- Преподавателю
- Математика
- Интегрированный урок алгебра-география
Интегрированный урок алгебра-география
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цыганова О.А. |
Дата | 15.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
И Н Т Е Г Р И Р О В А Н Н Ы Й
У Р О К
(алгебра - география.)
Интегрированный урок: алгебра- география
Тема урока: Функция.
Цель: Повторить понятия: координатная плоскость, координаты точки на плоскости, географические координаты. Познакомить обучающихся с понятием функции, дать определение функции, аргумента. Рассмотреть способы задания функции.
Ход урока.
I этап
Учитель математики : Павлова С.А.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с новым понятием, но сначала вспомним, что такое координаты?
( Координатами называются числа, определяющие положение точки на плоскости или в пространстве.)
- Что необходимо указать, чтобы задать координатную плоскость?
( Чтобы задать координатную плоскость надо:
- провести две перпендикулярные прямые;
- выбрать начало отсчета в точке пересечения прямых;
- указать единичный отрезок на каждой прямой;
- указать направление и название осей.)
- Как называются координатные оси?
( Ось ОХ - ось абсцисс, ось ОУ - ось ординат.)
- Каждая точка на координатной плоскости имеет две координаты. Как они называются?
( Абсцисса и ордината.)
- Каким свойством обладают все точки, лежащие на оси абсцисс, на оси ординат?
( Если точка лежит на оси абсцисс, то ее ордината - ноль, у = 0, а если точка лежит
на оси ординат, то ее абсцисса равна нулю х = 0.)
- Сейчас вам предлагается выполнить следующее задание.
Расшифруйте запись. Каждая точка с целочисленными координатами обозначается буквой.
Обучающиеся в своих карточках выполняют задание №1.
( 0; -2), ( -2; 0), (-1; 0), (1; -1), (0; 1). (1; -1), (-2;-3).
Ц Е Д О Л О М
- А теперь прочитайте слова справа налево. Кто правильно выполнил задание, тот получил слово
«МОЛОДЕЦ».
- А теперь вам нужно выполнить обратную задачу. Необходимо нанести точки с заданными координатами на координатную плоскость и последовательно их соединить. Посмотрим какая фигура получится.
Обучающиеся в своих карточках выполняют задание №2.
(-1;5), (-3;5), (-3;9), (-2;10), (3;10), (3;4), (0;1), (3;1), (3;-1), (-3;-1), (-3;1),
(1;5), (1;8), (-1;8),(-1;5).
Два ученика выполняют это задание «за крыльями доски».
- Получилась цифра «2». Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Как связано это число с нашим уроком?
Следуют высказывания: « Второй урок.», «Две координатные прямые.».
« Два учителя в классе.», «Два предмета на одном уроке.» и т.п
- Ребята, где еще мы встречаемся с координатами?
( « В географии, когда ищем объекты на географической карте.» ).
II этап
Учитель географии: Зайцева Е.Н.
- Ребята, давайте вспомним, что такое параллели и меридианы?
( Параллели - линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно
экватору. Меридиан - кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности
Земли от одного географического полюса к другому.)
- Что мы называем градусной сеткой?
( Градусная сетка - линии меридиан и параллелей на глобусе и географических
картах, разделенные на градусы.)
- Что такое географические координаты?
(Географическими координатами называют угловые величины - широту и долготу,
определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и
нулевого ( Гринвичского) меридиана.)
- Что необходимо указать, чтобы задать координаты какого- либо географического объекта?
( Необходимо указывать географическую широту. Это величина дуги в градусах
от экватора к северу или к югу до заданной точки. Еще необходимо указать
географическую долготу. Это величина дуги в градусах от начального
меридиана к востоку или западу до заданной точки.).
- Давайте определим географические координаты нескольких городов.
По одному обучающиеся выходят к доске и по карте определяют
координаты городов:
г.Москва: 56 с.ш.38 в.д. ( Евразия)
г. Рио-де-Жанейро: 24 ю.д. 43 з.д. ( Юж.Америка)
г. Мехико: 19 с.ш. 99 з.д. ( Сев.Америка)
- Молодцы. А теперь представьте, что вы находитесь на корабле. Юнга заметил в океане бутылку.
Когда ее выловили и открыли, там оказалось послание команды корабля, потерпевшее
кораблекрушение. Некоторые цифры и буквы на маленьком листочке были смыты водой.
Остались только: «Мы высадились на ос….. Ог……. Зе…(53...ш. и ….з.д.).».
Нужно скорее найти это место на карте, чтобы оказать помощь.
Учащиеся самостоятельно работают с атласом.
- Ребята, вы быстро справились с заданием, это действительно острова Огненная Земля (53 ю.ш. и
66 з.д.). Но в Мировом океане случилась еще одна беда. Английское судно терпит бедствие. Его
координаты 30 ю. ш. и 40 в.д. Жители какого материка первыми придут на помощь?
- Правильно. Это жители Южной Америки.
- И еще одно задание. Установите соответствие между географическими объектами и
координатами. ( Работа в парах).
1. Острова Керглен. А. 53 ю.ш. и 66 з.д.
2. Острова Огненная Земля. Б. 25 с.ш. и 90 в.д.
3. Мексиканский залив. В. 50 ю.ш. и 70 в.д.
4. Остров Мадагаскар. С. 34 с.ш. и 140 в.д.
Обучающиеся самостоятельно находят соответствия и сверяются с соседом по парте.
IIIэтап
Учитель математики: Павлова С.А.
- Итак, мы с вами вспомнили как находить координаты на координатной плоскости и на
географической карте. А для чего еще нужны нам координаты?
( Чтобы читать графики.)
- Что показывает график?
( График может показывать, как изменяется температура воздуха в течение суток,
как изменяется расстояние , бывает график дежурства.)
- Совершено верно, график показывает, как при изменении одной величины (времени, дня недели) изменяется другая величина ( температура, расстояние, фамилия учащегося).
- Например, на стр. 40 рис. 7. Что показывает этот график?
( График показывает изменение температуры воздуха в течение суток.)
- На стр.42 рис. 8. Что показывает этот график?
( График показывает изменение расстояния в зависимости от времени.
- На стр.43 рис.9. Что показывает этот график?
( График показывает изменение высоты сосны в зависимости от ее возраста).
- Мы все время говорим « зависит», « зависимость». Как еще можно выразить зависимость одой величины от другой?
( Можно записать формулу. Например:S=50t. t- выбираем произвольно, а S зависит
от t.)
- Выберем t = 1, тогда S = 50
t = 2 , тогда S = 100
t = 10, тогда S = 500
- Какие еще формулы вы можете привести в пример?
(S =a , a - сторона квадрата, S -площадь квадрата. )
- На стр. 41 задана таблица, выражающая стоимость билета от железно-дорожной зоны. Каждому значению зоны соответствует определенная цена билета.
- Мы рассмотрели несколько примеров (графики, формулы, таблицу), выражающих зависимость одной величины от другой. Скажите, пожалуйста, сколько значений зависимой переменной соответствовало каждому значению независимой переменной?
( Во всех примерах каждому значению независимой переменной соответствовало
только одно значение зависимой переменной.)
- Вот такую зависимость одной величины от другой мы будем называть функциональной зависимостью или просто функцией.
- Итак, давайте еще раз сформулируем определение функциональной зависимости.
Функция - это такая зависимость двух переменных, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной. Независимая переменна называется - аргумент, зависимая переменная - функция.
- Таким образом слово « функция» имеет два значения:
-
это определенного рода зависимость одной переменной от другой;
-
это значение зависимой переменной.
- Давайте запишем обозначения :
P(t) - функция температуры от времени
M(n) - функция стоимости билета от номера зоны
S(t) - функция расстояния от времени
Y(x) - функция высоты дерева от его возраста
S(a) - функция площади квадрата от его стороны
- Таким образом, P,M,S,Y - названия функций, t,n,x,a - названия аргумента.
Все значения независимой переменой образуют область определения функции.
Для P(t) Д(P):
Для M(n) Д(М):
Для S(t) Д(S):
Для Y(x) Д(Y):
Для S(a) Д(S):
- Выполним № 256(а), № 258.
- Итак, ребята, с какими новыми понятиями мы познакомились сегодня на уроке?
( Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями: функция, аргумент,
область определения функции.)
- Как можно задать функциональную зависимость?
( Функцию можно задать с помощью формулы, графика, таблицы.)
- Задают ли данные графики функциональную зависимость?
а) у б) у в) у г) у
х х х х
(Функцию задают только графики а), в) т.к. в букве б) и г) можно найти аргумент,
которому соответствует несколько значений функции, а должно соответствовать
только одно.)
- Задают ли данные таблицы функциональную зависимость?
а) б)
х
3
4
8
3
1
у
2
4
5
7
3
х
3
4
8
3
1
у
2
4
5
2
3
( В первой таблице между х и у нет функциональной зависимости, т.к. для х = 3
соответствует два значения зависимой переменной у = 2; 7. Вторая таблица задает
функцию, т.к. каждому значению аргумента соответствует единственное
значение функции.).
- Задают ли данные формулы функциональную зависимость?
у = 6х -функция, = х - не является функцией, т.к. для х = 5соответствует два значения функции: у = + -5.
Подводя итоги, можно еще раз вспомнить определение функции, аргумента, области определения функции.
Д/З : п.10., №352 , 354 , 355, 259.