Рабочая программа факультативного курса

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»

Рассмотрено

Руководитель МО

________ Андриянова Т.Н.

Протокол № 1

от «25» августа2015 г.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

__________ Лобанова О.Г.

«___»_________2015 г.

Утверждаю:

Директор

МБОУ «Гимназия №3»

_______ А.В. Чикалов

Приказ № 285

от «31» августа 2015г.









Рабочая программа

по факультативному курсу «Элементы статистики и вероятность»

для обучающихся 7г класса

Сроки реализации программы: 2015 -2016 учебный год







Разработчик: Попий Галина Михайловна,

учитель математики высшей

квалификационной категории











г. Рубцовск, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Учебный план МБОУ «Гимназия №3».

  2. Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия №3».

  3. Годовой календарный график.

Программа разработана на основе учебного пособия «Теория вероятностей и статистики», написанной авторским коллективом под руководством профессора Ю.Н.Тюрина. В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики. Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Согласно планированию предполагается изучение: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайная изменчивость; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей.

Цель данного курса:

-дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи;

-подчеркнуть тесную связь разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов;

-воспитание культуры личности, понимание значимости теории вероятностей и статистики для научно-технического прогресса.

Используемый УМК:

  • Тюрин Ю. Н., Макаров А. А., Высоцкий И. Р., Ященко И. В. «Теория вероятностей и статистика, 7 - 9 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений. Изд. ОАО «Московские учебники», 2008 г.

  • Тюрин Ю. Н., Макаров А. А., Высоцкий И. Р., Ященко И. В. «Теория вероятностей и статистика»: методическое пособие для учителя.Изд. МЦНМО МИОО Москва, 2008 г.

В соответствии с учебным планом на изучение «Теории вероятностей и статистики» отводится 0,5 час в неделю, всего 17,5 часов.

Факультативный курс призван развивать интерес учащихся к предмету, любознательность, смекалку, логическое мышление.













ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел «Статистика»

Таблицы

Знакомство с различными способами представления данных с помощью таблиц, чтение таблиц и проведение расчетов в таблицах.

Диаграммы

Три типа диаграмм: столбиковым, круговым диаграммам и диаграммам рассеивания.

Описательная статистика.

Среднее значение, медиана, мода, рассеивание числовых данных, отклонение и дисперсия.

Случайная изменчивость.

Изменчивость различных величин, встречающихся на практике.

Раздел «События и их вероятности»

Случайные события и вероятность.

Понятие событий и их вероятностей. Вероятность как мера правдоподобия события и связь частоты с вероятностью на уровне интуитивных представлений.

Математическое описание случайных явлений.

Переход от интуитивных представлений о событиях и их вероятностях к минимальной формализации этих представлений. Понятие случайного опыта и элементарного события как возможного результата этого опыта.



Тематический поурочный план

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания урока

Дата проведения

Коррекция

Основные виды деятельности

обучающихся

Информационные ресурсы

Учебное оборудование

Представление данных в таблицах и диаграммах (11 часов)

1

Таблицы

Статистические данные в таблицах.

1.09.15

Уметь уверенно искать нужную информацию в таблице;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

2

Таблицы

Вычисления в таблицах.

15.09.15

Уметь производить подсчет предметов в данном списке и составлять таблицу результатов подсчета;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

3

Таблицы

Таблицы с результатами подсчетов.

29.09.15

Уметь составлять простейшие таблицы с результатами измерений;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

4

Диаграммы

Столбиковая диаграмма.

13.10.15

Уметь строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

5

Диаграммы

Работа с диаграммами

27.10.15

Уметь строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

6

Диаграммы

Диаграммы рассеивания

17.11.15

Уметь выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показаниями на диаграмме рассеивания величинами.

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

Описательная статистика(10часов)

7

Описательная статистика

Среднее значение,медиана

1.12.15

Уметь вычислять среднее значение набора;

Уметь объяснять, что такое медиана числового набора, и уметь вычислять ее для несложных наборов;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

8

Описательная статистика

Мода. Наибольшее и наименьшее значение.

15.12.15

Уметь находить моду. Уметь вычислять наибольшее и наименьшее значение набора чисел, его размах;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

9

Описательная статистика

Размах

12.01.16

Уметь вычислять наибольшее и наименьшее значение набора чисел, его размах;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

10

Описательная статистика

Дисперсия. Обозначение и формулы.

26.01.16

Уметь вычислять на коротких наборах отклонения от среднего арифметического и дисперсию;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

11

Описательная статистика

Свойства среднего арифметического и дисперсии

9.02.16

Уметь вычислять на коротких наборах отклонения от среднего арифметического и дисперсию;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

Случайная изменчивость.(3)

12

Случайная изменчивость

Примеры случайной изменчивости. Рост человека. Точность измерений

22.02.16

Уметь приводить примеры таких величин: напряжение в бытовой сети, параметры продукции при массовом производстве, рост человека и т.п.;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

Случайные события и вероятность

13

Введение в теорию вероятностей п.20-24

Случайные события. Вероятности и частоты

15.03.16

Уметь приводить примеры случайных событий;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

14

Введение в теорию вероятностей п.20-24

Монета и игральная кость в теории вероятностей

5.04.16

Уметь приводить примеры случайных событий;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

15

Введение в теорию вероятностей п.20-24

Зачем нужно знать вероятность события?

19.04.16

Уметь приводить примеры случайных событий;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

Математическое описание случайных явлений.

16

Математическое описание случайных явлений

Элементарные события

3.05.16

Уметь записывать элементарные события простого опыта, например, бросания одной или двух игральных костей, бросания монеты и т.п.;

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

17

Математическое описание случайных явлений

Вероятности элементарных событий

17.05.16

Распознавать опыты, в которых элементарные события считаются равновозможным

Единая коллекция ЦОР «Теория вероятностей в школьном курсе математики»

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

Резерв


ИТОГО 17,5 ЧАСОВ


Планируемые образовательные результаты

В результате изучения учащиеся должны
Знать: - что называется средним арифметическим, размахом, модой ряда чисел;
- что называется медианой ряда чисел;
- любой ли ряд чисел имеет моду;
- может ли ряд чисел иметь более одной моды;
- может ли медиана ряда чисел не совпадать ни с одним из этих чисел.
- как представить данные в виде таблицы частот, таблицы относительных частот;
- как построить интервальный ряд;
- как по таблице частот найти среднее арифметическое, размах, моду и медиану;
-способы наглядного представления статистической информации
- классическое определение вероятности случайного события;
- статистическое определение вероятности случайного события;
- чему равна сумма вероятностей противоположных событий.
Уметь: - находить среднее арифметическое, размах, моду, медиану для ряда числовых данных;
- объяснять практический смысл среднего арифметического, размаха, моды и медианы ряда чисел в каждой конкретной ситуации.
- представить данные в виде таблицы частот, таблицы относительных частот, интервального ряда;
- объяснить, как по таблице частот находят среднее арифметическое, размах, моду и медиану;
- наглядно представить статистические данные в виде диаграммы, полигона, гистограммы.
- применять комбинаторное правило умножения к решению задач;
- применять формулу для вычисления числа перестановок к решению задач;
- применять формулу для вычисления числа размещений к решению задач.
- применять формулу для вычисления числа сочетаний к решению задач.
- определять тип комбинаторной задачи.
- находить вероятность случайного события;
- применять формулы комбинаторики при вычислении вероятностей.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя:

1.Сборник нормативных документов. Математика / сост. С23 Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 128 с.

2.Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2008.

3.Математика. Содержание образования: Сборник нармативно-правовых документов и методических материалов. - М.:Вентана-Граф, 2008. - 160 с. - (Современное образование)

4.Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика - 2-е изд., переработанное. - М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. - 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7

5.Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя - 2-е изд., исправленное и доработанное - М.:МЦНМО: МИОО, 2008. - 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6

Литература для обучающихся

1.Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика - 2 изд., переработанное. - М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. - 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Компьютер

  2. Проектор



© 2010-2022