Программа по физике 7 класс, автор Перышкин

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МУ Управление образования Альметьевского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кичуйская средняя общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ «Кичуйская СОШ»

Альметьевского

муниципального района РТ



Хренова М.А.


«___ »___________ 2015г.


«Согласовано»

Зам. директора ПО УВР

МБОУ «Кичуйская СОШ»

Альметьевского

муниципального района РТ



Масленникова Е.Б.


« ___»_________2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Кичуйская СОШ»

Альметьевского

муниципального района РТ



Епифанова И.А.


« ___»_________ 2015г.


Рабочая программа

по физике (7 класс)

составитель: учитель математики и физики

Хренова Мария Александровна








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

«29» августа 2015г.






2015г.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по учебной дисциплине «Физика» (7 класс) составлена на основе:

  1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального компонента государственного стандарта.

  3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта;

  4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кичуйская СОШ»

  5. Учебного плана МБОУ «Кичуйская СОШ» на 2015-2016 учебный год

  6. Календарного учебного графика на 2015-2016 учебный год

  7. Положения школы «О рабочей программе педагога»;

  8. Расписания уроков на 2015-16 учебный год

  9. Утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  10. Особенности преподавания учебного предмета «физика» в 2015/2016 учебном году. Методические рекомендации.

Целями обучения являются следующие

- создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

- создание условий для формирования научного миропонимания и развития мышления учащихся.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физики входит создание условий для:

- ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;

- усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

- развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;

- развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;

- формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,

- развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.

Общая характеристика учебного предмета

Программа соответствует учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений М.: Дрофа, 2008. и призвана обеспечить знания учащихся основной школы на базовом уровне.

Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), 14 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 5 часов на контрольные работы, остальные 51 час - на изучение теоретического материала, решение задач, проведение проверочных работ, тестов с целью осуществления текущего контроля знаний учащихся.

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 г., вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем стандарте: в частности, в курсе 7 класса - это понятие центр тяжести. Кроме того, в стандарт были введены некоторые новые требования к сформированности экспериментальных умений, что привело к необходимости включения в программу новых лабораторных работ.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 70 часов из расчета 2 ч в неделю.

Учебный план МБОУ «Кичуйская средняя общеобразовательная школа» отводит на изучение физики в 7 классе 70 часов.

Уровень обучения - базовый.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет. На обобщение учебного материала в конце 7 класса из резерва взято 2 часа.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Требования к уровню подготовки

В результате изучении курса физики 7 класса ученик должен:

Знать / понимать:

- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие

- Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, энергия, КПД.

- Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

Уметь:

- Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию.

- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления.

- Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на их основе зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.

- Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

- Приводить примеры практического использования знаний о механических явлениях

- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников.

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- Решать задачи на применение изученных физических законов.

Содержание программы

№ п/п

Название раздела

Количество

часов

В том числе

Уроков

Контроль

ных работ

Лаборатор-

ных работ

1

Введение

4

3

-

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

4

-

1

3

Взаимодействие тел

21

12

2

7

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

18

2

3

5

Работа и мощность. Энергия.

13

10

1

2

6

Повторение

4

4

-

-

Итого

70

51

5

14

Введение (4 часа)

Что изучает физика. Физические явления. Физические приборы. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»

Первоначальные сведения о строении вещества. (5 часов)

Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. и объяснение их свойств на основе этих моделей.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Взаимодействие тел (21 час)

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Вес тела. Силы трения.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №5 «Измерение объема твердого тела»

Лабораторная работа №6 «Измерение плотности твердого тела»

Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Лабораторная работа №9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

Лабораторная работа №11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Работа и мощность. Энергия (13 часов)

Момент силы. Условие равновесия рычага.

Работа. Мощность Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД. Методы измерения работы, мощности, энергии.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №14 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Повторение (4 часа)




№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Средства обучения, демонстрации

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1.

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

УОНМ

Физика - одна из наук о природе. Физические явления. Основная задача физики. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя. Наблюдения и опыты - основные источники физических знаний.

Что изучает физика; виды физических явлений; основную задачу физики; понятие «физические термины»; основные источники физических знаний: наблюдения и опыты.

УО

Примеры физических явлений: скатывание шарика по желобу, колебания маятника, колебание тела на пружине, звучание камертона, действие магнита на железные тела, нагревание спирали электротоком и др. Демонстрация набора тел из различных веществ.

п.1,3 вопросы к параграфам

3.09

2.

Физические термины. Наблюдения и опыты.

КУ

УО

п.2,4,5,упр.1

4.09

3.

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

КУ

Понятие о физической величине. Примеры физических величин и их единицы измерения. Международная система единиц. Приставки к названиям единиц. Измерительные приборы. Цена деления шкалы измерительного прибора. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора. Погрешность измерений.

Что называется, физической величиной; единицы измерения основных физических величин; Что называется, ценой деления шкалы, алгоритм нахождения цены деления шкалы измерительного прибора.

Определять цену деления измерительного прибора и погрешность измерений, записывать результат измерений с учетом погрешности.

УО

Измерительные приборы: измерительная линейка, рулетка, измерительный цилиндр (мензурка), секундомер, термометр, амперметр, вольтметр и т.д.

п.4,5, упр.1(устно), задание 1(1)

10.09

4.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

Физика и техника

УПЗУ

По описанию в учебнике.

Взаимосвязь физики и техники, основные этапы развития физики. Выдающиеся деятели науки, их вклад в развитие физики.

Об основных этапах развития физики и техники.

Использовать измерительные приборы для определения размеров тел, выражать результаты измерений в СИ, определять погрешность измерений. Приводить примеры новейших достижений в различных областях техники.

ЛБ№1

Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы

п.6, вопросы стр.15

11.09

Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

5.

Строение вещества. Молекулы. Проверочная работа по теме «Физиче-ские величины»

УОНМ

Опыты и явления Значение знаний о строении вещества, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Представление о молекулах и атомах вещества, их размеры. Структура молекул кислорода, водорода, воды. Делимость атома.

Молекулярное строение вещества.

ПР

Синтетические материалы. Опыты по рисунку 16-18 учебника. Модели молекул воды из цветного пластилина.

п.7, 8. вопросы к параграфам ответить

17.09

6.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

УПЗУ

По описанию в учебнике.

Определять размеры малых тел способом рядов.

ЛБ№2

Малые тела

знать ход выполнения работы

18.09

7.

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах.

КУ

Движение молекул. Характер движения молекул. Явление диффузии. Причины этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Диффузия в природе.

Особенности диффузии, что скорость диффузии в различных телах различна и зависит от температуры. Применять основные положения молекулярно-кинетиче-ской теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах.

УО

Опыт по рисунку 23.

п.9, задание 2 стр.23

24.09

8.

Взаимодействие молекул.

КУ

Опытные доказательства существования между молекулами взаимного притяжения и отталкивания. Явления смачивания и не смачивания. Объяснение смачивания и не смачивания на основе молекулярного строения вещества и взаимодействия молекул. Использование явления смачивания и не смачивания в быту.

О существовании взаимодействия между молекулами.

УО

Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей, соединение кусочков пластилина, сжатие и распрямление упругого тела. Опыты по рис. 26, 27 учебника.

п.10, упр.2(устно)

25.09

9.




Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

КУ

Три состояния вещества. Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества.

Агрегатные состояния вещества.

УО

Сохранение твердым телом формы и объема, а жидкостью - объема. Опыт по рис. 28 учебника, наполнение газом всего представленного ему объема (перевязав нитью резиновый шар, наполняют одну его часть, а затем развязывают нить). Модель кристаллической решетки

п.11,12, задание 3 стр.29

1.10

Взаимодействие (21час)

10.

Проверочная работа по теме «Строение вещества»

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

УОНМ

Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Свойства вещества в трех состоянииях и их объяснение с точки зрения МКТ.

Определение механического движения. Относительность механического движения тела. Понятие траектории и пройденного пути. Единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение тела.

Что такое механическое движение, какое движение называется равномерным, неравномерным; понятие траектории и пройденного пути; единицы пути.

ПР

Относительность движения, траектория движения шарика на шнуре и шарика, перебрасываемого из руки в руку, измерение пути, пройденного куском мела по доске, равномерное движение пузырька воздуха в трубке с водой. Опыт по рис.36

п.13,14, упр.3 стр.32(устно)

2.10

11.

Скорость. Единицы скорости.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

УПЗУ

Скорость тела при равномерном движении. Определение скорости (формулировка, формула). Единица измерения скорости в СИ, несистемные единицы измерения скорости. Понятие векторной величины. Изображение векторных величин. Понятие скалярной величины. Понятие средней скорости неравномерного движения. Сравнение скоростей движения различных тел, света, звука (по таблице 1 учебника).

Понятие скорости, формулу для ее расчета при равномерном движении, единицы скорости; понятие средней скорости неравномерного движения, формула для ее расчета; понятие векторных и скалярных величин

ЛР №3

Лабораторное оборудование; набор для изучения равномерного прямолинейного движения

п.15, читать

8.10



12.

Расчет пути и времени.

УОНМ

Формулы для расчета пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении тела.

Формулы для расчета пути и времени движения. Решать задачи с применением этих формул.

УО

п.16, упр.5(2,4)

9.10

13.

Инерция.

УОНМ

Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры проявления и учета инерции в быту и технике.

Какое движение называется движением по инерции. Приводить примеры движения по инерции.

СР

Опыт по рисунку 41.

п.17, вопросы

15.10

14.

Взаимодействие тел

УОНМ

Изменение скорости тел при их взаимодействии. Примеры взаимодействия тел. Результаты взаимодействия.

Что называется, взаимодействием.

УО

Опыты по рисункам 42, 43 учебника.

п.18, вопросы стр.44

16.10

15.

Масса тела. Единицы массы.

УОНМ

Изменение скоростей двух тел при взаимодействии. Сравнение масс взаимодействующих тел по изменению их скоростей. Понятие инертности. Масса тела. Единицы массы. Два способа измерения массы тела. Устройство и принцип действия учебных весов. Набор гирь. Правило взвешивания.

Понятие инертности; свойства инертности характеризует величина - масса тела; единицы измерения массы, способы измерения массы тела. Использовать кратные и дольные единицы массы.

УО

Взаимодействие разных тележек. Опыт по рисунку 46. Задание 4, стр. 119.

п.19, упр.6(2) письменно

22.10

16.

Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

УПЗУ

Два способа измерения массы тела. Устройство и принцип действия учебных весов. Набор гирь. Правило взвешивания. По описанию в учебнике.

Правила взвешивания. Определять массу тела на рычажных весах.

ЛБ№4

Лабораторное оборудование: набор по механике, весы учебные

п.20, знать правила взвешивания

23.10

17.

Понятие объема. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Измерение объема тела»

УПЗУ

По описанию в учебнике

Определять объем тела с помощью измерительного цилиндра

ЛБ№5

Лабораторное оборудование

читать конспект, оформить работу.

29.10

18.

Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Определение плотности вещества твердого тела»

УПЗУ

Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы плотности вещества. Сравнение значений плотностей различных веществ (анализ таблиц 2 - 4).

Что называется, плотностью вещества, единицы измерения плотности, формулу для определения плотности вещества. Пользоваться таблицей плотности веществ, находить плотность конкретного вещества, по значению плотности определять вещество, сравнивать плотности различных веществ по таблице; преобразовывать числовые значения плотности.

ЛБ№6

Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковые объемы. Сравнение объемов тел, имеющих одинаковые массы.

п.21, упр.7(3) устно

30.10

19.

Расчет массы и объема тела по его плотности.

КУ

Вывод формулы для расчета массы и объема тела по его плотности. Решение задач.

Находить объем тела по его массе и плотности, массу по плотности и объему

УО

Измерение объема деревянного бруска и вычисление его массы на основе данных таблицы №2 учебника; проверка полученного результата при помощи весов.

п.22, упр.8(2) письменно

12.11

20.

Решение задач по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

УПЗУ

Решение задач по теме.

Решать задачи по теме «Механическое движение. Плотность вещества»

ПР

Сборники задач

№ 266(сборник задач В.И. Лукашик)

13.11

21.

Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Плотность тела»

УКЗУ

КР

КИМ по теме «Механическое движение. Плотность тела».

№ 265(б) (сборник задач В.И. Лукашик)

19.11

22.

Работа над ошибками. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

УОНМ

Причина изменения скорости тела. Сила как мера взаимодействия тел. Модуль, направление и точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Определение и направление силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела.

Изображать силу на чертеже.

УО

Опыты по рис. 54-59, 61 учебника

п. 23,24 читать

20.11

23.

Сила упругости. Закон Гука.

УОНМ

Сила упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука (формула, формулировка).

Причины возникновения силы упругости, закон Гука (определение и формулу), виды деформации.

УО

а) виды деформации;

б) опыт по рисунку 64

п.25, читать

26.11

24.

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой и массой тела.

УОНМ

Понятие веса тела. Отличие веса от силы тяжести, Графическое изображение силы тяжести и веса тела. Единицы силы. Формула для нахождения силы тяжести, действующей на тело любой массы. Формула для расчета веса тела

Определение веса тела, его обозначение, отличать вес от силы тяжести и массы тела; формулы для силы тяжести и веса тела, единицы силы.

УО

Тела массой 102 г

п.26, вопросы к параграфу ответить

27.11

25.

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

УПЗУ

Динамометр, его устройство и принцип действия. Градуировка динамометра. Виды динамометров.

Динамометр, как он устроен. Градуировать пружину, получать шкалу с любой (задан-ной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.

ЛБ№7

Лабораторное оборудование

повторить п. 23-26

3.12

26.

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

УОНМ

Понятие равнодействующей силы. Определение модуля и направления равнодействующих двух сил:

а) направленных по одной прямой в одну сторону; б) направленных по одной прямой в противоположные стороны.

Равнодействующая сила.

ФО

п. 27 читать

4.12

27.

Центр тяжести тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины»

УПЗУ

Понятие центра тяжести

Центр тяжести тела.

ЛБ№8

Лабораторное оборудование.

п.28, читать

10.12

28.

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

УПЗУ

Трение. Понятие силы трения. Причины возникновения силы трения. Виды трения. Трение скольжения. Трение качения. Зависимость силы трения от веса тела. Сравнение сил трения скольжения и трения покоя. Сила трения покоя.

Трение. Понятие «силы трения», причины появления трения, возможности его уменьшения.

а) причины возникновения силы трения;

б) измерение силы трения скольжения динамометром;

в) зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности;

г) сравнение силы трения скольжения с силой трения качения (по рисунку 80

ЛБ№9

Лабораторное оборудование.

п.29,30, подготовить сообщение о полезном и вредном трении

11.12

29.

Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

КУ

Примеры проявления трения в природе, быту и технике. Способы изменения силы трения. Устройство и принцип действия подшипников.

Приводить примеры полезного и вредного действия трения.

УО

Сборники задач

п.32, вопросы стр.76

17.12

30.

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»

УКЗУ

Применять полученные знания при решении задач.

КР №2

Раздаточный материал

индивидуальные задания

18.12

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)

31.

Работа над ошибками.

Давление. Единицы давления.

УОНМ

Давление (определение, обозначение). Формула для определения давления, анализ формулы. Единицы давления.

Находить силу давления, когда известны давление и площадь поверхности.

УО

Давление твердого тела на опору. Опыт по рисунку 86.

п.33, упр.12(3)

24.12

32.

Способы уменьшения и увеличения давления. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

КУ

Способы уменьшения и увеличения давления. Примеры давления в природе и технике.

Приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.

ЛБ№10

Лабораторное оборудование

п.34, задание 6 стр.82

25.12

33.

Давление газа.

КУ

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объема и температуры (при неизменной массе).

Объяснять давление газа с позиции МКТ. Как изменяется давление при его сжатии и расширении.

УО

а) раздувание оболочки шарика (резиновой камеры). Опыт по рисунку 91;

б) зависимость давления газа от его объема. Опыт по рисунку 92 (а, б, в);

в) увеличение давления газа при его нагревании.

п.35, экспериментальное задание. С помощью трубки получите мыльный пузырь. Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от раствора, имеет шарообразную форму.

14.01

34.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

УОНМ

Различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.

Закон Паскаля. Описывать опыты, в которых проявляется закон Паскаля.

Текущий

Опыт с шаром Паскаля

п.36, задание 7 стр.88

15.01

35.

Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

КУ

Наличие высокого давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям. Вывод формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Механизм возникновения давления жидкости и газа на определенном уровне, формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда

УО

Передача давления жидкостями и газами. Опыты по рисункам 99, 100, 101, 102, 103.

п.37,38, упр.15(1)

21.01

36.

Решение задач по теме «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

УЗИМ

Решение задач на расчет давления жидкости.

Решать задачи на расчет давления жидкости.

СР

Давление жидкости на стенки сосуда. Опыт по рисунку 106.

Упр.15(3)

22.01

37.

Сообщающиеся сосуды.

УОНМ

Сообщающиеся сосуды. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью - на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Что называется, сообщающимися сосудами. Обосновывать расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах и поверхностей жидкостей с разной плотностью.

Текущий

Сообщающиеся сосуды

п.39, вопросы к параграфу

28.01

38.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

УОНМ

Понятие атмосферы. Природа атмосферного давления. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Объяснение наличия воздушной оболочки у Земли. Изменение плотности атмосферы с увеличением высоты.

Условия существования земной атмосферы, понятие атмосферы, чем обусловлено атмосферное давление, как изменяется плотность с увеличением высоты

Текущий

а) подъем воды в трубке за поршнем. Опыт по рисунку 116;

б) фонтан в сосуде с разреженным воздухом.

в) действие пипетки;

г) действие шприца;

д)действие ливера

п.40,41, упр.18 устно

29.01

39.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

КУ

Измерение атмосферного давления ртутным барометром. Опыт Торричелли. Единицы атмосферного давления - 1 мм рт. ст. Измерение давления в гектопаскалях.

Прибор для измерения атмосферного давления, как измеряют атмосферное давление барометром (опыт Торричелли).

УО

1) сдавливание жестяной банки атмосферным давлением.

2) продавливание стекла силой атмосферного давления.

3) действие резиновой присоски.

4) опыты по заданию 11, № 1 - 3.

п.42, задание 11, стр.104

4.02

40.

Барометр - анероид. Атмосферное давление на различных широтах.

КУ

Устройство и принцип действия барометра-анероида. Нормальное атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления и плотности воздуха от высоты над землей. Высотомер.

Устройство, принцип действия, назначение барометра-анероида.

УО

Таблица

1) устройство и действие барометра - анероида.

2) измерение атмосферного давления с высотой.

п.43,44,

упр.21(3)

5.02

41.

Манометр.

КУ

Устройство и действие открытого жид костного и металлического манометров

Виды манометров, их устройство и принцип действия.

УО

1) устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра. Опыты по рисунку 126;

2) измерение открытым жидкостным манометром давления внутри жидкости. Опыт по рисунку 127;

3) устройство и принцип действия металлического манометра по рисункам 128, 129.

п.45, вопросы к параграфу

11.02

42.

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

УЗИМ

Решение задач на расчет давления твердых тел, жидкостей и га-зов

Решать типовые задачи на расчет давления твердых тел, жидкостей и газов.

Текущий контроль


Сборники задач

Задача: с какой силой атмосферный воздух давит на поверхность тетрадного листа.

12.02

43.

Контрольная работа №3 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

УКЗУ

КР№3

Индивидуальные карточки

Экспериментальное задание

18.02

44.

Работа над ошибками. Поршневой жидкостный насос

КУ

Устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса.

Устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса.

УО

СР

п.46,упр.22 (1)

19.02

45.

Гидравлический пресс.

УОНМ

Гидравлическая машина. Вывод формулы гидравлической машины. Устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Устройство и принцип действия гидравлической машины, формулу для расчета выигрыша в силе, даваемого гидравлической машиной, устройство и принцип действия гидравлического пресса, применение гидравлического пресса в промышленности

Текущий

Таблица

п.47, сконструировать автоматическую поилку для кур

25.02

46.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

КУ

Примеры, иллюстрирующие существование выталкивающей силы. Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы.

О существовании выталкивающей силы, причинах ее возникновения, ее направление и величину.

УО

1) действие жидкости на погруженное в нее тело. Опыт по рисунку 137.

2) действие газа на погруженное в него тело. Опыт по рисунку 138.

п.48, вопросы к параграфу

26.02

47.

Архимедова сила

КУ

Архимедова сила. Вывод формулы для вычисления архимедовой силы, ее анализ.

Формулу для вычисления архимедовой силы. Решать задачи на расчет архимедовой силы.

УО

Определение значения выталкивающей силы. Опыт по рисунку 139.

п.49, задание 14 стр.120

03.03

48.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

УПЗУ

По описанию в учебнике.

Экспериментально определять выталкивающую силу, действующую на тело, погруженное в жидкость.

ЛБ№11

Лабораторное оборудование: набор тел, весы учебные с гирями, мензурки

Знать ход выполнения работы

04.03

49.

Плавание тел. Плавание судов.

УОНМ

Применение условий плавания для объяснения плавания судов. Понятие осадки судна, ватерлинии, водоизмещения. Грузоподъемность судна. Водный транспорт.

Применение условий плавания для объяснения плавания судов. Понятие осадки судна, ватерлинии, водоизмещения. Грузоподъемность судна. Водный транспорт.

Объяснять плавание судов. Условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает.

Что называется, осадкой судна, его водоизмещением, ватерлинией.

Текущий

1) условия плавания тел. Опыт по рисунку 140.

2) опыт по рисунку 141.

п. 50,51, упр.26(2)

10.03

50.

Лабораторная работа № 12: «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

УПЗУ

По описанию в учебнике.

Экспериментально выяснять условия плавания тела.

ЛБ №12

Лабораторное оборудование: набор тел, весы учебные с гирями, мензурки

Знать ход выполнения работы

11.03

51.

Воздухоплавание.

КУ

Выталкивающая сила воздуха. Условия подъема воздушного шара и его спуска. Аэростаты, стратостаты, дирижабли. Использование горячего воздуха для управления шаром.

Причину возникновения подъемной силы воздушных шаров, что такое аэростат, дирижабль, стратостат.

Тестирование

Тест

п.52, вопросы к параграфу

17.03

52.

Контрольная работа по теме «Архимедова сила»

УКЗУ

Архимедова сила. Формула для вычисления архимедовой силы.

Применять полученные знания при решении задач

КР №4

КИМы по теме «Архимедова сила»

индивидуальные задания

18.03

53.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

УОСЗ

Коррекция знаний

Решать типовые задачи на вычисление архимедовой силы, давления жидкости и условия плавания тел.

СР

Сборники задач.

Экспериментальное задание

31.03

Работа и мощность. Энергия (13 часов)

54.

Механическая работа. Единицы работы

УОНМ

Механическая работа как физическая величина. Условия совершения механической работы. Определение, формула, единицы работы, знак работы (три случая).

Вычислять механическую работу для простейших случаев.

УО

п.53, упр.28(3)

01.04

55.

Мощность. Единицы мощности.

УОНМ

Мощность, как характеристика быстроты совершения механической работы. Определение, формула, единицы мощности. Понятие средней мощности. Мощности некоторых двигателей (таблица 5). Определение работы по заданной мощности и времени ее совершения.

Рассчитывать работу по заданной мощности и времени ее совершения.

УО

п.54, упр.29(5)

07.04

56.

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

КУ

Простые механизмы. Виды простых механизмов. Применение простых механизмов. Понятие рычага. Устройство рычага. Плечо силы. Условие равновесия рычага. Правило рычага.

Что такое простые механизмы, их виды и применение, знать, что рычаг - простой механизм; устройство рычага, правило рычага.

СР

Опыт по рисунку 154.

п.55,56, вопросы к параграфу

8.04

57.

Момент силы

УОНМ

Момент силы. Определение, обозначение, формула. Правило моментов. Единица момента сил. Момент силы как характеристика действия силы

Определение момента силы, единица момента силы, правило моментов

УО

п.57, читать, знать формулу

14.04

58.

Рычаги в технике, быту и природе.

КУ

Правило рычага - основа действия различных инструментов и устройств. Действие рычажных весов

Приводить примеры использования рычагов в технике и быту.

УО

Ножницы, плоскогубцы

п.58, упр.30(2)

15.04

59.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага»

УПЗУ

Экспериментально установить, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;

ЛБ№13

Лабораторное оборудование: рычаг-линейка, набор грузов, динамометры лабораторные

Знать условия равновесия рычага

21.04

60.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»

УОНМ

Блок, его устройство. Два вида блока: неподвижный и подвижный. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Что такое блок, виды блоков (подвижный и неподвижный), их назначение как преобразователей силы, «золотое правило» механики. Объяснять, где и для чего применяются блоки

УО

1) подвижный и неподвижный блок.

2) опыт по рисунку 170.

П.59,60, вопросы к параграфу

22.04

61.

Коэффициент полезного действия.

КУ

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма: определение, формула, числовые значения. Способы увеличения КПД механизма.

Понятия «полезная и полная (затраченная) работа», знать, что полезная работа всегда меньше полной работы; понятие «коэффициент полезного действия» и формулу для его определения.

УО

п.61, читать

28.04

62.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

УПЗУ

По описанию в учебнике.

Убедиться в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной

ЛБ№14

Лабораторное оборудование: набор по механике

Знать ход выполнения работы

29.04

63.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

КУ

Понятие об энергии. Потенциальная энергия. Формула для вычисления потенциальной энергии тела, понятого над поверхностью Земли. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Кинетическая энергия. Формула для определения кинетической энергии. Использование кинетической энергии в технике

Понятие «энергия», виды механической энергии, формулы для определения кинетической и потенциальной энергии.

УО

Опыт по рисунку 173.

п.62, 63, упр.32(2) устно

05.05

64.

Превращение одного вида механической энергии в другой

КУ

Переход одного вида механической энергии в другой.

Смысл закона сохранения механической энергии.

Объяснять превращения одного вида механической энергии в другой.

УО

Опыт по рисункам 175, 176.

п.64, упр.33(2) устно

06.05

65.

Контрольная работа по теме «Механическая работа и мощность. Простые механизмы»

УКЗУ

Работа и мощность. Энергия.

Применять полученные знания при решении задач

КР№5

КИМы по теме «Механическая работа и мощность. Простые механизмы»

Индивидуальные задания

12.05

66.

Работа над ошибками. Повторение

УОСЗ


Задание в тетрадях

13.05

Повторение (4 часа)

67.

Промежуточная аттестация за курс 7 класса.

УОСЗ

Элементы содержания всего курса физики 7 класса.

Применять полученные знания при решении задач

Тест

повторить

п.34-38

19.05

68.

Взаимодействие тел.

УОСЗ

Тест

повторить

п.53-64

20.05

69.

Работа и мощность. Энергия.

УОСЗ

Тест

Задача в тетрадях

26.05

70.

Подведение итогов.

УОСЗ


27.05
























Используемые учебники и другие пособия:


  1. А.В.Перышкин. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Дрофа», 2008.

  2. В.И.Лукашик, Е.В.Иванов. Сборник задач по физике для 7-9 класса.

  3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика 7 класс. Дидактические материалы. М.:Дрофа, 2009.

  4. Н.М.Обликова. Физика 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина «Физика 7 класс». Волгоград, ИТД «Корифей», 2006.

  5. Рабочая тетрадь по физике 7 класс.

Критерии оценок

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда






© 2010-2022