От сюжетной задачи к учебному проекту

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

От сюжетной задачи к учебному проекту.Пояснительная записка

Адаптационная программа спецкурса «От сюжетной задачи к учебному проекту» составлена на основе авторской программы кандидата педагогических наук, доцента кафедры МиМОМ ФГБОУ ВПО «ВСГАО» Н.В. Быстровой. (см. ещё один файл).

Данная программа предназначена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 34 часа (5 класс - 17 часов и 6 класс- 17 часов).

Курс является предметно-ориентированным, направленным на углубление и расширение знаний и умений школьников по изучению линии сюжетных задач и формированию их исследовательских умений в разработке учебных проектов.

Содержание курса сочетается с содержанием курса математики 5-6 класса и является логическим его продолжением во внеурочной деятельности.

Актуальность программы состоит в соответствии её целей и задач - целям и задачам Основной образовательной программы основного общего образования требованиям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов основного общего образования. Программа составлена с учетом ведущего вида деятельности данного возраста детей (игровая и учебная деятельность), с учетом совершенствования ситуативных познавательных интересов в постоянные и выстраивания системы отношений со сверстниками в различных ситуациях. Линия сюжетных задач школьного курса математики открывает серьезные возможности для формирования универсальных познавательных учебных действий. Формирование у учащихся знаний о теории сюжетных задач, об этапах, работы над сюжетной задачей, умений обоснованно преобразовывать сюжетную задачу в учебно-познавательную ситуацию, а затем создавать учебный проект.

Собственные наблюдения, анкетирование родителей учащихся младших классов подтверждают, что у школьников данного возраста вызывает интерес проектная деятельность, однако, диагностика выпускников начальной школы выявляет недостаточно высокий уровень сформированности специфических умений проектной деятельности.

Цель - личность школьника с высоким уровнем познавательного интереса, потребности в саморазвитии, формировании исследовательских и проектных умений на основе обучения преобразованию решение задач в учебный проект.

Задачи:

  1. Формировать положительное отношение у учащихся к познавательной самостоятельности, самообразованию через накопление опыта разработки учебных проектов, связанных с формированием учебно-познавательных, информационных и коммуникационных компетенций.

  2. Развивать навыки исследовательской и проектной деятельности.

  3. Дать знания о приемах поиска решения задач, составлении плана решения, проверять решение и интерпретировать результат решения задачи, о типах задач, наиболее полно отражающих реальные ситуации, распознавании задач разных типов, о преобразовании решение задач в учебный проект.

Особенности программы

Работа над сюжетной задачей, формирование умений обоснованно преобразовывать сюжетную задачу в учебно-познавательную ситуацию, а затем создавать учебный проект, применение мобильного компьютерного класса и возможности интерактивной доски для использования сайте learningapps.org/

Ожидаемые результаты

Личностные - формировать положительное отношение у учащихся к познавательной самостоятельности, самообразованию через накопление опыта разработки учебных проектов, связанных с формированием учебно-познавательных, информационных и коммуникационных компетенций.

Предметные:

дать знания о различных способах записи условия задачи и составления краткой записи задачи, по краткой записи составлять свои задачи;

дать знания о приемах поиска решения задач и составления плана решения задачи, осуществлять данный план, проверять решение и интерпретировать результат решения задачи, осуществлять поиск и план решения ситуации;

дать знания о типах задач, наиболее полно отражающих реальные ситуации, распознавании задач разных типов.

Метапредметные:

уметь вести диалог, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего результата;

уметь устанавливать связи методологического характера в процессе поиска и решения сюжетных задач, содержащих простейшую жизненную ситуацию;

уметь разрабатывать простейшие учебные проекты на базе пере конструирования сюжетных задач, содержащих жизненную ситуацию;

уметь выделять объекты в задаче, качественные и количественные характеристики в задаче, устанавливать различные зависимости между ними, дополнять данные в условии задачи недостающими данными, соотносить данные в условии с реальностью, составлять свои жизненные задачи.


Содержание курса для 5 класса

Вводное занятие «Поговорим о сюжетных задачах»

На занятии осуществляется контроль знаний и умений учащихся, необходимых для успешного овладения содержанием курса.

На вводном занятии рекомендуется провести дидактическую игру, на основе которой учитель выявляет и корректирует знания, умения и навыки, необходимые для проведения курса.

«Как устроена сюжетная задача?» Понятие сюжетной задачи. Структура сюжетной задачи. Виды сюжетных задач. На занятии учитель мотивирует необходимость изучения понятия «сюжетная задача». В ходе наблюдения вместе с учащимися за различными формулировками задачи устанавливаются разные структуры сюжетных задач. В ходе беседы с учащимися формируется действие распознавания структуры сюжетной задачи.

«Формы краткой записи условия сюжетной задачи». Словесная форма краткой записи, табличная форма краткой записи, схематический рисунок, чертеж.

«Что описывает сюжетная задача? Объекты сюжетной задачи, их качественные и количественные характеристики». Процессы, объекты реальной действительности, их качественные и количественные характеристики и их отражение в сюжетных задачах.

«Понятие о сюжетной задаче аналогичной данной». Сюжетная задача и аналогичная ей.

« Понятие сюжетной задачи обратной данной». Сюжетная задача и обратная ей.

«Конструирование сюжетных задач. Преобразование сюжетной задачи на основе изменения количественных и качественных характеристик объектов задач.

Тестовая контрольная работа по теме: «Конструирование сюжетных задач».

«Моделирование в сюжетных задачах». Процессы моделирования в реальной действительности. Модели, виды моделей. Сюжетная задача как модель реальной действительности.

«Поиск решения сюжетной задачи и составление решающей математической модели. Сюжетные задачи ЕГЭ». Поиск решения сюжетной задачи - от условия к требованию. Составление решающей математической модели.

Итоговое занятие. Защита учебных проектов (1 час, форма проведения - презентация проектов.)

Содержание курса для 6 класса

Виды сюжетных задач на движение и их конструирование.

Сюжетные задачи на движение и их виды. Преобразование сюжетной задачи на основе изменения количественных и качественных характеристик объектов задач.

Сюжетные задачи на совместную работу и их конструирование.

Сюжетные задачи на совместную работу. Преобразование сюжетной задачи на основе изменения количественных и качественных характеристик объектов задач.

Сюжетные задачи на проценты и их конструирование. Сюжетные задачи на проценты и их виды. Преобразование сюжетной задачи на основе изменения количественных и качественных характеристик объектов задач.

Логические сюжетные задачи на составление таблиц и их конструирование. Логические сюжетные задачи на составление таблиц. Преобразование сюжетной задачи на основе изменения количественных и качественных характеристик объектов задач.

Логические сюжетные задачи на составление графа и их конструирование.

Логические сюжетные задачи на составление графа. Преобразование сюжетной задачи на основе изменения количественных и качественных характеристик объектов задач.

Сюжетные задачи на комбинаторные соединения и их конструирование.

Сочетания, перестановки, размещения. Сюжетные задачи на комбинаторные соединения. Преобразование сюжетной задачи на основе изменения количественных и качественных характеристик объектов задач.

Контрольная работа по теме: «Виды сюжетных задач и их конструирование».

Преобразование сюжетной задачи в учебный проект. Учебные проекты их виды. Преобразование сюжетной задачи в учебный проект.

Итоговое занятие. Защита учебных проектов (1 час, форма проведения - презентация проектов.)



Календарно - тематическое планирование

5 класс ( 0,5 часа в неделю - всего 17 часов )

№ занятия

Тема занятия

кол-во часов

Задачи занятия

Форма занятия

Формируемые универсальных учебных действий

1

Вводное занятие: «Поговорим о сюжетных задачах».

1

Сформировать представление о сюжетной задаче как объекте изучения.

Беседа в форме диалога, тест

Выделяют и формулируют познавательную цель.

2

Как устроена сюжетная задача?

1

Сформировать представление о структуре сюжетной задачи

Беседа в форме

диалога

Выделяют структуру сюжетной задачи

3

Формы краткой записи условия сюжетной задачи

1

Сформировать представление о формах краткой записи условия сюжетной задачи

Практическое занятие, предусматривающее самостоятельную работу

Распознают и составляют краткую запись к сюжетной задаче

4,5

Что описывает сюжетная задача? Объекты сюжетной задачи, их качественные и количественные характеристики

2

Сформировать представление о процессах, объектах сюжетной задачи, их качественных и количественных характеристиках

Практическое занятие, презентация

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче

6

Понятие о сюжетной

задаче аналогичной данной.

1

Актуализировать и систематизировать умения по сюжетной задаче аналогичной данной

Презентация

Распознают и составляют аналогичные задачи

7

Понятие сюжетной задачи обратной данной.

1

Актуализировать и систематизировать умения по сюжетной задаче обратной данной.

Презентация

Распознают и составляют обратные задачи

8,9,

10

Конструирование сюжетных задач

3

Формировать умения обучающихся по конструированию сюжетных задач

Групповые исследовательские работы

учатся эффективно сотрудничать в группе

11

Тестовая контрольная работа по теме: «Конструирование сюжетных задач»

1

Проверка умений, связанных со структурой сюжетной задачи

Тестовая контрольная работа

регулируют процесс выполнения тестовой контрольной работы

12,13

Моделирование в сюжетных задачах

2

Формировать умение моделировать в сюжетной задаче

Беседа в форме диалога

Моделируют процессы сюжетных задач

14,15

16

Поиск решения сюжетной задачи и составление ее решающей математической модели. Сюжетные задачи ЕГЭ.

3

Формировать умение исследовать сюжетную задачу

Групповая исследовательская работа, преобразование сюжетной задачи в учебный проект

учатся эффективно сотрудничать в группе

17

Итоговое занятие. Защита учебных проектов

1

преобразованием сюжетной задачи в учебный проект

Защита учебных проектов

регулируют процесс защиты проекта

6 класс ( 0,5 часа в неделю - всего 17 часов )

№ занятия

Тема занятия

кол-во часов и дата

Цели занятия

Форма занятия

Формируемые универсальных учебных действий

1,2,3

Виды сюжетных задач на движение и их конструирование.

3

Формировать умение

решать сюжетные задачи на движение.

Практические занятия, предусматривающие самостоятельную работу

регулируют процесс выполнения самост. работы

4,5,6

Сюжетные задачи на совместную работу и их конструирование.

3

Сформировать

представление о сюжетных задачах на совместную работу

Презентация

Распознают, составляют и решают задачи на совместную работу

7,8,9

Сюжетные задачи на проценты и их конструирование.

3

Актуализировать и систематизировать умения по сюжетной задаче на проценты

Практические занятия, предусматривающие самостоятельную работу

Распознают, составляют и решают задачи на проценты

10

Логические сюжетные задачи на составление таблиц и их конструирование.

1

Актуализировать и систематизировать умения по сюжетным логическим задачам.

Кино-урок

Распознают, составляют и решают задачи на проценты

11

Логические сюжетные задачи на составление графа и их конструирование.

1

Формировать умения обучающихся по конструированию логических сюжетных задач

Сочетание различных видов занятий

Распознают, составляют и решают логические задачи

12,13

Сюжетные задачи на комбинаторные соединения и их конструирование.

2

Формировать умения обучающихся по конструированию комбинаторных сюжетных задач

Сочетание различных видов занятий

Распознают, составляют и решают комбинаторные задачи

14

Контрольная работа по теме: «Виды сюжетных задач и их конструирование»

1

Проверка умений, связанных с видами сюжетных задач

Контрольная работа

регулируют процесс выполнения контрольной работы

15,16

Преобразование сюжетной задачи в учебный проект

2

формирование умений, связанных с преобразованием сюжетной задачи в учебный проект

Урок групповой исследовательской работы

учатся эффективно сотрудничать в группе

17

Итоговое занятие. Защита учебных проектов

1

Проверка умений, связанных с преобразованием сюжетной задачи в учебный проект

Защита учебных проектов

регулируют процесс защиты проекта


Методическое обеспечение программ

Форма организации деятельности: учебное занятие. Работа по усвоению содержания курса начинается с предварительного контроля за уровнем знаний, умений и навыков школьников, который планируется осуществлять в форме тестовой контрольной работы. Предполагается организация занятий курса с целью формирования умений преобразовывать решение задач в учебный проект. Продумано осуществление текущего контроля и итогового занятия (в форме проектной задачи). 1. Вводное занятие (тестовая работа): Постановка цели занятия  Знакомство обучающихся с особенностями заполнения теста Проведение теста Подведение итогов тестирования (диалог)  Работа над ошибками  Анализ результатов обучения.

2. Практические занятия, проводимые под руководством учителя. Изучение материала происходит по следующей схеме: Постановка цели занятия  Актуализация опорных знаний и умений  Изложение учащимся нового материала (используемые методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный)  Решение практических заданий на применение полученных знаний  Самостоятельная домашняя работа обучающихся. Технология студийного обучения.

3.Практические занятия, предполагающие самостоятельную деятельность. Организация деятельности происходит по следующей схеме: Постановка цели занятия  Актуализация знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях  Решение практических заданий (возможные методы: репродуктивный, продуктивный, проблемный, форма метода: фронтальная и индивидуальная самостоятельная работа обучающихся, их совместный диалог в парах постоянного и переменного состава и в группах)  Самостоятельная домашняя работа учащихся.

4. Итоговое занятие (в форме представления учебного проекта). ИКТ технология. Постановка цели занятия  Представление учебного проекта  Обсуждение обучающимися, представленных учебных проектов и их оценка.















Учебно - методические средства обучения


Литература для учителя


  1. Выговская В.В. Сборник практических задач по математике - 2-е изд, перераб. - М.: ВАКО, 2015. - 64с.

  2. Брейтигам Э. К. Деятельностно-смысловой подход в контексте развивающего обучения старшеклассников началам математического анализа: монография / Э. К. Брейтигам. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. - 290 с

  3. Быстрова Н. В. Теоретические основы формирования связей методологического характера при изучении математики учащимися основной школы [Текст] / Н. В. Быстрова // Вестник Поморского университета - 2007. - № 6. - с.14 - 21.

  4. Быстрова Н. В. Модель построения содержательной линии сюжетных задач школьного курса математики основной школы с позиции компетентного подхода [Текст] / Н. В. Быстрова // Материалы Герценовских чтений Спб. - 2009.

Литература для ученика


  1. Дорофеев Г. В. Математика 5 класс [Текст]. Часть 1 / Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. - М. : Издательство «Ювента», 2010. - 176 с. : ил.

  2. Дорофеев Г. В. Математика 5 класс [Текст]. Часть 2 / Дорофеев, Г. В., Петерсон Л. Г. - М. : Издательство «Ювента», 2010. - 240 с. : ил.

  3. Дорофеев Г. В. Математика 6 класс [Текст]. Часть 1 / Дорофеев, Г. В., Петерсон Л. Г. - М. : «Баласс», «С-инфо», 2010. - 112 с. : ил.

  4. Дорофеев, Г. В. Математика 6 класс [Текст]. Часть 2 / Дорофеев, Г. В., Петерсон Л. Г. - М. : «Баласс», «С-инфо», 2010. - 128 с. : ил.

  5. Дорофеев Г. В. Математика 6 класс [Текст]. Часть 3 / Дорофеев, Г. В., Петерсон Л. Г. - М. : «Баласс», «С-инфо», 2010. - 176 с. : ил.



9


© 2010-2022