друзья.

Я приглашаю вас к сотрудничеству.

Какую тему вы изучали на предыдущих уроках?

Изучена данная тема,
Пройдена теории схема,
Вы много новых формул узнали,
Задачи с прогрессией решали.
И вот в последний урок
Нас поведет
Красивый лозунг
"ПРОГРЕССИО - ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД!"

Мы сегодня на уроке покорим одну из математических вершин «Арифметическая прогрессия». Откройте тетради, запишите число и тему урока «Арифметическая прогрессия в жизни и в быту».

Работа устно.

1) Вспомним теоретический материал

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

2) Тренировочные упражнения

А) Является ли заданная последовательность арифметической прогрессией, почему?

3; 6; 9; 12; …

-1; -1; -1;….

0; 13; 1; 14; …

Хn= 3n - 2;

-3; -1; 1; 3; …

Б) Выразите через a1 и d а8, а33, а100.

Найдите а5, если a1 = 4, d=7.

Найдите а12, если а11 = 20, а13 = 30.

Я уверена, что кто-то из вас подумал: « А зачем изучать какую-то прогрессию? Зачем она нам нужна?»

Сведения из истории.

А вы знаете, ребята, первые представления об арифметической прогрессии были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания как их решать. Самая древнейшая задача на прогрессии- о делении хлеба, которая записана в знаменитом египетском папирусе Ринда.



Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в бытуУрок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Об этой задаче нам расскажет ……

« Тебе сказано: раздели 10 мер хлеба на 10 человек, если разность между количеством хлеба у каждого человека и ему предшествующего составляет 1/8 меры».

В данном случае нам известно число членов прогрессии п =10, сумма членов прогрессии s = 10. Согласно решению папируса, прогрессию будем считать убывающей, т. е. d = - 1/8.

a10 = a1+ d (10 - l); a10 = a1 - 1/8 • 9 = a1 - 9/8 .

Подставляем значение a10 в формулу для суммы:

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Спасибо, небольшая экскурсия в историю завершена. Убедились, что знания по данной теме были нужны в древности, чтобы разделить хлеб.

Постановка проблемы и ее решение

Проблема: А в современном мире они нам нужны? Мы их можем где-то применить?

Чтобы у вас была путеводная звезда, к которой бы вы шли, я выдвигаю гипотезу:

Знания темы «Арифметическая прогрессия» нужны в жизни и в быту!

Давайте проведем исследование. Для этого решим несколько задач прикладного характера.

В ходе исследовательской работы вы должны либо подтвердить, либо опровергнуть данную гипотезу.

Задача 1. При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основание положить 12 бревен?

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Дано: (an)- арифметическая прогрессия: Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту,Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту, Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Найти: Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Решение:

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту, где Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

2) Найдем Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту.

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Ответ: 78 бревен в одной кладке.

Задача2. Студенты должны выложить плиткой 288 м2. Приобретая опыт, студенты каждый последующий день, начиная со второго, выкладывали на
2 м2 больше, чем в предыдущий. И запасов плитки им хватит ровно на 11 дней. Планируя, что производительность труда будет увеличиваться таким же образом, бригадир определил, что для завершения работы понадобиться еще 5 дней. Сколько м2 плитки уложили в первый день?

Дано: (an)- арифметическая прогрессия, Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту, Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту.

Найти: а1

Решение:

Пусть Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту- выложили в первый день,

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту- выложили во второй день.

Всего дней 11 + 5 = 16

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Ответ: в первый день выложили 3м2

Задача 3. Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого, они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый следующий месяц откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев, и смогут ли они купить ему телефон «Сони-эрексон К-750»?

Дано: (an)- арифметическая прогрессия, a1 = 650, d = 50, n = 10

Найти: S10

Решение: a10 = a1 +9d = 650 + 450= 1100

S10 = ( ( a1+ a10) n) : 2 = ((650 + 1100) 10) : 2 = 8750 ( рублей у родителей Андрея)

«Сони-эрексон К-750» стоит около 7000 рублей, значит они смогут купить сыну телефон.

Ответ: да, смогут.


Вывод: Получили следующий результат- знания формул арифметической прогрессии необходимы! И мне хочется еще раз подчеркнуть вам, что задачи на прогрессию - это не абстрактные формулы. Они берутся из самой нашей жизни, связаны с ней и помогают решать некоторые практические вопросы.

А теперь рассмотрим еще одно свойство членов арифметической прогрессии. Оно, скорее всего, занимательное. На доске написана "стайка девяти последовательных чисел": 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Она представляет собой арифметическую прогрессию. Кроме того, данная стайка чисел привлекательна способностью разместиться в девяти клетках квадрата 3Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту3 так, что образуется магический квадрат, т.е. квадрат, состоящий из 9 клеток, в него вписывают числа так, чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали, диагонали была одним и тем же числом.

Попробуйте составить такой квадрат.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат.

В самом деле, пусть дана арифметическая прогрессия: a, a+d, a+2d, a+3d, …, a+8d, где a и d натуральные. Расположим её члены в таблицу.



a+3d

a+8d

a+d

a+2d

a+4d

a+6d

a+7d

a

a+5d

Нетрудно видеть, что получился магический квадрат, константа C которого равна 3a+12d

Действительно, сумма чисел в каждой строке, в каждом столбце и по каждой диагонали квадрата равна 3a+12d.

Мы доказали на примере решенных задач, что знания темы «Арифметическая прогрессия нужны была и в древности, необходимы они и в современном мире, да и в занимательной математике часто встречаются интересные задачи. А можем ли мы встретить арифметическую прогрессию в нашем районе? Конечно же, да.

Д/з: Группа теоретиков находит 3 задачи на арифметическую прогрессию, касающиеся нашего района.

Группа практиков составляет из них презентацию.

А ….. расскажет древнее решение задачи из папируса Ринда.

Примеры задач: Ардатовский светотехнический завод установил новое оборудование стоимостью 1700 долларов. Ежегодное амортизационное исчисление 150 долларов. После достижения стоимости 200 долларов оборудование списывается. Сколько лет прослужит оборудование.

Миша погашает ежемесячный займ в банке г. Ардатов. Его шестая и десятая выплаты 345 и 333 рубля. Считая, что выплаты- арифметическая прогрессия, определите 15-ую выплату.

В первом ряду ДК п. Тургенево 21 кресло. В каждом последующем ряду на 2 кресла больше, чем в предыдущем. Сколько кресел в 40 ряду?

А. сейчас давайте подведем итоги нашего урока при помощи синквейна . Синквейн - это такое высказывание, в котором

 первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; (урок)

 вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

( Необычный, увлекательный)

 третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

(Думаем, решаем, общаемся)

 четвертая строка - фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме;



(Я умею решать задачи)

Вы видите, у нас получилась арифметическая прогрессия!

 пятая строка -

Спасибо вам, девятиклассники, за урок!

Упорство, творчество и труд

К прогрессу в жизни приведут!

Дополнительные задачи:

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

а1 =15, d = 10, аn= 105

n- ?

аn = а1 + ( n - 1) d

105 = 15 + ( n - 1) 10

100 = 10 n

n = 10

Ответ: 10 дней





Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

Дано: a1 = 10, a5 = 30

Найти: a9

Решение:

а5 = а1 + 4d, 4d = a5 - a1, 4d = 30 - 10,

4d = 20, d = 20:4, значит d = 5.

а9 = a1 + 8d;

a9 = 10 + 8*5;

a9 = 50.

Ответ: 50 костюмов.

Урок-проект на тему Арифметическая прогрессия в жизни и в быту

© 2010-2022