План-конспект «Аксиомы стереометрии»

Ход урока1. Организационный этап(1 минут) .2.Постановка цели Мотивация учебной деятельности учащихся(3 мин.) 3.Актуализация знаний.(5 мин.)4.Первичное усвоение новых знаний.(13 минут)5. Первичная  проверка  понимания.(5 минут)6.Первичное закрепление (13 минут)8.Рефлексия (подведение итогов обучения) .(5минут) Вопросы учащимся: Как называется раздел геометрии, который мы будем изучать ? Что такое стереометрия? Сформулируйте с помощью рисунка аксиомы стереометрии, которые вы изучили сегодня на уроке.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Аксиомы стереометрии

Цели урока:

Образовательные (учебные): ознакомить учащихся с содержанием курса стереометрии; изучить аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве; учить применять аксиомы стереометрии при решении задач.

Воспитательные : показать, что новые понятия не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи, сформировать навыки работы с книгой, эстетические навыки при оформлении записей, выполнении чертежей ,стремление к самореализации.

Развивающие: развить творческую деятельность (интуицию, пространственное воображение, смекалку); мыслительную деятельность (умения анализировать, обобщать, классифицировать)

Тип урока: урок формирования знаний.

Технология обучения: технология критического мышления с использованием элементов проблемного обучения.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный.

Оборудование урока: каркасные модели геометрических тел, ноутбук, мультипроектор.

Время: 45 минут.

Образовательный уровень: 2

Литература: Л.С.Атанасян «Геометрия»: Учебник 10-11 кл .М. :Просвещение 2014 .

Ход урока

1. Организационный этап(1 мин) .
2.Постановка цели Мотивация учебной деятельности учащихся(3 мин.)

3.Актуализация знаний.(5 мин.)

Слайд 1. : Уже три года, начиная с 7 класса, вы изучали школьный курс геометрии.

Слайд 2. Вопросы учащимся:
- Что такое геометрия? (Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур)
- Что такое планиметрия? ( Планиметрия - раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур на плоскости)
- Какие основные понятия планиметрии вы знаете? (точка, прямая)
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела геометрии - стереометрии.

4.Первичное усвоение новых знаний.(13 мин.)

Слайд 3. Стереометрия - раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве. (Учащиеся делают запись в тетрадь)

Слайд 4. Основные понятия пространства: точка, прямая, плоскость.
Представление о плоскости дает гладкая поверхность стола, стены, пола, потолка и т.д. Плоскость, как геометрическую фигуру, нужно представлять простирающейся во все стороны, бесконечной. Обозначаются плоскости греческими буквами α, β, γ и т. д.
1. Назовите точки, лежащие в плоскости β; не лежащие в плоскости β.
2. Назовите прямые: лежащие в плоскости β; не лежащие в плоскости β.

Слайд 5. Об основных понятиях (точка, прямая, плоскость) мы имеем наглядное представление и определения им не даются. Их свойства выражены в аксиомах.
Наряду с точкой, прямой, плоскостью в стереометрии рассматривают геометрические тела (куб, параллелепипед, цилиндр, тетраэдр, конус и др.), изучают их свойства, вычисляют их площади и объемы. Представление о геометрических телах дают окружающие нас предметы.

Слайд 6. Вопросы учащимся:
- Какие геометрические тела вам напоминают предметы, изображенные на этих рисунках.
- Назовите предметы из окружающей вас обстановки (нашей классной комнаты) напоминающие вам геометрические тела.

5. Первичная проверка понимания.(5 мин.)

Слайд 7. Практическая работа в тетрадях
1. Изобразите в тетради куб (видимые линии - сплошной линией, невидимые - пунктиром).
2. Обозначьте вершины куба заглавными буквами АВСДА1В1С1Д1
3. Выделите цветным карандашом:
вершины А, С, В1, Д1; отрезки АВ, СД, В1С, Д1С; диагонали квадрата АА1В1В.
Обратить внимание учащихся на видимые и невидимые линии на рисунке; изображение квадрата АА1В1В в пространстве.

Слайд 8. Вопросы к учащимся:
- Что такое аксиома? Какие аксиомы планиметрии вы знаете?
В пространстве основные свойства точек, прямых и плоскостей, касающиеся их взаимного расположения, выражены в аксиомах.

Слайд 9. Учащиеся делают записи и рисунки в тетрадях.
Аксиома 1. (А1) Через любые 3 точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость и притом только одна.

Слайд 10. Отметить, что если взять не 3, а 4 произвольные точки, то через них может не проходить ни одна плоскость, то есть 4 точки могут не лежать в одной плоскости.

Слайд 11. Аксиома 2. (А2) Если 2 точки прямой лежат в плоскости, то и все точки прямой лежат в этой плоскости. В этом случае говорят, что прямая лежит в плоскости или плоскость проходит через прямую.

Слайд 12. Вопрос учащимся:
- Сколько общих точек имеют прямая и плоскость? (рис.1 - бесконечно много; рис.2 - одну)

Слайд 13. Аксиома 3. (А3) Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
В этом случае говорят, что плоскости пересекаются по прямой.

6.Первичное закрепление (13 мин)

Слайд 14. Решение задач из учебника № 1(а,б), 2(а).
Учащиеся читают условие задач и по рисунку на слайде дают ответ с объяснением.

Задача 1.

а) Р, Е ⊂ (АДВ) ⇒ РЕ ⊂ (АДВ) по А2
Аналогично МК ⊂ (ВДС)
В,Д ⊂(АДВ) и (ВДС) ⇒ВД ⊂ (АДВ) и (ДВС)
Аналогично АВ ⊂ (АДВ) и (АВС)
С, Е ⊂(АВС) и (ДЕС) ⇒СЕ ⊂ (АВС) и (ДЕС)
б) С ⊂ (ДК) и (АВС) ⇒ ДК ∩ (АВС) = С. Т.к. точек пересечения прямой и плоскости не более одной ( прямая не лежит в плоскости), то это единственная точка.
Аналогично СЕ ∩ (АДВ) = Е.

Задача 2(а)

В плоскости ДСС1: Д, С, С1, Д1, К, М, R. В плоскости ВQС: В1, В, Р, Q, С1, М, С.

Слайд 15.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин.).

  1. Повторить аксиомы планиметрии

  2. Выучить аксиомы А1-А3

  3. Прочитать пункт 1,2 (стр. 3 - 6)

  4. Решить задачи: 1(в, г); 2(б, д).

  5. Дополнительно: № 3; 4 ( по желанию)

8.Рефлексия (подведение итогов обучения) .(5мин.)

Вопросы учащимся:

  1. Как называется раздел геометрии, который мы будем изучать ?

  2. Что такое стереометрия?

  3. Сформулируйте с помощью рисунка аксиомы стереометрии, которые вы изучили сегодня на уроке.

Слайд 16.


© 2010-2022