- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса 10 класс
Программа элективного курса 10 класс
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бачурина С.Н. |
Дата | 02.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 142
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №142
_____________Булыкина Н.А.
протокол педсовета №__
от " " августа 2014 г.
Приказ № ____________
Рабочая программа
«Логические основы математики »
(элективный курс)
10 класс
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
Бачурина С. Н.
учитель математики, высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Курс «Логические основы математики» выбран не случайно, так как логика лежит в основе различных наук (естественных, общественных и технических), а также в основе любого учебного предмета, изучаемого в школе. Логика-это наука о законах и формах правильного мышления. Логические знания (формы абстрактного мышления : понятия, суждения, умозаключения; и законы правильного мышления) лежат в основе всякого учебного предмета, изучаемого в любом вузе, колледже, лицее , гимназии - во всех учебных заведениях. Логику должен знать каждый человек, чтобы мыслить правильно, т.е. определённо, непротиворечиво, доказательно, чётко, и уметь излагать свои мысли понятным языком.
Цель курса - дать учащимся знание законов и логических форм мышления, а также сформировать навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике (на уроках математики, информатики, физики и др.) и в повседневной деятельности.
Курс «Логические основы математики» призван способствовать решению следующих задач:
1. Дать знания и навыки по основным темам логики, в том числе:
а) формам мышления; б) законам мышления;
в) сформировать у учащихся практические навыки аргументации, доказательства и опровержения.
2. Акцентировать внимание учащихся на разделах логики, связанных с обучением, научить учащихся применять полученные логические знания в процессе изучения школьных предметов.
3. Выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач.
Программа курса «Логические основы математики» для учащихся 10-11 классов рассчитана на 70 часов. Поскольку курс изучается в рамках вариативной части учебного плана, домашнее задание не предполагаются.
Для изучения курса используется учебно - методический комплект по логике и логическим основам математики:
1. «Логические основы математики» (учебное пособие элективного курса для учащихся 10-11 классов). М.:Дрофа, 2006.
2. Методическое пособие и программа для учителей по элективному курсу «Логические основы математики»( для учащихся 10-11 классов). М.:Дрофа, 2006.
Содержание
Кол-во часов
ЗУН
ОУУ
Тема1. Предмет и значение логики
-
Формы познания
2. Язык, речь, мышление
3.Возникновение логики. Значение логики.
3
1
1
1
-Знание понятий о чувственном познании и его формах (ощущение, восприятие и представление)
- знание понятий о формах абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение)
-умение ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности
С/р по теме «Предмет и значение логики»
Тема 2. Понятие
1. Понятие как форма
2. Виды понятий
3. Отношения между понятиями
4. Определение понятий
5. Деление понятий. Классификация
6. Ограничение и обобщение понятий
7. Операции с классами
11-1
1
1
2
2
2-1
1
2
-познакомиться с возможностями применения логических операций определения и деления понятий в процессе обучения
-умение производить классификацию,
-умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта
Зачёт по теме «Понятия»
Тем Тема 3 . Суждение
1. Простое суждение.
Структура и виды простых суждений.
2. Распределённость терминов в категорических суждениях
3. Сложное суждение и его виды.
4. Построение таблиц истинности
5. Логическая структура вопроса и ответа
6.Виды вопросов. Предпосылки вопросов.
Правила постановки простых и сложных вопросов
7. Логическая структура и виды ответов
9+1
1+1
1
1
2
2
1
1
-Умение производить анализ структуры простых суждений,
- уметь составлять формулы суждений и таблицы истинности,
-знать структуру вопроса и ответа, виды и правила постановки вопросов,
- уметь ставить вопрос и давать ответ
-умение анализировать
-умение составлять на основе письменного текста схемы, таблицы,
- умение обобщать,
- -умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта
Устная работа в группах по теме «Суждение»
Тема 4. Логическая структура и виды ответов
1. Основные характеристики правильного мышления
2. Закон тождества и его применение в математике
3. Закон непротиворечия
4. Закон исключённого третьего
5. Закон достаточного основания - 1 час
6. Использование формально-логических законов в обучении,
в том числе на уроках математики - 1 час
6
1
1
1
1
1
1
-знать определение понятия и суждения и уметь их отличать,
-знать закон тождества и его применение в математике,
закон непротиворечия,
закон исключённого третьего и
закон достаточного основании,
- умение использовать эти законы при разгадывании и составлении логических кроссвордов, загадок, ребусов
-умение производить классификацию,
-умение производить сравнение,
-умение анализировать,
-умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта
Тема 5.Дедуктивные умозаключения.
1.Структура умозаключения
2. Виды умозаключений - 1час
3.Понятие дедуктивного умозаключения
4. Непосредственные умозаключения - 1 час
5.Простой категорический силлогизм
6. Условные умозаключения
7. Разделительные умозаключения
8. Дилеммы
12
2
1
1
1
2
2
2
1
- знать понятие об умозаключении и его видах, понятие дилеммы,
- знать структуру умозаключения, дилеммы
-умение производить классификацию,
-умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта
С\р по теме
« Умозаключения» и защита в группах
Тема 6.Математическая логика. Современная дедуктивная логика.
1. Операции с классами
2. Исчисление высказываний
3. Выражение логических связок в
естественном языке
4. Логическое следствие
5.Элементы логики предикатов 6. Многозначные логики
13
2
3
1
2
2
3
-умение производить операции с классами,
- умение формулировать высказывания , используя законы их построения
-умение анализировать,
-умение обобщать,
Тема 7. Индуктивные умозаключения
1. Виды индукции
2
2
-знать виды индукции : полные и неполные,
- уметь иллюстрировать виды индукции примерами, используя научные факты и знания, полученные на других предметах
-умение обобщать,
-умение комбинировать известные средства для решения новых проблем
Тема 8. Умозаключение по аналогии.
1.Виды аналогии
2. Роль аналогии в познании
3
2
1
Тема 9. Искусство
доказательства и опровержения 1.Структура и виды
доказательства
2. Правила доказательного рассуждения
3. Логические ошибки в доказательстве
4. Понятие о логических
парадоксах
в математике
6
2
1
2
1
-знать структуру и виды доказательств,
-умение производить доказательства
-умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта,
-умение различать и использовать компоненты доказательства,
С\р по теме «Искусство доказательства и опровержения»
Тема 10.Гипотеза
1.Виды гипотез: общие, частные,
единичные. Построение гипотезы
2.Построение гипотезы и этапы её развития
3. Заключительный урок
«Роль логики в математике, в познании, в жизни»
5
2
1
2
-знать определение гипотезы, виды гипотез.
-умение выдвигать гипотезу , доказывать или опровергать её
-умение различать и использовать компоненты доказательства,
-умение обобщать,
-умение создавать сообщение
- умение владеть различными средствами самоконтроля и взаимоконтроля
-умение производить самооценку и взаимооценку
Защита презентаций, сообщений, докладов
Всего
70