Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

Данный урок является уроком повторения-обобщения по теме : Площади фигур: треугольник и четырехугольник» (Геометрия, 8 класс). Цель урока: обобщение теоретических знаний для нахождения площадей треугольника и четырехугольника, закрепление навыков решения задач по этой теме, контроль ЗУН по теме с использованием разноуровневой дифференциации. На уроке рассматриваются два способа решения задач на нахождение площадей фигур. Применяется технология обучение в сотрудничестве и технология разноуровнево...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Разработка урока обобщающего повторения для 8 класса

по теме: «Площади треугольника и четырехугольника»

(с применением программы

«Математический конструктор»)


Манаева Елена Вячеславовна

МОУ СОШ № 2

г.о. Орехово-Зуево

Московская область


Цель урока. Обобщить теоретические знания по теме «Площади треугольников и четырехугольников», закрепить навыки решения задач по этой теме различного уровня сложности. Организовать работу учащихся на уровне, соответствующем уровню уже сформированных у них знаний, с целью повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом.

I этап урока - организационный (2 минуы)

Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раздаточный материал, который находится у них на партах.

II этап урока (8 минут)

Актуализация знаний. Повторение теоретического материала по теме «Площадь треугольника и четырехугольника» .

Учитель обращается к учащимся с вопросом: «Скажите, пожалуйста, что такое площадь фигуры, какие свойства площадей вы знаете?»

Учащиеся дают определение, приведенное ниже или его модификацию.

Определение. «Площадь фигуры - это положительная величина, характеризующая размер фигуры, численное значение которой обладает следующими свойствами:

  1. Равные фигуры имеют равные площади.

  2. Если фигура разбивается на части, являющиеся простыми фигурами, то площадь этой фигуры равна сумме площадей ее частей.

  3. Площадь квадрата со стороной, равной единице измерения, равна единице».

Учитель: «Хорошо,теперь скажите, как называются фигуры, имеющие равные площади?»

Учащиеся отвечают: « Фигуры, имеющие равные площади, называются равновеликими».

Учитель: «А теперь давайте вспомним формулы площадей некоторых фигур. Начнём с треугольника».

Учащиеся в произвольной последовательности перечисляют формулы площадей треугольника, а учитель, открывает названные формулы. (см. Приложение1, листы 1, 2)

Учитель: « Какие формулы площадей четырёхугольников вы знаете?»

Учащиеся перечисляют формулы площадей параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, а учитель, открывает названные формулы. (см. Приложение1, лист 3).

III этап урока (15 минут)

Фронтальная работа с классом. Решение задач.

Сторона квадратной клетки равна 1. Найдите площади фигур:

1. Найдите площадь треугольника ABC.Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

2. Найдите площадь ромба ABCD.Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

3. Найдите площадь четырехугольника ABCD.Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

4. Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (1, 1), (4, 4), (5, 1). Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

(См. Приложение 2.)

Решения.

Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»1. Первый способ. Так как диагональ квадрата со стороной 1 равна Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» , то сторона AC треугольника ABC равна Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» , высота BH, проведенная к этой стороне, равна Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» . Следовательно, площадь данного треугольника равна Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» , т.е. равна 7,5.

Второй способ. Разобьем данный треугольник ABC на два треугольника ABD и BDC. Их общая сторона BD равна 3, а высоты, к ней проведенные, равны соответственно 1 и 4. Площадь треугольника ABD равна 1,5, а площадь треугольника BDC равна 6. Площадь треугольника ABC равна сумме площадей этих треугольников и, следовательно, равна 7,5.Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

Ответ. 7,5.

Возможны другие решения, например, метод «вычитания площадей прямоугольных треугольников», которые и предлагаются в зависимости от уровня обученности класса.

2. Напомним, что площадь ромба равна половине произведения его диагоналей. Воспользуемся тем, что диагональ квадратной клетки со сторонами, равными 1, равна Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» . Тогда диагонали AС и BD данного ромба будут равны соответственно Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» и Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» , а его площадь будет равна Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» , т.е. равна 8.

Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

3. Первый способ. Разобьем данный четырехугольник на два треугольника ABC и ACD. Сторона AC у них общая и равна 4. Высоты BH и DH равны 2. Следовательно, площади этих треугольников равны 4 и, значит, площадь четырехугольника равна 8.Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

Второй способ. Разобьем данный четырехугольник на два треугольника ABD и BCD. Сторона BD у них общая и равна 4. Высоты AH и CH равны соответственно 3 и 1. Следовательно, площади этих треугольников равны соответственно 6 и 2. Значит, площадь четырехугольника равна 8.

Ответ. 8.

4. Из вершины B треугольника ABC опустим высоту BH. Она равна 3. Сторона AC равна 4. Следовательно, площадь треугольника равна 6.

Ответ. 6.Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

Решение данных задач целесообразно оформить на втором листе Приложения2, аналогично тому, как было оформлено решение следующей самостоятельной работы (см. Приложение 3. Листы 1-4).

IV этап урока (15 минут)

Разноуровневая самостоятельная работа

Учитель выдает задания для самостоятельной работы, сообщая учащимся, что на ее выполнение отводится 15 минут. Учителем подготовлены карточки трех цветов для удобства ориентации по уровням сложности.

Учащимся 1-й группы учитель уже выдал розовые карточки с задачами повышенного уровня сложности в 2-х вариантах.

Для учащихся 2-й группы учитель выдал голубые карточки в 2-х вариантах с разнообразными заданиями базового уровня сложности.

Для учащихся 3-й группы учителем составлены зеленые карточки в 2-х вариантах с заданиями базового уровня сложности. Учащиеся 3-й группы - это, как правило, учащиеся со слабой математической подготовкой, педагогически запущенные школьники, они будут выполнять задания под контролем учителя.

Розовые карточки.

Вариант 1.

  1. Дан параллелограмм АВСD. Его диагональ ВD равна 5, а синус тупого угла АDВ равен 0,8. Найдите площадь параллелограмма, если сторона СD равна Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» .

  2. Основания трапеции равны 17,5 и 7,5, а боковые стороны - 8 и 6. Найдите площадь трапеции.

Вариант 2.

  1. Дан параллелограмм АВСD с тупым углом при вершине В. Синус угла ВAD равен Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» , а длина стороны АВ равна 6. Найдите периметр треугольника АВС, если площадь параллелограмма равна Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

  2. Найдите площадь равнобедренной трапеции, если её диагональ, равная 10, образует с основанием угол, косинус которого равен Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника» .

Голубые карточки.

Вариант 1.

1. Найдите площадь треугольника ABC, считая стороны квадратных клеток равными 1.

Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

2. Найдите площадь трапеции ABCD, считая стороны квадратных клеток равными 1.Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

3. В равностороннем треугольнике АВС сторона АВ = 12 см. Найдите его площадь.

4. Диагонали ромба равны 10 см и 24 см. Найдите его площадь.

5. Средняя линия трапеции ABCD равна 13 см, а сторона АВ, равная 12 см, образует с основанием AD угол 30Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника». Найдите площадь трапеции.

Вариант 2.

1. Найдите площадь четырехугольника ABCD, считая стороны квадратных клеток равными 1.

Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

2. Найдите площадь трапеции, вершины которой имеют координаты (1, 1), (1, 4), (3, 4), (5, 1).Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

3. В равнобедренном треугольнике АВС (АВ= ВС) АВ = 5 см, АС = 8 см. Найдите площадь треугольника.

4. Диагональ квадрата равна 8 см. Найдите его площадь.

5. В параллелограмме ABCD проведены диагонали АС и BD. Площадь треугольника ABD равна 72 см2. Найдите площадь треугольника ACD.

Зеленые карточки.

Вариант 1.

1. Считая стороны квадратных клеток равными 1, найдите:

1) Площадь параллелограмма ABCDРзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

2) Площадь треугольника ABC Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

3) Площадь трапеции ABCD

Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

4) Площадь четырехугольника ABCD.Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

2. Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (1, 1), (1, 4), (4, 3).

Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

Вариант 2.

1. Считая стороны квадратных клеток равными 1, найдите:

1) Площадь параллелограмма ABCD

Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

2) Площадь треугольника ABC

Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

3) Площадь трапеции ABCD

Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

4) Площадь четырехугольника ABCDРзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

2. Найдите площадь параллелограмма, вершины которого имеют координаты (1, 2), (1, 4), (5, 3), (5, 1).

Рзработка урока по геометрии для 8 класса по теме «Площади треугольника и четырехугольника»

V этап урока (5 минут)

Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию

Учитель еще раз обращает внимание, на теоретические факты, которые вспоминали на уроке, говорит о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, при необходимости выставляет отметки.

В качестве домашнего задания учащиеся обмениваются вариантами самостоятельной работы, проведенной на уроке.

На следующем уроке в качестве проверки домашнего задания и результатов самостоятельной работы можно продемонстрировать решение с помощью инструментов УМК «Живая математика». (см. Приложение 3, Листы1-4).



© 2010-2022