- Преподавателю
- Математика
- Устный журнал Математика - царица наук
Устный журнал Математика - царица наук
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шевелева Н.М. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Устный журнал
для учащихся начальной школы
« Математика - царица наук». (Слайд 1)
Цели:
-
Познакомить учащихся начальной школы с вопросами истории математики, продемонстрировать занимательность и разнообразие математических задач и игр.
-
Развивать логическое мышление, внимание, память, навыки счета, любовь к предмету, коммуникативные навыки.
-
Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, аккуратности, эстетичности.
-
Развивать организаторские способности учащихся старших классов, элементы профессиональной ориентации.
-
Осуществлять преемственность начальной и старшей школы.
СТРАНИЦА 1 (Слайд 2)
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЧИСЛА - ВЕЛИКАНЫ
Миллион - это одно из числовых великанов. Чтобы убедиться, что это число действительно огромно, приведем несколько примеров.
-
Представьте себе, что среди книг в библиотеке надо перелистать
миллион листов различных книг. Сколько времени потребуется, чтобы только перелистать миллион листов?
Если в каждую минуту перелистывать по 80 страниц, не отрываясь, то потребуется более месяца. При этом работать будете без выходных дней. Рука не выдержала бы такой работы.
-
Подумайте, сколько времени надо, чтобы прочитать все те книги,
которые вместе содержат миллион листов. Если каждый лист прочитывать за 6 минут и если ежедневно читать по 8 часов непрерывно, кроме воскресений, то миллион листов можно прочитать лишь за 40 лет!
-
На какое расстояние протянется шеренга, в который поставлено
миллион школьников?
Она имела бы длину в 500 километров! Шеренга могла бы протянуться почти от Москвы до Санкт-Петербурга!
-
Какой длины должно быть классное помещение, чтобы посадить в нем
миллион учащихся?
Если за каждую парту посадить по два человека, а парты поставить в 3 ряда, то классное помещение протянулось бы более чем на 160 километров! На автомобиле надо ехать 3 часа от начала каждого ряда до его конца.
Вот что такое миллион! Вот почему его называют великаном!
СТРАНИЦА 2 (Слайд 3)
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?
-
(Слайд 4, 5) О продолжительности жизни отдельных пород деревьев:
Ель живет до 1200 лет, сосна - до 600 лет, береза - до 250 лет, рябина - до 80 лет.
-
О пользе, которая может дать живое дерево.
Столетняя сосна при подсечке может дать 16 кг смолы. Из смолы получают скипидар и твердую массу - канифоль. Скипидар применяется в качестве растворителя при производстве лаков. Канифолью натирают смычки скрипок; она также идет на производство лаков, сургуча.
Береза весной, пока из почек не распустились листочки, дает сладкий сок. За весну одно взрослое дерево может дать до 4 ведер сока.
-
(Слайд 6) О пользе птиц.
(Слайд 7) Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, пожирая всех вредителей.
(Слайд 8) Дятел - это лесной доктор. Он избавляет деревья от вредных насекомых. Один дятел за день съедает до 750 - 900 короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Вырастив птенцов, дятлы покидают свои дупла, а весной долбят новые. Все дупла и выемки охотно используют для своих гнезд и ночлега маленькие птички.
(Слайд 9) Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, до 40 кузнечиков, 5 личинок майского жука, до 50 личинок щелкунов и чертолеток и др.
(Слайд 10) Мухоловка - пеструшка - совсем небольшая птичка, съедает за день до 300 мух и комаров.
(Слайд 11) Сова съедает за ночь 7 - 8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тысяч мышей-полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которое могли бы уничтожить мыши.
-
Среди насекомых встречаются не только вредные, но и полезные.
(Слайд 12) Семиточечная божья коровка за свою жизнь съедает не меньше 1000 тлей - вредителей полей, садов и огородов.
Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют за день до 3500 - 4500 различных вредных насекомых.
-
Краткие сведения о рыбах.
(Слайд 13) Уклейка - верхоплавка распространена почти по всем водоемам достигает в длину до 15 см и весит до 50 г, плавает у поверхности воды.
Пескарь и ёрж - придонные рыбы. Их ловят на червя. Они достигают в длину до 10 см, весят до 50 г.
(Слайд 14) Плотва, которая часто попадается на удочку, достигает в длину до 20 см и весит до 200 г.
Окунь - это хищная рыба. Продолжительность жизни окуня - 10-12 лет. За это время он может достигнуть длины до 50 см и весить до 3-4 кг.
(Слайд 15) Щука - распространенный хищник в наших водоемах. Чтобы достигнуть массы в 1 кг, она должна съесть другой рыбы 21-22 кг. Она может прожить до 300 лет и весить 35 - 40 кг.
СТРАНИЦА 3 (Слайд 16)
ЗАГАДКИ
-
(Слайд 17) Что за шустрый старичок
Восемьдесят восемь ног.
Все по полю шаркают,
За работой жаркою. (Веник)
-
(Слайд 18) Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Ботинки)
-
(Слайд 19) Овсом его не кормят,
Кнутом его не гонят.
А как пашет-
Семь плугов тащит. (Трактор)
-
(Слайд 20) Да конца, два кольца,
А в середине - гвоздик.
Что это такое? (Ножницы)
-
(Слайд 21) На четырех ногах стою,
Ходить все же не могу.
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять. (Кровать)
-
(Слайд 22) Я - одинокая старуха.
Прыгаю я по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину я тяну.
Что это? (Игла)
-
(Слайд 23) Две сестренки - две плетенки,
Из овечьей шерсти тонкой:
Как гулять - так надевать-
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
-
(Слайд 24) Есть у нас пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.
Что это за братья? (Пальцы)
-
(Слайд 25) Возле елок из иголок,
Летним днем построен дом.
За травой не виден он,
И жильцов в нем - миллион. (Муравейник)
-
(Слайд 26) Есть, ребята, у меня,
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня? (Коньки)
-
(Слайд 27) Семьдесят одежек, а все без застежек. Что это? (Кочан капусты)
-
(Слайд 28) Сидит дед
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
-
(Слайд 29) Якутская загадка.
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
СТРАНИЦА 4 (Слайд 30)
ЗАДАЧИ - ШУТКИ
(Слайд 31) 1. На столе стояли 3 стакана с вишнями. Костя съел один стакан вишни и поставил стакан на стол. Сколько стаканов осталось?
3 стакана
2.Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на 2 ноги?
3 кг
3.Пара лошадей пробежала 20 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?
20 км
(Слайд 32) 4.Что дороже - килограмм однокопеечных монет или полкило двухкопеечных монет?
1 кг однокопеечных
5.Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час, а обратно - из Санкт-Петербурга - то же расстояние он пролетает за 60 мин. Почему такая разница?
60 минут = 1 час
(Слайд 33) 6.У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: «У меня четыре сына, и у каждого из них есть родная сестра». Сколько же детей у него?
5 детей: 4 сына и 1 дочь
7.4 яйца сварились за 4 минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо?
4 минуты
(Слайд 34) 8.Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и двое впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всего гусей?
Три гуся
9.Назовите пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели?
Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
СТРАНИЦА 5 (Слайд 35)
ИСТОРИЧЕСКАЯ
Как люди научились считать.
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?
Чтобы всё подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот послушайте.
Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.
Жизнь первобытных людей мало, чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться орудиями труда.
Первобытные люди, также как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сёстры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение продвигалось медленно.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества отдельных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток - одну птицу, из колоса с зёрнами - одно зерно.
Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывал о том, что видел пару уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, затем четыре и т. д.
Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно умело окружить зверя. Чтобы расставить 2человека у берлоги, а 3- за ней, нужно уметь считать.
Специальные названия чисел имелись поначалу только для 1 и 2. Числа же больше 2 называли с помощью сложения: 3- это 1и 2, 4 - это 2 и 2, 5 - это 2, ещё 2 и 1.
Названия чисел у многих народов указывают на их происхождение.
(Слайд 36)