- Преподавателю
- Математика
- Программа кружка по математики Изучаем математику
Программа кружка по математики Изучаем математику
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Христофорова М.Ю. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тульской области
«Алексинский машиностроительный техникум»
Рабочая программа
математического кружка
«Изучая математику…»
Разработчик:
преподаватель ГОУ СПО ТО «АМТ» Христофорова М.Ю.
Рассмотрена на заседании методического объединения
Протокол № ___ от «___» _____________ 20__ г.
Методист: ______________________________ Н.Н. Шкурко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины «Математика», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям 42.01.01Агент рекламный, 43.01.02. Парикмахер.
Основная задача обучения математике в основной школе - обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Рабочая программа математического кружка содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы преподавателя, и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Основные цели кружка:
-
привитие интереса обучающимся к математике;
-
углубление и расширение знаний обучающихся по математике;
-
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
-
формирование у обучающихся опыта творческой деятельности;
-
воспитание у обучающихся настойчивости, инициативы, самостоятельности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, невыходящими за рамки программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
1. Общая характеристика программы
Кружок предназначен для обучающихся 1 и 2 курса социально-экономического профиля.
Программа рассчитана на 60 часов: 20 часов на 1 курсе (1 час в 2 недели) и 40 часов на 2 курсе (1 час в неделю), в соответствие с чем и составлена данная программа.
Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала.
Программа предусматривает доступность излагаемого материала для обучающихся и планомерное развитие их интереса к предмету.
Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии.
Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности обучающихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Особенности курса:
-
Краткость изучения материала.
-
Практическая значимость для обучающихся.
-
Нетрадиционные формы изучения материала.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Изучение математики в рамках математического кружка направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Умения и навыки обучающихся, формируемые программой:
-
навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
-
составление алгоритмов решения типичных задач
Проверка результатов проходит в форме:
-
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
-
собеседования (индивидуальное и групповое),
-
опросников,
-
тестирования,
-
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение обучающимся границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета.
3. Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы математического кружка во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, учебники, компьютеры, мультимедийный проектор.
-
Тематическое планирование
№ занятия
Содержательный
раздел
Элементы содержания
Форма работы
Форма контроля
Кол-во часов
Развитие понятия о числе
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами
Беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
1
Рациональные и иррациональные числа.
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Проверка самостоятельно решенных задач
1
Действительные числа и свойства действий над ними
Групповая работа
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
1
Приближённое значение чисел. Абсолютная и относительная погрешности
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Решение самостоятельной работы.
1
Комплексные числа. Арифметические операции над комплексными числами
Лекция, сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Тестирование
1
Корни, степени и логарифмы
Степень с натуральным, нулевым и отрицательным целым показателем. Стандартный вид положительного действительного числа
Беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Подготовка сообщений
1
Корни натуральной степени из числа и их свойства.
Работа с таблицами и справочной литературой
Решение самостоятельной работы.
1
Степени с рациональными показателями, их свойства.
Беседа, выполнение тренировочных упражнений
Математический диктант
1
Тождественное преобразование рациональных и показательных выражений
Практикум по решению тренировочных упражнений
Тестирование
1
Определение логарифма положительного числа по данному основанию. Основное логарифмическое тождество. Свойства логарифмов.
Лекция, сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Подготовка сообщений
1
Десятичный и натуральные логарифмы. Характеристика и мантисса десятичного логарифма
Работа с таблицами и справочной литературой
Решение самостоятельной работы.
1
Тождественное преобразование логарифмических выражений
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Тестирование
1
Прямые и плоскости в пространстве
Геометрические фигуры, их основные свойства. Геометрические построения на плоскости
Беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Фронтальный опрос
1
Взаимное расположение двух прямых в пространстве.
Игровое занятие на повторение теоретических понятий
Решение самостоятельной работы.
1
Параллельность в пространстве
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
1
Перпендикулярность в пространстве. Теорема о трёх перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная.
Объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Математический диктант
1
Углы в пространстве
Работа в парах по решению задач
Проверка самостоятельно решенных задач
1
Параллельное проектирование
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
1
Расстояния в пространстве
Игровое занятие на повторение теоретических понятий
Решение самостоятельной работы.
1
Изображение пространственных фигур
Выполнение практической работы
Тестирование
1
Функции, их свойства и графики.
Определение функции. Способы задания функции. Графики функции, заданной аналитически
Лекция, выполнение тренировочных упражнений
Фронтальный опрос
1
Свойства функции: монотонность, ограниченность, периодичность, чётность.
Работа в парах
Математический диктант
1
Промежутки возрастания и убывания функции. Наибольшее и наименьшее значение функции
Объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Подготовка сообщений
1
Степенная и показательная функция
Сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Проверка самостоятельно решенных задач
1
Понятие обратной функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции
Сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Фронтальный опрос
1
Логарифмическая функция: определение, свойства, график
Объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Подготовка сообщений
1
Определение тригонометрических функций. Взаимосвязь свойств и графиков тригонометрических функций
Работа в парах по решению задач
Подготовка сообщений
1
Арифметические операции над функциями.
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Тестирование
1
Многогранники и тела вращения
Призма, её основания, боковые ребра, высота. Прямая и наклонная призма. Правильная призма.
Лекция, сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Решение самостоятельной работы.
1
Пирамида, её основания, боковые ребра, высота Правильная пирамида. Усечённая пирамида
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Математический диктант
1
Симметрии призме и пирамиде
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
1
Сечения призмы, куба, пирамиды
Выполнение практической работы
Подготовка сообщений
1
Цилиндр: основание, высота, образующая
Сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Фронтальный опрос
1
Конус: основание, высота, образующая. Усечённый конус
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Тестирование
1
Сечение цилиндра и конуса плоскостью.
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
1
Шар и сфера. Сечение шара плоскостью. Симметрия шара. Касательная плоскость к шару.
Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Проверка самостоятельно решенных задач
1
Формулы объема призмы и пирамиды,
Работа в парах по решению задач
Фронтальный опрос
1
Объём цилиндра. Объём конуса. Объём усечённого конуса
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Проверка самостоятельно решенных задач
1
Объём шара. Объём шарового сегмента и сектора.
Игровое занятие на повторение теоретических понятий
Математический диктант
1
Площадь боковой поверхности призмы и цилиндра.
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
1
Площадь боковой поверхности пирамиды и конуса.
Групповая работа
Фронтальный опрос
1
Площадь сферы
Выполнение практической работы
Проверка самостоятельно решенных задач
1
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Тестирование
1
Производная, первообразная и интеграл
Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл.
Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Решение самостоятельной работы.
1
Производные суммы, разности, произведения, частного.
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Математический диктант
1
Производные обратной функции и композиции функции
Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Решение самостоятельной работы.
1
Промежутки возрастания и убывания. Наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума.
Работа в парах по решению задач
Тестирование
1
Применение производной к исследованию функций и построению графиков
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Фронтальный опрос
1
Вторая производная, ее геометрический и физический смысл.
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Проверка самостоятельно решенных задач
1
Первообразная и интеграл.
Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Математический диктант
1
Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница.
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Подготовка сообщений
1
Примеры применения интеграла в физике и геометрии
Групповая работа
Тестирование
1
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Размещения. Формула для вычисления числа размещений.
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Проверка самостоятельно решенных задач
1
Перестановки и сочетание. Размещения и сочетания с повторениями.
Объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Фронтальный опрос
1
Формула бинома Ньютона.
Практикум по решению тренировочных упражнений
Решение самостоятельной работы.
1
Треугольник Паскаля.
Практикум по решению тренировочных упражнений
Подготовка сообщений
1
Элементарные и сложные события.
Сообщение учащихся, объяснение
Математический диктант
1
Вероятность события, сложение и умножение вероятностей
Групповая работа
Решение самостоятельной работы.
1
Понятие о задачах математической статистики.
Практикум по решению тренировочных упражнений.
Тестирование
1
Итоговое занятие
1
-
ЛИТЕРАТУРА
-
Алгебра и начала анализа. Сборник задач. Учебное пособие для 10 кл. общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. А.Е.Абылкасымова, К.Д. Шойынбеков, М.И.Есенова, С.К.Тулеубаева. - Алматы: Мектеп, 2010.
-
Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. А.Е.Абылкасымова, К.Д. Шойынбеков, М.И.Есенова, З.А.Жумагулова. - Алматы: Мектеп, 2010.
-
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. - Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006
-
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005
-
Геометрия. Сборник задач. Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. В.Гусев, А.Еден. - Алматы: Мектеп, 2010.
-
Геометрия. Сборник задач. Учебное пособие для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. В.Гусев, Ж.Кайдасов, Е.Есенгазин. - Алматы: Мектеп, 2011.
-
Геометрия. Дидактические материалы: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. В.Гусев, Ж.Кайдасов. - Алматы: Мектеп, 2010.
-
Геометрия. Методическое руководство: Пособие для учителей 10 кл. общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Кайдасов Ж. и др. - Алматы: Мектеп, 2010.
-
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. - Саратов: «Лицей», 2002
-
Любимова Т.Г. Хочешь быть умным? Решай задачи! - Чебоксары: «Клио» 2002.
-
Макарычев Ю. Н. Алгебра: Дополнительные главы к школьному учебнику. 9 класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 2000.
-
Мантуленко В.Г. Кроссворды для школьников. Математика / В.Г. Мантуленко, О.Г.Гетманенко. - Ярославль: Академия развития, 2008
-
Сухин И. Г. 1200 головоломок с неповторяющимися цифрами. - М. «Астрель» 2003
-
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта+, 2002
-
Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев. -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
-
Интернет-ресурсы:
информационный портал для работников системы образования zavuch.info/
электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/),
Федеральный портал Российское образование edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) fcior.edu.ru
Российский общеобразовательный портал school.edu.ru
Сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика») prosv.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru/
Педагогический журнал «Учитель» ychitel.com/
Математическое образование: прошлое и настоящее mathedu.ru/