- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 5-6 классы
Рабочая программа по математике 5-6 классы
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макеева М.Н. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 СЕЛА НОВОЕ СЕЛО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2015 года, протокол № 1
Председатель _______Л.В. Овчаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Уровень образования (класс) основное общее образование ( 5-6 классы)
Количество часов 340
Учитель Макеева Марина Николаевна
Программа разработана на основе примерной программы к УМК
Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5-6 классы», ( сост. Т.А. Бурмистрова) - М.: «Просвещение», 2014 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике 5-6 класс разработана на основе примерной программы к УМК Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5-6 классы» (сост. Т.А. Бурмистрова) - М.: «Просвещение», 2014г.;
с учётом: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; примерной программы по математике. «Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы - М.: «Просвещение», 2011; основной образовательной программы МБОУ СОШ №10 с. Новое Село муниципального образования Брюховецкий район; методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Математика» в 2015 - 2016 учебном году.
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
Вместе с тем, очевидно, что положение с обучением предмету «Математика» в основной школе требует к себе самого серьёзного внимания. Анализ состояния преподавания свидетельствует, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.
Цели обучения
-
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения
-
Приобретение математических знаний и умений;
-
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
-
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Сознательное овладение учащимися системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса математики.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
II. Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней составляет описание непрерывного курса математики с 1-го по 9-й класс общеобразовательной школы.
В 5 классе основное внимание уделяется арифметике и формированию вычислительных навыков, наглядной геометрии.
Раздел «Числа и вычисления» включает в себя работу с различными терминами, связанными с различными видами чисел и способами их записи: целые, дробные, десятичная дробь и г. д. Эта работа предполагает формирование следующих умений: переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной); исследовать ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения; планировать решение задачи; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой.
Раздел «Выражения и их преобразования» предусматривает ознакомление с терминами «выражение» и «тождественное преобразование», формирует понимание их в тексте и в речи учителя. Ведется работа по составлению несложных буквенных выражений и формул, осуществляются числовые подстановки в выражениях и формулах и выполняются соответствующие вычисления, начинается формирование умений выражать одну переменную через другую.
В разделе «Уравнения и неравенства» формируется понимание того, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных математических задач, ситуаций из смежных областей знаний, практики. Ведется работа над правильным употреблением терминов «уравнение» и «корень уравнения», решением простейших линейных уравнений и текстовых задач с помощью составлений уравнений.
Раздел «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величие» включает работу над осознанием того, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов, над умением использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; учащиеся получают представление о некоторых областях пр именения геометрии в быту, науке, технике, искусстве. Эта работа предполагает формирование следующих умений: распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, четырехугольники), изображать указанные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. В этом разделе учащиеся приобретают практические навыки использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Изучение арифметического материала начинается с систематизации и развития знаний о натуральных числах. При этом формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением простейшим приемам прикидки и оценки результатов вычислений. В связи с рассмотрением свойств арифметических действий специальное внимание уделяется преобразованиям числовых выражений, выполняемых с целью рационализации вычислений.
Таким образом, учащиеся на доступном материале знакомятся с идеей перехода от одного выражения к другому, ему равному, что в последующем послужит основой при овладении преобразованием буквенных выражений.
Другой крупный блок в содержании арифметической линии - это обыкновенные дроби. Рассмотрение обыкновенных дробей предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики развертывания числовой линии: правила действий с десятичными дробями можно будет обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями.
В изучении курса математики происходит знакомство с понятием процента. При обучении решению задач на проценты учащиеся овладевают разнообразными способами рассуждения, при этом они имеют возможность выбора приема и могут пользоваться тем, который кажется им более удобным. Изучение дробей и процентов опирается на предметно- практическую деятельность, на геометрическое моделирование. Широко используются рисунки и чертежи, помогающие разобраться в соответствующих задачах и увидеть путь решения.
При обучении решению текстовых задач преимущественно используются арифметические (логические) приемы решения. Помимо текстовых задач, решаемых при отработке вычислительных умений, рассматриваются определенные их виды: задачи на движение, на уравнивание дробей, на нахождение количества выпущенной продукции, производительности труда. Такое выделение методически оправдано. Задачи на движение и задачи на совместную работу составляют значительный пласт текстовых задач, решаемых в школьной математике.
Данный курс освобожден от чрезмерной алгебраизации. Буквенная символика широко используется прежде всего для обозначения чисел, записи общих утверждений и предложений. В курсе представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это первый этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление.
Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и их конфигурациями на плоскости и в пространстве, учатся изображать их, овладевают некоторыми приемами построения фигур, рассматривают их свойства, знакомятся с геометрическими фактами. Знания, полученные учащимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.
К работе по данному учебнику для 5 класса можно переходить после любого учебника начальной школы, так как взаимосвязь с этим звеном строится на основе программы и программных требований; его можно использовать и после систем развивающего обучения: готовность школьников к восприятию нового, их познавательная активность будут поддержаны и развиты.
III. Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане
Соответственно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
-
в 5 классе базовый уровень обучения в объеме 170 часов, в неделю - 5 часов;
-
в 6 классе базовый уровень обучения в объеме 170 часов в неделю - 5 часов.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
5-6 классы
Личностными результатами изучения предмета «Математика» в виде учебного курса 5-6 класс - «Математика» являются
- независимость и критичность мышления;
- воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
- система заданий учебников;
- представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
- использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
5-6-й классы
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
5-6-й классы
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать математические модели;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
- понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР - Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
2-я ЛР - Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР - Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР - Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР - Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР - Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
5-6-й классы
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимать позицию другого; различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения.
5-й класс
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание:
-
названий и последовательности чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
-
как образуется каждая следующая счётная единица;
-
названия и последовательность разрядов в записи числа;
-
названия и последовательность первых трёх классов;
-
сколько разрядов содержится в каждом классе;
-
соотношение между разрядами;
-
сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
-
как устроена позиционная десятичная система счисления;
-
единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
-
функциональной связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях; выполнять проверку правильности вычислений;
-
выполнять умножение и деление с 1 000;
-
вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия со скобками и без них;
-
раскладывать натуральное число на простые множители;
-
находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;
-
решать простые и составные текстовые задачи;
-
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
-
находить вероятности простейших случайных событий;
-
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;
-
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
-
читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
-
строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
6-й класс
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
-
десятичных дробях и правилах действий с ними;
-
отношениях и пропорциях; основном свойстве пропорции;
-
прямой и обратной пропорциональных зависимостях и их свойствах;
-
процентах;
-
целых и дробных отрицательных числах; рациональных числах;
-
правиле сравнения рациональных чисел;
-
правилах выполнения операций над рациональными числами; свойствах операций.
- Сравнивать десятичные дроби;
-
выполнять операции над десятичными дробями;
-
преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную и наоборот;
-
округлять целые числа и десятичные дроби;
-
находить приближённые значения величин с недостатком и избытком;
-
выполнять приближённые вычисления и оценку числового выражения;
-
делить число в данном отношении;
-
находить неизвестный член пропорции;
-
находить данное количество процентов от числа и число по известному количеству процентов от него;
-
находить, сколько процентов одно число составляет от другого;
-
увеличивать и уменьшать число на данное количество процентов;
-
решать текстовые задачи на отношения, пропорции и проценты;
-
сравнивать два рациональных числа;
-
выполнять операции над рациональными числами, использовать свойства операций для упрощения вычислений;
-
решать комбинаторные задачи с помощью правила умножения;
-
находить вероятности простейших случайных событий;
-
решать простейшие задачи на осевую и центральную симметрию;
-
решать простейшие задачи на разрезание и составление геометрических фигур;
-
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
-
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
V. Содержание учебного предмета «Математика»
5-й класс
Математика (170 часов)
1.Натуральные числа и шкалы
Понятие натурального числа, координатный луч, координата точки на луче, десятичная система счисления. Чтение и запись чисел. Классы и разряды. Сравнение чисел.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения и вычитания. Решение текстовых задач. Числовые выражения. Буквенные выражения и их числовые значения. Решение линейных уравнений.
3.Умножение и деление натуральных чисел
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
4.Площади и объёмы
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Объёмы. Единицы измерения объёмов.
5.Обыкновенные дроби
Окружность и круг. Понятие обыкновенной дроби. Нахождение части от целого и целого по его части. Основное свойство дроби. Понятие неправильной и смешанной дроби. Преобразование неправильной дроби в смешанное число и наоборот. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
6.Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
7.Умножение и деление десятичных дробей
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
8.Инструменты для вычислений и измерений
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторах. Проценты. Основные задачи на процентах. Таблицы и диаграммы. Угол. Величина угла. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Построение углов.
9.Итоговое повторение. Решение задач.
6-й класс
Математика (170 часов)
1.Делимость чисел.
Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Делители и кратные. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное; методы их нахождения.
2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Наименьший общий знаменатель нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
3.Умножение и деление обыкновенных дробей.
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
4.Отношения и пропорции.
Отношение. Пропорции, основные свойства пропорций. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Нахождение процентов от числа и числа по известному количеству процентов от него. Решение задач на пропорции. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
5.Положительные и отрицательные числа.
Положительные и отрицательные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Изображение целых чисел на числовой оси. Координата точки. Противоположные числа. Сравнение чисел. Целые числа.
6.Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
7.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Рациональные числа. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рациональных вычислений.
8.Решение уравнений.
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
9.Координаты на плоскости.
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертёжного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Графики, диаграммы.
10.Итоговое повторение.
В разделах «Итоговое повторение» в 5-м и в 6-м классах предусмотрены резервные уроки, которые используются для итогового повторения материала, для проведения исследовательских и проектных работ по темам: «Математика в лицах», «Старинные задачи», «Процентные расчёты на каждый день», «Магические квадраты», «Математика в профессиях» и др.. Запланировано 15 тематических контрольных работ.
VI.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Тема
Содержание раздела
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
5кл
6кл
-
Натуральные числа и шкалы (15ч)
Обозначение натуральных чисел
Отрезок.
Длина отрезка.
Треугольник.
Плоскость. Прямая. Луч.
Шкалы и координаты.
Меньше или больше.
Натуральный ряд. Десятичная система счисления.
Чтение и запись чисел. Классы и разряды.
Отрезок. Длина отрезка.
Треугольник.
Плоскость. Прямая. Луч
Координатный луч, координата точки на луче.
Сравнение чисел.
15
Описывать свойства натурального ряда. Верно использовать в речи термины цифра, число, называть классы и разряды в записи натурального числа. Читать и записывать натуральные числа, определять значность числа, сравнивать и упорядочивать их, грамматически правильно читать встречающиеся математические выражения. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: точку, отрезок, прямую, луч, дополнительные лучи, плоскость, многоугольник. Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля.
Выражать одни единицы измерения длины через другие. Пользоваться различными шкалами. Определять координату точки на луче и отмечать точку по её координате. Выражать одни единицы измерения массы через другие. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Записывать числа с помощью римских цифр. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21ч)
Сложение натуральных чисел и его свойства.
Вычитание.
Числовые и буквенные выражения.
Буквенная запись свойств сложения и вычитания
Уравнение.
Сложение натуральных чисел. Свойства действий сложения и вычитания. Свойства нуля при сложении. Вычитание натуральных чисел как действие, обратное сложению. Свойства нуля при вычитании. Числовые и буквенные выражения, значение выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Решение уравнений. Решение текстовых задач арифметическим способом.
21
Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое, числовое выражение, значение числового выражения, уравнение, корень уравнения, периметр многоугольника. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и вычитании, использовать их для
нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями. Формулировать переместительное и сочетательное свойства сложения натуральных чисел, свойства нуля при сложении. Формулировать свойства вычитания натуральных чисел. Записывать свойства сложения и вычитания натуральных чисел с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения и использовать их для рационализации письменных и устных вычислений. Грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия сложения и вычитания. Записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Вычислять периметры многоугольников. Составлять простейшие уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений.
3. Умножение и деление натуральных чисел (27ч).
Умножение натуральных чисел и его свойства.
Деление.
Деление с остатком.
Упрощение выражений.
Порядок выполнения действий.
Степень числа. Квадрат и куб числа.
Умножение натуральных чисел и его свойства.
Свойства нуля и единицы при умножении.
Деление натуральных чисел как действие, обратное умножению. Свойства нуля и единицы при делении. Примеры деления чисел с остатком. Остатки от деления.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Понятие степени с натуральным показателем.
Квадрат и куб числа.
27
Выполнять умножение и деление натуральных чисел, деление с остатком, вычислять значения степеней. Верно использовать в речи термины: произведение, множитель, частное, делимое, делитель, степень, основание и показатель степени, квадрат и куб числа. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при умножении и делении, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями. Формулировать переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения натуральных чисел, свойства нуля и единицы при умножении и делении. Формулировать свойства деления натуральных чисел. Записывать свойства умножения и деления натуральных чисел с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые и буквенные выражения и использовать их для рационализации письменных и устных вычислений, для упрощения буквенных выражений. Грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия умножения, деления и степени. Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты.
-
Площади и объёмы (12ч)
Формулы.
Площадь. Формула площади прямоугольника.
Единицы измерения площадей.
Прямоугольный. параллелепипед.
Объемы.
Объем прямоугольного параллелепипеда.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Формулы.
Равновеликие фигуры. Представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Понятие о равенстве фигур.
12
Распознавать на чертежах, рисунках и моделях геометрические фигуры. Приводить примеры аналогов геометрических фигур. Изображать геометрические фигуры от руки и с использованием чертежных инструментов. Выражать одни единицы измерения площадей и объёмов через другие. Вычислять площади квадратов и прямоугольников. Вычислять объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда. Решать задачи на нахождение площадей и объёмов. Выделять в условии задачи данные, необходимые для её решения, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием. Моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Использовать знания о зависимостях между величинами скорость, время, путь при решении текстовых задач.
5. Обыкновенные дроби (97 ч)
Окружность и круг.
Доли. Обыкновенные дроби.
Сравнение дробей.
Правильные и неправильные дроби.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Деление и дроби.
Смешанные числа.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
23
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму окружности, круга. Приводить примеры аналогов окружности, круга в окружающем мире.
Изображать окружность с использованием циркуля, шаблона. Верно использовать в речи термины: окружность, круг, их радиус и диаметр, дуга окружности.
Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием доли, обыкновенной дроби. Верно использовать в речи термины: доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, правильная и неправильная дроби, смешанное число. Грамматически верно читать записи дробей и выражений, содержащих обыкновенные дроби. Называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл. Отмечать дроби точками координатной прямой, находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой.
Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и смешанное число в неправильную дробь. Использовать свойство деления суммы на число для рационализации вычислений. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, проволоку и др. Решать текстовые задачи с опорой на смысл понятия дроби. Применять дроби для выражения единиц измерения длины, массы, времени в более крупных единицах. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.
Делимость чисел. Делители и кратные.
Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Делители и кратные. Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
20
Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости. Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (чётные и нечётные, по остаткам от деления на 3 и т. п.). Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Верно использовать в речи термины: делитель, кратное, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, простое число, составное число, чётное число, нечётное число, взаимно простые числа, числа-близнецы, разложение числа на простые множители. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Выполнять перебор всех возможных. вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Сложение, вычитание, сравнение. Решение текстовых задач.
22
Формулировать основное свойство обыкновенной дроби, правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел. Грамматически верно читать записи неравенств, содержащих обыкновенные дроби, суммы и разности обыкновенных дробей. Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для обыкновенных дробей. Применять различные приёмы сравнения дробей с разными знаменателями, выбирая наиболее подходящий приём в зависимости от конкретной ситуации. Находить способы решения задач, связанных с упорядочиванием и сравнением дробей. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям.
Умножение и деление обыкновенных дробей.
Умножение и деление дробей с разными знаменателями. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа.
Задачи на нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби. Дробные выражения. Решение текстовых задач.
32
Формулировать правила умножения и деления обыкновенных дробей. Выполнять умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел. Находить дробь от числа и число по его дроби. Грамматически верно читать записи произведений и частных обыкновенных дробей. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Моделировать в графической и предметной форме существование частного для любых двух натуральных чисел. Оперировать символьными формами: записывать результат деления натуральных чисел в виде дроби, представлять натуральные числа обыкновенными дробями. Решать текстовые задачи, связанные с делением натуральных чисел, в том числе, задачи из реальной практики.
6. Десятичные дроби (39ч)
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Округление чисел.
Представление десятичной дроби в виде обыкновенной и наоборот. Округление десятичных чисел. Десятичная запись дробей. Переход от десятичной дроби к обыкновенной и наоборот. Изображение десятичных дробей точками на координатной прямой. Десятичные дроби и метрическая система мер. Равные десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Сложение десятичных дробей. Вычитание десятичных дробей. Решение задач.
Что значит округлить десятичную дробь. Правило округления чисел.
13
Читать и записывать десятичные дроби. Представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей и наоборот. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Округлять десятичные дроби «по смыслу», выбирая лучшее из приближений с недостатком и с избытком. Формулировать правило округления чисел, применять его на практике. Вычислять приближённые частные, выраженные десятичными дробями, в том числе, при решении задач практического характера. Решать текстовые задачи, предполагающие сложение и вычитание десятичных дробей. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Умножение и деление десятичных дробей.
Умножение десятичной дроби на единицу с нулями. Деление десятичной дроби на единицу с нулями. Переход от одних единиц измерения к другим.
Умножение десятичной дроби на десятичную. Умножение десятичной дроби на натуральное число. Возведение десятичной дроби в квадрат и в куб, умножение десятичной дроби на обыкновенную. Разные действия с десятичными дробями. Решение задач.
26
Формулировать правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. Решать задачи с реальными данными, представленными в виде десятичных дробей.
Вычислять произведение десятичных дробей, десятичной дроби и натурального числа. Вычислять произведение десятичной дроби и обыкновенной, выбирая подходящую форму записи дробных чисел. Вычислять квадрат и куб десятичной дроби. Вычислять значения числовых выражений, содержащих действия сложения, вычитания и умножения десятичных дробей. Выполнять прикидку и оценку результатов вычислений. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Вычислять частное от деления на десятичную дробь в общем случае. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами: анализировать и осмысливать текст задачи, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
7.Рациональные числа (51ч)
Положительные и отрицательные числа.
Числа, противоположные натуральным. Множество целых чисел.
Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Изображение чисел на точками координатной прямой; геометрическая интерпретация модуля числа.
Множество целых чисел.
Сравнение чисел.
13
Приводить примеры использования в жизни положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и пр.). Описывать множество целых чисел. Сопоставлять свойства ряда натуральных чисел и ряда целых чисел. Сравнивать и упорядочивать числа. Изображать целые числа точками на координатной прямой. Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для чисел. Применять и понимать геометрический смысл понятия модуля числа, находить модуль числа.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Сложение двух чисел одного знака, разных знаков.
Правило нахождения разности двух чисел. Вычисление значений буквенных выражений.
11
Объяснять, как находят сумму двух чисел. Записывать с помощью букв свойство нуля при сложении, свойство суммы противоположных чисел. Переставлять слагаемые в сумме чисел. Вычислять суммы чисел, содержащие два и более слагаемых. Вычислять значения буквенных выражений. Формулировать правило нахождения разности целых чисел, записывать его на математическом языке. Вычислять разность двух чисел. Вычислять значения буквенных выражений при заданных целых значениях букв. Сопоставлять выполнимость действия вычитания в множествах натуральных чисел и целых чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Правила знаков при умножении и делении. Свойства умножения, свойства 0, 1 при умножении. Множество рациональных чисел. Свойства арифметических действий. Решение задач.
12
Характеризовать множество рациональных чисел. Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с рациональными числами, применять для преобразования числовых выражений.
Формулировать правила знаков при умножении и делении чисел, иллюстрировать их примерами. Записывать на математическом языке равенства, выражающие свойства 0 и 1 при умножении. Вычислять значения числовых выражений, содержащих разные действия с числами. Вычислять значения буквенных выражений при заданных значениях букв.
Решение уравнений.
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
15
Верно использовать в речи термины: коэффициент, раскрытие скобок, подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых, корень уравнения. Раскрывать скобки, упрощать выражения, вычислять коэффициент выражения. Решать уравнения умножением или делением обеих его частей на одно и то же не равное нулю число путём переноса слагаемого из одной части уравнения в другую. Решать текстовые задачи с помощью уравнений.
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
8.Отношения и пропорции (19ч)
Отношения и пропорции
Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Решение уравнений на пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение задач.
Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга.
19
Понимать смысл отношений и пропорций. Знать компоненты пропорции. Уметь распознавать верные и неверные пропорции. Читать и записывать пропорциональные отношения. Находить неизвестный член пропорции. Применять основное свойство пропорции. Распознавать прямую и обратную пропорциональную зависимости. Решать задачи на пропорции. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Работать с масштабом, уметь его определять, составлять простейшие карты в заданном масштабе. Находить длину окружности и площадь круга по формулам.
9.Инструменты для измерений и вычислений (17ч)
Инструменты для измерений и вычислений.
Микрокалькулятор. Начальные сведения о вычислениях на микрокалькуляторе. Понятие процента. Задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Углы. Градусная мера угла. Виды углов. Измерение углов с помощью транспортира. Чертёжный треугольник.
17
Уметь при необходимости с помощью микрокалькулятора находить значение числового выражения. Рассчитывать процент от величины и величину по его проценту. Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их. Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Измерять с помощью транспортира углы и строить углы заданной градусной меры. Распознавать виды углов. Читать и строить диаграммы.
10.Координаты на плоскости (13ч).
Координаты на плоскости.
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертёжного треугольника и линейки. Прямоугольная (декартова) система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
13
Строить перпендикулярные и параллельные прямые с помощью линейки и чертёжного треугольника. Уметь задавать прямоугольную систему координат, находить координаты заданной точки, строить точки и фигуры по их координатам. Распознавать абсциссу и ординату точки. Читать и строить простейшие графики и диаграммы.
Резерв, итоговое повторение (29ч)
16
13
VIII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности по предмету «Математика»
-
1. Математика. 5,6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.:Мнемозина, 2014.
-
2. 3. А.С. Чесноков, К.И. Нешков Дидактические материалы по математике 5 класс - М.: Просвещение, 2010-2012.
-
4. Жохов В.И. Математический тренажер. 5, 6 класс. - М.: Мнемозина, 2012.
-
5. Жохов В.И. Контрольные работы по математике. Пособие. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2011.
6. Жохов, В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. [и др.] / В. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2008.
-
7. Жохов, В. И. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. М.: Мнемозина, 2011.
-
8. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь для контрольных работ № 1: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2015.
-
9. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь для контрольных работ № 2: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М: Мнемозина, 2015.
-
10. Ерина Т.М. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь: учебное пособие для образовательных учреждений / Т.М. Ерина - М: Мнемозина, 2015.
Электронные учебные пособия:
-
1. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
-
2. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
-
3. Универсальное мультимедийное пособие по математике 5 класс к учебнику Н.Я. Виленкина идр.М., Издательство «ЭКЗАМЕН», ООО «Уральский электронный завод», 2014г.
-
4. Универсальное мультимедийное пособие по математике 6 класс к учебнику Н.Я. Виленкина идр.М., Издательство «ЭКЗАМЕН», ООО «Уральский электронный завод», 2014г.
Технические средства
Интерактивная доска
Персональный компьютер
Принтер
Учебно-практическое оборудование
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
VII. Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа
Учащиеся научатся:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Учащиеся получат возможность:
• углубить и развить представления о натуральных числах;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки
Учащиеся научатся:
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Учащиеся получат возможность:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения
Учащиеся научатся:
• решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе распределительного и сочетательного свойств;
• выполнять разложение многочленов первой степени на множители на основе распределительного и сочетательного свойств;
Уравнения
Учащиеся научатся:
• решать простейшие виды рациональных уравнений с одной переменной;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
Учащиеся получат возможность:
• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
Наглядная геометрия
Учащиеся научатся:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Учащиеся получат возможность:
• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Учащиеся научатся:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках простейшие геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180;
Измерение геометрических величин
Учащиеся научатся:
• вычислять площади прямоугольников;
• вычислять длины линейных элементов фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Учащиеся получат возможность:
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, треугольников;
6 класс
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа
Учащиеся научатся:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Учащиеся получат возможность:
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Учащиеся научатся:
• использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
Учащиеся получат возможность:
• развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
• развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки
Учащиеся научатся:
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Учащиеся получат возможность:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения
Учащиеся научатся:
• содержащие буквенные данные; работать с формулами;
• выполнять разложение многочленов первой степени на множители на основе распределительного и сочетательного свойств;
Уравнения
• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащиеся получат возможность:
• овладеть специальными приёмами решения уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
Наглядная геометрия
Учащиеся научатся:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Учащиеся получат возможность:
• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Учащиеся научатся:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180;
Измерение геометрических величин
Учащиеся научатся:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, кругов и секторов;
• вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Учащиеся получат возможность:
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольнив, треугольников, круга и сектора;
Система оценки планируемых результатов
Предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов (критерии оценивания : обязательная часть - ученик научится, дополнительная часть - ученик может научиться). Оценка достижения метапредметных результатов обучения будут проводиться в ходе выполнения учащимися проектно - исследовательской деятельности:
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- защита индивидуального проекта.
Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов:
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»).
Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформирован-ностью интересов к данной предметной области.
При наличии у учащихся устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему можно вовлекать их в проектную деятельность по предмету.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяется пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным
предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении (или не достижении) планируемых результатов или об освоении (или не освоении) учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей естественно-математического цикла
МБОУ СОШ № 10
от 29 августа 2015 года № 1 _____________ М.Н. Макеева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ В.Е.Мушникова
29 августа 2015 года
33