«Интегрированный урок истории и математики: проблемы, поиски»

 Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. Межпредметные связи способствуют формированию личности школьника как субъекта познания и обучения . Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторы:

Москалец Н.Н.(учитель истории), Павлова Н.Н.(учитель математики).

«Интегрированный урок истории и математики: проблемы, поиски».

Уроки истории - это гуманитарные уроки. На уроках истории, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание учащихся, достигается свобода в суждениях и ответах. А так как история связана со многими предметами, то интеграция уроков истории приобретает особую актуальность. Интегрированные уроки предоставляют и учителю, и ученику больше возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом. Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику как к участнику процесса предъявляются следующие требования:

Умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники, навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации, умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию, выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других, выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Межпредметные связи способствуют формированию личности школьника как субъекта познания и обучения .

В основе предметно - классно- урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло по немощи человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность межпредметных связях учебных дисциплин. Нами не случайно был выбран 6 класс и тема «Средневековый город», как можно понять жизнь и проблемы средневековых горожан в отрыве от их повседневных занятий, ведь именно ремесленникам и торговцам, в отличие от представителей других сословий, приходилось постоянно вести подсчеты.

Разрабатывая уроки истории надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и временем, когда программный материал усваивается.

Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащимися, ибо то, что сегодня кажется не интересным учителю историку, почти наверняка будет не актуальным для учеников.

Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше если замысел урока будет интересен лично учителю. И тогда знакомый уже достаточно «приевшийся» материал будет раскрыт по-новому. Это свежее прочтение определяет замысел урока и его разработку. Для этого был отобран «живой материал» из средневековой истории немецких городов, фрагменты уставов ремесленных цехов и т.п. С помощью фрагментов исторических документов удалось превратить анализ документов в своеобразную ролевую игру.

В процессе подготовки урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление материала в сознании учащихся, характер домашнего задания. В это время происходит подбор материала к конкретной теме, разработка вопросов, постановка проблемных заданий, которые помогут рассмотреть тему с разных точек зрения. Так в качестве проверки домашнего задания было предложено решить тест, сочетавший как математический материал, так и исторический, например:

2.

Какова причина появления новых городов?

16. ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли

18. укрепление феодального землевладения

11. войны между государствами

Сравнить: «Интегрированный урок истории и математики: проблемы, поиски». v «Интегрированный урок истории и математики: проблемы, поиски».

Для домашнего задания были предложены задачи, которые помогали лучше понять жизнь и профессия городского менялы:

Монетная система Франкфурта-на-Майне XIV-XV вв. 1359-1385 гг.

1 марка = 1,5 гульдена.

1 гульден = 1 фунт геллеров = 240 геллеров.

1 гульден = 24 шиллинга.

1 шиллинг = 9 геллеров.

XV в.

1 новый геллер = 2 старых геллера

1 енгельшен = 6 старых геллеров

1 фунт геллеров = 180 старых геллеров

1 гульден = 216 старых геллеров

1 торнос = 20 шиллингов старых геллеров.

Задача.

Ты - меняла. Твой знакомый пекарь принес дневную выручку и попросил обменять на новые геллеры. В кошельке было 6 гульденов и 3 торноса. Сколько новых геллеров ты дашь своему другу?

Временами учитель истории стремится отказаться от трафаретных, застывших форм урока, ищет для него разнообразные конфигурации, построения.

Сложность интеграции связана прежде всего с тем, что практически во всех параллелях изучение содержания курсов истории, математики, литературы, географии, и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно. У нас полностью совпадали темы и приспосабливать календарное планирование не пришлось. По истории изучали тему «Средневековый город» по математике «Действия с простыми дробями. Повторение».

Учитель должен хорошо представлять себе содержание учебного материала смежных предметов. Определившись с темой, учитель выбирает класс, в котором целесообразно провести интегрированный урок. Урок был апробирован в трех 6-х классах и материал был скорректирован в зависимости от особенностей учащихся.

Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели. Именно благодаря тесному взаимодействию и сотрудничеству, удалось совместить такие трудно соединяемые элементы, как нам кажется.

Одной из важных проблем был принципиальный выбор: адаптировать средневековый документ для учащихся 6 классов или сохранить его идентичность. В результате было создано несколько вариантов заданий разного уровня сложности и сформировались несколько «маршрутов» изучения материала на уроке.

Скорняки

Устав 1355 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkundcn, B. I, S. 278.

1. Кто хочет вступить в наш цех, должен внести 2 фунта геллеров, 2 фунта воску и две четверти вина; кто не имеет денег вносит меха.

11. Кто хочет учиться нашему ремеслу, вносит ? пфеннига и 2 фунта воску.

Устав 1377 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkunden, Bd. I, SS. 278-279.

l-3 - как у пекарей.

4. Кто имеет собственность в 30 гульденов, должен иметь все военное снаряжение. Кто его не имеет, платит штраф 10 шиллингов пфеннигов («Интегрированный урок истории и математики: проблемы, поиски».).

11. Если мастер учит одного мальчика, то он (мальчик) должен заплатить ремеслу 10 шиллингов.

12. Если сын мастера хочет стать мастером, он должен внести в пользу ремесла 12 шиллингов («Интегрированный урок истории и математики: проблемы, поиски». дохода за месяц) и одну четверть вина.

Задача.

Ты мастер - скорняк. Подсчитай свои расходы за месяц.

У тебя собственности >30гульденов, но ты не можешь купить военное снаряжение. Твой сын хочет стать мастером и вступить в цех.

Была предложена как групповая форма работы, так и индивидуальная, можно было выбрать из 5 вариантов заданий. Также несколько вариантов были облегчены с помощью специального выделения текста.

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. В нашем случае ведущей дисциплиной была история, тем не менее, задачи применения, полученных на математике знаний и умений, были успешно решены.

Ответ на вопрос, зачем этот урок нужен нашим детям и нам как их учителям, возможен только при понимании противоречия в организации учебной деятельности учителя и ученика. Мы прекрасно осознаем противоречие как недостаток, проявляющийся в несоответствии, например, узко предметных знаний ученика и отсутствием у него способности применять их при анализе глобальных или просто жизненных явлений; в несоответствии дидактической задачи необходимости использования знания из одного предмета и умений переносить их в другую ситуацию. «Реальная математика» и « живая история» стали доступны нашим ученикам благодаря интегрированным урокам.


© 2010-2022