- Преподавателю
- Математика
- Образовательная программа «Спорные вопросы истории России» для учащихся 11-х классов
Образовательная программа «Спорные вопросы истории России» для учащихся 11-х классов
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вавилина В.С. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 100» г Перми
Программа дополнительного образования
Утверждаю.
Директор МАОУ СОШ № 100г Перми
Усольцева Л.В.
30.08.2014г
Образовательная программа
«Спорные вопросы истории России»
для учащихся 11-х классов.
Разработчик программы
Рассмотрено на заседании МО учителей общественных дисциплин.
Вавилина В.С.
Руководитель МО
Учитель истории и обществознания
Вавилина ВС
Высшая категория
30.08.2014г
Г Пермь, 2014
-
Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа направлена на самоопределение учащихся в выборе их будущего профессионального образования после окончания средней школы и оказывает содействие школьников в выборе ими профиля обучения в старшей школе. Содержание программы позволяет учащимся развить представление об адекватной современным историческим научным взглядам об историческом пути России. Данная программа ориентирована на учащихся 9-11-х классов, проявляющих интерес к истории как науке. В истории нашей страны множество событий имеют разные оценки историков и современников. На занятиях используется версионно-аналитический подход к событиям.
Цель данной программы - развивать у учащихся способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, учиться формулировать собственную позицию и отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, составлять разноплановые характеристики эпохи и деятелей.
Программа рассчитана на 30 часов аудиторных занятий, проводимых в форме изучения и обсуждения разных версий, описаний исторических событий, выдвижения учащимися собственных , обоснованных историческими фактами версий. Используются труды В.О. Ключевского, Н.М. Карамзина, Н.Н Костомарова и других великих историков, что позволяет учащимся более глубоко погрузиться в исторические документы. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут, в течение недели проводится 1 занятие. Учащимся предлагается при подготовке к занятию выполнить поисковую аналитическую работу - найти в текстах историков информацию о конкретных исторических событиях
- Расширенные знания учащихся по курсу отечественной истории.
-Уверенные умения различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; анализировать исторические версии, оценки подходы; группировать информацию по историческому периоду; определять собственную позицию по отношению к историческим событиям.
Развитие способности учащихся понимать историческую обособленность явлений и процессов, собственного осмысления учащимися - патриотами родной страны исторического пути России.
Способами определения результативности проведения учебных занятий могут быть тесты, анализ исторических текстов, презентации.
Подведение итогов реализации образовательной программы предполагается в форме в форме исторического сочинения или сравнительной таблицы.
Структура исторического сочинения:
• - название исторического события;
- две или более оценки события разными историками;
• - отношение к этим оценкам;
• - аргументация и доказательство своей позиции.
Структура таблицы:
• - два исторических события
• - вопросы для сравнения
- выводы по таблице
2.Учебно- тематический план.
1. Ранняя история восточных славян - 1 час.
2. Образование восточнославянского государства - 1 час.
3. Крещение Руси - 1час.
4. Феодализм и феодальная раздробленность на Руси - 1 час.
5. Татаро - монгольское владычество и обособление юго-западных земель.
Проблема «ига». - 1 час.
6. Формирование, централизованного государства и православная церковь - 2 часа.
6.1. Предпосылки политической централизации русских княжеств - 1 час.
6.2. Централизация государства, и православное духовенство - 1 час.
7. Два кризиса русской государственности: опричнина и смутное время - 2 часа.
7.1. Опричнина - 1 час.
7.2. Смутное время - 2 часа.
8. Реформы Петра I: истоки и последствия - 3 часа.
8.1. Предпосылки и сущность реформ - 2 часа
8.2 Альтернативные подходы к оценке реформ - 1 час.
9. Крепостное право и попытки реформ в 15 - 19 в.в. - 2 часа.
9.1. Сущность крепостного права. Основные этапы закрепощения крестьян - 1 час.
9.2. Попытки решения крестьянского вопроса - 1 час.
10. Преобразования Александра II: великие свершения и неиспользованные возможности - 2 часа.
10.1. Суть реформ и их влияние на развитие России - 1 час.
10.2. Причины незавершённости реформ. Внутриполитический курс М.Т. Лорис-Меликова, его сущность и последствия.
11. Россия в начале XX века: революция или реформа? - 2 часа
11.1. Общество и власть - 1 час.
11.2. Революция 1905-1907 г.г. и её последствия - 1час.
12. Год 1917: через свободу к диктатуре - 2 часа.
12.1. 19.17г.: от монархии к власти Советов - 1 час.
12.2. Большевистская революция глазами современников и потомков - 1 час.
13. Становление коммунистического тоталитаризма - 3 часа.
13.1. Диктатура пролетариата - 1 час.
13.2. Гражданская война в общественном сознании и исторической литературе - 1 час.
13.3. Тоталитарное государство, особенности советского режима - 1 час.
14. Преодоление тоталитаризма - 3 часа.
14.1. Нарастание кризисных явлений. Хрущёвская «оттепель» - 1 час.
14.2. Российская оппозиция. Борьба с инакомыслием -1 час.
14.3. Перестройка - 1 час.
15. Россия в 90-е годы ХХ - начале XXI в.в. - 2 часа
16. Итоговое занятие по курсу - 1 час.
3. Содержание программы.
Ранняя история восточных славян.
Проблема расселения славян. Оценка торговых путей «Из варяг в греки» и «Волжско- балтийский путь». Переход от родовой общины к соседской. Версии происхождения первых славянских названий.
Образование восточно-славянского государства.
Норманисты и антинорманисты. Современные версии формирования государства.
Крещение Руси.
От язычества к единобожию. Легенды происхождения веры и сведения летописей.
Анализ памятников материальной культуры, связанных с верованиями.
Феодализм и феодальная раздробленность на Руси.
Проблема периодизации раздробленности. Политическая или феодальная раздробленность? Последствия раздробленности в трудах историков.
Татаро - монгольское владычество и обособление юго-западных земель.
Проблема «ига».
«Иго» в летописях и литературных произведениях периода раздробленности. Былины об Авдотье Рязаночке и др. Как историки отвечают на вопрос: «А было ли иго?». Хан. Орда. Численник. Басма. Мыт. Ям. Корм
Формирование, централизованного государства и православная церковь.
Источники формирования власти. Роль Ивана Калиты. Кремль в жизни государства. Родословная Рюриковичей. Церковь и власть.
Предпосылки политической централизации русских княжеств.
Роль разных сословий в централизации. Основные формы повинностей населения: оброк и барщина. Система управления- оценки историков.
Централизация государства, и православное духовенство.
«Москва- третий Рим». Монах Филофей. Московские князья и церковь.
Два кризиса русской государственности: опричнина и смутное время.
Управление на Руси в XVI веке. Отличия Царя от Князя. Иван Горозный в оценке историков. Проблема «Смуты» в истории. Самозванство как российское явление в истории. Анализ стихотворения М. Волошина «Написание о царях московских».
Реформы ПетраI: истоки и последствия.
Оценка личности Петра 1: Петр Великий или «антихрист». Оценка преобразований историками и современниками. «Западники» и «славянофилы» о Петре 1.
Крепостное право и попытки реформ в 15 - 19 в.в.
Этапы закрепощения крестьян. Историки об эволюции крепостного права.
Реформы в России, модернизация.
Преобразования Александра II: великие свершения и неиспользованные возможности .
Великие реформы: благо или провокация? Оценка личности Александра II историками. Реформы Александра II и наши дни. Милюков и Лорис-Меликов.
Россия в начале XX века: революция или реформа?
Оценка первой российской революции в трудах историков. Гапон и Зубатов.
Год 1917: через свободу к диктатуре .
Проблема периодизации. От февраля к октябрю: альтернативы развития страны. Особенности гражданской войны. Современники и потомки о революции.
Становление коммунистического тоталитаризма.
Борьба за власть. Точки зрения Д. Волкогонова и Р. Такера, Н. Верта на события 20-30-х годов. Тоталитаризм. Шовинизм. Коммунизм.
Преодоление тоталитаризма.
Нарастание кризисных явлений. Хрущёвская «оттепель» . Оценка зарубежных и российских историков.
Российская оппозиция. Борьба с инакомыслием. Правозащитники и их судьба.
Перестройка.
Западные историки о перестройке. Анализ прессы. Последствия курса Горбачева. Достоин ли Горбачев Нобелевской премии мира- оценка историков.
Россия в 90-е годы ХХ - начале XXI в.в.
Анализ информационных источников. Современные лидеры России в оценке современников. Россия и мир.
4. Методическое обеспечение программы.
Российская империя- DVD, проект Леонида Парфенова,2003,НТВ
5 Список используемой литературы для учителя.
1. М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев. Работа с документами на уроках истории.
М. Айрис-пресс. 2008.
2. Бушуев С.В. Миронов Г.В. История государства российского: историко-библиографические очерки. - М.,1991т.
3. История Отечества в документах. 1917 - 1993 г.г. - М., 1994 г.
4. Гумилёв Л.Н. От Руси к России - М., 1987 г.
5. DVD - фильм « История государства Российского». ООО «СР Диджитал». 2007 (по труду Н.М. Карамзина)
Список используемой литературы для учащихся.
1. Головатенко А. История России: спорные проблемы. - М., Просвещение. 1994 г.
2. Н.Н. Костомаров. Русская история в ее жизнеописаниях. Т.1-3. М. 1992.
3. Н.М. Карамзин. Об история государства Российского./сост. А.И. Уткин. М. Просвещение.1990.
4. Л.М. Пятецкий. История России для абитуриентов и старшеклассников. Вып.1,2,3. «Московский лицей»,1996.