- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа Математика для 1 курса спо
Рабочая программа Математика для 1 курса спо
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коломойцева Л.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
для специальностей: 38.02.01 Коммерция (по отраслям),
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и в соответствии с примерной программой дисциплины, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008. Соответствует обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования, установленному Министерством образования и науки РФ.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», Богучарский филиал
Разработчик:
Коломойцева Любовь Викторовна, преподаватель ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»,
Богучарский филиал
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 38.02.01 Коммерция (по отраслям),
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки по другим специальностям СПО технического и социально-экономического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл профильных общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
решать задачи с использованием действительных чисел;
-
решать задачи по теме: «Показательная функция»;
-
решать задачи по теме: «Логарифмическая функция»;
-
решать задачи по теме: «Тригонометрические функции»;
-
решать задачи с использованием элементов дифференциального исчисления;
-
правильно и грамотно выполнять чертежи к задачам по геометрии;
-
решать задачи по стереометрии;
-
решать задачи по теме: «Многогранники»;
-
решать задачи по теме: «Тела вращения».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
о взаимосвязях дисциплины с общепрофессиональными и специальными дисциплинами;
-
о прикладном характере дисциплины в рамках специальности;
-
основные понятия, формулы и теоремы стереометрии;
-
основные понятия и формулы показательных, логарифмических, тригонометрических функций;
-
основные понятия дифференциального исчисления функций;
-
обосновывать решение задач и оформлять их; использовать основные методы и средства вычислений.
Специалист по компьютерным системам и специалист по коммерции должен обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.
ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 435 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 290 часов;
самостоятельной работы обучающегося 145 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
435
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
290
в том числе:
контрольные работы
19
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
145
в том числе:
выполнение домашних заданий по геометрии
выполнение домашних заданий по алгебре и началам анализа
выполнение домашних заданий по комбинаторике, статистике и теории вероятностей
45
90
10
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Алгебра
20
Тема 1.1.
Развитие понятия о числе
Содержание учебного материала
2
1
Целые и рациональные числа Действительные и целые числа.
2
Приближенные вычисления. Приближенное значение величины и погрешности приближений.
1
3 Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
4 Арифметический корень натуральной степени, свойства корней.
5 Степень с рациональным и действительным показателем и ее свойства. Преобразование выражений, содержащих степени и корни.
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.1.
1
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа «Действительные числа. Преобразование степенных и иррациональных выражений.»
2
Тема 1.2. Степенная функция
Содержание учебного материала
16
1
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
2
2
Степенная функция, ее свойства и график. Преобразования графиков.
2
3
Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.
2
4
Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. Графики взаимно обратных функций.
2
5
Решение рациональных уравнений и их систем. Равносильные уравнения и неравенства.
3
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа Контрольная работа «Степенная функция»
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.2.
4
Тема 1.3. Показательная функция
Содержание учебного материала
12
1
Показательная функция ее свойства и график.
2
2
Показательные уравнения, методы их решения.
2
3
Показательные неравенства, методы их решения.
2
4
Системы показательных уравнений и неравенств.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа « Показательная функция»
1
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.3.
4
Тема 1.4. Логарифмическая функция
Содержание учебного материала
32
1
Логарифмы, свойства логарифмов. Основное логарифмическое тождество. Переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы. Число е. Упрощение логарифмических выражений.
2
2
Логарифмическая функция ее свойства и график.
2
3
Логарифмические уравнения, методы их решения.
2
4
Логарифмические неравенства, методы их решения.
3
Системы логарифмических уравнений и неравенств.
Лабораторные работы
Практические занятия
-
Контрольная работа «Логарифмическая функция»
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.4.;
4
Тема 2.1. Введение
Раздел 2. Геометрия
125
2
1
Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии: точка, прямая, плоскость, пространство. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.5.
4
Тема 2.2.
Параллельность прямых и плоскостей
Содержание учебного материала
12
1
Параллельность прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Признаки и свойства.
2
2
Взаимное расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. Угол между двумя прямыми.
2
3
Параллельные плоскости. Признак и свойства параллельных плоскостей.
2
4
Тетраэдр. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда. Куб. Построение сечений.
2
Параллельная проекция фигуры. Изображение проекций плоских фигур. Изображение пространственных фигур.
Лабораторные работы
Практические занятия
-
Контрольная работа «Параллельность прямых и плоскостей»
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.2.;
4
Тема 2.3.
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Содержание учебного материала
12
1
Перпендикулярные прямые в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.
2
2
Перпендикуляр и наклонные. Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Теорема о трех перпендикулярах.
2
3
Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла.
2
4
Перпендикулярность плоскостей. Прямоугольный параллелепипед, его свойства.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа «Перпендикулярность прямых и плоскостей»»
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.3.
4
Раздел 1. Алгебра
64
Тема 1.5.
Тригонометрические формулы
1
Градусная и радианная мера угла. Единичная окружность.
1
2
Определение тригонометрических функций любого аргумента. Знаки значений тригонометрических функций. Таблица значений тригонометрических функций некоторых углов. Синус, косинус и тангенс углов α и - α.
2
3
Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения.
2
4
Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла.
2
5
Формулы суммы и разности тригонометрических функций. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму.
2
6
Вычисление значений и тождественные преобразование тригонометрических выражений.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа «Тригонометрические формулы »
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.5.
5
Тема
1.6.
Тригонометрические уравнения
Содержание учебного материала
1
Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения.
2
2
Методы решения тригонометрических уравнений.
2
3
Простейшие тригонометрические неравенства.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа «Тригонометрические уравнения»
1
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.6.
5
Тема 1.7.
Тригонометрические функции
Содержание учебного материала
1
Область определения и множество значений тригонометрических функций.
2
2
Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Основной период.
2
3
Тригонометрические функции у = sin x, y = cos x, их свойства и графики.
2
4
Тригонометрические функции у = tg x, y = ctg x, их свойства и графики.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа «Тригонометрические функции»
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.7.
5
Раздел 2. Геометрия
Тема 2.4.
Многогранники
Содержание учебного материала
18
1
Многогранники, их элементы и свойства. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
2
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Сечения призмы. Площадь поверхности прямой призмы.
3
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Сечения пирамиды. Усеченная пирамида. Площадь поверхности правильной пирамиды.
4
Правильные многогранники. Симметрия правильных многогранников.
Лабораторные работы
Контрольная работа «Многогранники»
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.4.; модели многогранников.
Раздел 3. Начала анализа
42
Тема 3.1.
Производная и ее геометрический смысл
1
Понятие предела и непрерывности функции.
2
2
Понятие о производной функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций.
2
3
Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.
2
4
Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции.
2
5
Физический смысл производной. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Вторая производная и ее физический смысл.
3
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа «Производная. Свойства производной»
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 3.1.
5
Тема 3.2.
Применение производной к исследованию функций
Содержание учебного материала
12
1
Возрастание и убывание функции.
2
2
Экстремумы функции.
2
3
Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
3
4
Выпуклость функции и точки перегиба.
2
5
Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
3
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа «Тригонометрические уравнения»
1
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 3.2.
5
Тема 3.3.
Первообразная и интеграл
Содержание учебного материала
11
1
Первообразная. Правила нахождения первообразных.
2
2
Площадь криволинейной трапеции и интеграл. Вычисление интегралов. Формула Ньютона-Лейбница.
2
3
Вычисление площадей плоских фигур с помощью интегралов.
2
4
Применение первообразной и интеграла к решению практических задач.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа «Интеграл»
1
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 3.3.
5
Раздел 2. Геометрия
63
Тема 2.5.
Координаты и векторы
Содержание учебного материала
20
1
Векторы в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Действия с векторами: сложение векторов и умножение вектора на число.
2
2
Угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Вычисление угла между прямой и плоскостью.
2
3
Метод координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Уравнения прямой и плоскости.
2
4
Геометрические преобразования пространства: центральная, осевая и зеркальная симметрия, параллельный перенос. Примеры симметрии в окружающем мире. Симметрия многогранников и тел вращения.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа « Координаты и векторы.»
1
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.5
5
Тема 2.6.
Тела и поверхности вращения
Содержание учебного материала
20
1
Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Площадь поверхности цилиндра.
2
2
Конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Усеченный конус. Площадь поверхности конуса.
2
3
Сфера и шар, их сечения. Уравнение сферы. Площадь сферы.
3
4
Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа «Тела и поверхности вращения»
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.6.
5
Тема 1.7.
Объемы тел
Содержание учебного материала
16
1
Понятие объема. Отношение объемов подобных тел. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы.
2
2
Объем цилиндра.
2
3
Объем пирамиды.
3
4
Объем конуса и шара.
3
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа «Объемы тел»
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.7.
5
Раздел 4. Комбинаторика, статистика и теория вероятностей
12
Содержание учебного материала
12
1
Комбинаторика. Примеры комбинаторных задач. Правило произведения. Факториал.
1
2
Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач.
2
3
Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
2
4
События. Элементарные и сложные события. Противоположное событие. Вероятность события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события
5
Статистические характеристики случайной величины. Центральные тенденции: мода, медиана, среднее арифметическое, математическое ожидание
Практические занятия
-
Контрольная работа « Комбинаторика. Элементы теории вероятностей»
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 4.1.
2
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета:
-
демонстрационное оборудование общего назначения (справочные плакаты и таблицы, модели геометрических тел, чертежные инструменты);
-
печатные пособия (учебная, методическая и справочная литература);
-
раздаточные материалы (карточки с заданиями, справочные материалы; лабораторные наборы для изготовления моделей);
-
интерактивные средства обучения (учебные фильмы, компьютерные презентации, интерактивные обучающие компьютерные программы);
Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, ПК
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение, 2014.
-
Атанасян Л.С. Геометрия 10-11. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение, 2014.
-
Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. - М.:Просвещение, 2005.
-
Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. - М.:Просвещение, 2005.
-
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. - М.:Просвещение, 2000.
-
Турецкий В.Я. Математика и информатика. Учебник.-М.:ИНФА-М, 2000.
Дополнительные источники:
-
Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11 кл. - М.:Просвещение, 2005.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11. - М.:Просвещение, 2005.
-
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. - М.:Просвещение, 2005.
-
Крамор В.С. Повторяем систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.
-
Крамор В.С. Повторяем систематизируем школьный курс геометрии - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.
-
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. - М.:Просвещение, 2006.
-
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. - М.:Просвещение, 2006.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
решать задачи с использованием действительных чисел
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
решать задачи по теме: «Показательная функция»
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
решать задачи по теме: «Логарифмическая функция»
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
решать задачи по теме: «Тригонометрические функции»
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
решать задачи с использованием элементов дифференциального исчисления
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
правильно и грамотно выполнять чертежи к задачам по геометрии
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
решать задачи по стереометрии
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
решать задачи по теме: «Многогранники»
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
решать задачи по теме: «Тела вращения»
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
Знания:
о взаимосвязях дисциплины с общепрофессиональными и специальными дисциплинами
доклады, опрос, тестирование
о прикладном характере дисциплины в рамках специальности
доклады, опрос, тестирование
основные понятия, формулы и теоремы стереометрии
тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме
основные понятия и формулы показательных, логарифмических, тригонометрических функций
тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме
основные понятия дифференциального исчисления функций
тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме
обосновывать решение задач и оформлять их
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
использовать основные методы и средства вычислений
домашние задания, работа у доски, контрольная работа
7