Программа элективного курса 10 класс

Курс «Логические основы математики» выбран не случайно, так как логика лежит в основе различных наук (естественных, общественных и технических), а также в основе любого учебного предмета, изучаемого в школе. Логика-это наука о законах и формах правильного мышления. Логические знания (формы абстрактного мышления : понятия, суждения, умозаключения; и законы правильного мышления) лежат в основе всякого учебного предмета, изучаемого в любом вузе, колледже, лицее , гимназии - во всех учебных заведен...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 142

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №142

_____________Булыкина Н.А.

протокол педсовета №__

от " " августа 2014 г.

Приказ № ____________







Рабочая программа

«Логические основы математики »

(элективный курс)

10 класс

на 2014 - 2015 учебный год





Составитель:

Бачурина С. Н.

учитель математики, высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Курс «Логические основы математики» выбран не случайно, так как логика лежит в основе различных наук (естественных, общественных и технических), а также в основе любого учебного предмета, изучаемого в школе. Логика-это наука о законах и формах правильного мышления. Логические знания (формы абстрактного мышления : понятия, суждения, умозаключения; и законы правильного мышления) лежат в основе всякого учебного предмета, изучаемого в любом вузе, колледже, лицее , гимназии - во всех учебных заведениях. Логику должен знать каждый человек, чтобы мыслить правильно, т.е. определённо, непротиворечиво, доказательно, чётко, и уметь излагать свои мысли понятным языком.

Цель курса - дать учащимся знание законов и логических форм мышления, а также сформировать навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике (на уроках математики, информатики, физики и др.) и в повседневной деятельности.

Курс «Логические основы математики» призван способствовать решению следующих задач:

1. Дать знания и навыки по основным темам логики, в том числе:

а) формам мышления; б) законам мышления;

в) сформировать у учащихся практические навыки аргументации, доказательства и опровержения.

2. Акцентировать внимание учащихся на разделах логики, связанных с обучением, научить учащихся применять полученные логические знания в процессе изучения школьных предметов.

3. Выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач.

Программа курса «Логические основы математики» для учащихся 10-11 классов рассчитана на 70 часов. Поскольку курс изучается в рамках вариативной части учебного плана, домашнее задание не предполагаются.

Для изучения курса используется учебно - методический комплект по логике и логическим основам математики:

1. «Логические основы математики» (учебное пособие элективного курса для учащихся 10-11 классов). М.:Дрофа, 2006.

2. Методическое пособие и программа для учителей по элективному курсу «Логические основы математики»( для учащихся 10-11 классов). М.:Дрофа, 2006.

Содержание

Кол-во часов


ЗУН


ОУУ


Тема1. Предмет и значение логики

  1. Формы познания

2. Язык, речь, мышление

3.Возникновение логики. Значение логики.

3


1

1


1

-Знание понятий о чувственном познании и его формах (ощущение, восприятие и представление)

- знание понятий о формах абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение)

-умение ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности


С/р по теме «Предмет и значение логики»

Тема 2. Понятие

1. Понятие как форма

2. Виды понятий

3. Отношения между понятиями

4. Определение понятий

5. Деление понятий. Классификация

6. Ограничение и обобщение понятий

7. Операции с классами

11-1

1

1

2

2

2-1


1


2

-познакомиться с возможностями применения логических операций определения и деления понятий в процессе обучения

-умение производить классификацию,

-умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта



Зачёт по теме «Понятия»

Тем Тема 3 . Суждение

1. Простое суждение.

Структура и виды простых суждений.

2. Распределённость терминов в категорических суждениях

3. Сложное суждение и его виды.

4. Построение таблиц истинности

5. Логическая структура вопроса и ответа

6.Виды вопросов. Предпосылки вопросов.

Правила постановки простых и сложных вопросов

7. Логическая структура и виды ответов

9+1


1+1




1


1


2

2


1




1



-Умение производить анализ структуры простых суждений,

- уметь составлять формулы суждений и таблицы истинности,

-знать структуру вопроса и ответа, виды и правила постановки вопросов,

- уметь ставить вопрос и давать ответ

-умение анализировать

-умение составлять на основе письменного текста схемы, таблицы,

- умение обобщать,

- -умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта





Устная работа в группах по теме «Суждение»

Тема 4. Логическая структура и виды ответов

1. Основные характеристики правильного мышления

2. Закон тождества и его применение в математике

3. Закон непротиворечия

4. Закон исключённого третьего

5. Закон достаточного основания - 1 час

6. Использование формально-логических законов в обучении,

в том числе на уроках математики - 1 час


6



1


1


1

1

1


1

-знать определение понятия и суждения и уметь их отличать,

-знать закон тождества и его применение в математике,

закон непротиворечия,

закон исключённого третьего и

закон достаточного основании,

- умение использовать эти законы при разгадывании и составлении логических кроссвордов, загадок, ребусов

-умение производить классификацию,

-умение производить сравнение,

-умение анализировать,

-умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Тема 5.Дедуктивные умозаключения.

1.Структура умозаключения

2. Виды умозаключений - 1час

3.Понятие дедуктивного умозаключения

4. Непосредственные умозаключения - 1 час

5.Простой категорический силлогизм

6. Условные умозаключения

7. Разделительные умозаключения

8. Дилеммы

12

2

1


1


1


2


2

2


1


- знать понятие об умозаключении и его видах, понятие дилеммы,

- знать структуру умозаключения, дилеммы

-умение производить классификацию,

-умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта




С\р по теме

« Умозаключения» и защита в группах

Тема 6.Математическая логика. Современная дедуктивная логика.

1. Операции с классами

2. Исчисление высказываний

3. Выражение логических связок в

естественном языке

4. Логическое следствие

5.Элементы логики предикатов 6. Многозначные логики

13



2

3

1


2


2

3

-умение производить операции с классами,

- умение формулировать высказывания , используя законы их построения

-умение анализировать,

-умение обобщать,



Тема 7. Индуктивные умозаключения

1. Виды индукции

2



2

-знать виды индукции : полные и неполные,

- уметь иллюстрировать виды индукции примерами, используя научные факты и знания, полученные на других предметах

-умение обобщать,

-умение комбинировать известные средства для решения новых проблем

Тема 8. Умозаключение по аналогии.

1.Виды аналогии

2. Роль аналогии в познании

3

2

1

Тема 9. Искусство

доказательства и опровержения 1.Структура и виды

доказательства

2. Правила доказательного рассуждения

3. Логические ошибки в доказательстве

4. Понятие о логических

парадоксах

в математике

6


2



1


2



1

-знать структуру и виды доказательств,

-умение производить доказательства

-умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта,

-умение различать и использовать компоненты доказательства,



С\р по теме «Искусство доказательства и опровержения»

Тема 10.Гипотеза

1.Виды гипотез: общие, частные,

единичные. Построение гипотезы

2.Построение гипотезы и этапы её развития


3. Заключительный урок

«Роль логики в математике, в познании, в жизни»


5


2

1




2

-знать определение гипотезы, виды гипотез.

-умение выдвигать гипотезу , доказывать или опровергать её

-умение различать и использовать компоненты доказательства,

-умение обобщать,

-умение создавать сообщение

- умение владеть различными средствами самоконтроля и взаимоконтроля

-умение производить самооценку и взаимооценку



Защита презентаций, сообщений, докладов

Всего

70


© 2010-2022