Рабочая программа факультатива по математике в 10 классе

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ФАКУЛЬТАТИВА «Подготовительный курс» в 10-м классе МОБУ СОШ с. «СОВХОЗ «Серп и Молот».

Содержание программы тесно связано со школьным курсом математики. В ней содержится много интересных, оригинальных задач, которые могут быть использованы учителями математики средних школ во внеклассной работе.

В связи с введением в курс математики средней школы темы "Производная» возникла потребность в соответствующей помощи для учеников. Предлагаемые занятия - это один из возможных вариантов изложения темы.

В настоящее время, пока старшие классы занимаются по прежней программе, служить пособием для факультативных занятий будут сборники задач различных олимпиад по математике, проводившихся в разные годы. Например, Н.Б. Васильев и А.П. Савин "Избранные задачи математических олимпиад", вышедшие в 1968 году. По сравнению с первым изданием. Все задачи снабжены ответами и указаниями, многие - подробными решениями.

Занятия будут очень важны старшеклассникам и всем любителям поломать голову над математическими заданиями, а также планируется повторить содержание всех занятий математики в 8-10 классах.

Программа написана на основе опыта работы учителей математики средней школы.

Настоящий факультатив предназначен для занятий в 10 классах средней школы.

При составлении программы автор стремился раскрыть содержание основных понятий и теорем, входящих в программу факультативных курсов. У автора есть сборник факультативных курсов по математике, автор не привязан к определённому учебнику. Вместе с тем, содержание факультативного курса в определённой мере опирается на программу для 11-10х классов: (Атанасян и Колмогоров). Так как многие авторы этого сборника являются авторами пробных учебников математики, естественно, что они понимают цели и задачи факультатива. Основные цели данного факультатива - подготовка учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях, повышение общей математической подготовки и успешная сдача ими ЕГЭ. Факультатив строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Основная программа, взятая за основу автором настоящей Программы: 1. Березин Всеволод Николаевич, Березина Лариса Юрьевна, Никольская Инна Львовна; Издательство: Просвещение: год издания: 2005, Страниц: 182, Язык: русский, Формат: DVD, Размер: 5.8 Мб.

В книгу включены задачи различных разделов школьного курса математики. Их решение предполагает использование знаний основного и факультативного курсов математики в новых, нетривиальных ситуаций и разнообразных приложениях. КО всем задачам даны решения. 2.Программа факультатива по математике 10-11классы, Подготовительный курс.

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи изучения математики программа факультатива предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Главное назначение экзаменационной работы в форме ЕГЭ - получение объективной информации о подготовке выпускников школы по математике, необходимой для их итоговой аттестации и отбора для поступления в вуз.

Структура экзаменационной работы требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. В рамках урока не всегда возможно рассмотреть подобные задания, поэтому программа факультатива позволяет решить эту задачу.

Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Особая установка факультатива - целенаправленная подготовка ребят к новой форме аттестации - ЕГЭ. Поэтому преподавание факультатива обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование умений учащихся на уровне, требуемом при проведении такого экзамена.

Цель курса:

овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;

интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Задача: развивать потенциальные творческие способности каждого слушателя факультатива, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, подготовка к ЕГЭ и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.

Содержание программы:

Программа факультатива рассчитана на два года обучения - 10 и 11 классы и содержит следующие темы:

«Алгебраические выражения» (10 часов):

Преобразования числовых и алгебраических выражений, степень с действительным показателем; преобразования рациональных выражений; освобождение от иррациональности в знаменателе; логарифм и его свойства.

«Уравнения и системы уравнений» (16 часов):

решение уравнений, общие положения, замена неизвестного, приемы решения уравнений;

иррациональные уравнения; показательные и логарифмические уравнения; уравнения, содержащие модуль; уравнения с параметром.

«Неравенства» - 8 часов:

Метод интервалов; показательные и иррациональные неравенства; неравенства, содержащие модуль, неравенства с параметром.

«Функции» - 13часов:

Построение графиков элементарных функций; графики функций, связанных с модулем; тригонометрические функции; гармонические колебания; обратные тригонометрические функции.

«Производная и ее применение» - 10 часов.

Вторая производная, ее механический смысл; применение производной к исследованию функций; отыскание наибольшего наименьшего значения функции; вычисление площадей с помощью интеграла; использование интеграла в физических задачах.

«Решение тестовых задач» - 6 часов:

Задачи на проценты, на смеси и сплавы, на движение, на работу.

«Решение геометрических задач» - 5 часов.

Планиметрия, задачи на комбинацию многогранников.

Знания и умения

Для изучения курса учащиеся должны иметь базовые знания и умения в соответствии с «Программой для общеобразовательных школ» (составитель Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Издательство «Дрофа», 2000 год), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Р.Ф.

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:

проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений.

решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства.

решать системы уравнений изученными методами.

строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.

применять аппарат математического анализа к решению задач.

применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.

Для реализации программы факультатива «Подготовительный курс» используются лекции, семинары, практикумы по решению задач.

Для получения информации об уровне усвоения данного курса слушателям факультатива предлагается написание рефератов, подготовка сообщений на следующие темы:

«Обобщенный метод интервалов»;

«Использование интеграла в физических задачах»;

«Гармонические колебания»;

«Обратные тригонометрические функции», а также выполнение тестовых заданий (два раза в год), один из которых итоговый по курсу.

Тематическое планирование.

Алгебраические выражения - 10 часов.

преобразования числовых и алгебраических выражений - 2 часа;

степень с действительным показателем - 2 часа;

преобразования рациональных выражений - 2 часа

освобождение от иррациональности в знаменателе - 2 часа;

логарифм и его свойства - 2 часа;

Уравнения и системы уравнений - 16 часов.

решение уравнений, общие положения, замена неизвестного, приемы решения уравнений - 2 часа;

решение иррациональных уравнений - 2 часа;

показательные уравнения - 1 час;

логарифмические уравнения - 1 час;

уравнения, содержащие модуль - 3 часа;

решение уравнений, содержащих параметры - 3 часа;

система уравнений - 3 часа.

тест - 1 час;

Неравенства - 8 часов.

метод интервалов - 1 час;

показательные неравенства - 1 час;

иррациональные неравенства - 1 час;

неравенства, содержащие модуль - 2 часа;

неравенства с параметром - 2 часа;

итоговое занятие (тест) - 1 час.

Функции - 13 часов.

построение графиков элементарных функций - 2 часа;

графики функций, связанных с модулем - 3 часа;

тригонометрические функции - 1 час;

гармонические колебания - 2 часа;

обратные тригонометрические функции - 3 часа;

защита рефератов - 1час.

Производная и ее применение - 10 часов.

вторая производная, ее механический смысл - 2 часа;

применение производной к исследованию функций - 3 часа;

отыскание наибольшего и наименьшего значений функции - 2 часа;

вычисление площадей с помощью интеграла - 2 часа;

использование интеграла в физических задачах - 1 час;

Решение тестовых задач - 6 часов.

задачи на проценты, на смеси и сплавы, на движение, на работу и т.д.

тест - час;

Решение геометрических задач - 5 часов.

планиметрия - 2 часа;

стереометрия (задачи на комбинацию многогранников)- 2 часа;

итоговое занятие - 1 час.

Литература.

Башмаков М.И. «Алгебра и начала анализа». Москва. «Просвещение». 1992 г.

Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 кл.». Москва. «Просвещение» 1990 год.

Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 кл» Москва. «Просвещение». 1991 год.

Вавилов В.В., мельников И.И. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства». Справочное пособие. Издательство «Наука» 1988 год.

Сканови М.И. «Полный сборник решений задач для поступающих в ВУЗы». Москва. «Альянс - В». 1999 год.

Сканави М.И. «Сборник задач по математике», «Высшая школа» 1973 год.

«Сборник задач для проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы».

«Единый государственный экзамен». КИМы 2002, 2003 год.

Колесникова С.И. «Математика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ», Айрис Пресс. 2004 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ФАКУЛЬТАТИВА «Подготовительный курс» в 10-м классе МОБУ СОШ с. «СОВХОЗ «Серп и Молот».

Содержание программы тесно связано со школьным курсом математики. В ней содержится много интересных, оригинальных задач, которые могут быть использованы учителями математики средних школ во внеклассной работе.

В связи с введением в курс математики средней школы темы "Производная» возникла потребность в соответствующей помощи для учеников. Предлагаемые занятия - это один из возможных вариантов изложения темы.

В настоящее время, пока старшие классы занимаются по прежней программе, служить пособием для факультативных занятий будут сборники задач различных олимпиад по математике, проводившихся в разные годы. Например, Н.Б. Васильев и А.П. Савин "Избранные задачи математических олимпиад", вышедшие в 1968 году. По сравнению с первым изданием. Все задачи снабжены ответами и указаниями, многие - подробными решениями.

Занятия будут очень важны старшеклассникам и всем любителям поломать голову над математическими заданиями, а также планируется повторить содержание всех занятий математики в 8-10 классах.

Программа написана на основе опыта работы учителей математики средней школы.

Настоящий факультатив предназначен для занятий в 10 классах средней школы.

При составлении программы автор стремился раскрыть содержание основных понятий и теорем, входящих в программу факультативных курсов. У автора есть сборник факультативных курсов по математике, автор не привязан к определённому учебнику. Вместе с тем, содержание факультативного курса в определённой мере опирается на программу для 11-10х классов: (Атанасян и Колмогоров). Так как многие авторы этого сборника являются авторами пробных учебников математики, естественно, что они понимают цели и задачи факультатива. Основные цели данного факультатива - подготовка учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях, повышение общей математической подготовки и успешная сдача ими ЕГЭ. Факультатив строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Основная программа, взятая за основу автором настоящей Программы: 1. Березин Всеволод Николаевич, Березина Лариса Юрьевна, Никольская Инна Львовна; Издательство: Просвещение: год издания: 2005, Страниц: 182, Язык: русский, Формат: DVD, Размер: 5.8 Мб.

В книгу включены задачи различных разделов школьного курса математики. Их решение предполагает использование знаний основного и факультативного курсов математики в новых, нетривиальных ситуаций и разнообразных приложениях. КО всем задачам даны решения. 2.Программа факультатива по математике 10-11классы, Подготовительный курс.

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи изучения математики программа факультатива предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Главное назначение экзаменационной работы в форме ЕГЭ - получение объективной информации о подготовке выпускников школы по математике, необходимой для их итоговой аттестации и отбора для поступления в вуз.

Структура экзаменационной работы требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. В рамках урока не всегда возможно рассмотреть подобные задания, поэтому программа факультатива позволяет решить эту задачу.

Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Особая установка факультатива - целенаправленная подготовка ребят к новой форме аттестации - ЕГЭ. Поэтому преподавание факультатива обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование умений учащихся на уровне, требуемом при проведении такого экзамена.

Цель курса:

овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;

интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Задача: развивать потенциальные творческие способности каждого слушателя факультатива, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, подготовка к ЕГЭ и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.

Содержание программы:

Программа факультатива рассчитана на два года обучения - 10 и 11 классы и содержит следующие темы:

«Алгебраические выражения» (10 часов):

Преобразования числовых и алгебраических выражений, степень с действительным показателем; преобразования рациональных выражений; освобождение от иррациональности в знаменателе; логарифм и его свойства.

«Уравнения и системы уравнений» (16 часов):

решение уравнений, общие положения, замена неизвестного, приемы решения уравнений;

иррациональные уравнения; показательные и логарифмические уравнения; уравнения, содержащие модуль; уравнения с параметром.

«Неравенства» - 8 часов:

Метод интервалов; показательные и иррациональные неравенства; неравенства, содержащие модуль, неравенства с параметром.

«Функции» - 13часов:

Построение графиков элементарных функций; графики функций, связанных с модулем; тригонометрические функции; гармонические колебания; обратные тригонометрические функции.

«Производная и ее применение» - 10 часов.

Вторая производная, ее механический смысл; применение производной к исследованию функций; отыскание наибольшего наименьшего значения функции; вычисление площадей с помощью интеграла; использование интеграла в физических задачах.

«Решение тестовых задач» - 6 часов:

Задачи на проценты, на смеси и сплавы, на движение, на работу.

«Решение геометрических задач» - 5 часов.

Планиметрия, задачи на комбинацию многогранников.

Знания и умения

Для изучения курса учащиеся должны иметь базовые знания и умения в соответствии с «Программой для общеобразовательных школ» (составитель Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Издательство «Дрофа», 2000 год), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Р.Ф.

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:

проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений.

решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства.

решать системы уравнений изученными методами.

строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.

применять аппарат математического анализа к решению задач.

применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.

Для реализации программы факультатива «Подготовительный курс» используются лекции, семинары, практикумы по решению задач.

Для получения информации об уровне усвоения данного курса слушателям факультатива предлагается написание рефератов, подготовка сообщений на следующие темы:

«Обобщенный метод интервалов»;

«Использование интеграла в физических задачах»;

«Гармонические колебания»;

«Обратные тригонометрические функции», а также выполнение тестовых заданий (два раза в год), один из которых итоговый по курсу.

Тематическое планирование.

Алгебраические выражения - 10 часов.

преобразования числовых и алгебраических выражений - 2 часа;

степень с действительным показателем - 2 часа;

преобразования рациональных выражений - 2 часа

освобождение от иррациональности в знаменателе - 2 часа;

логарифм и его свойства - 2 часа;

Уравнения и системы уравнений - 16 часов.

решение уравнений, общие положения, замена неизвестного, приемы решения уравнений - 2 часа;

решение иррациональных уравнений - 2 часа;

показательные уравнения - 1 час;

логарифмические уравнения - 1 час;

уравнения, содержащие модуль - 3 часа;

решение уравнений, содержащих параметры - 3 часа;

система уравнений - 3 часа.

тест - 1 час;

Неравенства - 8 часов.

метод интервалов - 1 час;

показательные неравенства - 1 час;

иррациональные неравенства - 1 час;

неравенства, содержащие модуль - 2 часа;

неравенства с параметром - 2 часа;

итоговое занятие (тест) - 1 час.

Функции - 13 часов.

построение графиков элементарных функций - 2 часа;

графики функций, связанных с модулем - 3 часа;

тригонометрические функции - 1 час;

гармонические колебания - 2 часа;

обратные тригонометрические функции - 3 часа;

защита рефератов - 1час.

Производная и ее применение - 10 часов.

вторая производная, ее механический смысл - 2 часа;

применение производной к исследованию функций - 3 часа;

отыскание наибольшего и наименьшего значений функции - 2 часа;

вычисление площадей с помощью интеграла - 2 часа;

использование интеграла в физических задачах - 1 час;

Решение тестовых задач - 6 часов.

задачи на проценты, на смеси и сплавы, на движение, на работу и т.д.

тест - час;

Решение геометрических задач - 5 часов.

планиметрия - 2 часа;

стереометрия (задачи на комбинацию многогранников)- 2 часа;

итоговое занятие - 1 час.

Литература.

Башмаков М.И. «Алгебра и начала анализа». Москва. «Просвещение». 1992 г.

Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 кл.». Москва. «Просвещение» 1990 год.

Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 кл» Москва. «Просвещение». 1991 год.

Вавилов В.В., мельников И.И. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства». Справочное пособие. Издательство «Наука» 1988 год.

Сканови М.И. «Полный сборник решений задач для поступающих в ВУЗы». Москва. «Альянс - В». 1999 год.

Сканави М.И. «Сборник задач по математике», «Высшая школа» 1973 год.

«Сборник задач для проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы».

«Единый государственный экзамен». КИМы 2002, 2003 год.

Колесникова С.И. «Математика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ», Айрис Пресс. 2004 год.


© 2010-2022