Конспект урока

Цели урока: Образовательная: обеспечить овладение всеми учащимися основными алгоритмическим приемами применения свойств корня n-ой степени, обсудить основные свойства корней и их применение к решению задач. Развивающая:  развивать умение выделять главное, логически излагать мысли, делать выводы, анализировать, высказывать гипотезы, развивать смекалку и сообразительность.    Воспитательная: воспитание дисциплинированности, аккуратности записей в тетради, внимательности, активизировать деятельность учащихся н...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 13-14.


Тема: «Функции вида y=Конспект урока, их свойства и их графики. Свойства корня n-й степени».

Цели урока:

Образовательная: обеспечить овладение всеми учащимися основными алгоритмическим приемами применения свойств корня n-ой степени, обсудить основные свойства корней и их применение к решению задач.

Развивающая: развивать умение выделять главное, логически излагать мысли, делать выводы, анализировать, высказывать гипотезы, развивать смекалку и сообразительность.

Воспитательная: воспитание дисциплинированности, аккуратности записей в тетради, внимательности, активизировать деятельность учащихся на уроке.

Тип урока: изучение и закрепление материала.

Оборудования: учебник, блокноты.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Самостоятельная работа.

  3. Формулирование новой темы, определение основных целей.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Закрепление нового материала.

  6. Подведение итогов.

  7. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих в группе. Проверка выполнения домашнего задания. Как справились с домашним заданием? Что вызвало затруднение?

  1. Самостоятельная работа.

Вариант 1.

  1. а) 5Конспект урока б) -3Конспект урока в) -4Конспект урока

  2. Решите графически уравнение: Конспект урока

Вариант 2.

  1. а) 5Конспект урока б) -3Конспект урока в) -4Конспект урока

  2. Решите графически уравнение: Конспект урока

  1. Формулирование новой темы, определение основных целей.

Сегодня мы с вами рассмотрим тему: «Функции вида y=Конспект урока, их свойства и их графики. Свойства корня n-й степени». Обсудить основные свойства корней и их применение к решению задач, рассмотрим 5 теорем и их применение при решении примеров.

  1. Объяснение нового материала.

Свойства корня n-й степени
Чтобы успешно использовать на практике операцию извлечения корня, нужно познакомиться со свойствами этой операции, что мы и сделаем в настоящем параграфе.

Все свойства формулируются и доказываются только для неотрицательных значений переменных, содержащихся под знаками корней.

Конспект урока

Доказательство. Введем следующие обозначения: Конспект урока Нам надо доказать, что для неотрицательных чисел х, у, z выполняется равенство х-уz.
Так как Конспект урока
Итак, Конспект урока Но если степени двух неотрицательных чисел равны и показатели степеней равны, то равны и основания степеней; значит, из равенства xn =(уz)п следует, что х-уz, а это и требовалось доказать.

Приведем краткую запись доказательства теоремы.

Конспект урока
Замечания:

1. Теорема 1 остается справедливой и для случая, когда подкоренное выражение представляет собой произведение более чем двух неотрицательных чисел.
2. Теорему 1 можно сформулировать, используя конструкцию "если...то» (как это принято для теорем в математике). Приведем соответствующую формулировку: если а иb - неотрицательные числа, то справедливо равенство Конспект урока Следующую теорему мы именно так и оформим.


Конспект урока
Краткая (хотя и неточная) формулировка, которую удобнее использовать на практике: корень из дробиравен дроби от корней.
Доказательство. Приведем краткую запись доказательства теоремы 2, а вы попробуйте сделать соответствующие комментарии, аналогичные тем, что были приведены при доказательстве теоремы 1.

Конспект урока


ВЫ, конечно, обратили внимание на то, что доказанные два свойства корней п-й степени представляют собой обобщение известных вам из курса алгебры 8-го класса свойств квадратных корней. И если бы других свойств корней п-й степени не было, то как бы все было просто (и не очень интересно). На самом деле есть еще несколько интересных и важных свойств, которые мы обсудим в этом параграфе. Но сначала рассмотрим несколько примеров на использование теорем 1 и 2.
Пример 1. Вычислить Конспект урока
Решение. Воспользовавшись первым свойством корней (теорема 1), получим:

Конспект урока
Замечание 3. Можно, конечно, этот пример решить по-другому, особенно если у вас под рукой есть микрокалькулятор: перемножить числа 125, 64 и27,а затем извлечь кубический корень из полученного произведения. Но, согласитесь, предложенное решение «интеллигентнее».
Пример 2. Вычислить Конспект урока
Решение. Обратим смешанное число Конспект урока в неправильную дробь.
Имеем Конспект урока Воспользовавшись вторым свойством корней (теорема 2), получим:

Конспект урока
Пример 3. Вычислить: Конспект урока
Решение. Любая формула в алгебре, как вам хорошо известно, используется не только «слева направо», но и «справа налево». Так, первое свойство корней означает, что Конспект урока можно представить в виде Конспект урока и, наоборот, Конспект урока можно заменить выражением Конспект урока. То же относится и ко второму свойству корней. Учитывая это, выполним вычисления:

Конспект урока
Пример 4. Выполнить действия: Конспект урока
Решение, а) Имеем: Конспект урока
б) Теорема 1 позволяет нам перемножать только корни одинаковой степени, т.е. только корни с одинаковым показателем. Здесь же предлагается умножить корень 2-й степени из числа а на корень 3-й степени из того же числа. Как это делать, мы пока не знаем. Вернемся к этой проблеме позднее.
Продолжим изучение свойств радикалов.

Конспект урока

Иными словами, чтобы возвести корень в натуральную степень, достаточно возвести в эту степень подкоренное выражение.
Это - следствие теоремы 1. В самом деле, например, для к = 3 получаем: Конспект урока Точно так же можно рассуждать в случае любого другого натурального значения показателя к.
Конспект урока

Иными словами, чтобы извлечь корень из корня, достаточно перемножить показатели корней.
Например, Конспект урока
Доказательство. Как и в теореме 2, приведем краткую запись доказательства, а вы попробуйте самостоятельно сделать соответствующие комментарии, аналогичные тем, что были приведены при доказательстве теоремы 1.

Конспект урока
Замечание 4. Давайте переведем дух. Чему мы научились благодаря доказанным теоремам? Мы узнали, что над корнями можно осуществлять четыре операции: умножение, деление, возведение в степень и извлечение корня (из корня). А как же обстоит дело со сложением и вычитанием корней? Никак. Об этом мы говорили еще в 8-м классе по поводу операции извлечения квадратного корня.

Например, вместо Конспект урока нельзя написать Конспект урока В самом деле, Конспект урока Но ведь очевидно, что Конспект урока Будьте внимательны!
Самое, пожалуй, интересное свойство корней - это то, о котором пойдет речь в следующей теореме. Учитывая особую значимость этого свойства, мы позволим себе нарушить определенный стиль формулировок и доказательств, выработанный в этом параграфе, с тем чтобы формулировка теоремы 5 была немного «мягче», а ее доказательство - понятнее.

Конспект урока
Например:

Конспект урока (показатели корня и подкоренного выражения разделили на 4);

Конспект урока (показатели корня и подкоренного выражения разделили на 3);

Конспект урока (показатели корня и подкоренного выражения умножили на 2).
Доказательство. Обозначим левую часть доказываемого равенства буквой Конспект урока Тогда по определению корня должно выполняться равенство

Конспект урока
Обозначим правую часть доказываемого тождества буквой у:

Конспект урока
Тогда по определению корня должно выполняться равенство Конспект урока

Возведем обе части последнего равенства в одну и ту же степень р; получим:

Конспект урока
Итак (см. равенства (1) и (2)),

Конспект урока
Сопоставляя эти два равенства, приходим к выводу, что х = у, а значит, х =у, что и требовалось доказать.
Доказанная теорема позволит нам решить ту проблему, с которой мы столкнулись выше при решении примера 5, где требовалось выполнить умножение корней с разными показателями:

Конспект урока
Вот как обычно рассуждают в подобных случаях.
1) По теореме 5 в выражении Конспект урока можно и показатель корня (т.е. число 2) и показатель подкоренного выражения (т.е. число 1) умножить на одно и то же натуральное число. Воспользовавшись этим, умножим оба показателя на 3; получим: Конспект урока
2) По теореме 5 в выражении Конспект урока можно и показатель корня (т.е. число 3) и показатель подкоренного выражения (т.е. число 1) умножить на одно и то же натуральное число. Воспользовавшись этим, умножим оба показателя на 2; получим: Конспект урока

3) Поскольку получили корни одной и той же 6-й степени, то можно их перемножить:

Конспект урока
Замечание 5. Вы не забыли, что все свойства корней, которые мы обсуждали в этом параграфе, рассмотрены нами только для случая, когда переменные принимают лишь неотрицательные значения? Почему пришлось сделать такое ограничение? Потому, что корень п-й степени из отрицательного числа не всегда имеет смысл - он определен только для нечетных значений п. Для таких значений показателя корня рассмотренные свойства корней верны и в случае отрицательных подкоренных выражений.

  1. Закрепление нового материала.

Решаем номера: №1103(а, б), №1104, №1107(а), №1114(а, б), №1121-1126(а, б), устно: №1127-1129, №1131, №1132, №1133(а).

  1. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами рассмотрели тему: «Функции вида y=Конспект урока, их свойства и их графики. Свойства корня n-й степени». Обсудили основные свойства корней и их применение к решению задач, рассмотрели 5 теорем и их применение при решении примеров.

  1. Домашнее задание.

Решать номера: №1121-1126(в, г), №1132.



© 2010-2022