Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанн... Эти проекты предполагают активизацию обучающихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пангани Н. И.

учитель математики

МАОУ СОШ №28 г. Томск

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми.

Проект -

это «энергичная,

от всего сердца деятельность».

Уильям Кильпатрик

В настоящее время к школе предъявляются высокие требования, поскольку жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томсон, говоря: «Способности - объяснение вашего успеха». В основе развития способностей школьников, их познавательной деятельности лежит метод проектов. Прежде всего, это одна из продуктивной форм работы с одаренными детьми. Идея которого - организация самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся. «Метод проектов» направлен на достижение результата, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Проектная деятельность - одна из инновационных технологий, которые я использую в своей практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).

Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы школьников и получить ощутимый результат.

Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать реферат, доклад, исследовательская работа. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы обучающихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении. Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале обучащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. При выполнении исследовательского задания учащийся должен осуществить следующие действия:

  • Ознакомление с содержанием задания и постановкой цели деятельности.

  • Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.

  • Проведения исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

Небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.

Вот как, например, проходила защита групповых проектов по теме: " Теорема Виета". Учащимся предлагаю разделиться на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает домашнее задание: найти различные способы доказательства теоремы Виета. Оформить доказательство в виде презентации (это может быть компьютерная, стендовая, альбомная и др.) и подготовить защиту одного понравившегося доказательства , указав его преимущества и недостатки.

Каждая группа выдвигает своего представителя и консультанта, которые делают презентацию своей работы на уроке. Другие группы принимают активное участие в обсуждении и доказательстве, делая записи в тетрадях, задавая дополнительные вопросы.

Педагог направляет учебную дискуссию в нужном направлении.

Техническая группа (2-3 учащихся) в ходе урока собирает весь проект полностью и готовит презентацию всего проекта в целом.

Также предлагаю учащимся творческие мини-проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и др.

Эти проекты предполагают активизацию обучающихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника - и есть критерий успешной работы.

Однако, в последнее время, учащиеся заинтересованы использовать компьютерные технологии, так как они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным.

Информационные проекты:

В 5-м классе «Старинные меры», в 6-м классе «Пропорции вокруг нас», в 7-м классе «Как функция может связать воедино окружающий нас мир», в 8-м классе проект «В мире симметрии».

Исследовательские проекты:

В 7-м классе «Взаимное расположение графиков линейных функций», «Формулы сокращенного умножения», проект в 8-м классе «Теорема Виета», «Золотое сечение».

Проектная деятельность обучающихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-8 классах. Для обучающихся работа над учебными проектами - это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проектирование изменяет роль педагога в управлении педагогическим процессом: они выступают активными его участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже не удачно выполненные проекты способствуют развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем.

Применяя метод проектов следует отметить, что в школе создаются условия для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, определена готовность педагогов к продолжению проектной деятельности как условию и показателю эффективности опытно - экспериментальной работы; более того в повседневной работе учителей школы стали использоваться следующие современные методы педагогической поддержки развития способностей обучающихся:

  • методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых обучающийся и педагог получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату: наблюдение; коллективный анализ деятельности, размышления; рефлексия - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, сравнительные характеристики

  • методы поддержки развития интеллектуальных способностей: метод «мозгового штурма»; метод «сократовской беседы» - развитие диалогического мышления, творческих способностей; метод мыследеятельности - создание учебно-воспитательной ситуации, когда обучающийся сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения; метод психотренинга - направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок, формирование креативной Я-концепции школьника в аспекте его самосознания и самоотношения, свободного самовыражения и продуктивной самореализации с позиций одаренности.

Проективная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с одаренными детьми. Она даёт школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Литература:

1.Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей.- Ярославль: Академия развития, 2008.-256с.;\

2.Ступницкая М. А.Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010.- 44с.;

3.Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся.: учебно - методическое пособие и видио - записи лекций - М.: Педагогический университет "первое сентября", 2010. - 132с.

4.Метод учебного проекта в образовательном учреждении: учебно - методическое пособие / сост. Соколова Т.В. - Архангельск: АО ИИИК РО, 2010. - 26с


© 2010-2022