- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Атанасяна
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Атанасяна
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трубицын А.М. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.свх. Прибытковский
Грязинского муниципального района Липецкой области
Согласовано
На заседании МО
____________Платонова В.К.
Протокол № 1 от
28.08.2014 г.
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР
_____________ Лесникова Г.В.
Утверждено
Директор школы
_____________Ж.И.Пониткова
Приказ № 98 от 30.08.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для 11 класса
Составитель: Трубицын Антон Михайлович I квалификационная категория
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
-
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
-
Программы по геометрии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И.Юдиной.
-
Примерная программа основного общего образования по математике/-М.Просвещение, 2009.
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
-
Приказ Минобразования РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
-
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014г.№385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 - 2015 учебный год».
-
Учебный план МБОУСОШ п.свх.Прибытковский на 2014-2015 у.г.
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс геометрия входит в число дисциплин, включенных в учебный план.
Программа рассчитана на обучение учащихся 10 общеобразовательных классов.
Место предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования отводится не менее 136 часов из расчета 2 часа в неделю.
Цели изучения предмета:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса
В ходе ее достижения решаются задачи:. изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Сведения о программе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Виды и формы контроля:
-
Самостоятельная работа, контрольная работа, тесты, наблюдение, зачёт, работа по карточке.
-
Самостоятельные работы, контрольные работы, зачёт, лекции, практикумы.
Информация об используемом учебнике.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 класса.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Количество контрольных работ
1
Метод координат в пространстве. Движения
15
1
2
Цилиндр, конус, шар
17
1
3
Объемы тел
22
2
4
Обобщающее повторение
14
1
Итого
68
5
Содержание программы.
1. Координаты точки и координаты векторов пространстве. Движения (15 ч).
Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом решения задач.
Цели: сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии
О с н о в н а я ц е л ь - обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах и векторах, познакомить с полярными и сферическими координатами.
Изучение координат и векторов в пространстве, с одной стороны, во многом повторяет изучение соответствующих тем планиметрии, а с другой стороны, дает алгебраический метод решения стереометрических задач.
2.Цилиндр, конус, шар (20 ч)
Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.
Цель: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения.
Цели: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет продолжить работу по формированию логических и графических умений.
О с н о в н а я ц е л ь - сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.
В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.
3. Объем и площадь поверхности (23 ч).
Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.
Цель: систематизация изучения многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Цели: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.
Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства,
так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.
О с н о в н а я ц е л ь - сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.
Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.
Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.
Повторение (10 ч.)
Цель: повторение и систематизация материала 11 класса.
Цели: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
Геометрия
уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате изучения геометрии ученик должен знать и уметь:
-
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
-
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
-
строить сечения многогранников;
Список литературы.
-
Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2002.
-
Поурочные разработки по геометрии: 11 класс. Сост.В.А.Яровенко -М.:ВАКО, 2010
-
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. - М.: Просвещение, 2001.
-
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
-
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
-
Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Единый государственный экзамен 2006-2008. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Цент, 2005-2007.
-
Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2003.
-
С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 - 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п/урока
Наименование темы
Кол-во часов
Домашнее задание
Дата по факту
Дата по плану
1
Метод координат в пространстве. Движения
15
Прямоугольная система координат в пространстве
1
Координаты вектора
1
Координаты вектора. Самостоятельная работа
1
Связь между координатами векторов и координат точек
1
Простейшие задачи в координатах
1
Решение стереометрических задач координатно-векторным методом
1
Простейшие задачи в координатах. Контрольная работа №1 по теме «Координаты точки и координаты вектора»
1
Угол между векторами
1
Скалярное произведение векторов
1
Вычисление угла между прямыми и плоскостями
1
Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»
1
Движения. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос
1
Решение задач по теме «Движения»
1
Контрольная работа №1 по теме «Скалярное произведение векторов в пространстве. Движения.»
1
Зачет по теме «Метод координат в пространстве..»
1
2
Цилиндр, конус, шар
17
Понятие цилиндра.
1
Цилиндр. Решение задач.
1
Решение задач по теме «Цилиндр»
1
Конус.
1
Решение задач по теме «Конус»
1
Усеченный конус
1
Сфера. Уравнение сферы
1
Взаимное расположение сферы и плоскости
1
Касательная плоскость к сфере
1
Площадь сферы
1
Вписанный и описанный шар в многогранник
1
Задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар
1
Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар»
1
Контрольная работа № 2 по теме «Цилиндр, конус, шар»
1
Зачет по теме «Цилиндр, конус, шар»
1
Обобщение по теме «Цилиндр, конус, сфера и шар»
1
Самостоятельное решение задач по теме»Цилиндр, конус, сфера и шар»
1
3
Объемы тел
22
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда
1
Объем прямоугольной призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник
1
Решение задач по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда»
1
Объем прямой призмы
1
Объем цилиндра
1
Решение задач по теме «Объем цилиндра»
1
Вычисление объемов тел с помощью интеграла
1
Объем наклонной призмы
1
Объем пирамиды
1
Решение задач по теме «Объем пирамиды»
1
Решение задач по теме «Объем пирамиды и усеченной пирамиды»
11
Объем конуса
1
Решение задач на нахождение объема конуса
1
Контрольная работа по теме «Объемы тел»
1
Объем шара
1
Решение задач на вычисление объема шара
1
Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора
1
Решение задач на вычисление объема шарового сегмента, шарового слоя, сектора
1
Площадь сферы
1
Решение задач по темам «Объем шара и его частей», «Площадь сферы»
1
Контрольная работа № 3 по темам «Объем шара» и «Площадь сферы»
1
Зачет по темам «Объем шара» и «Площадь сферы»
1
4
Обобщающее повторение
14
Повторение. Аксиомы стереометрии
10
Повторение. Параллельность прямых, параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей.
1
Повторение. Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.
1
Повторение. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
1
Многогранники: параллелепипед, призма, площади их поверхностей.
1
Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида
1
Повторение. Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов.
1
Повторение. Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей.
Повторение по теме «Объемы тел»
1
Решение задач на вычисление объемов тел.
1
Повторение по теме «Многогранники»
Повторение по теме «Тела вращения»
1
Повторение по теме «Комбинации с описанными сферами»
1
Повторение по теме «Комбинации с вписанными сферами»
1
Итого часов
68