Статья на тему Развитие вычислительных навыков учащихся

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шадрина Людмила Валерьевна

Шадрина Людмила Валерьевна

учитель математики МБОУ «ООШ № 13» г. Старый Оскол

Развитие вычислительных навыков обучающихся

на основе устных упражнений

В настоящее время бурный научно-технический прогресс, который характеризует современный этап развития человечества, общеобразовательная школа ощущает через быстрый рост количества научной информации, и это ставит перед ней большие задачи, отраженные в действующих программах. Они связаны с формированием прочных знаний основ наук, в том числе и математики, на уроках которой просто невозможно обойтись без устных вычислений. Практика показывает, многие учащиеся не владеют прочными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Счет в уме (устные вычисления) является самым древним и простым способом вычислений. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла. Не секрет, что у учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой.

Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать: низкий уровень мыслительной деятельности; отсутствие надлежащего контроля над детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей; неразвитое внимание и память учащихся; отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками в период обучения.

Задача педагога заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения математике посредством широкого внедрения в учебный процесс традиционных и нетрадиционных методов и форм устной работы, которые способствуют развитию интеллекта обучающихся и мыслительных процессов высокого уровня.

Основная функция устных упражнений - актуализация опорных для конкретной темы знаний и умений, подготовка учащихся к работе на протяжении всего урока, а также систематическое повторение изученного, поддержание и совершенствование основных специальных умений и навыков, в том числе и навыков вычислений.

Формирование любого навыка - процесс достаточно длительный, требующий не только большого числа упражнений, но и определенных усилий для поддержания навыка, уже выработанного. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе.

Большое внимание необходимо уделять развитию интереса к математике, математической эрудиции и сообразительности. Использовать задачи-шутки и игры инсценировки на математическую тему, высказывания великих людей о роли математики. Например:

Задачи - шутки

  1. Три мальчика Коля, Петя и Ваня отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он отправился в магазин? Ответ: Те же три копейки.

  2. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву. Ответ: В Москву шла только одна баба.

  3. Длина бревна 5 метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. Во сколько минут будет распилено все бревно. Ответ: 4 минуты

Одной из форм обучения и контроля знаний и умений на уроках математики и алгебры давно является математический диктант, так как он формирует у детей умения получать информацию на слух, то есть запоминать её, обрабатывать и преобразовывать без применения записей.

Из различных имеющихся в нашем распоряжении каналов информации слуховой занимает второе место после зрительного, поэтому развивать его крайне важно. Это пригодится им в жизни - умение слушать лекцию, слушать собеседника, слушать и «слышать». Кроме того, важно формировать у обучающихся грамотную и точную речь. Использование математических диктантов помогает в решение этих задач.

Например: На уроке закрепления и обобщения знаний по темам «Числовые выражения» и «Выражения с переменными» может применяться математический диктант следующего содержания: (второй вариант указан в квадратных скобках)

Фрагмент урока алгебры в 7 классе.

Тема: «Выражения»

  1. Привести пример числового выражения [выражения с переменными];

  2. Найти значение выражения 9,6 - 3 · 1,2 [2 · 1,7 +3,6];

  3. Записать в виде выражения: сумма числа 4 и произведения чисел с и b [произведение суммы чисел 7 и а и их разности];

  4. Найдите значение выражения 5a - 8, если a = -3 [10 - 3x, если x = -2];

  5. Написать формулу четного числа [нечетного числа];

  6. Напишите пример строгого неравенства [нестрогого неравенства];

  7. Запишите в виде неравенства: y - отрицательное число [x - неотрицательное число];

  8. Запишите в виде двойного неравенства: 1,47 больше 1,4 и меньше 1,5 [1,6 больше 0,9 и меньше 2,1];

  9. Сравните 5y и y - 2 при y = 3 [сравните x + 3 и 3x при x = 2].

Устные упражнения могут принимать игровые формы и служить средством оживления и разнообразия учебной деятельности на уроках алгебры.

4

© 2010-2022