Формирование универсальных учебных действий при обучении математике

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прошла курсы учителей профильной школы с 2003-2007преподавала на старшей ступени.

Работала над темой «Обучение учащихся математике по индивидуальному образовательному маршруту».

Продуктом работы стала разработка индивидуальных планов, программ, индивидуальных образовательных маршрутов учащихся при обучении математике на III ступени. Обобщением работы над темой является публикация материала «Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту» в журнале «Практика административной работы». В настоящее время работаю над темой: «Методика изучения иррациональных уравнений и неравенств использованием технологий развивающего обучения».

Цель работы: показать эффективность проблемного обучения и блочно-модульной технологии при изучении иррациональных уравнений и неравенств в средней школе.

В исследовании решались следующие задачи:

  1. Изучить состояние проблемы на современном этапе теории и практики обучения математике.

  2. Определить исходные положения, основные принципы проблемного обучения и блочно-модульной технологии.

  3. Выявить основные формы и методы реализации блочно-модульной технологии при проблемном обучении.

  4. Разработать методику изучения иррациональных уравнений и неравенств в контексте проблемного обучения средствами блочно-модульной технологии.

  5. Проверить экспериментально эффективность разработанной методики.

Школа должна научить детей учиться, обеспечить качественное самообразование и самосовершенствование, ученик должен удовлетворять требованиям современного времени, сущность которой состоит в том, что нужно готовить выпускника, умеющего личностно перерабатывать нужную информацию, а не только владеть ею. Этот процесс должен совершаться в течение всей человеческой жизни. Поэтому в этом году при обучении учащихся 5 а класса решила взять темой самообразования

«Формирование универсальных учебных действий при обучении математике ».

Основные проблемы, над которыми работаю:

  1. Формирование стойких мотивационных установок к изучению математики на основе повышения практической значимости математических знаний.

  2. Развитие математической компетентности учащихся посредством современных интерактивных технологий и межпредметных связей на основе формирования универсальных учебных действий.

  3. Создание условий для формирования и развития компетенций и продуктивной творческой деятельности

  4. Внедрение мониторинга учебной деятельности учащихся как способа коррекции успешности и развития учебных компетенций учащихся.

Сущность опыта состоит в создании условий для формирования и развития универсальных учебных действий, позитивных установок на усвоение математических знаний при углублении практической направленности содержания урока.

Актуальность опыта: Проблемой сегодняшнего дня является снижение интереса к математике у большинства детей, и как следствие, уровня ее усвоения, в силу отсутствия стойких личностно-значимых мотивов, работающих на перспективу. Вместе с тем современный человек без математического образования обойтись не может, т.к. математическое образование - это единственное прошедшее испытание временем средство интеллектуального развития; элементы математики - неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире; математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом. Поэтому формирование стойких мотивационных установок к использованию математических знаний во всех сферах деятельности и повседневной жизни является объективной необходимостью.

В основе моей работы лежат педагогические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творчества ученика. Использованы элементы технологий: теории личности как субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский,.), проблемного обучения (авторы Дж. Дьюи, А.М.Матюшкин и др.) математики в 5-11 классах; развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов); информационных и здоровьесберегающих технологий. Интересной и близкой к моему опыту считаю теорию развития познавательных интересов Г.И.Щукиной и теорию активизации учебной деятельности школьника А.К. Марковой.

Работая над данной проблемой, мною были определены следующие направления педагогической деятельности:

  1. Совершенствование содержания математического образования путем насыщения его прикладными заданиями;

  2. Использование игровых технологий на уроках математики;

  3. Проведение нестандартных уроков, основанных на материалах общественного, экономического, регионального компонента, исторического и экологического содержаний;

  4. Внедрение в обучение информационных, компьютерных и здоровьесберегающих технологий.

  5. Привлечение учащихся к активной внеклассной работе по предмету.

Задача, стоящая передо мной, - преодоление формальности в преподавании математики. Главный путь её решения - укрепление связи обучения с жизнью, с практикой, т.к. все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом мотивации ученика к познанию.

Реализацию этой проблемы осуществляю, прежде всего, через содержание задач - прикладного характера, выполнения творческих заданий, которые вызывают у учащихся неподдельный интерес. При выполнении таких задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Так, решение задач, содержащих сведения о здоровом образе жизни и основанные на фактическом материале, заставляет по-новому взглянуть на эту проблему, призывают детей ценить, уважать и беречь свое здоровье.

Таким образом, фактическое содержание задач способствует созданию внешней и формированию устойчивой внутренней мотивации к изучению математики, что в конечном итоге формирует жизнетворческие компетентности учащихся.

Сочетание прикладных задач, используемых на уроке, с творческими домашними заданиями, составлением и оформлением тематических альбомов и альманахов способствует приобщению школьников к человеческой культуре в целом, развитию творческих возможностей учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала основного курса математики на уровне практического применения знаний, умений, навыков в новых условиях. Так, с учащимися 5 а класса были подготовлены уроки по решению и составлению текстовых задач. Проводится работа по развитию математической речи.

В своей работе я часто использую игровые технологии на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении пройденного материала, при повторении. Это и ролевые игры, и разгадывание кроссвордов, шифрограмм, ребусов, математических загадок, и инсценировки, и математическое лото, и блицтурниры, и викторины.

Образовательный процесс на уроке направлен на сохранение здоровья учащихся, т.к. это основа самореализации личности в будущем. Решение этой задачи - использование здоровьесберегающих технологий. Поэтому, считаю необходимым использование такого технологического элемента как динамические паузы или психологические релаксации на каждом уроке. Особенно детей привлекают физкультминутки в стихах или минутки, когда включается воображение ребят. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Использование ИКТ позволяет на уроке сделать сложную науку математику более доступной для развития творческих способностей учащихся. Система работы с в настоящий момент включает:

  • привлечение учащихся к поиску фактических материалов в сети Интернет для мини-исследований и творческих заданий;

  • электронные презентации по различным темам.

Эффективностью реализации методической проблемы являются результативность мониторинговых срезов среди учащихся 5а класса.(см. диаграмму)

Формирование универсальных учебных действий при обучении математике


© 2010-2022